×
25.07.2019
219.017.b831

Результат интеллектуальной деятельности: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ МНОГОДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002695464
Дата охранного документа
23.07.2019
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения. Электромагнитный фрикционный многодисковый тормоз содержит корпус, установленную в корпусе втулку, ось, фланец, якорь с расположенными в направляющих пазах втулки тягами, жестко связанный с тягами нажимной диск, размещенные во втулке, взаимодействующие с нажимным диском пружины, установленный на втулке регулирующий элемент, расположенный между нажимным диском и торцевой поверхностью регулирующего элемента, образующий две части, набор чередующихся фрикционных дисков. Имеющие нечетные порядковые номера диски при счете со стороны нажимного диска, связаны со втулкой посредством выполненных на них шлицевых выступов, размещенных в выполненных на втулке шлицевых пазах, пружины стабилизации в виде гофрированных лент, расположенные в шлицевых пазах втулки одной стороной выступов гофров, а другой стороной между шлицевыми выступами фрикционных дисков, и упругие центрирующие элементы, которые связаны в радиальном направлении тормоза с нажимным диском и втулкой. Двухпозиционный электромагнитный привод выполнен в виде подводящей обмотки электромагнита, связанного с ней магнитопровода, отводящей обмотки электромагнита и постоянного магнита, размещенного между обмотками. Достигается снижение электропотребления. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к космической технике. Изобретение может применяться в составе устройства поглощения энергии в стыковочном механизме космического аппарата.

Известен электромагнитный фрикционный тормоз (аналог) авт.свид. SU 1346876, в котором задача снижения энергопотребления достигается путем использования двух обмоток электромагнита. Это связано с тем, что магнитная сила на якоре электромагнита падает пропорционально квадрату расстояния. Поэтому для начала движения якоря используется мощная пусковая обмотка, под воздействием которой якорь преодолевает силу действия пружин поджатия и перемещается, высвобождая фрикционные диски. Якорь в отведенном состоянии нажимает на шток микропереключателя, который подает сигнал на включение удерживающей обмотки меньшей мощности. Пусковая обмотка при этом отключается. Недостатком конструкции является наличие хоть и уменьшенного, по сравнению с необходимым для пуска, но постоянного энергопотребления при удержании расторможенного состояния вала тормоза, и сложность конструкции и настройки привода микропереключателя на ходе якоря менее 1 мм.

Известен электромагнитный фрикционный многодисковый тормоз (прототип) авт.свид. SU 1776894 А1, содержащий корпус, установленную в корпусе втулку, ось, фланец, якорь с расположенными в направляющих пазах втулки тягами, жестко связанный с тягами нажимной диск, размещенные во втулке, взаимодействующие с нажимным диском пружины, установленный на втулке регулирующий элемент, расположенный между нажимным диском и торцевой поверхностью регулирующего элемента, образующий две части, набор чередующихся фрикционных дисков, причем последние, имеющие нечетные порядковые номера при счете со стороны нажимного диска, связаны со втулкой посредством выполненных на них шлицевых выступов, размещенных в выполненных на втулке шлицевых пазах, пружины стабилизации в виде гофрированных лент, расположенные в шлицевых пазах втулки одной стороной выступов гофров, а другой стороной между шлицевыми выступами фрикционных дисков, и упругие центрирующие элементы, которые связаны в радиальном направлении тормоза с нажимным диском и втулкой, и в котором снятие нагрузки с фрикционных дисков осуществляется электромагнитом с одной обмоткой. Особенностью этого устройства является наличие большого числа поверхностей трения, которые уменьшают требуемую силу давления якоря на фрикционные диски при реализации заданного тормозного момента. Недостатком является необходимость постоянного питания электромагнита.

Техническим результатом изобретения является снижение электропотребления.

