×
17.02.2020
220.018.0334

СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ МНОГОЗВЕННОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002714283
Дата охранного документа
13.02.2020
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к испытаниям элементов космического аппарата (КА). Способ испытаний многозвенной системы космического аппарата на функционирование заключается в том, что КА устанавливают на системе обезвешивания. Закрепляют на звене в точке, соответствующей продольной координате L центра масс звена. Рассчитывают значение регулировки положения точки закрепления устройства обезвешивания на звене по продольной координате положения его центра масс на полученное значение:
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к способам испытаний многозвенных механических систем, преимущественно космических аппаратов, на функционирование и может быть использовано в ракетно-космической технике при проведении наземной отработки конструкций космических аппаратов (КА).

Из существующего уровня техники известен способ испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование (патент RU №2252407 С1, кл. G01M 19/00), заключающийся в том, что космический аппарат устанавливают с возможностью раскрытия звеньев механической системы, соединенной с приводами раскрытия в вертикальной плоскости. Каждое звено механической системы крепят посредством пружин обезвешивания к поворотной балочной системе (элементам системы обезвешивания) и проводят регулировку усилия натяжения пружин обезвешивания (определенного заранее при взвешивании панели батареи солнечной) при раскрытом положении звеньев механической системы. Закрывают звенья, фиксируют звенья к корпусу космического аппарата и выполняют последовательное раскрытие звеньев механической системы с помощью приводов раскрытия. Регулировка усилия натяжения каждой пружины обезвешивания обеспечивают установку верхнего торца каждого звена механической системы в горизонтальную плоскость с точностью не выше 0,4°, а раскрытие звеньев механической системы производят при усилиях, создаваемых приводами раскрытия, превышающими соответствующие номинальные усилия раскрытия не менее чем на 30%.

Из существующего уровня техники известен способ испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование и устройство для его осуществления (патент RU №2293961 С2, кл. G01M 13/02, G01M 19/00), заключающийся в том, что при проведении испытаний многозвенную механическую систему крепят каждым звеном к соответствующей секции балочной системы, поддерживающей механическую систему, с помощью регулируемых пружин с возможностью раскрытия механической системы в вертикальной плоскости. После этого с помощью настройки пружин обезвешивают звенья механической системы и затем обеспечивают жесткую связь каждого звена механической системы с соответствующей секцией секции балочной системы. Затем проводят испытания, производя совместное раскрытие звеньев многозвенной механической системы и секции балочной системы, проверяя функционирование механической системы.

Из существующего уровня техники известен способ испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование и устройство для его осуществления (патент RU №2516880 С2, кл. B64G 7/00, B64G 5/00, G01M 17/00), заключающийся в том, что устройство для обезвешивания многозвенной механической системы КА содержит закрепленные на КА поворотные секции, расположенные в плане над соответствующими звеньями механической системы и связанные с ними посредством регулируемых пружин обезвешивания, трансформируемую опорную конструкцию из горизонтальных несущих штанг с кронштейнами, поворотные секции. Наименее удаленная от КА несущая штанга закреплена на КА, а наиболее удаленная от КА несущая штанга посредством опорной стойки опирается на пол помещения. Трансформируемая опорная конструкция снабжена фиксаторами взаимного положения несущих штанг, несущие штанги снабжены Г-образными упорами, опирающимися на пол помещения, кронштейны размещены на несущих штангах с возможностью взаимодействия и фиксации с поворотными секциями в их наиболее удаленных от космического аппарата концах. КА с закрепленным на нем устройством для обезвешивания многозвенной механической системы устанавливают на место проведения испытаний, проводят установку и фиксацию необходимой конфигурации опорной трансформируемой конструкции в горизонтальной плоскости, последовательно фиксируют положения поворотных секций системы обезвешивания в горизонтальной плоскости.

