×
05.09.2019
219.017.c748

Регулятор расхода газа

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование клапанов, работающих в условиях высоких температур и давлений и обеспечивающих управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена. Предлагается регулятор расхода газа, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, седло с равномерно расположенными расходными отверстиями, установленное в выходной патрубок, кинематически связанные заслонку и вал, расходные отверстия выполнены на заслонке в форме сектора кольца, ограниченного двумя цилиндрическими поверхностями, центры которых находятся на оси вала, при этом расходные отверстия заслонки выполнены одинаковыми с расходными отверстиями седла, торец седла, обращенный к заслонке, выполнен плоским, так же как смежный с ним торец заслонки, вал установлен в подшипники, между плоскими поверхностями седла и заслонки, обращенными друг к другу, выполнен равномерный зазор h, а на расстоянии, большем, чем величина большего радиуса расходного отверстия заслонки, выполнены в поперечном сечении одинаковые кольцевые канавки в виде торовой поверхности, в канавки установлены шарики, величина диаметра которых равна 2(0,92…1) радиуса поперечного сечения канавок, при этом канавки под шарики выполнены одинаковой глубины, равной величине H=(d-h)/2, где Н - глубина канавки, d - диаметр шарика, h - величина зазора между плоскими торцами седла и заслонки, причем заслонка выполнена с глухим отверстием, в которое заходит вал, и заслонка по отношению к валу установлена с осевым зазором и кинематически соединена с валом с возможностью самоустановки, максимальная величина зазора между торцами глухого отверстия заслонки и вала равна (0,95…0,97)d. Технический результат направлен на повышение надежности работы за счет уменьшения величины шарнирного момента в паре заслонка-седло. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование регуляторов расхода газа, работающих в условиях высоких температур и давлений и обеспечивающих управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена.

Известна конструкция регулятора расхода газа, содержащего корпус с входным и выходным патрубками, седло с равномерно расположенными расходными отверстиями, установленное в выходной патрубок, кинематически связанные заслонку и вал, на заслонке выполнены расходные отверстия в форме сектора кольца, ограниченного двумя цилиндрическими поверхностями, центры которых находятся на оси вала, при этом расходные отверстия заслонки выполнены одинаковыми с расходными отверстиями седла, торец седла, обращенный к заслонке, выполнен плоским также как и торец заслонки седла, заслонка седло контактирую между собой по плоским поверхностям и заслонка и седло загерметизированы при помощи уплотнительных колец (Патент РФ №2285184 С1, кл. F16K 39/04, опубл. 10.10.2006 г.).

Недостаток такой конструкции состоит в том, что в паре заслонка-седло контакт происходит по плоским поверхностям, а установка заслонки с уплотнительными кольцами приводит к резкому увеличению шарнирного момента, что требует увеличения мощности привода, что, в свою очередь, приводит к увеличению массы всех узлов кинематической цепи привод-заслонка. Если для регуляторов расхода, применяемых на земле, это не играет решающей роли, то для регуляторов расхода газа, используемых в летательных аппаратах для управления по каналам тангажа, рыскания и крена, это не приемлемо.

Задачей изобретения является повышение надежности работы за счет уменьшения величины шарнирного момента в паре заслонка-седло.

Указанная задача достигается тем, что в регуляторе расхода газа, содержащем корпус с входным и выходным патрубками, седло с равномерно расположенными расходными отверстиями, установленное в выходной патрубок, кинематически связанные заслонку и вал, расходные отверстия выполнены на заслонке в форме сектора кольца, ограниченного двумя цилиндрическими поверхностями, центры которых находятся на оси вала, при этом расходные отверстия заслонки выполнены одинаковыми с расходными отверстиями седла, торец седла, обращенный к заслонке, выполнен плоским также как смежный с ним торец заслонки, вал установлен в подшипники, между плоскими поверхностями седла и заслонки, обращенными друг к другу, выполнен равномерный зазор h, а на расстоянии большем, чем величина большего радиуса расходного отверстия заслонки, выполнены в поперечном сечении одинаковые кольцевые канавки в виде торовой поверхности, в канавки установлены шарики, величина диаметра которых равна 2⋅(0,92…1) радиуса поперечного сечения канавок, при этом канавки выполнены одинаковой глубины, равной величине Н=(dш-h)/2, где

Н - глубина канавки,

dш - диаметр шарика,

h - величина зазора между плоскими торцами седла и заслонки,

при чем заслонка выполнена с глухим отверстием, в которое заходит вал, заслонка по отношению к валу установлена с осевым зазором и кинематически соединена с валом с возможностью самоустановки, максимальная величина зазора между торцами глухого отверстия заслонки и вала равна (0,95…0,97)dш.

