×
25.07.2019
219.017.b8eb

Результат интеллектуальной деятельности: КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к системам охлаждения индукторных машин закрытого исполнения. Технический результат - повышение надежности и срока службы индукторных машин, улучшение их массогабаритных показателей. Система охлаждения индукторной машины, имеющей пакеты статора с рабочей обмоткой и установленные на магнитопроводящей втулке пакеты ротора с размещенной между ними обмоткой возбуждения, содержит в корпусе статора каналы системы принудительного жидкостного охлаждения и расположенный внутри машины центробежный вентилятор, принадлежащий замкнутой системе принудительного воздушного охлаждения. Имеются также кольцевые полости охлаждения подшипниковых щитов, выполненные с наружной их стороны концентрично валу с выступающими турбулизаторами и расположенные с обеих сторон ротора вентиляторы, каждый из которых выполнен в виде вентиляционного диска. На обращенной к ротору поверхности диска имеются радиальные каналы и объединяющий их периферийный кольцевой канал. Кольцевая вентиляционная пластина имеет наружный диаметр, меньший диаметра ротора, перекрывает обращенную к ротору поверхность диска и имеет выполненные в ней отверстия, число которых равно или кратно числу зубцов ротора. 4 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно, к системам охлаждения индукторных машин закрытого исполнения с электромагнитным возбуждением и может быть эффективно использовано в электрических машинах, предназначенных для работы в системах электроснабжения и электропривода автономных объектов (средств водного и подводного транспорта, летательных аппаратов и других объектов), где требуется отводить значительное количество выделяющегося в закрытых электрических машинах тепла, обусловленного реализацией в них повышенных значений электромагнитных нагрузок, и где значительные тепловые нагрузки испытывают обмотки возбуждения.

Известна комбинированная система охлаждения закрытой электрической машины [Патент RU 2201647 МПК H02K 9/19, H02K 5/20, опубл. 27.03.2003], содержащая выполненные в корпусе статора каналы системы принудительного жидкостного охлаждения, и расположенный внутри машины центробежный вентилятор, принадлежащий замкнутой системе принудительного воздушного охлаждения.

Недостатками этой системы охлаждения являются неравномерность охлаждения статора в осевом направлении, вызванная подогревом охлаждающей жидкости при движении ее в этой машине по винтовому каналу, протяженность которого значительно превышает длину машины и длину окружности по наружному диаметру корпуса, и снижение эффективности ее работы в широко используемых в указанных выше областях техники индукторных машинах, имеющих пакеты статора с рабочей обмоткой и установленные на магнитопроводящей втулке пакеты зубчатого ротора (см., например, в Сугробов A.M., Русаков A.M. - М: Издательский дом МЭИ, 2012, стр. 50, рис. 1.25). Обмотки возбуждения в этих машинах размещены неподвижно между пакетами ротора и по этой причине в случае применения этой системы охлаждения они не обдуваются потоками охлаждающего воздуха и не соприкасаются с поверхностями каналов жидкостного охлаждения. Недостатком рассматриваемой комбинированной системы охлаждения в случае применения ее для охлаждения индукторных машин можно считать и наличие в ней кольцевого, размещенного вокруг корпуса и поэтому приводящего к увеличению его диаметра теплообменника, принадлежащего системе воздушного охлаждения.

Прототипом заявляемого в качестве изобретения технического решения является комбинированная система охлаждения закрытой электрической машины, описанная в патенте RU 2 539 691 МПК H02K 9/19, H02K 5/20, опубл. 27.01.2015, содержащая выполненные в корпусе статора каналы системы принудительного жидкостного охлаждения машины и расположенный внутри машины центробежный вентилятор, принадлежащий замкнутой системе принудительного воздушного охлаждения. Каналы принудительного жидкостного охлаждения выполнены в корпусе вдоль окружностей, концентричных оси машины, с выступающими из их основания штырьками (турбулизаторами). Движение охлаждающей жидкости в каналах корпуса по окружности обеспечивает равномерное распределение температуры вдоль оси машины. Для поступления и отвода жидкости из каналов предусмотрены соответственно входной и выходной коллекторы. Циркуляция воздуха в системе воздушного охлаждения обеспечивается одним установленном на валу центробежным вентилятором.

