×
13.12.2019
219.017.ecec

Устройство для изменения положения модели в рабочей части аэродинамической трубы

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к устройствам для изменения положения испытываемой модели в рабочей части аэродинамической трубы. Устройство содержит узел крепления державки для установки модели и три пары стоек, шарнирно соединенных вершинами с узлом крепления державки в двух точках, разнесенных по его длине, а основаниями посредством трех пар шарниров - с взаимодействующими с автономными приводами каретками, размещенными с возможностью продольного перемещения на двух направляющих, установленных в рабочей части симметрично относительно ее вертикальной продольной плоскости, причем шарнир, расположенный в хвостовой части узла крепления державки, смещен по вертикали относительно ее оси на расстояние, соответствующее ее максимальному повороту в вертикальной плоскости. Также устройство снабжено сменным плоским элементом, ориентированным по оси узла крепления державки и соединенным с ним в месте расположения хвостового шарнира, при этом соединение указанного элемента с узлом крепления державки осуществлено с возможностью изменения их взаимной угловой ориентации. Технический результат заключается в снижении потребной мощности приводов и обеспечении устойчивой работы устройства при ограничении размеров поперечного сечения и снижении аэродинамического сопротивления его элементов. 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предложение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к устройствам для изменения положения испытываемой модели в рабочей части аэродинамической трубы.

Известно устройство для изменения положения модели в рабочей части аэродинамической трубы (авт. свид. №636952, 1977 г., МПК G01M 9/00), содержащее узел крепления державки для установки модели и три стойки, соединенные с одной стороны с шарнирами, установленными в двух точках, разнесенных по длине узла крепления державки, а с другой стороны - с тремя шарнирами, установленными на ползунах, размещенных на закрепленной в рабочей части продольной направляющей и взаимодействующих с автономными приводами.

Устройство обеспечивает изменение положений модели по осям - продольной х и вертикальной у и углу атаки α.

Его недостатком является малая жесткость в боковом (нормальном к плоскости углов атаки модели) и вертикальном направлениях при больших углах атаки модели, когда точка крайнего шарнира на узле крепления державки значительно отклоняется от среднего положения и требуется значительное удлинение или укорочение связанных с этой точкой стоек (в зависимости от направления угла атаки α), приводящее к снижению жесткости.

Повышенная жесткость обеспечена в известном устройстве для изменения положения модели в рабочей части аэродинамической трубы (патент РФ на изобретение №2629696, 2016 г., МПК G01M 9/04), выбранном в качестве прототипа и содержащем узел крепления державки для установки модели и три пары стоек, шарнирно соединенных вершинами с узлом крепления державки в двух точках, разнесенных по его длине, а основаниями посредством трех пар шарниров - с взаимодействующими с автономными приводами каретками, размещенными с возможностью продольного перемещения на двух направляющих, установленных в рабочей части симметрично относительно ее вертикальной продольной плоскости, причем шарнир, расположенный в хвостовой части узла крепления державки смещен по вертикали относительно ее оси на расстояние, соответствующее ее максимальному повороту в вертикальной плоскости.

Недостатком этого устройства является значительная неравномерность распределения по стойкам эксплуатационных нагрузок, возникающих при аэродинамическом нагружении испытываемой модели и элементов самого устройства. При этом часть нагрузок (на хвостовые стойки) оказывается сжимающими и значительной величины, что приводит к необходимости увеличения мощности приводов и к проблемам, связанным с обеспечением устойчивости работающих на сжатие стоек при ограничении размеров поперечного сечения для снижения их аэродинамического сопротивления.

Задачами, на решение которых направлено данное предложение, являются снижение потребной мощности приводов и обеспечение устойчивой работы устройства при ограничении размеров поперечного сечения и снижения аэродинамического сопротивления его элементов.

Технический результат, который достигается данным предложением, заключается в снижении нагрузок на стойки и приводы устройства за счет организации аэродинамической разгрузки его элементов.

Этот результат достигается тем, что устройство для изменения положения модели в рабочей части аэродинамической трубы, содержащее узел крепления державки для установки модели и три пары стоек, шарнирно соединенных вершинами с узлом крепления державки в двух точках, разнесенных по его длине, а основаниями посредством трех пар шарниров - с взаимодействующими с автономными приводами каретками, размещенными с возможностью продольного перемещения на двух направляющих, установленных в рабочей части симметрично относительно ее вертикальной продольной плоскости, причем шарнир, расположенный в хвостовой части узла крепления державки смещен по вертикали относительно ее оси на расстояние, соответствующее ее максимальному повороту в вертикальной плоскости, снабжено сменным плоским элементом, ориентированным по оси узла крепления державки и соединенным с ним в месте расположения хвостового шарнира, при этом соединение указанного элемента с узлом крепления державки осуществлено с возможностью изменения их взаимной угловой ориентации.