На фиг. 1 изображен общий вид регулятор расхода газа.

На фиг. 2 изображен выносной элемент А регулятора расхода газа.

На фиг. 3 изображено поперечное сечение Б-Б регулятора расхода газа.

Регулятор расхода газа (фиг. 1) состоит из корпуса 1, который содержит входной 2 и выходной 3 патрубки, седла 4, установленного в выходной патрубок и имеющего расходное отверстие 5, заслонку 6, кинематически связанную с валом 7. Торец 8 седла 4, обращенный к заслонке 6, выполнен плоским, а плоский торец 9 заслонки расположен с равномерным зазором по отношению к плоскому торцу 8 седла 4. Заслонка выполнена с глухим отверстием 10, в которое заходит вал, установлена по отношению к валу с осевым зазором и кинематически соединена с валом с возможностью самоустановки, например, при помощи эвольвентного соединения. Между торцом 11 вала и торцом 12 глухого отверстия заслонки установлена упругая прокладка 13, преимущественно, резины, в седле выполнен ряд регулируемых одинаковых расходных отверстий 14, расположенных равномерно и выполненных в форме сектора кольца, ограниченного двумя цилиндрическими поверхностями, центры которых находятся на оси вала, при этом, на заслонке выполнены расходные отверстия 15, одинаковые с регулируемыми расходными отверстиями седла, на плоских поверхностях седла и заслонки, обращенных друг к другу, выполнены одинаковые радиальные кольцевые канавки 16 (фиг. 1, 2) в виде торовой поверхности (поверхности усеченного полутора) радиусом rk, а в канавки установлены шарики 17, величина диаметра которых 2⋅(0,92…1)rk (радиуса поперечного сечения канавок). Центр шариков находится на расстоянии, равном половине величины зазора h между плоскими поверхностями седла и заслонки. Максимальная величина зазора δ между торцом глухого отверстия заслонки и валом равна 0,95…0,97 величины диаметра шарика. Канавки 16 под шарики выполнены одинаковой глубины, равной величине Н=(dш-h)/2, где

Н - глубина канавки,

dш - диаметр шарика,

h - величина зазора между плоскими торцами седла и заслонки.

Количество шариков N=πD/dш-1 (фиг. 3), округленных до целого числа в сторону уменьшения, где D - диаметр по центру канавки, в которой установлены шарики, dш - диаметр шарика.

Вал 7 установлен в подшипники 18, которые зафиксированы стопорным кольцом 19. Выходной конец вала загерметизирован уплотнительными кольцами 20. Подшипники 18 установлены в крышку 21.

Как вариант, шарики 17 могут быть установлены на антифрикционной смазке.

Заслонка, седло и шарики, как вариант, могут быть выполнены из антифрикционного материала типа графита или пироуглерода для уменьшения величины шарнирного момента.

При поступлении в регулятор газа от системы управления подается сигнал на поворот вала и, поскольку он кинематически соединен с заслонкой, заслонка также поворачивается, открывая регулируемые расходные отверстия седла, и газ истекает из выходного патрубка, обеспечивая необходимый расход или тягу.

Благодаря тому, что заслонка опирается на шарики и контактирует с седлом по шарикам (точечный контакт), происходит значительное уменьшение величины шарнирного момента по сравнению с прототипом.

Благодаря тому, что регулируемые расходные отверстия седла выполнены в форме сектора кольца, ограниченного двумя цилиндрическими поверхностями, центр которых находится на оси вала, заслонка, в которой выполнены расходные отверстия 15, одинаковые с регулируемыми расходными отверстиями 14 седла 4, перекрывает расходные отверстия седла, площади регулируемых расходных отверстий седла изменяются линейно в зависимости от угла поворота вала. Линейное изменение площади упрощает систему управления.