Из существующего уровня техники, наиболее близким к заявленному решению (прототипом), является способ испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование (патент RU №2646969 С1, кл. G01M 19/00), заключающийся том, что космический аппарат, содержащий корпус с закрепленной на нем многозвенной механической системой, с приводами раскрытия, устанавливают с возможностью раскрытия звеньев механической системы в вертикальной плоскости на системе обезвешивания, отличающийся тем, что регулируют усилия натяжения каждой пружины обезвешивания в раскрытом или сложенном положении механической системы, используют значения масс и положения центров масс звеньев механической системы, полученных теоретическим или практическим путем, переводят многозвенную механическую систему в сложенное положение и фиксируют на корпусе космического аппарата или в раскрытое положение, если регулировка усилия пружин проходила в сложенном положении, и снимают значения усилий натяжения пружин обезвешивания в соответствующем положении, рассчитывают значения усилия для регулировки натяжения пружины обезвешивания каждого звена, соответствующее реальному весу элемента механической системы, затем, в случае, если механическая система в раскрытом положении, переводят ее в сложенное положение и фиксируют на корпусе космического аппарата, затем проводят перенастройку пружин обезвешивания на полученные после расчета значения, после чего проводят испытание многозвенной механической системы на раскрытие, при этом на приводах раскрытия создаются усилия, не превышающие номинальные усилия необходимые для раскрытия.

Недостатком описанных выше способов является то, что точка крепления устройства обезвешивания соответствует положению центра масс звена, определенному теоретическим путем (при условии, что конструкция механической системы неразборная и не позволяет определить фактическое положение центра масс звена). Это приводит к возникновению крутящего момента вокруг точки крепления устройства обезвешивания. Возникающий крутящий момент создает нештатные нагрузки для конструкции и силы сопротивления в узлах разворота звеньев механической системы не связанные с ее штатным функционированием, что ухудшает имитацию невесомости при испытании механической системы на функционирование.

Для заявленного способа выявлены основные общие существенные признаки, такие как: многозвенная механическая система, система обезвешивания, раскрытие звеньев механической системы в вертикальной плоскости.

Технической проблемой, на решение которой направлено заявляемое изобретение являются низкий уровень имитации невесомости при испытании многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование.

Представленная техническая проблема предлагаемого изобретения решаются, способом испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование, заключающимся в том, что космический аппарат, содержащий корпус с закрепленной на нем многозвенной механической системой, с приводами раскрытия, устанавливают с возможностью раскрытия звеньев механической системы в вертикальной плоскости на системе обезвешивания, согласно изобретению, закрепляют устройство обезвешивания на звене в точке, соответствующей продольной координате L центра масс звена, полученной теоретическим путем, которая определяет расстояние между осью вращения звена и точкой закрепления устройства обезвешивания, контролируют значение усилия натяжения пружин устройства обезвешивания P1 и Р2 в момент начала раскрытия звена и в середине пути его движения соответственно, рассчитывают значение регулировки положения точки закрепления устройства обезвешивания на звене по продольной координате положения его центра масс на полученное значение:

где

Р1 - значение усилия натяжения пружин устройства обезвешивания в момент начала раскрытия звена;

Р2 - значение усилия натяжения пружин устройства обезвешивания в середине пути его движения;

- значение регулировки положения точки закрепления устройства обезвешивания на звене по продольной координате его центра масс;

L - продольная координата положения центра масс звена механической системы, полученная теоретическим путем, расстояние между осью вращения звена и точкой закрепления устройства обезвешивания;

затем проводят регулировку положения точки закрепления устройства обезвешивания на звене на полученные после расчета значения, затем проводят испытание многозвенной механической системы на раскрытие.

Техническим результатом изобретения является создание условий невесомости при испытании многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование максимально приближенных к натурным, за счет определения фактической продольной координаты центра масс звена механической системы.

Указанный технический результат предлагаемого изобретения достигается тем что, условие правильного определения положения центра масс звена имеет вид:

где:

Р1 - значение усилия натяжения пружин устройства обезвешивания в момент начала раскрытия звена;

Р2 - значение усилия натяжения пружин устройства обезвешивания в середине пути его движения;

- значение регулировки положения точки закрепления устройства обезвешивания на звене по продольной координате его центра масс;

L - продольная координата положения центра масс звена механической системы, полученная теоретическим путем, расстояние между осью вращения звена и точкой закрепления устройства обезвешивания.