Недостатком указанной системы охлаждения, также как и рассмотренной ранее системы, является отсутствие в ней эффективной системы охлаждения обмоток возбуждения в случае ее применения для охлаждения индукторных машин. Обеспечить нормальный тепловой режим работы обмоток возбуждения и не допустить уменьшения срока службы электрической машины при этих условиях можно лишь за счет снижения плотности тока в обмотке возбуждения, что приводит к увеличению габаритов и массы обмотки возбуждения, и электрической машины в целом. Недостатками системы возбуждения являются также наличие принадлежащего воздушной системе охлаждения теплообменника, размещенного над закрытыми герметичной оболочкой каналами жидкостного охлаждения, что приводит к увеличению наружного диаметра машины. К тому же, применение воздушного охлаждения с расположенным снаружи машины теплообменником в индукторных генераторах сопряжено с необходимостью выполнения осевых каналов для прохождения воздуха в магнитопроводящей втулке, на которой установлены пакеты ротора, что приводит к уменьшению ее сечения для прохождения по ней магнитного потока и, как следствие, к необходимости увеличения магнитодвижущей силы обмотки возбуждения и к возрастанию в ней потерь.

Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в расширении области применения комбинированных систем охлаждения, а также в упрощении конструкции, повышении надежности и срока службы индукторных машин, улучшении их массогабаритных показателей.

Достигается это тем, что в системе охлаждения электрической машины, имеющей пакеты статора с рабочей обмоткой и установленные на магнитопроводящей втулке пакеты ротора с размещенной между ними обмоткой возбуждения, содержащей выполненные в корпусе статора и закрытые с наружной его стороны металлической оболочкой каналы системы принудительного жидкостного охлаждения машины, и расположенный внутри машины центробежный вентилятор, принадлежащий замкнутой системе принудительного воздушного охлаждения, имеются кольцевые полости охлаждения подшипниковых щитов, выполненные с наружной их стороны концентрично валу с выступающими из их основания турбулизаторами, связанные с жидкостной системой охлаждения корпуса не выходящими за пределы машины перепускными каналами и герметично закрытые с наружной их стороны металлической пластиной, а вентиляторы расположены с обеих сторон ротора, и каждый из них выполнен в виде закрепленного на торцевой поверхности пакета ротора вентиляционного диска, на обращенной к ротору поверхности которого, выполнены радиальные каналы и объединяющий их периферийный кольцевой канал, и кольцевой прилегающей к торцевой поверхности магнитопровода ротора вентиляционной пластины с наружным диаметром меньшим диаметра ротора, которая перекрывает обращенную к ротору поверхность вентиляционного диска и имеет выполненные в ней вентиляционные отверстия, число которых равно или кратно числу зубцов ротора и которые расположены в пределах и симметрично оси каждой из его впадин.

Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 показан продольный разрез двухпакетной индукторной машины с электромагнитным возбуждением. Обмотка возбуждения в ней установлена между пакетами ротора. Стрелками показаны направления перемещения воздушных слоев во внутренних полостях машины. На фиг. 2 показан вид на подшипниковый щит с внешней его стороны при открытой полости жидкостного его охлаждения. На фиг. 3 приведен чертеж вентиляционного диска в двух проекциях, а на фиг. 4 - чертеж вентиляционной пластины.

Комбинированная система охлаждения закрытой индукторной машины, имеющей два размещенных в корпусе 1 пакета статора 2 с уложенной в их пазах и охватывающей зубцы обоих пакетов обмоткой 3 и два пакета ротора 4, установленных на запрессованной на вал 5 втулке 6 из магнитомягкого материала, с размещенной неподвижно между ними обмоткой возбуждения 7 (фиг. 1), содержит выполненные в корпусе статора 1 два расположенных над пакетами статора 2 канала 8 и 9 системы принудительного жидкостного охлаждения корпуса, в основании которых выполнены турбулизаторы 10. В рассматриваемом примере исполнения электрической машины турбулизаторы 10 имеют форму призм небольшой высоты ромбовидного сечения. Для входа в систему жидкостного охлаждения и выхода из нее охлаждающей жидкости на корпусе 1 машины установлены входной 11 и выходной 12 коллекторы со штуцерами 13 и 14 для подачи и слива из них охлаждающей жидкости.

