×
04.10.2019
219.017.d203

Результат интеллектуальной деятельности: ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к механическим средствам управления зубчатыми передачами и может применяться в области химического и нефтегазового машиностроения при изготовлении приводов трубопроводной запорной арматуры. Двухскоростной ручной привод запорной арматуры содержит корпус, шкив, жестко связанный с ведущим валом-водилом, имеющим один или несколько пазов. В пазах ведущего вала-водила установлены нажимные элементы, неподвижное колесо с внешними зубьями; подвижное колесо с внутренними зубьями, посаженное на нажимные элементы и соединенное с ведомым звеном посредством узла упругой связи. Узел упругой связи выполнен в виде гибкого обода подвижного колеса, составляющего одно целое с ведомым звеном и содержащего конические пазы под нажимные элементы сферической формы, а ведущий вал-водило - в виде стакана с пазами-гнездами под нажимные элементы. Техническим результатом изобретения, является снижение осевого размера привода с одновременным повышением уровня его технологичности при автоматическом переключении скоростей. 4 ил.

Изобретение относится к механическим средствам управления зубчатыми передачами и может применяться в области химического и нефтегазового машиностроения при изготовлении приводов трубопроводной запорной арматуры.

Из уровня техники известен двухскоростной ручной привод запорной трубопроводной арматуры, содержащий корпус, крышку, жестко связанную с маховиком, планетарный механизм и переключатель скорости, выполненный в виде поворотного рычага, взаимодействующего с пазами на водиле и фланце солнечной шестерни планетарного механизма (RU 2343329C2, МПК F16K 31/53, опубл. 10.01.2009).

Недостатками привода являются его сложность, обусловленная наличием большого числа зубчатых колес и сложного в изготовлении переключателя скорости, а также невозможность автоматического переключения скорости планетарного механизма с жесткими элементами, что требует выполнения специальной операции переключения.

Известен привод двухскоростной ручной для запорно- регулирующей арматуры, содержащий корпус, крышку, маховик, планетарный механизм, состоящий из ведущей вал-шестерни, сателлитов с внешними зубьями, неподвижного центрального колеса с внутренними зубьями и ведомого вала -водила, переключатель скорости, выполненный в виде ведущей вал-шестерни с шестигранником на торце и соответствующим ему шестигранным переходником, жестко соединенным с ведомым валом -водилом планетарного механизма, а также фиксаторы положения переключателя скорости, выполненные в виде подпружиненных шариков (RU 2413114 С2, МПК F16K 31/53, опубл. 27.02.2011).

Недостатками конструкции также являются ее сложность, связанная с наличием большого числа зубчатых колес, фиксаторов положения переключателя скорости и невозможность автоматического переключения скорости планетарного механизма.

Наиболее близким к заявленному изобретению техническим решением, выбранным в качестве прототипа, признан двухскоростной ручной привод запорной арматуры с автоматическим переключением скоростей (RU 2659681C2, МПК F16K 31/53, опубл. 03.07.2018), содержащий корпус; шкив, жестко связанный с ведущим валом-водилом, содержащим паз; установленный в пазу ведущего вала-водила нажимной элемент в виде ролика; неподвижное колесо с внешними зубьями; подвижное колесо с внутренними зубьями, посаженное на нажимной элемент и соединенное с ведомым звеном посредством узла упругой связи, выполненного в виде нескольких гибких стержней, установленных в отверстиях подвижного колеса и ведомого звена.

Недостатками прототипа являются большой осевой размер, вызванный наличием длинных гибких стержней, и низкий уровень технологичности из-за необходимости высокоточного изготовления гибких стержней и отверстий под них, что требуется для обеспечения равномерного распределения нагрузки между гибкими стержнями.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является снижение осевого размера механизма и повышение уровня его технологичности.

Для решения поставленной задачи в двухскоростном ручном приводе запорной арматуры, содержащем корпус; шкив, жестко связанный с ведущим валом-водилом, имеющим один или несколько пазов; установленные в пазах ведущего вала-водила нажимные элементы; неподвижное колесо с внешними зубьями; подвижное колесо с внутренними зубьями, посаженное на нажимные элементы и соединенное с ведомым звеном посредством узла упругой связи, узел упругой связи выполнен в виде гибкого обода подвижного колеса, составляющего одно целое с ведомым звеном и содержащего конические пазы под нажимные элементы сферической формы, а ведущий вал-водило - в виде стакана с пазами-гнездами под нажимные элементы.

