×
18.12.2019
219.017.ee4d

Развертываемая орбитальная система

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к космической технике, а более конкретно развертываемым на орбите системам. Развертываемая орбитальная система состоит из космического корабля (1) и спутника (2). Оба снабжены стыковочными устройствами. Космический корабль и спутник имеют сверхпроводящие катушки (5) и (10), которые запитываются токами. Сверхпроводящие ключи (7) и (12) замыкаются с образованием сверхпроводящих контуров. В результате взаимодействия встречно направленных токов в сверхпроводящих катушках (5) и (10) появляется сила отталкивания и космический корабль (1) и спутник (2) отходят друг от друга на расстояние х. В сверхпроводящих катушках (5) и (10) могут появляться дополнительные токи, взаимодействие которых приводит к возникновению силы притяжения между сверхпроводящими катушками (5) и (10), и космический корабль (1) и спутник (2) притягиваются для сохранения расстояния x. Достигается повышение надежности системы. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно развертываемым на орбите системам, состоящим из нескольких объектов.

Известно устройство для реализации способа стыковки космических аппаратов (RU 2430861, B64G 1/64, 10.10.2011), состоящее из двух космических аппаратов, один из которых пассивный, а другой активный, оснащенный двигателями, узлами стыковки, бортовой системой управления, служебными бортовыми системами, пассивный космический аппарат оснащен блоком выпуска устройства зацепления, состоящего из надувной мишени с высокопрочной сеткой, снабженной сигнальным маяком, прикрепленным силовым фалом к блоку выпуска, а активный космический аппарат снабжен лебедкой с намотанным на нее тросом, на конце которого прикреплена ракета с головкой самонаведения и щеткой с выдвижными крючками, а лебедка имеет устройства для разматывания и наматывания троса и регулирования его торможения, электрически связанные с бортовой системой управления. Трос активного космического аппарата выполнен с энергопоглощающими элементами по длине, например, в виде складок, скрепленных фиксирующим креплением, прочность которого на срез при раскрытии энергопоглощающего элемента меньше, чем прочность троса основного сечения на разрыв.

Необходимость использования троса для механической связи между космическими аппаратами и регулирования его натяжения составляет недостаток данного устройства, суть которого заключается в его низкой надежности эксплуатации. Существует вероятность повреждения троса микрометеоритом или частицами космического мусора. Колебания тросовых систем, как собственные, так и вынужденные, могут вызвать напряжения, приводящие к разрыву тросов.

Известна (Осипов В.Г., Шошунов Н.Л. Космические тросовые системы: история и перспективы // Земля и вселенная. 4/98. С. 24) итало-американская развертываемая орбитальная система, выбранная в качестве прототипа, которая использовалась при проведении эксперимента «TSS-1» в 1992 г. Эта система состояла из космического корабля "Атлантис" и привязного спутника, последний в начале был жестко прикреплен к космическому кораблю с помощью стыковочных устройств, а затем отводился от корабля и на определенном расстоянии фиксировался с помощью электропроводящего троса. Трос до расхождения спутника и корабля располагался на лебедке. Привязной спутник был предназначен для выполнения электродинамических и радиофизических исследований. Привязной спутник разрабатывала итальянская фирма "Aeritalia" (Alenia Spazio), а привязную систему - американская фирма "Martin Marietta". При необходимости изменить расстояние между спутником и космическим кораблем по электропроводящему тросу пропускался электрический ток от генератора, расположенного на космическом корабле.

Вследствие зажима троса в лебедке, его не удалось выпустить на требуемую величину, что определило низкую надежность эксплуатации тросовой системы.

Задача изобретения - повышение надежности эксплуатации развертываемой орбитальной системы за счет использования свойства сверхпроводящего контура сохранять величину магнитного потока, сцепленного с ним.

Технический результат достигается тем, что в развертываемой орбитальной системе, состоящей из корабля и спутника, снабженных стыковочными устройствами для жесткой сцепки космического корабля и спутника, на корпусах космического корабля и спутника жестко установлены параллельно друг другу сверхпроводящие катушки, токовводы которых зашунтированы нормально разомкнутыми сверхпроводящими ключами, подсоединенными к источникам питания.