Благодаря тому, что между торцом вала и торцом глухого отверстия заслонки установлена упругая прокладка из быстро сгораемого материала, толщина которой превышает величину расчетного теплового зазора между торцами вала и глухого отверстия заслонки, а максимальная величина зазора между торцами глухого отверстия заслонки и валом равна 0,95…0,97 величины диаметра шарика, а канавки 16 под шарики выполнены одинаковой глубины, равной величине H=(d-h)/2, обеспечивается не только исключение соударения седла и заслонки при хранении и до включения регулятора в работу, но и исключается выпадение шариков 17.

Количество шариков N=πD/d-1, округленных до целого числа в сторону уменьшения, обеспечивает отсутствие заклинивания шариков при нагреве конструкции.

Благодаря тому, что глубина канавок под шарики на седле и заслонке выполнена одинаковой упрощается технология их изготовления и уменьшаются утечки, т.к. шарики перекрывают максимально зазор h.

Благодаря тому, что шарики установлены на антифрикционной смазке, а вал установлен в подшипники, а также выполнение заслонки, седла и шариков из антифрикционного материала дополнительно снижает величину шарнирного момента.

Таким образом обеспечивается повышение надежности работы регулятора расхода горячего газа за счет обеспечения минимального шарнирного момента в паре заслонка-седло, исключения соударения заслонки и седла до включения в работу, исключения выпадения шариков.


Регулятор расхода газа
Регулятор расхода газа
Регулятор расхода газа
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 58 items.
27.06.2015
№216.013.5a68

Твердотопливный ракетный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании ракет различного назначения, в частности космического, в системе аварийного спасения. Твердотопливный ракетный двигатель состоит из двух прочноскрепленных с корпусами зарядов твердого топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554685
Дата охранного документа: 27.06.2015
20.10.2015
№216.013.8456

Способ сборки газовода с эластичным шарниром

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на разработку способа сборки гибких газоводов, работающих в условиях высоких температур и переменных давлений. Гибкий газовод содержит подвижный телескопический узел в виде металлических оболочек, сопряженных по цилиндрическим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565481
Дата охранного документа: 20.10.2015
10.02.2016
№216.014.c273

Клапан регулирования расхода газа

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций клапанов, предназначенных для управления вектором тяги летательных аппаратов. Клапан регулирования расхода газа состоит из корпуса с входным и выходным патрубками, седла, заслонки и вала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574779
Дата охранного документа: 10.02.2016
10.02.2016
№216.014.c4c0

Способ подтверждения внутрибаллистических и энергетических характеристик твердотопливного заряда ракетного двигателя и стендовое устройство

При подтверждении внутрибаллистических и энергетических характеристик твердотопливного заряда ракетного двигателя сжигают серию зарядов с различной скоростью горения в камере-имитаторе с расходным круглым отверстием критического сечения с замером давления в камере-имитаторе. Перед сжиганием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574778
Дата охранного документа: 10.02.2016
13.01.2017
№217.015.8c04

Импульсный малогабаритный пороховой вытеснитель рабочей жидкости

Импульсный малогабаритный пороховой вытеснитель рабочей жидкости содержит камеру сгорания с пороховым зарядом, пиропатрон и емкость, разделенную выворачивающей диафрагмой на две полости - газовую, сообщающуюся с камерой сгорания, и жидкостную, заполненную рабочей жидкостью. Камера сгорания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604775
Дата охранного документа: 10.12.2016
13.01.2017
№217.015.8cdb

Твердотопливный импульсный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании твердотопливных импульсных двигателей, к которым предъявляются повышенные требования разноимпульсности при работе в паре или в целой связке. Твердотопливный импульсный двигатель содержит камеру сгорания с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604772
Дата охранного документа: 10.12.2016
25.08.2017
№217.015.ba6c