Технический результат достигается тем, что в электромагнитный фрикционный многодисковый тормоз, содержащий корпус, установленную в корпусе втулку, ось, фланец, якорь с расположенными в направляющих пазах втулки тягами, жестко связанный с тягами нажимной диск, размещенные во втулке, взаимодействующие с нажимным диском пружины, установленный на втулке регулирующий элемент, расположенный между нажимным диском и торцевой поверхностью регулирующего элемента, образующий две части, набор чередующихся фрикционных дисков, причем последние, имеющие нечетные порядковые номера при счете со стороны нажимного диска, связаны со втулкой посредством выполненных на них шлицевых выступов, размещенных в выполненных на втулке шлицевых пазах, пружины стабилизации в виде гофрированных лент, расположенные в шлицевых пазах втулки одной стороной выступов гофров, а другой стороной между шлицевыми выступами фрикционных дисков, и упругие центрирующие элементы, которые связаны в радиальном направлении тормоза с нажимным диском и втулкой, в отличие от известного, введен двухпозиционный электромагнитный привод, выполненный в виде подводящей обмотки электромагнита, связанного с ней магнитопровода, отводящей обмотки электромагнита и постоянного магнита, размещенного между обмотками.

Заявляемое техническое решение поясняется чертежом, представленным на фиг. 1 - электромагнитный фрикционный многодисковый тормоз с двухпозиционным электромагнитным приводом.

Электромагнитный фрикционный многодисковый тормоз содержит корпус 1, втулку 2, с закрепленным на ней двухпозиционным электромагнитным приводом, состоящим из подводящей обмотки электромагнита 3 с магнитопроводом 4, отводящей обмотки электромагнита 5, постоянного магнита 6, размещенного между обмотками 3 и 5, установленный с возможностью осевого перемещения якорь 7, соединенный тягами 8 с нажимным диском 9, взаимодействующим с пружинами 10, размещенными во втулке 2, и набор фрикционных дисков 11, 12, расположенных между торцом нажимного диска 9 и фланцем 13 оси 14. Кроме того, тормоз содержит пружины стабилизации 15, расположенные в сквозных пазах 16 втулки и взаимодействующие со шлицевыми выступами фрикционных дисков 11, 12.

Электромагнитный фрикционный многодисковый тормоз работает следующим образом. При подаче командного импулься на отводящую обмотку 2, на якоре 7 создается магнитная сила, которая передается по тягам 8 на нажимной диск 9. Магнитная сила преодолевает силу поджатая пружин 10 и нажимной диск 9 вместе с якорем 7 и тягами 8 перемещается в осевом направлении, выбирая зазор между втулкой 2 и нажимным диском 9. Фрикционные диски 11 и 12 при этом перестают испытывать давление от пружин 10, которое передается через нажимной диск 9, а пружинные ленты 15 разводят их. При этом диски 11 получают возможность свободного вращения относительно дисков 12. При организации взаимодействия шлицевых поверхностей дисков 11 с валом муфты (не показан на чертеже), устанавливаемого с открытого фланца тормоза, он получает возможность свободного вращения. После отключения питания с обмотки 5 якорь удерживается в отведенном состоянии постоянным магнитом 6, магнитной силы которого достаточно для противодействия силам, создаваемым пружинами 10 в течение сколь угодно длительного времени.

При подаче краткого командного импульса на подводящую обмотку 3, через магнитопровод 4 на якоре 7 создается магнитная сила, вместе с силой от пружин 10 достаточная для противодействия магнитной силе постоянного магнита 6. Якорь 7 с тягами 8 и нажимным диском 9 перемещается в осевом направлении, сжимает пружины 15 и оказывает давление на набор фрикционных дисков 11, 12. При этом набор дисков 11, 12 обеспечивает заданный момент трения при провороте дисков 11 относительно дисков 12. При организации взаимодействия шлицевых поверхностей дисков 11 с валом муфты (не показан на чертеже), устанавливаемого с открытого фланца тормоза, он тормозится заданным моментом. После отключения питания с обмотки 3 якорь удерживается в подведенном состоянии пружинами 10, сил которых достаточно для противодействия силам, создаваемым постоянным магнитом 5 в течение сколь угодно длительного времени.

