×
17.01.2020
220.017.f6f2

Результат интеллектуальной деятельности: Система управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для регулирования положения направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя (ГТД). Техническим результатом настоящего изобретения является разработка системы управления положением направляющих аппаратов компрессора ГТД, обеспечивающей повышенную надежность управления направляющими аппаратами, а также высокую точность регулирования в широких пределах регулирования за счет повышения точности позиционирования направляющих аппаратов. Указанный технический результат обеспечивается тем, что в системе управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя, содержащей привод регулирования положения направляющих аппаратов, блок управления, соединенный с блоком датчиков измерения параметров работы газотурбинного двигателя, первый и второй переключатели, управляемые исполнительными механизмами, связанными с блоком управления, новым является то, что система оснащена третьим переключателем, управляемым от логического блока, связанным с первым и вторым переключателями, привод регулирования положения направляющих аппаратов выполнен в виде двух гидроцилиндров, подвижные элементы которых оснащены датчиками их положения, связанными с блоком управления, и кинематически связаны с кольцевым приводом лопаток направляющих аппаратов компрессора. Причем система также оснащена двумя электрогидроусилителями, связанными с блоком управления, каждый из которых через переключатели выполнен с возможностью управления одним или двумя гидроцилиндрами, при этом входы логического блока связаны с выходами исполнительных механизмов управления первым и вторым переключателями. 1 ил.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для регулирования положения направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя (ГТД).

Известна система управления ГТД, обеспечивающая регулирование подачи топлива и положения направляющих аппаратов компрессора, содержащая электронный цифровой регулятор, связанный с основным регулятором подачи топлива в камеру сгорания и с резервным регулятором, выходы регуляторов связаны с селектором переключения, который связан с дозатором топлива. Резервный регулятор выполнен в виде гидрозамедлителя, центробежного чувствительного элемента, регулятора отношений давлений перед - и за компрессором, регулятора направляющих аппаратов.

В процессе работы системы регулятор подачи топлива осуществляет управление дозатором по команде электронного цифрового регулятора. При работе резервного регулятора, он осуществляет регулирование подачи топлива и управление механизацией компрессора по заданным двигательным параметрам.

(см. патент РФ на полезную модель №37528, кл. F02C 7/22, 2004 г.).

В результате анализа известной системы управления ГТД необходимо отметить, что она не обеспечивает эффективного регулирования положения направляющих аппаратов, так как обладает невысоким быстродействием и надежностью. Кроме того, точность регулирования положения направляющих аппаратов при использовании данной системы весьма невысока.

Известна система управления положением направляющих аппаратов компрессора ГТД, содержащая привод регулирования положения направляющих аппаратов, связанный с выходом элемента управления (сумматора), первый и второй входы которого связаны с ключами, управляемыми исполнительными механизмами. Ключ и управляющий им исполнительный механизм образуют переключатель. Система содержит первый и второй переключатели. Исполнительные механизмы переключателей управляются от элемента сравнения, первый вход которого связан с блоком формирования заданной приведенной частоты вращения ротора компрессора, а второй - с блоком формирования фактической приведенной частоты вращения ротора компрессора, входы которого связаны с датчиками (не показаны) температуры воздуха на входе в двигатель и частоты вращения ротора компрессора.

Ключ первого переключателя связан с выходом регулятора отношения давления воздуха за компрессором и давления воздуха на входе в компрессор, входы которого связаны с датчиками давлений за и перед компрессором.

Ключ второго переключателя связан с выходом регулятора расхода воздуха, пропускаемого через компрессор, вход которого связан с датчиком расхода воздуха.

В процессе работы системы один регулятор по отношению давлений воздуха за и перед компрессором формирует управляющий сигнал и подает его на ключ первого переключателя. Другой регулятор по значению расхода воздуха формирует управляющий сигнал и подает его на ключ второго переключателя.

Параллельно, с блока формирования заданной приведенной частоты вращения ротора компрессора, сформированный постоянный сигнал заданной частоты вращения ротора поступает на первый вход элемента сравнения. На входы блока формирования фактической приведенной частоты вращения ротора с датчиков поступают текущие значения температуры воздуха на входе в двигатель и частоты вращения ротора компрессора. В блоке сравнения постоянно сравниваются значения данных сигналов. До тех пор, пока фактическое значение приведенной частоты вращения ротора не превышает заданной блоком, на исполнительный механизм второго переключателя с блока сравнения поступает сигнал на замыкание управляемого им ключа, а на исполнительный механизм первого переключателя поступает сигнал на размыкание управляемого им ключа. Таким образом, на первый вход сумматора с ключа первого переключателя поступает нулевой сигнал, а на его второй вход с ключа второго переключателя сигнал управления от регулятора, в соответствии с которым исполнительный механизм регулирует положение направляющих аппаратов ГТД. Таким образом, пока фактическое значение приведенной частоты вращения ротора компрессора не превысило заданной блоком, управление направляющими аппаратами осуществляется от регулятора только по сигналу расхода воздуха.

