Вид РИД
Изобретение
Предлагаемое изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для сбора и регистрации полетных данных на борту вертолетов и других летательных аппаратов.
Известны и применяются для сбора и регистрации полетных данных на вертолетах и самолетах системы регистрации параметров полета [патент РФ №2454713, МПК G06F 17/40, опубл. 2012; патент РФ №2427802, МПК G 01 D9/00, опубл. 2011].
Каждая из известных систем содержит блок сбора и преобразования параметров и блок регистрации параметров, содержащий бортовой регистратор, в состав которого входят защищенный и эксплуатационный накопители информации, причем упомянутые блоки соединены между собой двунаправленной информационной линией связи. К измерительным входам блока сбора и преобразования параметров подключены установленные на летательном аппарате и взаимодействующие с известной системой датчики параметров полета, а ко входу-выходу блока регистрации параметров подключен с помощью дополнительной двунаправленной информационной линии связи взаимодействующий с системой пульт управления.
Общим недостатком известных систем является низкая надежность и недостаточная достоверность служебной информации.
Вся информация, регистрируемая и сохраняемая системой регистрации параметров полета, подразделяется на контрольно-измерительную и служебную.
Контрольно-измерительная информация вырабатывается датчиками параметров полета, а служебная информация вводится в систему оператором с помощью пульта управления. К служебной информации относятся опознавательные данные (бортовой номер летательного аппарата, шифры дополнительных топливных баков и пр.), а также оперативные данные (четырехзначный номер рейса или номер полетного задания, астрономическое время, датировки дня, месяца, года и пр.).
Контрольно-измерительная информация постоянно вырабатывается датчиками параметров полета, поэтому при ее искажении, вызванном бортовыми электромагнитными помехами, она самопроизвольно восстанавливается в последующих кадрах регистрации.
В отличие от нее, поступление служебной информации происходит не постоянно, а одноразово, во время ее однократной передачи из пульта управления в блок регистрации параметров. Поэтому ошибки, которые могут возникнуть в процессе формирования или передачи служебной информации, не устраняются до конца полета.
В связи с этим надежность и достоверность служебной информации должны, в особенности, обеспечиваться во время ее формирования и передачи из пульта управления в блок регистрации параметров.
Однако в известных системах такое обеспечение не предусмотрено.
В известных системах ошибки служебной информации могут возникать по двум причинам.
Во-первых, из-за низкой помехоустойчивости проводной линии связи, по которой служебная информация передается с пульта управления в блок регистрации параметров.
Эта линия связи проложена на летательном аппарате в т.н. кабельном канале, в котором параллельно ей уложены и другие проводные электролинии, в том числе, силовые кабели. Параллельная укладка силовых и информационных проводов приводит к наводкам электромагнитных помех в информационной линии связи «пульт управления - блок регистрации», которые могут вызвать сбои и ошибки в передаваемой информации.
Во-вторых, из-за отсутствия обратной связи между блоком регистрации параметров и оператором, в результате чего оператор лишен возможности контролировать правильность передаваемой им в блок регистрации служебной информации.
Указанные недостатки частично устранены в наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату и принятому за ближайший аналог (прототип) системе регистрации параметров полета СДК-8 (см. Руководство по технической эксплуатации системы СДК-8, изд. ПАО «Техприбор», СПб, 2005 г. ).
В состав этой системы входят блок сбора и преобразования параметров и блок регистрации параметров, содержащий бортовой регистратор, в состав которого входят защищенный и эксплуатационный накопители информации, причем упомянутые блоки соединены между собой двунаправленной информационной линией связи, измерительные входы блока сбора и преобразования параметров подключены к установленным на вертолете датчикам параметров полета, а вход - выход блока регистрации параметров полета соединен с помощью дополнительной двунаправленной информационной линии связи с взаимодействующим с системой пультом управления.
Блок регистрации параметров содержит также соединенный с бортовым регистратором набор переключателей символов, предназначенный для непосредственного ввода служебной информации в этот регистратор.
Наличие набора переключателей символов дает возможность, во-первых, непосредственно вводить служебную информацию в бортовой регистратор без использования пульта управления и проводной линии связи, во-вторых, позволяет оператору убеждаться в правильности набора путем прямого наблюдения строки набранных символов.
Благодаря этому, обеспечиваются надежность и достоверность служебной информации, введенной в бортовой регистратор.
Однако, из-за ограниченного числа переключателей символов, с помощью их набора в бортовой регистратор может быть введена лишь незначительная часть служебной информации, а именно - опознавательная информация (как правило, бортовой номер вертолета). Вся оперативная служебная информация в известной системе, по-прежнему, формируется в пульте управления и передается в блок регистрации параметров по проводной линии связи, что снижает надежность и достоверность регистрируемых данных.
Задачей предлагаемого изобретения и его техническим результатом является повышение надежности и достоверности оперативной служебной информации, регистрируемой и сохраняемой в бортовом регистраторе блока регистрации параметров.
Указанная задача решается путем введения в состав блока регистрации параметров дополнительного устройства - пульта ввода оперативной служебной информации, снабженного внутриблочным электроконтактным соединителем для непосредственного подключения этого пульта к бортовому регистратору.
Для выполнения поставленной задачи и достижения заявленного технического результата система регистрации параметров полета, в состав которой входят блок сбора и преобразования параметров и содержащий бортовой регистратор блок регистрации параметров, соединенные между собой двунаправленной информационной линией связи, причем в состав бортового регистратора входят защищенный и эксплуатационный накопители информации, измерительные входы блока сбора и преобразования параметров подключены к установленным на вертолете датчикам параметров полета, а вход-выход блока регистрации параметров соединен с помощью дополнительной двунаправленной информационной линии связи с взаимодействующим с системой пультом управления, при этом блок регистрации параметров содержит установленный на его корпусе набор переключателей символов, соединенный с бортовым регистратором, дополнена новыми элементами и связями.