Актуальность создания изобретения обуславливается возможностью его использования в составе периферийного стыковочного механизма космического аппарата. Стыковочный механизм состоит из стыковочного кольца, защелок, шести устройств поглощения энергии (штанг стыковочного механизма) и тросовой системы стягивания. Взаимодействие стыковочных колец пассивного и активного космического аппарата приводит к изменению длины штока как минимум одной штанги стыковочного механизма. Линейное уменьшение длины штока штанги преобразуется при помощи шарико-винтовой пары во вращательной движение закрутки спиральных пружинных механизмов. Таким образом выполняется аккумулирование кинетической энергии сближения космических аппаратов. Для предотвращения возврата потенциальной энергии деформации пружинных механизмов в кинетическую блокируется возможность их раскрутки. Для этого может быть использован храповой механизм, ответная полумуфта которого замкнута на вал электромагнитной фрикционной муфты. Корпус муфты выполняется неподвижным относительно корпуса штанги. Блокировка раскрутки пружинных механизмов осуществляется при подаче питания на электромагнит муфты. Циклограмма работы стыковочного механизма требует длительного (более 10 минут) как блокирования возможности раскрутки пружинных механизмов, так и свободного их спуска. Таким образом, недостатком использования управляемой фрикционной муфты является необходимость долговременной подачи значительного тока, необходимого для создания электромагнитом заданной силы давления на фрикционную поверхность дисков муфты, что приводит к значительному потреблению электроэнергии и интенсивному нагреву муфты.

В условиях безвоздушного пространства отток тепла от конструкции КА преимущественно осуществляется излучением, поэтому устройства с интенсивным тепловыделением должны быть оснащены элементами системы терморегуляции, которая переносит тепло на радиаторы излучателя. Это не всегда возможно (например, при размещении тепловыделяющих устройств за пределами герметичного объема). В случае отсутствия съема тепла устройство может нагреваться до критических для него температур быстрее, чем заданное время его непрерывной работы согласно циклограмме полета.

Система энергопитания космического корабля имеет крайне ограниченные по мощности и емкости источники питания, поэтому энергопотребление составляющих элементом должно быть минимизировано. В связи с чем блокировка раскрутки пружинных механизмов предлагается реализовать электромагнитным многодисковым фрикционным тормозом.

Электромагнитный фрикционный многодисковый тормоз, содержащий корпус, установленную в корпусе втулку, ось, фланец, якорь с расположенными в направляющих пазах втулки тягами, жестко связанный с тягами нажимной диск, размещенные во втулке, взаимодействующие с нажимным диском пружины, установленный на втулке регулирующий элемент, расположенный между нажимным диском и торцевой поверхностью регулирующего элемента, образующий две части, набор чередующихся фрикционных дисков, причем последние, имеющие нечетные номера, считая со стороны нажимного диска, связаны со втулкой посредством выполненных на них шлицевых выступов, размещенных в выполненных на втулке шлицевых пазах, пружины стабилизации в виде гофрированных лент, расположенные в шлицевых пазах втулки одной стороной выступов гофров, а другой стороной между шлицевыми выступами фрикционных дисков, и упругие центрирующие элементы, которые связаны в радиальном направлении тормоза с нажимным диском и втулкой, отличающийся тем, что в него введен двухпозиционный электромагнитный привод, соосный якорю и обхватывающий его, выполненный в виде подводящей обмотки электромагнита, связанного с ней магнитопровода, отводящей обмотки электромагнита и постоянного магнита, размещенного между обмотками.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ МНОГОДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ МНОГОДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 92 items.
25.08.2017
№217.015.c699