Для получения сформулированного выше технического результата от изобретения в подшипниковых щитах 15 с наружной их стороны выполнены концентричные валу и герметически закрытые металлической пластиной 16 полости 17 системы принудительного жидкостного охлаждения подшипниковых щитов 15 с выступающими из их основания турбулизаторами 18. В полости 17 подшипниковых щитов 15 охлаждающая жидкость поступает из коллектора 10 по не выходящим за пределы машины перепускным каналам 19, а поступает из них в выходной коллектор по перепускным каналам 20.

Теплообмен между внутренними частями машины обеспечивается воздушной системой охлаждения с замкнутой циркуляцией воздуха внутри машины закрепленными на пакетах ротора 4 с каждой из торцевых их сторон вентиляционными дисками 21, на обращенных к ротору 4 поверхностях каждого из которых выполнены радиальные каналы 22 и объединяющий их периферийный кольцевой канал 23, при этом между поверхностями вентиляционных дисков 21 и торцевыми поверхностями ротора 4 имеются кольцевые вентиляционные пластины 24 с наружным диаметром, меньшим диаметра ротора, и с выполненными в них отверстиями 25, число которых кратно числу зубцов ротора 4, и расположены они в пределах и симметрично оси каждой из его впадин. В рассматриваемом варианте конструктивного исполнения индукторной машины число зубцов на роторе равно четырем. Вентиляционные диски 21 имеют выполненные в перегородках, разделяющих воздушные каналы, выступы 26, наружный диаметр которых равен внутреннему диаметру вентиляционных пластин 24, а высота меньше толщины этих пластин. Для обеспечения требуемой ориентации выполненных в пластинах 24 вентиляционных отверстий 25 относительно впадин ротора 4 каждая из них имеет со стороны внутренних их диаметров по одному фиксирующему выступу 27, боковые стенки которого плотно прилегают к обращенным друг к другу боковым стенкам одного из выступов 26 вентиляционного диска 21. Диски 21 закреплены на втулке 6 ротора 4 винтами (отверстия 28 под них показаны на фиг. 3).

Работа системы охлаждения происходит следующим образом.

Охлаждающая жидкость поступает под давлением во входной коллектор И через штуцер 13, и распределяется в нем по двум выполненным в корпусе 1 и расположенным над пакетами статора 2 каналам 8 и 9 жидкостной системы охлаждения, а по перепускным каналам 19 она из того же коллектора 11 поступает в полости 17 охлаждения подшипниковых щитов 15. При протекании жидкости по каналам корпуса 1 между выступающими из них штырьками (турбулизаторами) 10 и из полостей 17 охлаждения подшипниковых щитов 15 между турбулизаторами 18 происходит локальное увеличение скорости потока в каждом из указанных участков системы охлаждения с интенсивным вихреобразованием непосредственно за каждым рядом турбулизаторов 10 и 18, что приводит к разрушению пограничного слоя и повышению коэффициента теплоотдачи, и за счет этого позволяет при относительно малом расходе охладителя обеспечить эффективный теплообмен на большой площади охлаждаемых поверхностей.

Находясь в турбулизированном состоянии вследствие соприкосновения с выступающими из основания каналов турбулизаторами 10, охлаждающая жидкость обтекает наружную поверхность цилиндрического корпуса 1, отбирая при этом тепло, поступающее к нему от магнитопровода машины (пакетов статора 2) и обмоток 3 и отводя его за пределы машины через штуцер 14 выходного коллектора 12. Движение охлаждающей жидкости в корпусе 1 по окружности обеспечивает равномерное распределение температуры вдоль оси машины. В полостях 17 охлаждения подшипниковых щитов 15 поступающая из входного коллектора 11 через перепускные каналы 19 охлаждающая жидкость перемещается в сторону перепускного канала 20 и выходного коллектора 12 по двум расположенным по обе стороны от перепускных каналов 19 участкам кольцевых полостей 17. Направления движения жидкости в каналах охлаждения корпуса 1 и полостях подшипниковых щитов показаны на фиг. 1 и 2 стрелками.

