×
08.02.2020
220.018.0026

Результат интеллектуальной деятельности: Система дистанционного телеметрического измерения коэффициента сопротивления уводу шин опорных катков гусеничных машин

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области транспортного машиностроения, может быть использовано при экспериментальном исследовании динамики управляемого движения и при создании систем управления движением роботизированным комплексом на базе гусеничных машин, оснащенных спутниковой навигационной системой. Система дистанционного телеметрического коэффициента сопротивления уводу опорных катков быстроходных гусеничных машин состоит из устройства измерения боковой силы, действующей на опорный каток при его качении с уводом, и устройства измерений угла бокового увода. Датчик боковой силы расположен в наиболее чувствительной части стебля балансира. Разъем датчика соединяется с микроконтроллером, прикрепленным к оси балансира. К выходному порту микроконтроллера подсоединен радио-модуль. К оси опорного катка крепится вибрационный харвестер, преобразующий энергию механических колебаний в электрическую. Харвестер через преобразователь напряжения питает микроконтроллер и радио-модуль, а ответный (принимающий) радио-модуль расположен на корпусе машины и подсоединен к компьютеру через дополнительный микроконтроллер. Величина углов бокового увода шин опорных катков измеряется спутниковой навигационной системой Racelogic по координатам осей опорных катков относительно спутниковых антенн. Технический результат – повышение точности определения характеристик бокового увода шин опорных катков при устранении субъективного фактора, повышение производительности и снижение трудоемкости измерений путем автоматизации измерения, последующей обработки результатов, анализа и хранения информации. 3 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, может быть использовано при экспериментальном исследовании динамики управляемого движения и при создании систем управления движением роботизированным комплексом на базе гусеничных машин, оснащенных спутниковой навигационной системой.

При экспериментальном исследовании динамики управляемого движения и при создании систем управления движением роботизированным комплексом (РБТК) на базе гусеничных машин необходимо с большой точностью определять момент сопротивления повороту. Величина этого момента зависит от параметров конструкции машины (момента инерции вокруг вертикальной оси, продольных координат осей опорных катков относительно центра масс) кинематических параметров движения (углового ускорения, кривизны траектории, продольного смещения центра поворота, углов увода шин опорных катков) а также от значения коэффициента сопротивления боковому уводу. Основная сложность состоит в определении коэффициента сопротивления боковому уводу шин опорных катков с большой точностью. Величина этого коэффициента определяется по функции значения частной производной боковой силы действующей на опорный каток при повороте машины по значению угла бокового увода. Эта функция является случайной, не линейной зависит от вертикальной нагрузки и температуры шин, которые не стабильна вследствие интенсивного нагрева в процессе движения и многих других параметров. Аналитическое определение коэффициента сопротивления уводу из-за сложного характера маловероятно. В связи с этим значение коэффициента сопротивления шин боковому уводу определяется экспериментально. В общем случае движение гусеничной машины с большой скоростью по дорогам с интенсивным изменением кривизны траектории сопровождается продольным смещением полюса поворота машины. При этом углы увода шин опорных катков отдельных осей отличается до 10 раз, что приводят к вариации боковых сил, значения коэффициента сопротивления увода и момента сопротивления повороту. В связи с этим для синтеза программы управления движением РБТК, расчета требуемого значения поворачивающего момента при повороте гусеничной машины, для компенсации отклонения траектории, обеспечения устойчивости движения, необходимо измерять значения коэффициентов сопротивления увода шин опорных катков каждой оси.

Известная система для определения коэффициента сопротивления шин опорных катков гусеничных машин (Динамика быстроходного танка. Под ред. Л.В. Сергеева. Москва.: Изд. ВАБТВ 1968, рис 2-11 стр. 108-109 Аналог). Система включает 2 мерных колеса (типа пятых колес), поворотные вилки которых устанавливаются в вертикальных втулках штанг, закрепленных в носовой и кормовой частях корпуса машины. При движении гусеничной машины в повороте мерные колеса и их поворотные вилки поворачиваются на углы увода соответственно θп - передних, и θз - задних колес. Величина этих углов измеряется реохордными датчиками, соединенных с регистрирующим устройством. Измерение момента, поворачивающего машину, осуществляется тензодатчиками наклеенными на валы, соединяющие трансмиссию с бортовыми редукторами. Выходы тензодатчиков соединены с регистрирующим устройством через ртутный токосъемник. При равномерном повороте движущейся машины с небольшой скоростью по окружности определенного радиуса поворачивающий момент равен моменту сопротивления поворота формируемым грунтом. При этих условиях проведения испытания среднее значение углов увода шин опорных катков ограничено, а среднее значение коэффициента сопротивления уводу определяется частным от деления поворачивающего момента на кривизну траектории и сумму квадратов продольных координат осей опорных катков относительно центра масс.