Предложенная система отличается от прототипа тем, что в состав блока регистрации параметров дополнительно введен пульт ввода оперативной служебной информации, снабженный внутриблочным электроконтактным соединителем, непосредственно подключенным к бортовому регистратору, причем упомянутый пульт содержит лицевую панель, на которой установлены индикатор и соединенные с ним табло ввода данных и задатчик сдвига символов.
Устройство и работа предложенной системы поясняются фигурами 1 и 2. На фиг. 1 представлена блочная схема системы и взаимодействующих с ней устройств, а на фиг. 2 - общий вид лицевой панели пульта ввода оперативной служебной информации.
На фигурах приняты следующие обозначения: 1 - блок сбора и преобразования параметров, 2 - блок регистрации параметров, 3 - двунаправленная информационная линия связи, 4 - датчик параметров полета, 5 - пульт управления, 6 - дополнительная двунаправленная информационная линия связи, 7 - набор переключателей символов, 8 - бортовой регистратор, 9 - пульт ввода оперативной служебной информации, 10 - индикатор и соединенные с ним 11 - табло ввода данных, 12 - задатчик сдвига символов, 13 - внутриблочный электроконтактный соединитель.
Блок сбора и преобразования параметров 1 и блок регистрации параметров 2 соединены между собой двунаправленной информационной линией связи 3.
Каждый из измерительных входов блока сбора и преобразования параметров 1 подключен к выходу одного из датчиков параметров полета 4, взаимодействующих с предложенной системой.
Блок регистрации параметров 2 соединен с взаимодействующим с предложенной системой пультом управления 5 дополнительной двунаправленной информационной линией связи 6.
В состав блока регистрации параметров 2 входят набор переключателей символов 7, бортовой регистратор 8 и пульт ввода оперативной служебной информации 9, на лицевой панели которого расположены индикатор 10 и соединенные с ним табло ввода данных 11 и задатчик сдвига символов 12. Пульт ввода оперативной служебной информации 9 снабжен внутриблочным электроконтактным соединителем 13, непосредственно соединяющим его с бортовым регистратором 8, в состав которого входят защищенный и эксплуатационный накопители информации.
Предложенная система работает следующим образом. В процессе предполетной подготовки оператор, используя набор переключателей символов 7, вводит в память бортового регистратора 8 четырехзначный номер летательного аппарата и убеждается в правильности введенного им номера по набранной строке символов. Далее, с помощью табло ввода данных 11 и задатчика сдвига символов 12 оператор вводит в память бортового регистратора 8 необходимую оперативную служебную информацию и отслеживает правильность ввода по индикатору 10. Задатчик сдвига символов 12 используется оператором для сдвига влево набранных информативных символов путем циклического переключения данных, что позволяет ему набирать текст с практически неограниченной длиной строки.
Введенная в память бортового регистратора 8 оперативная служебная информация является надежной и достоверной, т.к. она не подвергается воздействию электромагнитных полей в процессе формирования и ввода, а ее правильность контролируется оператором с помощью индикатора 10.
Затем из пульта управления 5 в память бортового регистратора 8 по дополнительной двунаправленной информационной линии связи 6 может быть, при необходимости, передана дополнительная информация, нужная для обеспечения данного полета.
В процессе полета предложенная система обрабатывает контрольно-измерительную информацию с использованием ранее введенной служебной информации для контроля технического состояния воздушного судна.
Контрольно-измерительная информация непрерывно вырабатывается датчиками параметров полета 4 и поступает на измерительные входы блока сбора и преобразования параметров 1, где преобразуется в стандартную, необходимую для регистрации форму и по двунаправленной информационной линии связи 3 передается в бортовой регистратор 8 блока регистрации параметров полета 2. В бортовом регистраторе 8 эта информация кадрируется с использованием служебной информации, ранее введенной в память бортового регистратора 8 из пульта ввода оперативной служебной информации 9 и набора переключателей символов 7, запоминается и накапливается в защищенном и эксплуатационном накопителях информации в течение всего времени полета.
После приземления накопленная информация передается для наземной обработки и анализа зафиксированных неисправностей и отказов аппаратуры и оборудования вертолета.
Таким образом, в предложенной системе регистрации параметров полета достигнута цель изобретения, заключающаяся в повышении надежности и достоверности служебной информации, и поставленная задача успешно решена.
Испытания опытного образца предложенной системы на помехоустойчивость служебной информации, проведенные в камере радиопомех ПАО «Техприбор», подтвердили невосприимчивость служебной информации к воздействию электромагнитных помех во всем спектре их образования.
Система регистрации параметров полета, в состав которой входят блок сбора и преобразования параметров и блок регистрации параметров, соединенные между собой двунаправленной информационной линией связи, взаимодействующая с датчиками параметров полета, выход каждого из которых подключен к одному из измерительных входов блока сбора и преобразования параметров, и с пультом управления, соединенным с помощью дополнительной двунаправленной информационной линии связи с блоком регистрации параметров, содержащим бортовой регистратор, в состав которого входят защищенный и эксплуатационный накопители информации, и соединенный с ним набор переключателей символов и пульт ввода оперативной служебной информации, отличающаяся тем, что упомянутый пульт ввода оперативной служебной информации расположен в корпусе блока регистрации параметров, непосредственно соединен с бортовым регистратором с помощью внутриблочного электроконтактного соединителя и содержит индикатор, соединенные с ним табло ввода данных и задатчик сдвига символов, установленные на лицевой панели этого пульта.