Способ поиска и обнаружения микроорганизмов космического происхождения

Изобретение относится к исследованиям материалов методом проб в условиях космического полета с целью обнаружения микроорганизмов космического происхождения. Способ предусмативает взятие проб с поверхностей орбитальной станции посредством стерилизованного и гермоизолированного на Земле...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618603
Дата охранного документа: 04.05.2017
25.08.2017
№217.015.c69b

Способ и устройство взятия проб вещества с поверхности астрономического объекта

Группа изобретений относится к активным исследованиям астрономического объекта (АО), например астероида или кометы. Способ включает воздействие на поверхность АО направленным электронным лучом с борта космического аппарата, зависшего над поверхностью этого АО. Продукты испарения грунта АО...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618608
Дата охранного документа: 04.05.2017
19.01.2018
№218.016.099b

Способ проведения режима циклирования герметичной никель-кадмиевой аккумуляторной батареи

Изобретение относится к электротехнике, а именно к эксплуатации герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей, используемых для энергообеспечения потребителей на космических аппаратах. Способ проведения режима циклирования герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631918
Дата охранного документа: 29.09.2017
20.01.2018
№218.016.1dcb

Способ контроля текущего состояния солнечной батареи космического аппарата с инерционными исполнительными органами

Изобретение относится к космической технике. Способ контроля текущего состояния панели солнечной батареи (СБ) космического аппарата (КА) с инерционными исполнительными органами включает ориентацию нормали к рабочей поверхности СБ на Солнце, измерение значений тока от СБ и контроль текущего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640905
Дата охранного документа: 12.01.2018
13.02.2018
№218.016.1eac

Ракетный разгонный блок

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Ракетный разгонный блок содержит криогенный бак окислителя с основными продольными перегородками, дополнительными придонными перегородками и заборным устройством, маршевый двигатель и дополнительную автономную двигательную установку системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641022
Дата охранного документа: 15.01.2018
13.02.2018
№218.016.2674

Способ контроля положения фронтальной части ледника с находящегося на околокруговой орбите космического аппарата

Изобретение относится к области дистанционного мониторинга опасных природных процессов. Способ контроля положения фронтальной части ледника с находящегося на околокруговой орбите космического аппарата (КА) включает определение текущих параметров орбиты, съемку с КА ледника и неподвижных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644039
Дата охранного документа: 07.02.2018
04.04.2018
№218.016.319c

Блок конденсаторов и способ контроля его исправности (2 варианта)

Изобретение относится к области электротехники и электроники, может быть использовано в устройствах электропитания, в частности в резервированных фильтрах цепей электропитания электронной аппаратуры, в устройствах накопления электроэнергии. Блок конденсаторов содержит конденсаторы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645152
Дата охранного документа: 16.02.2018
10.05.2018
№218.016.3fa9

Механизм герметизации стыка стыковочного агрегата космического корабля

Изобретение относится к стыковочным устройствам космических аппаратов. Механизм герметизации стыка стыковочного агрегата космического корабля содержит стыковочный шпангоут с равномерно распределенными по периметру стыка системами замков, электроприводы, торцевое уплотнение на стыковочной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648662
Дата охранного документа: 27.03.2018
10.05.2018
№218.016.446f

Способ контроля телеметрической информации

Изобретение относится к области информационных технологий и вычислительной техники и может быть использовано для контроля телеметрической информации. В способе контроля телеметрической информации, основанном на сравнении реальных значений телеметрических параметров с их эталонными значениями,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649843
Дата охранного документа: 04.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ef1

Способ контроля действий находящегося на борту космического аппарата космонавта

Изобретение относится к управлению космическим аппаратом (КА) с участием космонавта (К). Способ включает определение параметров местоположения К, их сравнение с задаваемыми параметрами и формирование команд К. При этом измеряют параметры текущего положения и ориентации головы К относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652721
Дата охранного документа: 28.04.2018
Showing 1-10 of 11 items.
16.06.2018
№218.016.6395