В случае если ≠0, то это означает, что теоретическая координата центра масс звена не соответствует фактической координате центра масс. Это приводит к возникновению крутящего момента вокруг точки крепления устройства обезвешивания вызванного фактическим положением центра масс. Возникающий крутящий момент создает не штатные нагрузки для конструкции и силы сопротивления в узлах разворота звеньев механической системы не связанные с ее штатным функционированием, что снижает качество обезвешивания и испытаний механической систем. Для исключения возникающего крутящего момента необходимо рассчитать значение и провести регулировку координаты точки закрепления устройства обезвешивания к соответствующему звену.

Порядок определения фактического центра масс звена механической системы космического аппарата:

- закрепляют устройство обезвешивания на звене в точке, соответствующей продольной координате L центра масс звена, полученной теоретическим путем, которая определяет расстояние между осью вращения звена и точкой закрепления устройства обезвешивания;

- контролируют значение усилия натяжения пружин устройства обезвешивания Р1 и Р2 в момент начала раскрытия звена и в середине пути его движения соответственно;

- рассчитывают значение регулировки положения точки закрепления устройства обезвешивания на звене по продольной координате его центра масс на полученное значение

- проводят регулировку положения точки закрепления устройства обезвешивания на звене на полученные после расчета значения;

- затем проводят испытание многозвенной механической системы на раскрытие.


СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ МНОГОЗВЕННОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ МНОГОЗВЕННОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ МНОГОЗВЕННОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ МНОГОЗВЕННОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 193 items.
27.06.2015
№216.013.5815

Способ защиты командно-измерительной системы космического аппарата

Изобретение относится к области автоматизированных систем управления подвижными объектами, в частности космическими аппаратами (КА), и, более конкретно, к способам защиты командно-измерительной системы космического аппарата от несанкционированного вмешательства, возможного со стороны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554090
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5824

Способ эскплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей системы электропитания космического аппарата, эксплуатирующегося на низкой околоземной орбите

Предлагаемое изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей в автономных системах электропитания космических аппаратов, эксплуатируемых на низкой околоземной орбите. Технический результат - повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554105
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.08.2015
№216.013.6960

Способ коррекции орбитального движения космического аппарата

Изобретение относится к управлению движением космического аппарата (КА) с помощью реактивного двигателя коррекции (ДК). Способ включает приложение к КА тестового и корректирующего воздействий. При каждом из них определяют темпы нагрева стенки камеры сгорания ДК. По тестовым данным (тяге и темпу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558529
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6961

Способ резервирования космического аппарата на геостационарной орбите

Изобретение относится к управлению движением геостационарных космических аппаратов (КА) в периоды резервирования и оперативного ввода в эксплуатацию. На этапе пассивного дрейфа КА из стартовой позиции резервирования (СПР) в рабочую орбитальную позицию (точку «стояния») минимизируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558530
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6b09

Способ мониторинговой коллокации на геостационарной орбите

Изобретение относится к управлению движением группы (кластера) космических аппаратов (КА), преимущественно геостационарных спутников Земли. Согласно способу линии узлов и линии апсид орбит мониторингового КА (МКА) и смежных КА (СКА) поддерживают ортогональными. Сумма эксцентриситетов орбит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558959
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6b0a

Держатель

Изобретение относится к средствам временной фиксации различных устройств на космическом аппарате (КА), в частности панелей солнечных батарей. Держатель имеет корпус, из которого выступает стягивающий штырь (2), удерживающий элементы (4.1-4.n). Для блокировки-разблокировки оголовка штыря служат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558960
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6ca4

Регулируемый узел крепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в разъемных соединениях. Регулируемый узел крепления содержит болты, сферические шайбы, гайки, втулки с наружной резьбой, углепластиковую площадку со стропами из арамидного волокна, накладку из металлических сплавов, три...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559370
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6ca5

Способ автономной коллокации на геостационарной орбите

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для автономной коллокации на геостационарной орбите. Переводят векторы наклонения и эксцентриситета на границы разнесенных относительно друг друга областей прицеливания, измеряют параметры орбиты каждого космического аппарата...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559371
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6dc7

Способ электрических проверок космического аппарата

Изобретение относится к наземным испытаниям, в т.ч. при изготовлении космических аппаратов (КА). КА содержит систему электропитания с бортовыми источниками: солнечными (СБ) и аккумуляторными (АБ) батареями, а также стабилизированным преобразователем напряжения (СПН) с зарядными и разрядными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559661
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6df0

