×
24.10.2019
219.017.da43

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области технического обслуживания и дистанционного диагностирования технического состояния систем двигателей внутреннего сгорания транспортных и технологических машин. Способ дистанционного диагностирования технического состояния двигателя внутреннего сгорания, согласно которому от диагностических модулей и блока управления двигателя поступают сигналы, отображающие текущее техническое состояние систем двигателя и его функциональных узлов, посредством телекоммуникационных средств передается на сервер диагностического центра, а там с помощью специального программного обеспечения, которое посредством нейросетевого моделирования осуществляет прогнозирование остаточного ресурса систем и элементов двигателя, а также позволяет давать рекомендации о проведении профилактических обслуживаний и ремонтов двигателя, отличающийся тем, что сбор и обработка диагностической информации осуществляется посредством одноплатного компьютера, соединенного с диагностическими модулями и блоком управления двигателя, при этом одноплатный компьютер связан со спутниковым модемом для передачи диагностических данных на сервер диагностического центра средствами космической телекоммуникации. Техническим результатом является повышение достоверности, своевременной оперативной информации при диагностировании и оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области технического обслуживания и дистанционного диагностирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания транспортных и технологических машин при возникновении внезапных и постепенных отказов.

Известен способ диагностики двигателя [1], заключающийся в диагностировании двигателя внутреннего сгорания (ДВС), включающего в себя этапы, на которых принимают запрос на диагностирование систем ДВС, доставляют диагностический модуль абоненту и присоединяют его к электронной системе управления двигателем. Способ может реализовывать этапы, на которых диагностируют системы двигателя на основе информации, полученной диагностическим модулем, и обеспечивают помощь в ремонте на основе диагностирования системы двигателя. При этом воспринимают один параметр системы двигателя и повторно генерируют данные, представляющие повторно воспринятый один параметр, и передают данные диагностическому модулю, присоединенному к системе двигателя.

Недостатками описанного способа является:

- необходимость выезда технического специалиста на место диагностирования ДВС с целью установки диагностического модуля, что увеличивает время реагирования на диагностирование и устранение отказа двигателя;

- отсутствие модуля анализа диагностических показателей и параметров состояния двигателя, что вызывает необходимость в дополнительной расшифровке этих показателей в условиях специализированных диагностических центров техническим специалистом, что негативно влияет на достоверность, время реагирования и устранения отказа;

- наличие дополнительного звена в виде технических специалистов при диагностировании двигателя отрицательно влияет на достоверность распознавания отказа (т.е. снижается точность постановки диагноза о состоянии двигателя), с возможной потерей диагностических данных при их передаче и расшифровке;

- модуль диагностирования является только обособленным накопителем информации об отказах систем контроля и управления двигателя, и не является телекоммуникационным устройством, так что для передачи данных необходимо наличие условий и средств (наличие линии коммуникации и связи (сеть Интернет, либо сеть GSM)) для передачи диагностических данных;

- способ предусматривает диагностирование только датчиков контроля и устройств регулирования исключительно электронной системы управления двигателя, и не предусматривает диагностирование энергетических параметров самого двигателя;

- диагностирование двигателя осуществляется только по запросу абонента, эксплуатирующего двигатель, что снижает достоверность распознавания отказа систем двигателя;

- диагностирование двигателя осуществляется только по одному диагностическому параметру;

- диагностируются только внезапные отказы систем контроля и управления двигателя, без учета отказов элементов (например, коленчатого вала, газораспределительного механизма, цилиндропоршневой группы и т.д.) составляющих конструкцию двигателя.

Наиболее близким по технической сущности заявляемому способу диагностирования, выбранному в качестве прототипа, является способ дистанционной диагностики автомобиля из центра технического обслуживания, оснащенного диагностическим комплексом [2], заключающийся в передаче сигнала, отображающего регистрационные данные о эксплуатационных характеристиках автомобиля и его функциональных узлов.

В диагностическом комплексе идентифицируют принятые данные и отслеживаются уровень снижения характеристик, выявляются возможные неисправности и передают на автомобиль сигналы с оценкой технического состояния автомобиля и его функциональных узлов, а также рекомендации по доводке характеристик до оптимальных. Обмен информацией между автомобилем и комплексом осуществляют посредством телекоммуникационных средств связи. При этом сигналы, отображающие эксплуатационные характеристики автомобиля и его функциональных узлов, получают от контроллеров управления через диагностический разъем автомобиля.

Формирование сигналов, исходящих от контроллеров управления, и сигналов, входящих в комплекс, осуществляют с первичными формой и протоколом, пригодными для обработки стандартными диагностическими устройствами. Передачу сигналов телекоммуникационными средствами связи в обоих направлениях осуществляют со вторичными формой и протоколом, пригодными для передачи коммутационными средствами связи. Переход от первичных формы и протокола ко вторичным и обратно производится путем процессорного преобразования.