В случае, если фактическое значение приведенной частоты вращения ротора превышает заданную, на исполнительный механизм первого переключателя с блока сравнения поступает сигнал на замыкание ключа, а на исполнительный механизм второго переключателя поступает сигнал на размыкание ключа. На первый вход сумматора с переключателя поступает сигнал управления от регулятора, в соответствии с которым исполнительный механизм регулирует положение направляющих аппаратов ГТД, а на исполнительный механизм второго переключателя с блока сравнения поступает сигнал на размыкание ключа.

(см. патент РФ на полезную модель №112725, кл. F02C 7/26, 2011 г.) - наиболее близкий аналог.

В результате анализа данной системы необходимо отметить, что она позволяет обеспечить заданное положение рабочей линии на напорных ветках характеристики компрессора и тем самым обеспечить довольно высокий коэффициент полезного действия компрессора и его запасы газодинамической устойчивости за счет более точного регулирования по расходу воздуха на пониженной частоте вращения ротора компрессора. Однако данная система не предусматривает возможности регулирования положения направляющих аппаратов при отказе одного из элементов ее привода.

Техническим результатом настоящего изобретения является разработка системы управления положением направляющих аппаратов компрессора ГТД, обеспечивающей повышенную надежность управления

направляющими аппаратами, а также высокую точность регулирования в широких пределах регулирования за счет повышения точности позиционирования направляющих аппаратов.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в системе управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя, содержащей привод регулирования положения направляющих аппаратов, блок управления, соединенный с блоком датчиков измерения параметров работы газотурбинного двигателя, первый и второй переключатели, управляемые исполнительными механизмами, связанными с блоком управления, новым является то, что система оснащена третьим переключателем, управляемым от логического блока, связанным с первым и вторым переключателями, привод регулирования положения направляющих аппаратов выполнен в виде двух гидроцилиндров, подвижные элементы которых оснащены датчиками их положения, связанными с блоком управления, и кинематически связаны с кольцевым приводом лопаток направляющих аппаратов компрессора, причем система оснащена двумя электрогидроусилителями, связанными с блоком управления, каждый из которых через переключатели выполнен с возможностью управления одним или двумя гидроцилиндрами, при этом входы логического блока связаны с выходами исполнительных механизмов управления первым и вторым переключателями.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, на которых представлена схема заявленной системы.

Система содержит кольцевой привод 1 поворота лопаток направляющих аппаратов компрессора (не показаны). Кольцевой привод кинематически связан с гидроцилиндрами (ГЦ) 2 и 3 регулирования его положения. Гидроцилиндры расположены так, что их подвижные элементы (штоки) шарнирно связаны с кольцом в двух оппозитно расположенных точках.

Подвижный элемент ГЦ 2 оснащен датчиком 4 его положения, а подвижный элемент ГЦ 3 - датчиком 5. Выходы датчиков 4 и 5 связаны с входами блока управления (например, электронного регулятора) 6. ГЦ 2 связан с электрогидроусилителем (ЭГУ) 7 через первый переключатель 8. ГЦ 3 связан с ЭГУ 9 через второй переключатель 10. ЭГУ 7 и 9 управляются от электронного регулятора 6.

Положение переключателя 8 задается исполнительным механизмом, например, электрогидроклапаном (ЭГК) 11, а переключателя 10 - ЭГК 12. ЭГК 11 и 12 управляются электронным регулятором 6.

Система оснащена третьим переключателем 13, соединенным с выходными контактами переключателей 8 и 10. Таким образом, ГЦ 2 имеет возможность соединения с ЭГУ 9 через переключатели 10 и 13, а ГЦ 3 имеет возможность соединения с ЭГУ 7 через переключатели 8 и 13. Переключатель 13 управляется логическим элементом «И» (логическим блоком) 14, входами связанным с выходами ЭГК 11 и 12.

Блок управления 6 связан входами с датчиками, условно показанными на графических материалах в виде блока 15. В качестве датчиков могут быть использованы различные датчики, например, температуры воздуха на входе в компрессор, частоты вращения ротора и пр.

Все используемые в системе блоки и элементы, являются известными и реализуют присущие им функции, их конкретное выполнение не является предметом патентной охраны.

В качестве исполнительных механизмов может быть использована широкая гамма известных электрических, электрогидравлических и гидравлических приводных механизмов. Используемые в системе ЭГК, ЭГУ и датчики являются стандартными и могут быть реализованы в виде гидромеханических или цифровых агрегатов.

Переключатели 8, 10, 13 представляют собой золотники. Когда под торец золотника подается управляющее давление, он смещается и своими окнами перекрывает магистрали, связывающие выход ЭГУ с штоковой и бесштоковой полостями гидроцилиндров.

Конструктивно переключатели 8 и 10 выполнены нормально закрытыми, а переключатель 13 - нормально открытым.

Блок управления 6 представляет собой стандартный электронный регулятор.

Система управления положением направляющих аппаратов компрессора ГТД работает следующим образом.

Электронный регулятор 6 подает питание на ЭГК 11 и ЭГК 12, при этом переключатели 8 и 10 замыкаются и подключают ЭГУ 7 и ЭГУ 9 к управлению ГЦ 2 и ГЦ 3, соответственно. Одновременно на выходе логического элемента «И» 14 появляется управляющий сигнал, который переводит переключатель 13 в разомкнутое положение, тем самым отсекая управление ЭГУ 7 от ГЦ 3, а ЭГУ 9 от ГЦ 2, обеспечивая независимое управление каждым из ГЦ.