Снижение осевого размера привода и повышение уровня его технологичности достигается выполнением узла упругой связи подвижного колеса с ведомым звеном в виде сравнительно узкого и простого в изготовлении гибкого обода подвижного колеса, выполненного за одно целое с ведомым звеном.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид двухскоростного ручного привода запорной арматуры в разрезе при работе в режиме передачи движения от маховика к ведомому звену непосредственно через узел упругой связи; на фиг. 2 - вид по А-А на фиг. 1 ведущего вала-водила, сферического нажимного элемента и подвижного колеса; на фиг. 3 - вид двухскоростного ручного привода запорной арматуры в разрезе при передаче движения посредством зубчатого зацепления и работе механизма в режиме редуктора; на фиг. 4 - вид по Б-Б на фиг. 3.

Двухскоростной ручной привод запорной арматуры содержит корпус 1, крышку 2, шкив 3, ведущий вал-водило 4, сферические нажимные элементы 5, подвижное колесо 6, неподвижное колесо 7.

Неподвижное колесо 7 выполнено с внешними зубьями. Подвижное колесо 6 выполнено с тонким гибким ободом, внутренними зубьями, коническими пазами на ободе под сферические нажимные элементы 5 и за одно целое с ведомым звеном. Для снижения жесткости обода подвижного колеса 6 в месте его соединения со ступицей ведомого звена выполнены пазы, расположенные в шахматном порядке. Ведущий вал-водило 4 выполнен в виде стакана с пазами-гнездами под сферические нажимные элементы 5. Глубина конических пазов на ободе подвижного колеса 6 под сферические нажимные элементы 5 соответствует величине деформации обода подвижного колеса 6, необходимой для вхождения его в зацепление с неподвижным колесом 7. Разница чисел зубьев неподвижного колеса 7 (Z7) и подвижного колеса 6 (Z6) выбрана исходя из требуемого передаточного отношения привода i при работе его в режиме редуктора: i=Z6/(Z6-Z7).

Сферические нажимные элементы 5 установлены в пазах-гнездах ведущего вала-водила 4 и сопрягаются с ободом подвижного колеса 6. Неподвижное колесо 7 жестко соединено с корпусом 1. Шкив 3 закреплен на ведущем валу-водиле 4.

Сборка двухскоростного ручного привода запорной арматуры осуществляется в следующей последовательности.

В корпусе 1 устанавливается и закрепляется в нем неподвижное колесо 7. Соосно ему в корпусе 1 располагается подвижное колесо 6 так, что выполненное с ним за одно целое ведомое звено цилиндрической поверхностью садится на посадочную поверхность неподвижного колеса 7. Сферические нажимные элементы 5 сажаются в конические пазы подвижного колеса 6. Ведущий вал-водило 4 осевым перемещением сажается пазами-гнездами на сферические нажимные элементы 5, деформируя при этом гибкий обод подвижного колеса 6. На ведущий вал-водило 4 и одновременно в корпус 1 сажается крышка 2. Затем на ведущий вал-водило 4 сажается и закрепляется на нем шкив 3.

Двухскоростной ручной привод запорной арматуры работает следующим образом.

При большой нагрузке на рабочем органе запорной арматуры (на фигурах условно не показан) для его страгивания в момент открытия задвижки вращение от шкива 3 передается ведущему валу-водилу 4 и установленным в нем сферическим нажимным элементам 5, которые давят на кромку конического паза гибкого обода подвижного колеса 6, деформируя его в радиальном направлении до тех пор, пока сферические нажимные элементы 5 не выйдут из конических пазов гибкого обода подвижного колеса 6. При этом под действием радиальной силы Fm подвижное колесо 6 входит в зацепление с неподвижным колесом 7 (см. фиг. 4). При дальнейшем вращении шкива 3 и жестко связанного с ним ведущего вала-водила 4 с угловой скоростью ω4 движение передается посредством зацепления неподвижного колеса 7 и подвижного колеса 6 ведомому звену и связанному с ним исполнительному механизму запорного органа (не показан) с увеличением крутящего момента, но с уменьшением скорости. Привод в этом случае работает в режиме редуктора с передаточным отношением i.