Техническая сущность предложения заключается в создании дополнительной аэродинамической нагрузки, способствующей более равномерному распределению по стойкам устройства эксплуатационных нагрузок, возникающих при аэродинамическом нагружении испытываемой модели и элементов самого устройства, и обеспечивающей снижение потребной мощности приводов и устойчивость стоек при ограничении размеров их поперечного сечения.

Существо предложения поясняется фигурами 1-3, на которых показаны общий вид устройства для изменения положения модели в рабочей части аэродинамической трубы в различных конфигурациях и элементы устройства: фиг. 1- положение а) - модель вне потока аэродинамической трубы при угле атаки α=0, положение б) - модель в потоке аэродинамической трубы при угле атаки α=0, положение в) - модель в потоке аэродинамической трубы при максимальном угле атаки α=max; фиг. 2 - вид устройства сзади; фиг. 3-продольный разрез узла крепления модели.

Устройство для изменения положения модели размещено в рабочей части 1 аэродинамической трубы между соплом 2 и диффузором 3 и содержит узел крепления 4 державки 5, на которой установлена испытываемая модель 6. Узел крепления 4 с помощью трех пар стоек 7, 8, 9 (элементы, указанные на фиг. 1 цифрами в скобках, находятся за видимыми на схемах) и двух пар шарниров 10 и 11, установленных симметрично относительно вертикальной плоскости на узле крепления державки в двух точках, разнесенных по его длине, соединен с тремя парами шарниров 12, 13, 14, установленных на каретках 15, 16, 17. Указанные каретки размещены на направляющих 18 и 19, закрепленных в рабочей части 1 аэродинамической трубы параллельно оси сопла 2 вне границ рабочего потока симметрично относительно вертикальной плоскости уОх рабочей части. Каждая из кареток 15, 16, 17, взаимодействует с автономным приводом 20 ее продольного перемещения по направляющим 18 и 19. Шарниры 11 и (11), размещенные на хвостовой части узла крепления 4 державки, смещены по вертикали относительно продольной оси узла крепления и державки на расстояние, соответствующее максимальному повороту модели 6 в вертикальной плоскости. Части стоек 7, 8, 9, размещаемые в потоке аэродинамической трубы, выполнены обтекаемой формы.

В месте расположения шарнира 11(11) к хвостовой части узла крепления 4 державки прикреплен плоский элемент 21, выполненный в виде плоской прямоугольной или треугольной пластины с заостренными передними кромками, ориентированный по оси узла крепления державки с возможностью фиксации с помощью элемента 22 под требуемым углом к продольной оси узла крепления 4.

Державка 5 для установки испытываемой модели размещена в узле крепления 4 с помощью подшипников 23 (фиг. 3), обеспечивающих возможность ее поворота вокруг продольной оси и снабжена управляемым приводом 24 осевого поворота державки для задания требуемого угла крена ср испытываемой модели 6.

Работа устройства осуществляется с помощью программно-управляемых приводов 20 и 24 следующим образом.

Перед началом испытаний в аэродинамической трубе испытываемая модель 6 находится вне потока в рабочей части 1 в положении α=0, фиг. 1 - а), обеспечиваемом соответствующим положением кареток 15, 16, 17 на направляющих 18 и 19. При этом во время запуска и выхода аэродинамической трубы на расчетный режим модель изолирована от воздействия рабочего потока из сопла 2 и соответствующих пусковых перегрузок.

Далее производят перемещение модели в поток. Для этого с помощью приводов 20 осуществляют программно-управляемое перемещение кареток 15, 16, 17 на направляющих 18 и 19 в положение фиг. 1 - б). При этом устройство переходит в рабочее положение, а модель 6 находится по оси сопла 2 при α=0.

Задание державке 5 и модели 6 требуемых положений вдоль осей х и у и углов атаки α (при положении оси вращения модели, обусловленном местом расположения оптических окон в стенках рабочей части для регистрации картин обтекания модели) осуществляют соответствующим программно-управляемым смещением кареток 15, 16, 17 по направляющим 18, 19 с помощью автономных приводов 20.