Нагружающее устройство

Изобретение относится к испытательной технике. Нагружающее устройство содержит привод, корпус с крышкой, выполненной с полым валом, установленный в крышке шестеренчатый редуктор, малая шестерня которого установлена на валу привода, а большая - на полом валу крышки, винтовую передачу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615719
Дата охранного документа: 07.04.2017
25.08.2017
№217.015.bbc4

Нагружающее устройство

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для создания тянущих и толкающих усилий в силовых цепях испытательных стендов, для тарировки датчиков силы, испытания материалов на прочность, в качестве приводов исполнительных механизмов, в качестве домкратов и прессов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615913
Дата охранного документа: 11.04.2017
25.08.2017
№217.015.c7bb

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование газораспределительных клапанов, обеспечивающих управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена. Газораспределительный клапан содержит корпус с входным и двумя выходными патрубками, заслонки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619008
Дата охранного документа: 11.05.2017
25.08.2017
№217.015.cd56

Узел соединения отделяемых частей летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам соединения разделяемых частей летательных аппаратов. Технический результат - повышение сдвигоустойчивости узла соединения при длительных знакопеременных нагрузках с одновременной возможностью его распадения - отделения. Узел...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619611
Дата охранного документа: 17.05.2017
Showing 1-10 of 54 items.
10.04.2013
№216.012.33da

Сопло летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям сопел летательных аппаратов, и может быть использовано для сопловых блоков летательных аппаратов, в которых устанавливаются заглушки, служащие для защиты внутренней полости летательного аппарата. Сопло содержит раструб,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478817
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.07.2013
№216.012.5a46

Узел соединения заслонки с седлом клапана расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции клапанов для регулирования расхода горячего газа, работающих при высоких температурах и давлениях, и предназначено для управления летательным аппаратом по каналам крена, тангажа и рыскания. Узел соединения заслонки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488731
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.09.2013
№216.012.6892

Твердотопливная ракета

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Твердотопливная ракета содержит стартовый двигатель I ступени с пороховым аккумулятором давления разделения ступеней, прямоточный ракетный двигатель II ступени с соплом и воздуховодом, в камере дожигания которого размещен последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492417
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6ca2

Клапан для регулирования расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций клапанов, работающих в условиях высоких температур и давлений и предназначенных для управления вектором тяги летательных аппаратов. Клапан для регулирования расхода горячего газа состоит из корпуса с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493461
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.10.2013
№216.012.7a8c

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено в качестве газораспределительных клапанов управлять летательными аппаратами по плоскостям тангажа, рыскания и крена. Газораспределительный клапан содержит корпус с входным и двумя выходными патрубками, с седлами, установленными в выходных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497034
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.11.2013
№216.012.7ece

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в клапанах, работающих в условиях высоких температур и давлений, при их транспортировке. Газораспределительный клапан содержит установленную с возможностью поворота вокруг оси в корпусе заслонку, связанную с валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498135
Дата охранного документа: 10.11.2013
27.06.2014
№216.012.d6ec

Узел пары заслонка и седло регулятора расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам расхода горячего газа, работающим на продуктах сгорания ракетных топлив и обеспечивающим управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена. Узел пары заслонка и седло регулятора расхода горячего газа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520798
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.11.2014
№216.013.0527

Способ соединения вала и силовой оболочки с помощью штифта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к регуляторам расхода горячего газа, в которых валы соединены с силовой оболочкой при помощи штифтов. Способ соединения включает установку во входное отверстие силовой оболочки штифта и его запрессовку. В процессе перемещения штифта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532717
Дата охранного документа: 10.11.2014
20.08.2015
№216.013.6f6f

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено в качестве газораспределительных клапанов управлять летательными аппаратами по плоскостям тангажа, рыскания и крена. Газораспределительный клапан состоит из корпуса с входным и двумя выходными патрубками, в которых выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560097
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.10.2015
№216.013.8456

Способ сборки газовода с эластичным шарниром

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на разработку способа сборки гибких газоводов, работающих в условиях высоких температур и переменных давлений. Гибкий газовод содержит подвижный телескопический узел в виде металлических оболочек, сопряженных по цилиндрическим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565481
Дата охранного документа: 20.10.2015
+ добавить свой РИД