Недостаток этой системы состоит в низкой точности определения коэффициента сопротивления уводу. Это связано с тем, что в общем случае движение гусеничной машины с большой скоростью по дорогам с интенсивным изменением кривизны траектории, момент сопротивления повороту формируется не только сопротивлением грунта, но и дополнительными составляющими, инерционной и бокового движения. Как показано выше, при продольном смещении центра поворота углы увода шин опорных катков отдельных осей отличается до 10 раз, что приводят к вариации боковых сил, значения коэффициента сопротивления увода. Кроме того, при движении машины с большой скоростью наблюдается шимми мерных колес, что дополнительно снижает точность измерения.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому результату является конструкция стенда для определения статических и динамических упругих характеристик, виброзащитных свойств шин, а также характеристик бокового увода и сопротивления качения шин (Патент №2133459 (РФ) Стенд для испытания пневматических шин и упругих элементов транспортных средств / Рябов И.М., Новиков В.В., Чернышев К.В. и др. - Опубл. 20.07.99 - БИ №20, 1999 г. Прототип)

Конструкция этого стенда содержит ведущие и ведомые барабаны, охваченные гибкой лентой, для установки на нее испытуемого колеса. Под гибкой лентой в зоне ее контакта с испытуемой шиной колеса устанавливаются опорные элементы. Для нагружения колеса в вертикальной плоскости введено прижимное устройство, а для имитации качения колеса с уводом введено устройство для поворота в плоскости качения колеса относительно плоскости движения гибкой ленты. Конструкция стенда содержит также устройство для измерения боковой силы и величины задаваемого бокового угла. По измеренным значениям представляется возможным строить характеристику бокового увода шины колеса -зависимость боковой силы от угла увода. По этой зависимости определяется коэффициент сопротивления боковому воду, как частная производная боковой силы по углу увода.

Недостаток конструкции данного стенда состоит в том, что для определения характеристики бокового увода шин опорных катков гусеничных машин невозможно учесть особенность взаимодействия шин с дорогой через гусеницу с опорной поверхностью и деформацию балансира блока подвески. Кроме того, не представляется возможным учесть множество факторов приведенных выше, действующих на шины опорных катков гусеничной машины в процессе движения и влияющих на значения коэффициента сопротивления боковому уводу.

В связи с этим предлагается система дистанционного (телеметрического) измерения коэффициента сопротивления уводу шин опорных катков, которая является дальнейшим развитием прототипа, исключает указанные выше недостатки на основе реализации современных инновационных технологий. В предлагаемой конструкции системы коэффициент сопротивления уводу определяется в реальных режимах движения гусеничной машины. Значения этого коэффициента определяются, как и в прототипе по характеристике бокового увода. При этом боковые силы определяются по сигналам датчиков боковых сил, устанавливаемых на балансирах блоков подвески, а значения углов бокового увода отдельных опорных катков определяется на основе измерений с использованием спутниковой навигационной системы ориентации.

На фиг. 1 показана схема крепления измерительной и передающей части системы на балансире блока подвески опорного катка, на фиг. 2 - схема крепления принимающей и регистрирующей части системы на корпусе машины. На фиг. 3 приведены результаты измерения характеристики бокового увода предлагаемой системой и соответствующая ей функция зависимости коэффициента сопротивления уводу от угла увода шин опорного катка.