Система принудительного воздушного охлаждения обеспечивает теплообмен между внутренними частями машины за счет замкнутой циркуляции воздуха во внутренних ее полостях. Каждый из двух закрепленных с торцевых сторон ротора вентиляционных дисков 21 в рассматриваемом варианте конструктивного исполнения индукторной машины имеет шестнадцать радиальных каналов 22, а в вентиляционной пластине 24 выполнены четыре отверстия 25 (по числу пазов ротора) для прохода воздуха из периферийного кольцевого канала 23 во впадины ротора. Вентиляционная пластина 24 предназначена для ограничения поступления воздуха в пазы ротора и снижения тем самым аэродинамических потерь.

При вращении ротора воздух из области I (см. фиг. 1) по радиальным каналам 22 проходит в периферийные кольцевые каналы 23 и через отверстия 25 в вентиляционных пластинах 24 поступает в пазы ротора 4 (полость III), струями обдувает боковую поверхность обмотки возбуждения 7, охлаждая ее и далее перемещается к периферии ротора IV. Струйный обдув является эффективным способом охлаждения, позволяющим достичь высоких значений коэффициента теплоотдачи. Через радиальный зазор между вентиляционной пластиной 24 и статором 2 закрученный воздух выходит в полость V, обдувает лобовые части обмотки якоря 3 и возвращается в область I, охлаждаясь от подшипникового щита 15.

Полость V является осевым зазором между ротором и статором, воздух в ней закручивается, и под действием центробежной силы возникает его циркуляция по замкнутому контуру: вблизи ротора 4 воздух движется к периферии, вблизи охлаждающего его подшипникового щита 15 - к центру (показано на фиг. 1 пунктиром). Это локальное течение оттесняет основной поток воздуха к щиту. Из-за закрутки воздуха интенсифицируются охлаждение лобовых частей рабочей обмотки 3 и теплообмен с охлаждаемым жидкостью подшипниковым щитом 15.

Производительность вентилятора пропорциональна произведению квадрата частоты вращения ротора на его диаметр, поэтому эффективность охлаждения обмоток возбуждения и других обтекаемых воздухом активных и конструктивных частей машины в случае применения предлагаемой системы охлаждения повышается с ростом частоты вращения и диаметра ротора.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:

1. Сугробов A.M., Русаков A.M. Проектирование электрических машин автономных объектов. - М: Издательский дом МЭИ, 2012.

2. Патент RU 2201647 МПК H02K 9/19, H02K 5/20.

3. Патент RU 2 539 691 МПК H02K 9/19, H02K 5/20.

Комбинированная система охлаждения закрытой индукторной машины, имеющей пакеты статора с рабочей обмоткой и установленные на магнитопроводящей втулке пакеты ротора с размещенной между ними обмоткой возбуждения, содержащая выполненные в корпусе статора и закрытые с наружной его стороны металлической оболочкой каналы системы принудительного жидкостного охлаждения машины и расположенный внутри машины центробежный вентилятор, принадлежащий замкнутой системе принудительного воздушного охлаждения, отличающаяся тем, что имеются кольцевые полости охлаждения подшипниковых щитов, выполненные с наружной их стороны концентрично валу с выступающими из их основания турбулизаторами, связанные с жидкостной системой охлаждения корпуса не выходящими за пределы машины перепускными каналами и герметично закрытые с наружной их стороны металлической пластиной, а вентиляторы расположены с обеих сторон ротора и каждый из них выполнен в виде закрепленного на торцевой поверхности магнитопроводящей втулки вентиляционного диска, на обращенной к ротору поверхности которого выполнены радиальные каналы и объединяющий их периферийный кольцевой канал, и кольцевой прилегающей к торцевой стороне магнитопровода ротора вентиляционной пластины с наружным диаметром, меньшим диаметра ротора, которая перекрывает обращенную к ротору поверхность вентиляционного диска и имеет выполненные в ней вентиляционные отверстия, число которых равно или кратно числу зубцов ротора и которые расположены в пределах и симметрично оси каждой из его впадин.
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 10 items.
27.07.2014
№216.012.e408