К недостаткам этого способа следует отнести:

- дискретный опрос датчиков, отслеживающих изменение уровня эксплуатационных характеристик узлов автомобиля;

- опрос блоков управления ДВС, антиблокировочной системы тормозов, системы стабилизации движения, управления автоматической коробкой передач, центральным замком и др., по этим элементам диагностируются только внезапные отказы систем машины, что не позволяет получить информацию о возможном постепенном отказе;

- использование эксплуатантом автомобиля мобильной сотовой связи, покрытие которой неравномерно, и соответственно существует вероятность перерыва и неполучения необходимого пакета диагностических данных, что в конечном итоге влияет на достоверность применения этого способа в целях диагностирования состояния, в частности, автомобиля;

- принятие решения о неисправности системы автомобиля выполняется техническим персоналом, при этом возможно недостоверное определение его технического состояния и потеря диагностических данных;

- передача информации о неисправности узла или системы эксплуатанту осуществляется голосовым сообщением от оператора диагностического центра посредством сотовой связи, при этом возможны перебои в ее функционировании и искажение информации о методе устранения отказа;

- передача диагностической информации осуществляется средствами аналоговой и цифровой телекоммуникации подразумевающей использование средств мобильной связи, радиостанции, оптоволоконной линии и т.д., однако использование в некоторых территориальных зонах затруднено, в связи с этим получение и передача диагностической информации невозможно.

Задачей изобретения является повышение достоверности, своевременной оперативной информации при диагностировании и оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания транспортных и технологических машин при выполнении их непосредственных функций в режиме реального времени, за счет трансляции удаленному пользователю (диагностическому центру) диагностической информации.

Поставленная задача решается тем, что согласно изобретению, в способе дистанционного диагностирования двигателя внутреннего сгорания сбор диагностической информации осуществляется посредством одноплатного компьютера, соединенного с диагностическими модулями и блоком управления двигателя, при этом одноплатный компьютер связан со спутниковым модемом для передачи диагностических данных на сервер диагностического центра средствами космической телекоммуникации.

Отличительным признаком от прототипа является наличие одноплатного компьютера 1, выполняющего роль средства сбора, обработки, передачи диагностической информации от диагностических модулей 2 (модуль диагностирования состояния подшипников скольжения, модуль диагностирования состояния моторного масла, модуль диагностирования шатунно-поршневой группы и д.р.), при этом одноплатный компьютер 1 связан посредством беспроводного соединения с модемом спутниковой связи 4, обеспечивающего передачу диагностических данных через спутник 5 на сервер 6 диагностического центра с последующим обработкой массива данных о состоянии ДВС в удобном для восприятия виде. Техническая суть изобретение поясняется иллюстрацией (фиг.) на которой схематически показан вариант осуществления способа передачи и приема диагностических сигналов от диагностических модулей 2 на одноплатный компьютер 1 через спутниковый модем 4 к серверу 6 диагностического центра и обратно.

Помимо этого, отличительным признаком способа диагностирования является непрерывный режим передачи данных в одноплатный компьютер 1 от диагностических модулей 2, чем обеспечивается оперативность и достоверность технического состояния элементов двигателя.

В дополнении к этому одноплатный компьютер может быть соединен с блоком управления двигателя 3, что обеспечивает сбор и обработку диагностических данных с электронных систем двигателя, тем самым обеспечивая большую номенклатуру диагностических показателей работы и предотвращения внезапных и постепенных отказов электронных систем управления. Для сбора и анализа цифровой диагностической информации одноплатный компьютер подключен к контроллерам соответствующих диагностических устройств, в случае анализа аналоговой информации компьютер оснащен аналого-цифровым преобразователем. Одноплатный компьютер 1 оснащен средством обратной связи с сервером 6 в диагностическом центре. На сервере может быть установлено программное обеспечение, которое посредством нейросетевого моделирования осуществляет прогнозирование осадочного ресурса систем и элементов двигателя, а также позволяет давать рекомендации о проведении профилактических обслуживаний и ремонтов двигателя. Этот прогноз может транслироваться на устройство графического отображения информации одноплатного компьютера.

Предложенный способ диагностирования состояния ДВС может осуществляться для группы двигателей машин. Тогда, одноплатные компьютеры группы машин объединяются в одну информационную сеть посредством беспроводного соединения, а диагностические данные передаются чрез спутниковый модем на сервер диагностического центра. При этом каждому одноплатному компьютеру присваивается свой уникальный идентификационный номер.

Реализация способа дистанционного диагностирования ДВС позволяет:

- определять техническое состояние и остаточный ресурс двигателя в режиме реального времени;

- оперативно предупреждать о наступлении внезапных и постепенных отказов систем двигателя;

- обеспечивать планирование ремонтно-восстановительных и обслуживающих мероприятий;

- обеспечить сокращение времени на обнаружение и устранение причины отказа.