Система измерения (фиг. 1) включает датчик боковой силы 1, расположенный в наиболее чувствительной части стебля балансира блока подвески, разъем датчика 1 соединен с микроконтроллером 2, который является аппаратно-программным средством для построения систем автоматики и робототехники. К выходному порту микроконтроллера 2 подключается радио-модуль 3 (с передающей антенной), например, NRF24L01. Микроконтроллер 2 и радио-модуль 3 крепятся к оси балансира опорного катка 4. К оси опорного катка 4 крепится вибрационный харвестер 5, например, V21B2 фирмы Volture. Харвестер 5 через преобразователь напряжения 6, например, Seiko Epson S-882Z, соединен с микроконтроллером 2 и радио-модулем 3. Датчик боковой силы 1, микроконтроллер 2, радио-модуль 3, харвестер 5 и преобразователь напряжения 6 образуют измерительно-передающую часть системы. Принимающая и регистрирующая часть системы (фиг. 2) размещены на корпусе 7 быстроходной гусеничной машины и включает ответный радио-модуль 8, функции которого могут быть реализованы устройством NRF24L01. Радио-модуль 8 соединен с регистратором Racelogic VBOX3i 9, через микроконтроллер 10, например, ATmega2560.

Величина углов увода шин опорных катков измеряется спутниковой навигационной системой Racelogic по координатам осей опорных катков относительно спутниковых антенн.

Работает предлагаемая система следующим образом. В процессе движения машины происходят колебания опорных катков и закрепленного на оси опорного катка харвестера 5. При механических колебаниях харвестер 5 вырабатывает электрическую энергию, являясь автономным источником питания передающей части системы. Стабилизация питающего напряжения для передающей части системы осуществляется преобразователем напряжения 6. Аналоговый сигнал датчика 1 боковой силы поступает на микроконтроллер 2, который преобразует его в цифровой сигнал. Радио-модуль 3, подключенный к выходному порту микроконтроллера 2 передает данные с датчика 1. Регистрация измеренного параметра осуществляется регистратором 9 Racelogic VBOX3i, принятого радио-модулем 8 и обработанным в микроконтроллере 10. Значения боковых сил и углов увода опорных катков статистически обрабатывается, синхронизируется во времени и строится характеристика бокового увода шин опорных катков (фиг. 3) в виде зависимости боковой силы от угла увода. По этой характеристики определяется коэффициент сопротивления уводу как производная по углу увода, выше приведенной характеристики.

Полученные значения используются в программе управления движением РБТК при управлении поворотом из условия обеспечения устойчивости и компенсации отклонения траектории движения с требуемой точностью.

Эффективность предлагаемой системы заключаются в том, что представляется возможным измерять коэффициент сопротивления уводу с учетом взаимодействия шин опорных катков с дорогой через гусеницу, а также с учетом деформации балансира в реальных условиях движения машины. Это создает предпосылки совершенствования программ управления РБТК и адекватного моделирования процесса управляемого движения. Кроме того, снижается трудоемкость измерения коэффициента сопротивления боковому уводу шин, так как измерения осуществляются без остановки машины. Предлагаемая конструкция системы позволяет экспериментально определить с высокой точностью характеристику бокового увода шин опорных катков при устранении субъективного фактора, повысить производительность, снизить трудоемкость измерений путем автоматизации измерения, последующей обработки результатов, анализа и хранения информации.

Система дистанционного телеметрического измерения коэффициента сопротивления уводу шин опорных катков быстроходных гусеничных машин, состоящая из устройства измерения боковой силы, действующей на опорный каток при его качении с уводом, и устройства измерений угла бокового увода, отличающаяся тем, что датчик боковой силы расположен в наиболее чувствительной части стебля балансира, разъем датчика соединяется с микроконтроллером, прикрепленным к оси балансира, к выходному порту микроконтроллера подсоединен радио-модуль, к оси опорного катка крепится вибрационный харвестер, преобразующий энергию механических колебаний в электрическую, харвестер через преобразователь напряжения питает микроконтроллер и радио-модуль, а ответный (принимающий) радио-модуль расположен на корпусе машины и подсоединен к компьютеру через дополнительный микроконтроллер, величина углов бокового увода шин опорных катков измеряется спутниковой навигационной системой Racelogie по координатам осей опорных катков относительно спутниковых антенн.
Система дистанционного телеметрического измерения коэффициента сопротивления уводу шин опорных катков гусеничных машин
Система дистанционного телеметрического измерения коэффициента сопротивления уводу шин опорных катков гусеничных машин
Система дистанционного телеметрического измерения коэффициента сопротивления уводу шин опорных катков гусеничных машин
Система дистанционного телеметрического измерения коэффициента сопротивления уводу шин опорных катков гусеничных машин
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 10 items.
29.12.2017
№217.015.fc91