Заявляемая развертываемая орбитальная система поясняется на чертеже, где космический корабль 1 состыкован со спутником 2 с помощью стыковочных устройств 3. На корпусе 4 космического корабля 1 расположена сверхпроводящая катушка 5, токовводы 6 которой зашунтированы сверхпроводящим ключом 7, например, либо сверхпроводящим тепловым ключом (Уилсон М. Сверхпроводящие магниты. - М.: Мир, 1985. - С. 323-326), либо сверхпроводящим механическим ключом (Глебов И.А., Шахтарин В.Н., Антонов Ю.Ф. Проблема ввода тока в сверхпроводниковые устройства. - Л.: Наука, 1985. - С. 37). Сверхпроводящий ключ 7 нормально замкнут. К токовводам 6 подключен источник питания 8.

На корпусе 9 спутника 2 расположена сверхпроводящая катушка 10, токовводы 11 которой зашунтированы сверхпроводящим ключом 12. Сверхпроводящий ключ 12 нормально замкнут.К токовводам 11 подключен источник питания 13.

Развертывания орбитальной системы осуществляется следующим образом. Срабатывают стыковочные устройства 3 и космический корабль 1 и спутник 2 расстыковываются. Сверхпроводящие катушки 5 и 10 запитываются от источников питания 8 и 13 токами, величины которых определяются в ходе наземных испытаний следующим образом: удаляют сверхпроводящие катушки 5 и 10 друг от друга на расстояние (х0), на котором предполагается работа расстыкованных космического корабля 1 и спутника 2 в космосе, путем замыкания сверхпроводящего ключа 12 переводят сверхпроводящую катушку 10 в режим «сохранения магнитного потока» (Сивухин Д.В. Общий курс физики. Электричество. - Т. III. - Ч. 1. - С. 269-270). В этом этапе ток в сверхпроводящей катушке 10 и магнитный поток, сцепленный с ней, отсутствуют. Далее запитывают током сверхпроводящую катушку 5 космического корабля 1, замыкают сверхпроводящий ключ 7 и сверхпроводящая катушка 5 переходит в режим «сохранения магнитного потока». Затем принудительно сближают космический корабль 1 и спутник 2, для сохранения величин магнитных потоков, сцепленных со сверхпроводящими катушками 5 и 10, ток в сверхпроводящей катушке 5 начинает изменяться, а в сверхпроводящей катушке 10 ток появляется, создавая собственный магнитный поток, компенсирующий магнитный поток взаимоиндукции, обусловленный током в катушке 5. Состыковывают космический корабль 1 и спутник 2 с помощью стыковочных узлов 3 и измеряют величины токов в сверхпроводящих катушках 5 и 10. При измерении используется косвенный метод (Метрология, стандартизация, сертификация и электроизмерительная техника / К.К. Ким, Г.Н. Анисимов, Б.Я. Литвинов. - Спб.: Питер, 2006. - С. 93), согласно которому вначале измеряются магнитный поток или магнитная индукция сверхпроводящих катушек 5 и 10 (Фремке А.В. Электрические измерения. Л.: Энергия, 1973. - С. 261-273), а затем с использованием, например, закона Био-Савара-Лапласа, выполняют расчет значений токов в сверхпроводящих катушках 5 и 10.

В космосе операция развертывания орбитальной системы продолжается следующим образом. Сверхпроводящие ключи 7 и 12 замыкаются с образованием сверхпроводящих контуров, состоящих из сверхпроводящих катушек 5 и 10 и сверхпроводящих ключей 7 и 12. В результате взаимодействия встречно направленных токов в сверхпроводящих катушках 5 и 10 появляется сила отталкивания и космический корабль 1 и спутник 2 отходят друг от друга на расстояние x0. Если космический корабль 1 и спутник 2 по инерции продолжают удаляться друг от друга, потоки взаимоиндукции, сцепляющиеся со сверхпроводящими катушками 5 и 10 начинают уменьшаться. Для того, чтобы величины полных потоков, сцепленных с сверхпроводящими катушками 5 и 10, остались неизменными в силу условий режима «сохранения магнитного потока» в сверхпроводящих катушках 5 и 10 появляются дополнительные токи, взаимодействие которых приводит возникновению силы притяжения между сверхпроводящими катушками 5 и 10 и космический корабль 1 и спутник 2 возвращаются на отметку x0.

Если по каким-либо причинам космический корабль 1 и спутник 2 сближаются на расстояние менее х0 наблюдается обратная картина, т.е. эксплуатация развертываемой орбитальной системы характеризуется свойством автоматической стабилизации взаимного расположения космического корабля 1 и спутника 2.