Источники информации

1. Патент РФ RU 2491526 С2

2. Патент РФ RU 2252882 С2


СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 29 items.
27.08.2016
№216.015.4ffe

Способ диагностики срезанных зелёных черенков для прогнозирования их укореняемости

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для раннего прогнозирования качества корнеобразования срезанных зеленых черенков плодово-ягодных культур. Для этого измеряют и определяют отношение модулей полного электрического сопротивления их растительных тканей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595850
Дата охранного документа: 27.08.2016
13.01.2017
№217.015.89c4

Способ определения качества мяса птицы

Изобретение относится к пищевой промышленности и может быть использовано для определения качества мяса птицы. Для этого осуществляют подготовку образца, получение цветового изображения с поверхности исследуемого образца, обработку цветовых характеристик изображения на компьютере и получение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602485
Дата охранного документа: 20.11.2016
26.08.2017
№217.015.e729

Рабочий орган для обработки почвы

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к почвообрабатывающим рабочим органам, предназначенным для вычесывания сорняков и выравнивания поверхности поля с одновременным уплотнением почвы на заданной глубине. Рабочий орган включает конусное кольцо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627201
Дата охранного документа: 03.08.2017
29.12.2017
№217.015.f27f

Зерноочистительная машина

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в устройствах для очистки и сортирования зерна. Зерноочистительная машина содержит раму, эксцентриковый вал с двумя парами эксцентриков с углом 180 градусов между ними, две пары шатунов, два решетных стана,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637208
Дата охранного документа: 01.12.2017
29.12.2017
№217.015.f65e

Зерноочистительная машина

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в устройствах для очистки и сортирования зерна. Зерноочистительная машина включает цилиндрическое решето и распределительный ротор с винтовой спиралью. Цилиндрическое решето установлено с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637207
Дата охранного документа: 01.12.2017
19.01.2018
№218.016.0315

Комбинированный прибор для определения прочностных характеристик ягод

Комбинированный прибор для определения прочностных характеристик ягод относится к области садоводства, а именно к средствам контроля для оценки физико-механических свойств ягод. Прибор состоит из портативного корпуса с кнопками управления, буквенно-цифровым жидкокристаллическим индикатором,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630199
Дата охранного документа: 05.09.2017
13.02.2018
№218.016.23f2

Устройство для определения комплекса геометрических параметров поперечного сечения тел квазицилиндрической формы

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и может использоваться для определения комплекса геометрических параметров поперечного сечения тел квазицилиндрической формы, в частности саженцев и укорененных черенков садовых культур. Заявленное устройство содержит лазерный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642481
Дата охранного документа: 25.01.2018
17.02.2018
№218.016.2aff

Способ моделирования температурных полей в светопроницаемых культивационных сооружениях и устройство для его реализации

Изобретение относится к области практических исследований температурных полей в светопроницаемых культивационных сооружениях, например, в пленочных теплицах, укрытиях или парниках для выращивания теплолюбивых овощных культур при изучении тепловых полей в зоне выращивания растений. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642885
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.3161

Способ определения комплекса параметров поперечного сечения тел квазицилиндрической формы

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и может использоваться для определения комплекса геометрических параметров поперечного сечения тел квазицилиндрической формы. Способ определения геометрических параметров сечения тела заключается в том, что измеряют расстояния от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645002
Дата охранного документа: 15.02.2018
04.04.2018
№218.016.34f3

Вальцовое молотильное устройство

Изобретение относится к сельскому хозяйству. Вальцовое молотильное устройство для обмолота ленты льна-долгунца содержит верхние и нижние обрезиненные вальцы, подпружиненный самоцентрирующийся прижимной механизм верхних вальцов и сопла. Верхние и нижние обрезиненные вальцы объединены прижимными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645981
Дата охранного документа: 28.02.2018
Showing 1-2 of 2 items.
20.04.2015
№216.013.42a2

Редуктор для расточки восстанавливаемых постелей коренных подшипников блоков цилиндров двс

Устройство содержит корпус с шестеренным механизмом, расточной вал и предназначенный для установки в крайнюю постель блока цилиндров базирующий фланец, обеспечивающий соосность проходящего через него расточного вала с остальными постелями блока цилиндров, и на котором закреплен корпус. Для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548556
Дата охранного документа: 20.04.2015
24.06.2020
№220.018.29d6

Способ испытания на ползучесть клеевого соединения при сдвиге и устройство для его реализации

Изобретение относится к области определения механических и реологических свойств клеевых композиций. Сущность: склеенный образец размещают в обойме, испытывают его на ползучесть, регистрируют текущие значения деформации клеевой композиции и строят кривую ползучести, по которой судят о...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724153
Дата охранного документа: 22.06.2020
+ добавить свой РИД