После страгивания рабочего органа крутящий момент снижается, вращение шкива 3 и связанного с ним ведущего вала-водила 4 до положения, когда сферический нажимной элемент 5 встанет напротив конического паза на ободе подвижного колеса 6, приводит к тому, что гибкий обод подвижного колеса 6 выправляется и садится коническим пазом на сферический нажимной элемент 5, выводя подвижное колесо 6 из зацепления с неподвижным колесом 7. При дальнейшем вращении шкива 3 и ведущего вала-водила 4 движение передается силой F (см. фиг. 2) непосредственно через подвижное колесо 6 ведомому звену и исполнительному механизму с передаточным отношением i=1, что увеличивает скорость перемещения запорного органа. При этом радиальная деформация обода подвижного колеса 6 не превышает радиального зазора между вершинами его зубьев и зубьев неподвижного колеса 7 в ненагруженном состоянии механизма.

При закрытии задвижки вращательное движение от шкива 3 передается непосредственно через подвижное колесо 6 ведомому звену и исполнительному механизму с передаточным отношением, равным единице, до соприкосновения запорного органа с корпусными деталями арматуры (не показаны). При дальнейшем вращении шкива 3 момент на ведущем валу-водиле 4 возрастает до тех пор, пока сферический нажимной элемент 5 не выйдет из конического паза на ободе подвижного колеса 6, приводя к его деформации и вхождению подвижного колеса 6 в зацепление с неподвижным колесом 7. Передача вращательного движения после этого происходит с увеличением крутящего момента, обеспечивая полное закрытие запорного органа.

Таким образом, выполнение привода запорной арматуры с узлом упругой связи элементов механизма в виде гибкого обода подвижного колеса, составляющего одно целое с ведомым звеном и содержащего конические пазы под нажимные элементы сферической формы, позволяет снизить осевой размер привода и повысить уровень его технологичности при автоматическом переключении скоростей.

Источники информации

1. Пат. №2343329 РФ, МПК F16K 31/53. Двухскоростной ручной привод трубопроводной арматуры / Гольдфарб В.И., Громов Д.П., Трубачев Е.С. и др. Заяв. 06.07.2006. Опубл. 10.01.2009).

2. Пат. №2413114 РФ, МПК F16K 31/53. Привод двухскоростной ручной для запорно-регулирующей арматуры / Чернов А.В., Чернов П.А., Ротермель П.В. и др. Заяв. 14.08.2009. Опубл. 27.02.2011).

3. Пат. №2659681 РФ, МПК F16K 31/53. Двухскоростной ручной привод запорной арматуры / Плеханов Ф.И., Грахов В.П., Щенятский А.В. и др. Заяв. 24.04.2017. Опубл. 03.07.2018 (прототип).

Двухскоростной ручной привод запорной арматуры, содержащий корпус, шкив, жестко связанный с ведущим валом-водилом, имеющим один или несколько пазов; установленные в пазах ведущего вала-водила нажимные элементы; неподвижное колесо с внешними зубьями; подвижное колесо с внутренними зубьями, посаженное на нажимные элементы и соединенное с ведомым звеном посредством узла упругой связи, отличающийся тем, что узел упругой связи выполнен в виде гибкого обода подвижного колеса, составляющего одно целое с ведомым звеном и содержащего конические пазы под нажимные элементы сферической формы, а ведущий вал-водило - в виде стакана с пазами-гнездами под нажимные элементы.
ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 59 items.
20.08.2016
№216.015.4dbc

Способ упрочнения цилиндрических винтовых пружин сжатия

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве пружин из стали. Способ включает операции навивки, закалки, отпуска, дробеструйной обработки и заневоливания пружины, после чего производят наклеп внутренней поверхности пружин с использованием устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595175
Дата охранного документа: 20.08.2016
10.08.2016
№216.015.54fd

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым механическим передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты с внешними зубьями (2), неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями (3), шарнирные ролики со сферическими поверхностями (4), пальцы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593223
Дата охранного документа: 10.08.2016
10.08.2016
№216.015.5635

Бесконтактная шаровая колесная опора

Изобретение относится к устройствам для перемещения объектов (грузов) преимущественно по горизонтальной поверхности и может быть использовано в качестве подвижной опоры напольного высокоманевренного транспортного средства. Бесконтактная шаровая колесная опора содержит держатель (1), опорный шар...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593222
Дата охранного документа: 10.08.2016
12.01.2017
№217.015.5bbe

Способ определения среднего диаметра зерна металлических изделий и устройство для его осуществления

Использование: для определения среднего диаметра зерна металлических изделий посредством ультразвукового излучения. Сущность изобретения заключается в том, что определение среднего диаметра зерна D металла выполняют с использованием градуировочного графика отношения U′ величины структурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589751
Дата охранного документа: 10.07.2016
12.01.2017
№217.015.5c67