При боковом смещении космического корабля 1 и спутника 2 из-за условий «сохранения магнитного потока» возникает боковая сила, возвращающая космический корабль 1 и спутник 2 в первоначальное положение.

При необходимости изменить величину хо изменяются токи в сверхпроводящих катушках 4 и 8, работающих в режиме «сохранения магнитного потока», или только в одной из них. Это можно осуществить по принципу топологического генератора (Глебов И.А., Шахтарин В.Н., Антонов Ю.Ф. Проблема ввода тока в сверхпроводниковые устройства. - Л.: Наука, 1985. - С. 21-22).

Бесконтактное удержание космического корабля 1 и спутника 2 на заданном расстоянии х0 без использования троса исключает вероятность повреждения последнего микрометеоритом или частицами космического мусора, а отсутствие необходимости регулирования натяжения троса характеризует высокую надежность эксплуатации заявляемой развертываемой орбитальной системы.

Развертываемая орбитальная система, состоящая из космического корабля и спутника, снабженных стыковочными устройствами для жесткой сцепки космического корабля и спутника, отличающаяся тем, что на корпусах космического корабля и спутника жестко установлены параллельно друг другу сверхпроводящие катушки, токовводы которых зашунтированы нормально разомкнутыми сверхпроводящими ключами, подсоединенными к источникам питания.
Развертываемая орбитальная система
Развертываемая орбитальная система
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 118 items.
25.08.2017
№217.015.bcce

Наномодифицированный бетон

Изобретение относится к строительной отрасли и может найти применение при изготовлении наномодифицированных бетонов на основе потенциально реакционноспособных заполнителей для транспортного, промышленного и гражданского строительства. Технический результат – увеличение прочности на сжатие в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616205
Дата охранного документа: 13.04.2017
25.08.2017
№217.015.c9dd

Способ изготовления строительного элемента с перфорированной стенкой

Способ изготовления строительного элемента с перфорированной стенкой относится к строительным конструкциям и может быть использован в несущих конструкциях зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения, например, в качестве балок покрытий и перекрытий, составных элементов ферм,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619571
Дата охранного документа: 16.05.2017
25.08.2017
№217.015.c9ef

Устройство регулирования скорости электроподвижного состава

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от внешних источников энергоснабжения. Устройство включает в себя четыре тяговых двигателя постоянного тока, обмотки якорей (1)-(4) и обмотки возбуждения (11), (12), (15), (16), контакторы (6), (7), (8),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619499
Дата охранного документа: 16.05.2017
25.08.2017
№217.015.d09a

Сталебетонная балка

Изобретение относится к строительству, а именно к балкам покрытий и перекрытий зданий и сооружений, к подкрановым балкам и другим элементам, работающим преимущественно в условиях пространственного изгиба. Сталебетонная балка состоит из верхнего и нижнего поясов, стенок и опорных диафрагм,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621247
Дата охранного документа: 01.06.2017
25.08.2017
№217.015.d0e8

Комплексная добавка для пенобетонной смеси

Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве комплексной добавки при производстве пенобетона. Комплексная добавка для пенобетонной смеси содержит, мас.%: золь гидроксида железа(III) 2,1-4,5; пенообразующая добавка на протеиновой основе 89,8-94,3; дихромат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621250
Дата охранного документа: 01.06.2017
26.08.2017
№217.015.d45e

Комплексная добавка для пенобетонной смеси

Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве комплексной добавки в растворную смесь при производстве пенобетонов. Комплексная добавка для пенобетонной смеси включает, мас.%: золь кремниевой кислоты 4,4-6,2, пенообразующую добавку на протеиновой основе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622420
Дата охранного документа: 15.06.2017
26.08.2017
№217.015.d751

Способ разрушения ледяного покрова для всплытия батискафа

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации батискафа в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова для всплытия батискафа, в котором производят всплытие батискафа до упора рубки в лед, выдвигают из корпуса штанги с электродами до упора их в лед,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623297
Дата охранного документа: 23.06.2017
26.08.2017
№217.015.ddde

Устройство для измерения аэродинамического давления на тоннельные сооружения

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения аэродинамического давления, и может быть использовано в тоннелях на высокоскоростных железнодорожных магистралях. Техническим результатом изобретения является расширение области использования устройства для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624786
Дата охранного документа: 06.07.2017
26.08.2017
№217.015.dec8