Способ модифицирования и легирования литых металлических изделий при литье по газифицируемым моделям

Изобретение относится к области литейного производства. Способ включает внедрение в предварительно вспененные гранулы пенополистирола частиц модификатора и легирующих добавок и спекание из них газифицируемых моделей. Модификаторы и легирующие добавки в виде микро- и наночастиц измельчаются и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638722
Дата охранного документа: 15.12.2017
19.01.2018
№218.016.0104

Вертолет

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Вертолет содержит корпус, двигатель, трансмиссию, несущие винты с автоматами перекоса, основание. На основании с телескопическими цилиндрами зафиксирован цилиндрический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629731
Дата охранного документа: 31.08.2017
20.01.2018
№218.016.108c

Способ модифицирования отливок при литье по газифицированным моделям

Изобретение относится к области литейного производства. Способ включает внедрение в предварительно вспененные гранулы пенополистирола частиц модификатора или легирующих добавок, которые ускоряются до скорости выше 0,5 м/с. Для ускорение частиц применяется поток газа, который подают импульсно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633806
Дата охранного документа: 18.10.2017
09.08.2018
№218.016.785c

Способ получения композиционных изделий литьем по газифицируемым моделям

Изобретение относится к области литейного производства. Изготавливают модель литого изделия из пенополистирола. Фиксируют в модели металлические вставки из сплава с необходимыми свойствами. Формуют модель в опоке и заливают ее матричным сплавом. Вставку в виде пластины заданных геометрических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663445
Дата охранного документа: 06.08.2018
29.08.2018
№218.016.807c

Способ определения требуемого поворачивающего момента системы управления поворотом гусеничной машины

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при проектировании систем управления поворотом, а также при исследовании динамики управляемого движения транспортных гусеничных машин. Способ определения поворачивающего момента, создаваемого системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665159
Дата охранного документа: 28.08.2018
21.01.2020
№220.017.f7c6

Несоосная многоступенчатая вально-двухпланетарная коробка передач типа 24r8

Изобретение относится к несоосным коробкам передач. В коробке передач в постоянном зацеплении находятся три пары шестерен, обеспечивающие четыре передачи, первый простой трехзвенный планетарный механизм (ПМ), обеспечивающий четыре режима движения: три передачи переднего хода и задний ход, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711323
Дата охранного документа: 16.01.2020
14.03.2020
№220.018.0c00

Активная жалюзийная система радиатора

Изобретение относится к наземным транспортным системам, легковым автомобилям. Жалюзийная система устанавливается перед радиатором и состоит из двух секций с разным проходным сечением. Таким образом последовательно закрывая или открывая секции, можно регулировать поступления охлаждающего воздуха...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716549
Дата охранного документа: 12.03.2020
24.04.2020
№220.018.1879

Система централизованной синхронизации переключения передач

Изобретение относится к системе централизованного переключения передач. Система включает планетарный редуктор, пару шестерен привода редуктора, две фрикционные муфты управления режимом работы редуктора и автоматические средства управления. Простой трехзвенный планетарный редуктор установлен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719704
Дата охранного документа: 22.04.2020
20.04.2023
№223.018.4d70

Трансмиссия с двумя параллельными выходными валами

Изобретение относится к трансмиссии транспортного средства. Трансмиссия с двумя параллельными выходными валами состоит из многоступенчатой коробки передач (МКП), совмещающей две функции: изменение крутящего момента по величине, а также механизма поворота. На выходе МКП установлены два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002793166
Дата охранного документа: 29.03.2023
20.04.2023
№223.018.4e1a

Реверсивная вально-планетарная соосная раздаточная коробка 16rr16

Изобретение относится к коробке передач. В коробке передач три пары цилиндрических шестерен и простой трехзвенный планетарный механизм обеспечивают шестнадцать передач. Конический редуктор реализует реверс. Достигается улучшение эксплуатационных свойств за счет реверса и увеличения числа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002793188
Дата охранного документа: 29.03.2023
Showing 1-10 of 10 items.
27.11.2013
№216.012.85c9

