Вид РИД
Изобретение
Согласно внутренним регламентам, действующим на Российских железных дорогах (далее - РЖД), каждая секция тягового подвижного состава в обязательном порядке оборудуется системами пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ), которые, как правило, адаптированы к работе по системе многих единиц (СМЕ), широко распространенной на РЖД, так как позволяет увеличить массы поездов и повысить пропускную способность путей. Адаптация СПСТ к работе по СМЕ позволяет выводить информацию о пожарной ситуации каждой секции на пульт в кабине машинистов. Таким образом, локомотивная бригада, находящаяся в кабине локомотива, всегда владеет актуальной информацией о пожарной обстановке в каждой секции сцепки.
Однако, в процессе переформирования сцепок подвижного состава периодически возникают ситуации, при которых в составе одной сцепки оказываются секции, оснащенные СПСТ различных производителей. При этом проблема заключается в том, что СПСТ разных производителей используют разные протоколы передачи данных. Более того, эти протоколы, как правило, являются закрытыми, что не позволяет коммутировать их в единую информационную сеть. В результате локомотивная бригада не получает своевременную информацию о пожарной обстановке в секциях и не может своевременно принимать соответствующие решение.
Целью настоящего изобретения является повышение противопожарной безопасности тягового подвижного состава путем своевременного информирования локомотивных бригад о пожарной обстановке в сцепках, содержащих секции, укомплектованные СПСТ, использующими различные протоколы передачи данных.
Из открытых данных известен способ оповещения о пожаре и устройство для его осуществления (патент на изобретение RU 2396602) посредством звукового сигнала. Несмотря на простоту и дешевизну способа, в условиях эксплуатации тягового подвижного состава РЖД данный способ не позволит достигнуть требуемого результата в связи с удаленностью секций и высоким уровнем шума в локомотиве.
Данных недостатков лишена система оповещения о пожаре и воспламеняющимся газе (патент на изобретение RU 2517309). Данная система с одной стороны сложна, а с другой, по своей технической сути и функциональным возможностям представляет собой фрагмент используемых на тяговом подвижном составе СПСТ (патенты на изобретение RU 2584852, RU 2635910, RU 2610391 и др.) и требует протягивания коммуникационных сетей и размещения дополнительных датчиков в контролируемых зонах и дополнительного устройства оповещения в кабине машиниста, что не целесообразно.
Вместе с этим следует отметить, что согласно внутренним регламентам РЖД все допущенные к использованию СПСТ содержат в своем составе адаптер сети передачи данных, обеспечивающий передачу данных о работе и состоянии системы в штатные системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов. При этом, вне зависимости от модификации, все современные системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов содержат, как минимум, по одному мультиплексному каналу связи на базе CAN либо RS 485 интерфейсов и преобразователь интерфейсов CAN/RS 485 и возможность приема сигналов посредством сухих контактов. Таким образом, системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов в каждой секции получают от СПСТ информацию о пожарной обстановке в секциях, с одной стороны, и имеют, но не используют возможность обмена данными между собой посредством CAN либо RS 485 интерфейсов либо иным способом - с другой.
Поставленная цель изобретения достигается тем, что предлагается добавить в системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов функцию ретрансляции по имеющимся каналам связи (информационным шинам RS-485 или CAN интерфейсов) с определенной периодичностью пакетов данных, содержащих идентификационную информацию о секции и состоянии пожарной обстановки в ней в реальном времени. При этом отображение о пожарной обстановке отображать так же на имеющихся устройствах отображения информации (табло, панелях, мониторах). Введение данной функции позволит постоянно информировать локомотивную бригаду о противопожарном состоянии во всех секциях сцепки вне зависимости от типа установленных в них СПТС без дополнительных затрат. Таким образом достигается заявляемая цель.