Смесь для автоклавного пенобетона

Изобретение относится к области строительных материалов, в частности к ячеистым бетонам автоклавного твердения. Смесь для автоклавного пенобетона, включающая портландцемент, известь негашеную молотую, песок в виде песчаного шлама с плотностью примерно 1,6 г/л, полученного мокрым помолом до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624942
Дата охранного документа: 11.07.2017
26.08.2017
№217.015.df2f

Смесь для автоклавного пенобетона

Изобретение относится к области строительных материалов, в частности к ячеистым пенобетонам. Смесь для автоклавного пенобетона включает, мас.%: портландцемент 17,00-19,38, известь негашеную молотую 6,9-7,18, песок в виде песчаного шлама с плотностью около 1,6 кг/л, полученного мокрым помолом до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625063
Дата охранного документа: 11.07.2017
Showing 1-10 of 40 items.
27.04.2015
№216.013.4595

Транспортная система на электродинамическом подвесе

Изобретение относится к высокоскоростному наземному транспорту, а конкретнее к транспортным системам на электродинамическом подвесе. Статорные обмотки (2) линейного синхронного тягового двигателя создают бегущее магнитное поле, перемещающееся вдоль опор (1) путевой структуры. Сверхпроводящие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549317
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.06.2015
№216.013.5345

Изолятор-разрядник

Изобретение относится к области высоковольтной техники, а более конкретно к изоляторам и устройствам грозозащиты. При воздействии грозового перенапряжения на изолятор-разрядник сначала пробивается искровой воздушный промежуток между нижним подводящим электродом (13) и нижним вертикальным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552838
Дата охранного документа: 10.06.2015
27.08.2015
№216.013.7499

Компенсирующая муфта

Изобретение относится к области машиностроение и может быть использовано в компенсирующих муфтах. Компенсирующая муфта предназначена для работы при низких температурах, например, в космосе. Муфта снабжена тригенерационным узлом. При температурах выше температуры плавления легкоплавкого металла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561424
Дата охранного документа: 27.08.2015
20.09.2015
№216.013.7cec

Электромагнитный двигатель возвратно-поступательного движения

Изобретение относится к электротехнике, к устройствам возвратно-поступательного или ударного действия, применяемым для выполнения различных технологических операций. Технический результат состоит в повышении быстродействия. Срабатывает коммутатор (10), и конденсаторная батарея (12) разряжается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563577
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.10.2015
№216.013.831b

Дисковый тормоз

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к тормозным механизмам с подвижными колодками. На внешней стороне суппорта дискового тормоза жестко закреплен дуговой тепловой коллектор, сверху которого жестко закреплена электроизоляционная накладка. Снаружи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565166
Дата охранного документа: 20.10.2015
10.12.2015
№216.013.97f3

Электрошокер

Изобретение относится к средствам индивидуальной защиты, а именно к электрошокерам. Электрошокер содержит корпус, активирующую кнопку. Внутри корпуса жестко закреплены источник высокого импульсного напряжения и дополнительный источник высокого импульсного напряжения. Источник высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570519
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.12.2015
№216.013.9d18

Аэродинамический тормоз высокоскоростного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к аэродинамическим тормозным системам высокоскоростных подвижных составов. Аэродинамический тормоз содержит аэродинамический обтекатель, установленный на лобовой части кузова на оси с возможностью углового поворота...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571841
Дата охранного документа: 20.12.2015
27.03.2016
№216.014.c6f3

Динамическая защита

Изобретение относится к военной технике, в частности к конструкции броневой защиты, предназначенной для противодействия кумулятивным боеприпасам. Динамическая защита содержит корпус, в котором расположены две параллельные металлические пластины, детонаторы, равномерно расположенные в зазоре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578904
Дата охранного документа: 27.03.2016
25.08.2017
№217.015.a81d

Замедлитель вагонный электромагнитный

Изобретение относится к средствам механизации работ на сортировочных горках железнодорожных станций, а именно к замедлителю вагонному электромагнитному. При входе колеса (16) в зону действия замедлителя вагонного электромагнитного срабатывает датчик движения 9 и с его первого и второго выходов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611474
Дата охранного документа: 22.02.2017
25.08.2017
№217.015.af16

Устройство для размагничивания рельсового изолирующего стыка

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а более конкретно к устройствам для размагничивания рельсовых изолирующих стыков. Источник трехфазного переменного напряжения (9) запитывает трехфазным током распределенную трехфазную обмотку (8), которая создает бегущее магнитное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610893
Дата охранного документа: 17.02.2017
+ добавить свой РИД