Показанное на фиг. 1 положение в) соответствует максимальному значению угла атаки α=max. В рассматриваемой конструкции предусмотрена возможность задания значения минимального угла атаки α, немного отличающегося от нулевого (~ - 5°); при необходимости полный диапазон отрицательных углов атаки α=min модели 6 может быть обеспечен поворотом ее державки 5 (с помощью привода 24) на угол ϕ=180° в положении α=max.

Задание державке 5 и модели 6 требуемых углов крена ϕ осуществляют с помощью привода 24 в любом из положений модели по х, у и углу атаки α.

Перед сходом с режима аэродинамической трубы устройство программно-управляемым смещением кареток 15, 16, 17 с помощью приводов 20 возвращают в положение модели при α=0 (фиг. 1 - б), а затем переводят в исходное положение - фиг. 1- а) вне потока аэродинамической трубы.

При функционировании устройства испытываемая модель 6 и элементы устройства - державка 5, узел ее крепления 4, и три пары стоек 7(7), 8(8), 9(9), - подвергаются силовому воздействию потока из сопла аэродинамической трубы, причем основную часть силового нагружения составляет аэродинамическая нагрузка на испытываемую модель 6.

Проведенные расчеты показали, что при этом стойки 7(7) и 8(8), связанные с передним шарниром 10(10), преимущественно подвергаются растягивающим нагрузкам, а стойки 9(9), связанные с задним шарниром 11(11), подвергаются сжимающим нагрузкам, по величине превосходящим нагрузки на стойки переднего шарнира. Такие сжимающие нагрузки могут явиться причиной потери устойчивости стоек 9(9) при ограниченном размере их поперечного сечения. Кроме того повышенный уровень нагрузок на стойки требует увеличения мощности привода каретки, связанной с этими стойками.

Введение элемента 21 в виде плоской прямоугольной или треугольной пластины с заостренными передними кромками, прикрепленной в районе заднего шарнира 11(11) и соответственно установленной по отношению к направлению потока, обеспечивает создание аэродинамической силы, разгружающей стойки, связанные с этим шарниром, причем при изменении угла атаки модели соответственно изменяется угловое положение державки, узла ее крепления и угла атаки пластины, т.е. изменение величины разгружающей аэродинамической силы следует за изменением нагружающей силы, приложенной к модели (в том числе, и при изменении ее направления). Возможность регулирования углового положения элемента 21 с помощью фиксирующего элемента 22 обеспечивает дополнительную возможность регулирования величины разгружающей аэродинамической силы.

Таким образом, разработанное устройство обеспечивает повышение устойчивости работы стоек при ограниченном размере их поперечного сечения и позволяет снизить потребную мощность привода.

Устройство для изменения положения модели в рабочей части аэродинамической трубы, содержащее узел крепления державки для установки модели и три пары стоек, шарнирно соединенных вершинами с узлом крепления державки в двух точках, разнесенных по его длине, а основаниями посредством трех пар шарниров - с взаимодействующими с автономными приводами каретками, размещенными с возможностью продольного перемещения на двух направляющих, установленных в рабочей части симметрично относительно ее вертикальной продольной плоскости, причем шарнир, расположенный в хвостовой части узла крепления державки, смещен по вертикали относительно ее оси на расстояние, соответствующее ее максимальному повороту в вертикальной плоскости, отличающееся тем, что оно снабжено сменным плоским элементом, ориентированным по оси узла крепления державки и соединенным с ним в месте расположения хвостового шарнира, при этом соединение указанного элемента с узлом крепления державки осуществлено с возможностью изменения их взаимной угловой ориентации.
Устройство для изменения положения модели в рабочей части аэродинамической трубы
Устройство для изменения положения модели в рабочей части аэродинамической трубы
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-4 of 4 items.
13.12.2019
№219.017.ed61

Устройство для изменения положения модели в рабочей части аэродинамической трубы

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к устройствам для изменения положения испытываемой модели в рабочей части аэродинамической трубы. Устройство содержит узел крепления державки с моделью, выполненный с возможностью поворота державки вокруг продольной оси, две...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708681
Дата охранного документа: 11.12.2019
15.05.2023
№223.018.575a