Способ исключения резонансных режимов колебаний металлокерамических дисков гидромеханической трансмиссии транспортной машины

Изобретение относится к способу исключения резонансных режимов колебаний металлокерамических дисков гидромеханической трансмиссии транспортной машины. Способ заключается в аналитическом или экспериментальном определении спектра частот возмущений двигателя и спектра собственных частот...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499927
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.10.2014
№216.012.fa53

Мехатронная система управления поворотом быстроходной гусеничной машины

Изобретение относится к системе управления поворотом быстроходных гусеничных машин (БГМ). БГМ оснащена гидромеханической трансмиссией и дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемным приводом. Система управления поворотом состоит из объемного гидропривода, гидронасос которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529929
Дата охранного документа: 10.10.2014
27.11.2014
№216.013.0aa0

Система управления движением быстроходной транспортной машины

Изобретение относится к системам управления движением быстроходных гусеничных машин (БГМ). БГМ оснащена гидромеханической трансмиссией и дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемным приводом. Автоматизированная система управления движением состоит из измерителей управляющих воздействий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534128
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.04.2016
№216.015.351a

Способ определения приведенного момента инерции дотрансформаторной зоны гидромеханической трансмиссии транспортной машины

Способ определения приведенного момента инерции дотрансформаторной зоны гидромеханической трансмиссии транспортной машины заключается в его расчете по зависимостям, связывающим угловые ускорения, действующие крутящие моменты, а также моменты инерции двигателя, насосного и турбинного колес...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581891
Дата охранного документа: 20.04.2016
04.04.2018
№218.016.325d

Мехатронная система управления движением быстроходной гусеничной машины

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Мехатронная система управления движением быстроходной гусеничной машины содержит дизельный двигатель со всережимным регулятором, входной редуктор, соединяющий двигатель с гидромеханической трансмиссией, состоящей из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645487
Дата охранного документа: 21.02.2018
29.08.2018
№218.016.807c

Способ определения требуемого поворачивающего момента системы управления поворотом гусеничной машины

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при проектировании систем управления поворотом, а также при исследовании динамики управляемого движения транспортных гусеничных машин. Способ определения поворачивающего момента, создаваемого системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665159
Дата охранного документа: 28.08.2018
20.02.2019
№219.016.bfdf

Гель, обладающий противовоспалительным и противоаллергическим действием

Изобретение относится к медицине, а именно к созданию лекарственной композиции в форме геля для наружного применения, обладающего противовоспалительным и противоаллергическим действием. Гель включает в качестве активного вещества ксимедон, в качестве антигистаминного препарата дифенгидрамин,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002370265
Дата охранного документа: 20.10.2009
02.08.2020
№220.018.3bae

Способ исключения резонансных режимов в фрикционных дисках гидромеханической трансмиссии транспортной машины

Изобретение относится к области машиностроения. Определяют спектр собственных частот диска и спектр возмущений, формируемых системой. Идентифицируют параметры расчетной схемы системы. Рассчитывают спектральную плотность процесса возбуждаемых в нелинейной системе колебаний. Математическую модель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728584
Дата охранного документа: 30.07.2020
20.04.2023
№223.018.4b72

Способ расчетно-экспериментального определения динамического момента в энергосиловом блоке транспортной машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Способ расчетно-экспериментального определения динамического момента в энергосиловом блоке транспортной машины заключается в определении действующего момента двигателя по сигналам датчиков частоты вращения вала двигателя и положения органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002767210
Дата охранного документа: 16.03.2022
27.05.2023
№223.018.70ab

Способ гашения низкочастотных колебаний в трансмиссии транспортной машины

Изобретение относится к способу гашения низкочастотных колебаний в трансмиссии транспортной машины на стадии после кинематического выравнивания скоростей ведущих и ведомых частей. Способ заключается в создании противофазного управляющего воздействия на собственной частоте динамической системы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002735455
Дата охранного документа: 02.11.2020
+ добавить свой РИД