Индукторная машина

Изобретение относится к области электротехники и электромеханики, касается особенностей конструктивного выполнения индукторных машин и может быть использовано, в частности и особенно, в специальном электромашиностроении, ориентированном на изготовление электрических машин для систем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524166
Дата охранного документа: 27.07.2014
27.01.2015
№216.013.2033

Система охлаждения закрытой электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к системам охлаждения электрических машин закрытого исполнения. Технический результат - повышение интенсивности охлаждения. Система охлаждения электрической машины, состоящей из пакета статора с рабочими обмотками, ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539691
Дата охранного документа: 27.01.2015
10.03.2015
№216.013.2f6a

Магнитная система ротора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники, а более конкретно к устройству роторов электрических машин с возбуждением от постоянных магнитов, расположенных на роторе. Технический результат заключается в увеличении магнитного потока в воздушном зазоре электрической машины. Магнитная система...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543606
Дата охранного документа: 10.03.2015
10.08.2015
№216.013.6a3b

Ротор электрической машины

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам с возбуждением от постоянных магнитов. Технический результат состоит в повышении мощности за счет увеличения поверхности полюсов магнитов и исходящего из них магнитного потока. Ротор содержит закрепленный на валу 1 цилиндрический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558748
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.05.2016
№216.015.3bb9

Магнитоуправляемая защёлка - замок

Изобретение относится к области магнитомеханики и позволяет упростить конструкцию и улучшить эксплуатационные качества защелки при повышении ее секретности управления. Магнитоуправляемая защелка-замок содержит установленный в корпусе 1 запирающий элемент 2, хвостовик 3, имеющий выполненные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583898
Дата охранного документа: 10.05.2016
25.08.2017
№217.015.99d8

Система охлаждения закрытой электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к системам охлаждения. Технический результат - повышение эффективности теплоотдачи от обмоток возбуждения. Система охлаждения закрытой электрической машины содержит выполненные в корпусе статора каналы принудительного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609466
Дата охранного документа: 03.02.2017
13.02.2018
№218.016.26fa

Магнитная система ротора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат - повышение частоты вращения ротора и уменьшение в нем дополнительных потерь. Ротор содержит вал, магнитопровод, выполненный из двух концентричных валу частей из магнитомягкого материала, не имеющих разрывов по внешнему и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644010
Дата охранного документа: 07.02.2018
29.06.2019
№219.017.9d90

Способ воздушного охлаждения секционированного вентильно-индукторного двигателя и секционированный вентильно-индукторный двигатель с системой воздушного охлаждения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к секционированным вентильно-индукторным двигателям большой мощности с замкнутой системой принудительного воздушного охлаждения. Технический результат изобретения - повышение эффективности отвода тепла от наиболее нагруженных в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002358371
Дата охранного документа: 10.06.2009
06.02.2020
№220.017.ff5a

Электрическая машина закрытого исполнения с жидкостной системой охлаждения

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в повышении КПД машины за счет улучшения охлаждения и уменьшения потерь в стали. Электрическая машина содержит два зубчатых по расточке пакета статора, в виде прилегающих друг к другу сегментов, на внешней поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713195
Дата охранного документа: 04.02.2020
20.04.2023
№223.018.4b13

Индукторный генератор с воздушной системой охлаждения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к индукторным машинам закрытого и взрывозащищенного исполнения с воздушным охлаждением, предназначенным для работы в условиях газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций и в других областях. Технический результат заключается в уменьшении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002770909
Дата охранного документа: 25.04.2022
+ добавить свой РИД