Периферийный стыковочный механизм

Изобретение относится к космической технике. Периферийный стыковочный механизм (СтМ) содержит стыковочное кольцо с направляющими выступами и корпусами механизмов защелок для сцепки; штанги со штоками, установленными с возможностью поступательного перемещения вдоль продольных осей корпусов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657623
Дата охранного документа: 14.06.2018
28.07.2018
№218.016.765e

Стыковочный механизм космического аппарата

Изобретение относится к космической технике, в частности к стыковочным устройствам космических аппаратов (КА). Стыковочный механизм содержит подвижный корпус, связанный с основанием стыковочного механизма двухстепенным вращательным шарниром, тягами и электромагнитными тормозами, штангу с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662605
Дата охранного документа: 26.07.2018
23.02.2019
№219.016.c706

Электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором

Изобретение относится к машиностроению. Электропривод содержит входной вал, связанный с электродвигателем, планетарные ряды, зубчатое колесо и выходной вал. Солнечная шестерня быстроходного ряда установлена на валу электродвигателя и связана с быстроходным водилом через сателлиты, установленные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680574
Дата охранного документа: 22.02.2019
16.03.2019
№219.016.e1c4

Спиральный пружинный механизм

Изобретение относится к области машиностроения. Спиральный пружинный механизм состоит из входного вала, пружинной ленты и развязанного с входным валом неподвижного барабана. Пружинная лента выполнена с участком постоянной ширины и с участком в форме трапеции и основаниями, переходящими в ленту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682028
Дата охранного документа: 14.03.2019
24.05.2019
№219.017.5f5c

Электропривод с планетарным редуктором

Изобретение относится к области машиностроения. Электропривод с планетарным редуктором содержит герметичный корпус, входной вал, связанный с электродвигателем, планетарный редуктор и выходной вал. На выходном валу установлена шлицевая втулка, торец которой опирается на основание корпуса и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688570
Дата охранного документа: 21.05.2019
06.07.2019
№219.017.a6eb

Электромагнитный фрикционный многодисковый тормоз

Изобретение относится к области машиностроения. Электромагнитный фрикционный многодисковый тормоз содержит корпус, набор чередующихся фрикционных дисков, нажимной диск, взаимодействующий с набором фрикционных дисков и связанный с нажимным диском якорь. Нечетные диски взаимодействуют посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002693756
Дата охранного документа: 04.07.2019
06.07.2019
№219.017.a6ee

Планетарный редуктор

Изобретение относится к машиностроению. Планетарный редуктор содержит входной вал, опирающийся на подшипники, сателлит, в котором две неподвижные относительно друг друга шестерни имеют разное число зубьев, выходной вал, размещенный на подшипниках. На входном валу размещен эксцентрик, на котором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002693752
Дата охранного документа: 04.07.2019
10.07.2019
№219.017.a9ca

Планетарный редуктор

Изобретение относится к машиностроению. Планетарный редуктор содержит входной вал, размещенный на подшипниках, сателлит, в котором две неподвижные относительно друг друга шестерни имеют разное число зубьев, корпус, выходной вал, размещенный на подшипниках. На входном валу размещен эксцентрик,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694003
Дата охранного документа: 08.07.2019
22.11.2019
№219.017.e4b1

Устройство стягивания периферийного стыковочного механизма

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к стыковочным узлам. Устройство стягивания периферийного стыковочного механизма содержит барабан намотки тросов и электропривод, имеющий редуктор. Имеются пружины компенсации разности длин тросов при окончательном втягивании,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706741
Дата охранного документа: 20.11.2019
22.11.2019
№219.017.e547

Стыковочный механизм космического аппарата

Изобретение относится к космической технике, в частности к стыковочным устройствам космических аппаратов. Стыковочный механизм космического аппарата содержит подвижный корпус, связанный с основанием стыковочного механизма двухстепенным вращательным шарниром и боковым амортизатором с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706639
Дата охранного документа: 19.11.2019
+ добавить свой РИД