Многоканальный командный аппарат с электронной коммутацией

Изобретение относится к области электронной техники и автоматики и может быть использовано для формирования импульсов команд управления исполнительными элементами. Техническим результатом является повышение надежности устройства многоканального командного аппарата с электронной коммутацией за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559702
Дата охранного документа: 10.08.2015
Showing 1-10 of 17 items.
10.08.2015
№216.013.6b0a

Держатель

Изобретение относится к средствам временной фиксации различных устройств на космическом аппарате (КА), в частности панелей солнечных батарей. Держатель имеет корпус, из которого выступает стягивающий штырь (2), удерживающий элементы (4.1-4.n). Для блокировки-разблокировки оголовка штыря служат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558960
Дата охранного документа: 10.08.2015
25.08.2017
№217.015.c818

Солнечная батарея космического аппарата

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в системах энергоснабжения космических аппаратов (КА). Батарея солнечная (БС) содержит панели и раму, многократно раскрываемые и складываемые синхронно. КА, рама и панели соединены между собой посредством шарнирных соединений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619158
Дата охранного документа: 12.05.2017
10.05.2018
№218.016.390a

Способ испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование

Изобретение относится к наземным механическим испытаниям систем космического аппарата (КА). Для испытаний используют систему обезвешивания, связанную пружинами со звеньями отрабатываемой механической системы КА (например, солнечной батареи). При обезвешивании исключают взаимовлияния звеньев,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646969
Дата охранного документа: 12.03.2018
16.06.2018
№218.016.620a

Устройство фиксации шарнирного узла

Изобретение относится преимущественно к замкам развернутого положения поворотных конструкций спутника, например панелей солнечных батарей или антенн. Устройство представляет собой шарнирный узел с поворотными деталями (1, 2, 3). На одной из них установлен фиксирующий элемент в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657811
Дата охранного документа: 15.06.2018
25.06.2018
№218.016.665c

Болтовое соединение деталей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки. Болтовое соединение деталей содержит болты, которые гладкими участками установлены в отверстия первой детали с зазором, охватываемые отверстиями второй детали. Под головку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658553
Дата охранного документа: 21.06.2018
14.07.2018
№218.016.7170

Узел резьбового соединения

Предлагаемый узел резьбового соединения относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов. Узел резьбового соединения содержит две соединяемые детали, в отверстии первой детали размещаются две установленные друг в друга...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661326
Дата охранного документа: 13.07.2018
24.10.2019
№219.017.da41

Траверса

Изобретение относится к подъемно-перегрузочным устройствам для проведения операций по переносу и монтажно-стыковочным работам. Траверса содержит несущую балку, в балансировочных гнездах которой установлены стропы с такелажными узлами крепления и устройство изменения угла наклона, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703861
Дата охранного документа: 22.10.2019
10.12.2019
№219.017.ebb1

Механизм передачи движения

Настоящее изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к передачам с гибкими звеньями. Механизм передачи движения посредством двух круглых шкивов снабжен двумя гибкими звеньями и двумя свободными блоками. Одно гибкое звено имеет кинематическую связь с первым шкивом и двумя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708403
Дата охранного документа: 06.12.2019
12.12.2019
№219.017.ec87

Поворотный демпфер

Изобретение относится к машиностроению. Поворотный демпфер содержит корпус, с одной стороны которого устанавливается вал с возможностью вращения и без возможности осевого перемещения. На резьбовую часть вала, находящуюся внутри корпуса, навинчивается втулка с основной пружиной сжатия. Втулка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708517
Дата охранного документа: 09.12.2019
13.12.2019
№219.017.ed6c

Привод шарнирного соединения для разворачивания солнечных батарей или антенн космического аппарата

Изобретение относится преимущественно, к приводам поворотных конструкций космического аппарата, например панелей солнечных батарей или антенн. Устройство представляет собой приводную пружину один конец, которой закреплен на приводном ролике, конструктивно связанном с одной из поворотных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708778
Дата охранного документа: 11.12.2019
+ добавить свой РИД