Электронный регулятор 6 по показаниям датчиков 4, 5 и датчиков блока 15 по известным зависимостям формирует одинаковое для обоих ГЦ 2 и 3 заданное значение положения их подвижных элементов. Заданное значение сравнивается с сигналами датчиков блока 15 и на ЭГУ 7 и 9 подается сигнал управления, пропорциональный разности заданного и фактического положений, в результате чего ГЦ 2 и 3 синхронно устанавливают кольцевой привод 1 в заданное положение. При этом исключаются перекосы кольца из-за сил трения (что имеет место при перемещении кольца одним гидроцилиндром, когда величина перекоса может достигать (10…20)% полного хода гидроцилиндра).

В случае отказа одного из контуров позиционирования, например, из-за засорения ЭГУ 7, электронным регулятором 6 регистрируется повышенная неустранимая разность значений между заданным и фактическим положениями подвижного элемента ГЦ 2, в результате чего блок управления 6 обесточивает ЭГК 11. В результате переключатель 8 переводится в разомкнутое положение и отключает ЭГУ 7 от управления ГЦ 2. Одновременно снимается сигнал с выхода логической схемы «И», в результате чего переключатель 13 замыкается и подключает выход ЭГУ 9 к ГЦ 2. ЭГУ 9 начинает управлять двумя гидроцилиндрами (ГЦ 2 и ГЦ 3). В результате управление направляющими аппаратами сохраняется без снижения точности установки кольца привода 1.

В случае отказа контура позиционирования ГЦ 3, блок управления обесточивает ЭГК 12 и управление ГЦ 2 и ГЦ 3 осуществляется от ЭГУ 7.

Использование данной системы позволяет обеспечить точное позиционирование направляющих аппаратов компрессора ГТД и повышение надежности управления направляющими аппаратами.

Система управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя, содержащая привод регулирования положения направляющих аппаратов, блок управления, соединенный с блоком датчиков измерения параметров работы газотурбинного двигателя, первый и второй переключатели, управляемые исполнительными механизмами, связанными с блоком управления, отличающаяся тем, что система оснащена третьим переключателем, управляемым от логического блока, связанным с первым и вторым переключателями, привод регулирования положения направляющих аппаратов выполнен в виде двух гидроцилиндров, подвижные элементы которых оснащены датчиками их положения, связанными с блоком управления, и кинематически связаны с кольцевым приводом лопаток направляющих аппаратов компрессора, причем система оснащена двумя электрогидроусилителями, связанными с блоком управления, каждый из которых через переключатели выполнен с возможностью управления одним или двумя гидроцилиндрами, при этом входы логического блока связаны с выходами исполнительных механизмов управления первым и вторым переключателями.
Система управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя
Система управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 110 items.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Showing 1-10 of 32 items.
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.08.2013
№216.012.611c

Способ управления газотурбинным двигателем и система для его осуществления

Группа изобретений относится к области управления работой ГТД, преимущественно авиационных, и может быть использована для управления подачей топлива в ГТД и НАК. Способ управления газотурбинным двигателем заключается в том, что расход топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490492
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.12.2013
№216.012.8db9

Система управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области управления сложными объектами техники, работающими в широком диапазоне режимов и нагрузок, контроль которых в процессе работы двигателя осуществляется по нескольким параметрам, и может быть использовано для управления авиационными газотурбинными двигателями...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501964
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.02.2015
№216.013.2ba6

Система управления положением направляющих аппаратов компрессора двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для регулирования положения направляющих аппаратов компрессора авиационного газотурбинного двигателя. Система управления положением направляющих аппаратов компрессора двухвального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542631
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.05.2015
№216.013.4f1f

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам регулирования двигателя. Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя заключается в регулировании углов установки направляющих аппаратов компрессора. Для этого предварительно формируют две или более программы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551773
Дата охранного документа: 27.05.2015
26.08.2017
№217.015.d9b9

Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления турбореактивными двигателями. Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя включает измерение частоты вращения ротора низкого давления, положения рычага...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623605
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.da6a

Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя включает измерение частоты вращения ротора низкого давления, положения рычага управления двигателем, температуры воздуха на входе в двигатель, температуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623849
Дата охранного документа: 29.06.2017
26.08.2017
№217.015.ec4f

Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение относится к электронно-гидромеханическим системам автоматического управления турбореактивными двигателями. Измеряют давление газа за турбиной низкого давления, определяют отношение давлений за компрессором и за турбиной низкого давления, для каждого значения температуры воздуха на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627627
Дата охранного документа: 09.08.2017
19.01.2018
№218.016.0995

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания и система для его осуществления

Группа изобретений относится к области авиационного двигателестроения. Система управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания оснащена делителем, селектором максимума, блоком контроля исправности датчиков давлений, а также пороговым устройством и регулятором отношения давлений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631974
Дата охранного документа: 29.09.2017
+ добавить свой РИД