Способ изготовления нежесткой детали

Изобретение относится к способам механической обработки деталей, преимущественно малой жесткости и имеющих сложную пространственную форму. Способ заключается в том, что заготовку детали предварительно сканируют, получая ее трехмерную триангуляционную модель, на основании которой рассчитывают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589957
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.66a2

Способ регулирования осевого зазора в подшипниках качения

Изобретение относится к безрезьбовым средствам предотвращения осевых перемещений, в частности, в подшипниках качения. Способ регулирования осевого зазора включает расчет величины компенсации погрешностей, определение числа ступеней компенсатора, состоящего из основного кольца, содержащего не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592020
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.6a9b

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым планетарным передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты (2), (3), неподвижное центральное колесо (4) и механизм снятия момента с сателлитов, состоящий из ступицы (5), выполненной за одно целое с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593167
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6ccc

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным механическим приводам. Планетарная передача содержит эксцентриковый вал, два сателлита с внешними зубьями, входящие во внутреннее зацепление с неподвижным центральным колесом, диск, жестко соединенный с ведомым валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597329
Дата охранного документа: 10.09.2016
25.08.2017
№217.015.9d5d

Планетарная передача

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных механических приводах. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), два узких сателлита (2) и один широкий сателлит (3) с отверстиями и бочкообразными зубьями, установленные на сферические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610785
Дата охранного документа: 15.02.2017
25.08.2017
№217.015.a321

Способ повышения кучности автоматической стрельбы короткими очередями

Изобретение относится к индивидуальному автоматическому стрелковому оружию и патронам к нему, а также к специальным способам перезаряжания магазинов, и может быть использовано для повышения кучности стрельбы короткими очередями за счет изменения траектории полета очередной пули в очереди....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607152
Дата охранного документа: 10.01.2017
Showing 1-10 of 40 items.
27.06.2014
№216.012.d6a6

Зубчатая планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства. Зубчатая планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлит (2) с отверстиями, неподвижное центральное колесо (3), щеку (4), жестко связанную с тихоходным валом (5), пальцы (6),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520728
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d745

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным малонагруженным приводам. Передача содержит ведущее эксцентриковое водило (1), два сателлита (2) с внешними зубьями, неподвижное центральное колесо (3) с внутренними зубьями, ведомый вал (4) и механизм снятия движения с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520887
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.07.2014
№216.012.dc57

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к зубчатым планетарным передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты (2, 3), неподвижное центральное колесо (4) и механизм снятия момента с сателлитов, состоящий из ступицы, выполненной за одно целое с ведомым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522185
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.10.2014
№216.013.0026

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к механическим передачам. Планетарная передача содержит ведущее эксцентриковое водило (1), два сателлита с внешними зубьями и отверстиями на ободах (2), неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями (3), ведомый вал (4), жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531430
Дата охранного документа: 20.10.2014
10.05.2015
№216.013.4a93

Планетарная передача

Изобретение относится к планетарным передачам, в частности к высокоточным зубчатым передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковый вал (1), два конических сателлита с внешними зубьями (2), неподвижное центральное колесо, выполненное в виде двух конических центральных колес с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550598
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.11.2015
№216.013.8e0e

Зубчатая планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных механических передачах. Зубчатая планетарная передача содержит солнечную шестерню, сателлиты, каждый из которых состоит из двух колес, установленных на подшипники, оси сателлитов, неподвижное центральное колесо...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567973
Дата охранного документа: 10.11.2015
20.04.2016
№216.015.3734

Многорядная планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах с ограниченным радиальным размером. Многорядная планетарная передача содержит солнечную шестерню, водило с сателлитами, установленными в нем рядами, оси, вкладыши, центральное колесо, корпус и механизм ограничения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581222
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.08.2016
№216.015.5339

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным зубчатым передачам с ограниченным радиальным размером. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), выполненное с четырьмя эксцентриситетами, равными межосевому расстоянию планетарной передачи и попарно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594310
Дата охранного документа: 10.08.2016
10.08.2016
№216.015.54fd

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым механическим передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты с внешними зубьями (2), неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями (3), шарнирные ролики со сферическими поверхностями (4), пальцы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593223
Дата охранного документа: 10.08.2016
12.01.2017
№217.015.5b82

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым планетарным передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило, три сателлита с внешними зубьями и отверстиями, расположенные симметрично относительно плоскости поперечного сечения передачи, центральное колесо с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589765
Дата охранного документа: 10.07.2016
+ добавить свой РИД