Газодинамическая барокамера

Изобретение относится к экспериментальной аэрогазодинамике и касается определения газодинамических нагрузок на модели летательных аппаратов (ЛА) с работающими двигательными установками (ДУ) при разделения высотных ступеней. Газодинамическая барокамера (ГДБ) содержит вакуумную камеру, системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002770320
Дата охранного документа: 15.04.2022
16.05.2023
№223.018.60cc

Устройство для посадки возвращаемой ступени ракеты-носителя

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, а более конкретно к системам посадки. Устройство для посадки возвращаемой ступени ракеты состоит из расположенных на поверхности земли сетчатой конструкции из жаропрочной стали и механического манипулятора. Сетчатая конструкция...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002740525
Дата охранного документа: 15.01.2021
16.05.2023
№223.018.62e4

Способ калибровки тензометрических весов и устройство для его реализации

Предложение относится к измерительной технике, в частности к способам и устройствам для калибровки тензометрических весов (ТВ), предназначенных для измерения в потоке аэродинамической трубы действующих на испытываемую модель летательного аппарата компонентов аэродинамической силы и момента....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002777350
Дата охранного документа: 02.08.2022
Showing 1-10 of 34 items.
10.04.2013
№216.012.3279

Модульная робототехническая технологическая установка

Изобретение относится к робототехнике, а именно к пространственным манипуляционным механизмам роботов с шестью степенями свободы и кинематической развязкой. Робототехническая установка включает основание с вертикальной стойкой, конечное звено, три двигателя поступательного перемещения, один из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478464
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.11.2013
№216.012.7cdc

Режущий инструмент

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в режущих инструментах с механическим креплением режущих пластин. Инструмент содержит корпус, в гнезде которого установлена режущая пластина, закрепляемая с помощью Г-образного прихвата с цилиндрической направляющей частью,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497637
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.11.2013
№216.012.7cdd

Режущий инструмент

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инструментах с механическим креплением режущих пластин. Режущий инструмент содержит корпус, в гнезде которого установлена режущая пластина. Она закреплена посредством головки Г-образного прихвата с цилиндрической направляющей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497638
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.81c3

Механизм с тремя степенями свободы

Изобретение относится к машиностроению, в частности к робототехнике. Механизм включает основание, выходное звено, три кинематические цепи, каждая из которых содержит входную вращательную кинематическую пару, начальную вращательную кинематическую пару, поступательную кинематическую пару,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498895
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.04.2014
№216.012.b121

Тензометрический динамометр

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройству многокомпонентных тензометрических динамометров с внутренним каналом, и может быть использовано в различных областях техники (например, в робототехнике, экспериментальной гидро- и аэродинамике). Задачей, на решение которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511060
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.08.2014
№216.012.e90a

Пространственный механизм с шестью степенями свободы

Изобретение относится к машиностроению, в частности к робототехнике, а именно к пространственным манипуляционным механизмам роботов шестью степенями свободы. Пространственный механизм содержит основание, выполненное в виде круглой направляющей, выходное звено, четыре кинематические цепи, каждая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525466
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.10.2014
№216.012.fb09

Пространственный механизм

Изобретение относится к робототехнике, а именно к пространственным манипуляционным механизмам роботов с кинематической развязкой вертикального движения и плоских движений. Механизм содержит основание, конечное звено, вертикально установленный на основании двигатель поступательного перемещения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530111
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.12.2014
№216.013.0cba

Пространственный механизм с тремя степенями свободы

Изобретение относится к робототехнике, а именно к манипуляционным механизмам с тремя степенями свободы. Пространственный механизм содержит основание, выходное звено, три кинематические цепи, каждая из которых содержит входную вращательную кинематическую пару, начальную вращательную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534675
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0cd9

Пространственный механизм с четырьмя степенями свободы

Изобретение относится к машиностроению, в частности к манипуляторам, выполняющим поступательные движения по трем координатам и вращение вокруг одной оси. Пространственный механизм содержит основание, выходное звено, рабочий орган, кинематически связанный с выходным звеном, три кинематические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534706
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.12.2014
№216.013.14bf

Пространственный механизм с шестью степенями свободы

Изобретение относится к робототехнике, в частности к манипуляторам, выполняющим поступательные движения по трем координатам и вращение вокруг трех осей. Механизм содержит основание, выходное звено, рабочий орган, три кинематические цепи. Каждая кинематическая цепь содержит двигатель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536735
Дата охранного документа: 27.12.2014
+ добавить свой РИД