×
10.07.2019
219.017.b045

Результат интеллектуальной деятельности: УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002405955
Дата охранного документа
10.12.2010
Аннотация: Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит валы компрессоров высокого и низкого давления, вал турбины низкого давления, контровочную трубу, промежуточный вал, установленный на валу компрессора низкого давления, и межвальный шарикоподшипник. Вал турбины низкого давления соединен с валом компрессора низкого давления в окружном направлении через шлицевое соединение, а в осевом - через стяжную втулку. Контровочная труба соединена со стяжной втулкой через дополнительное шлицевое соединение. Наружное кольцо межвального шарикоподшипника прикреплено к внутренней поверхности цапфы ротора компрессора высокого давления, а внутреннее - к наружной поверхности промежуточного вала. В шлицах вала компрессора низкого давления выполнена кольцевая проточка, в которую заведена зафиксированная в осевом направлении упорная втулка с ответными шлицами, на торце которой выполнены выступы. На валу компрессора низкого давления установлена контровочная втулка с пазами, связанная с ним при помощи шлицевого соединения. В пазы контровочной втулки заведены выступы упорной втулки, а по периферии последней установлена дополнительная втулка, связанная с ней при помощи резьбового соединения. Один конец дополнительной втулки контактирует с промежуточным валом, а второй снабжен выступом, контактирующим с торцом контровочной втулки. Изобретение позволяет уменьшить перекос валов компрессора и турбины низкого давления и повысить долговечность подшипников. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя (ГТД).

Известен ГТД с узлом соединения роторов компрессора и турбины, содержащий валы компрессора и турбины низкого давления. Валы соединены между собой в окружном направлении через шлицевое соединение, а в осевом - через стяжную втулку. Контровочная труба соединена со стяжной втулкой через дополнительное шлицевое соединение. На промежуточном валу установлен межвальный шарикоподшипник, наружное кольцо которого установлено на внутренней поверхности вала компрессора высокого давления, а внутреннее - на наружной поверхности промежуточного вала (см. патент РФ №2303148, Кл. F02C 7/06, опубл. в 2007 г.).

Недостаток известного устройства состоит в том, что соединение вала компрессора с валом турбины в осевом направлении осуществляется через промежуточный вал с установленной в нем резьбовой втулкой посредством стяжной втулки. Контактирование торцовых поверхностей промежуточного вала и резьбовой втулки с торцовыми поверхностями валов компрессора и турбины при обязательном наличии торцовых биений поверхностей приводит к угловому смещению вала турбины относительно вала компрессора. Это приводит к дополнительному нагружению радиальной нагрузкой опор двигателя, при этом увеличивается момент сопротивления качению в подшипниках, появляется дополнительное тепловыделение в опорах двигателя.

Задачей изобретения является обеспечение соосности валов компрессора и турбины.

Указанная задача решается тем, что в узле соединения роторов компрессора и турбины ГТД, содержащем валы компрессоров высокого и низкого давления, вал турбины низкого давления, соединенный с последним в окружном направлении через шлицевое соединение, а в осевом - через стяжную втулку, контровочную трубу, соединенную с последней через дополнительное шлицевое соединение, промежуточный вал, установленный на валу компрессора низкого давления, и межвальный шарикоподшипник, наружное кольцо которого прикреплено к внутренней поверхности цапфы ротора компрессора высокого давления, а внутреннее - к наружной поверхности промежуточного вала, согласно изобретению, в шлицах вала компрессора низкого давления выполнена кольцевая проточка, в которую заведена упорная втулка с ответными шлицами, зафиксированная в осевом направлении, на торце которой выполнены выступы, на валу компрессора низкого давления установлена контровочная втулка, связанная с ним при помощи шлицевого соединения, с пазами, в которые заведены выступы упорной втулки, а по периферии последней установлена дополнительная втулка, связанная с ней при помощи резьбового соединения, при этом один конец дополнительной втулки контактирует с промежуточным валом, а второй снабжен выступом, контактирующим с торцом контровочной втулки.

Кроме того, на торце промежуточного вала выполнен радиальный паз, а упорная втулка снабжена дополнительным выступом, заведенным в последний. На торце дополнительной втулки, обращенном к валу турбины низкого давления, выполнен паз, между промежуточным валом и дополнительной втулкой установлена шайба, снабженная двумя выступами, один из которых заведен в радиальный паз промежуточного вала, а другой - в паз дополнительной втулки. На внутренней поверхности вала компрессора низкого давления выполнена резьба, между валом компрессора и контровочной трубой установлена гайка, на наружной поверхности которой выполнена резьба, контактирующая с резьбой вала компрессора низкого давления, а на внутренней поверхности выполнены шлицы, контактирующие со шлицами контровочной трубы.

Такое выполнение устройства обеспечивает уменьшение перекоса валов компрессора и турбины низкого давления при установленной стяжной втулке. Так как стяжная втулка служит только для осевого удержания вала турбины низкого давления, а также для регулирования осевого положения турбины низкого давления, вал турбины низкого давления соприкасается с валом компрессора низкого давления только через шлицевое соединение, в котором обеспечивается центровка валов, передача крутящего момента, а также преимущество шарнирного соединения. Это способствует уменьшению дополнительных радиальных нагрузок на подшипники качения, снижению тепловыделения, и следовательно, повышению долговечности подшипников.

Наличие на торце промежуточного вала радиального паза, а на упорной втулке дополнительного выступа позволяет поворачивать упорную втулку в окружном направлении на определенный угол до соприкосновения выступа упорной втулки с поверхностью паза промежуточного вала. Это позволяет однозначно смещать шлицы упорной втулки относительно шлицов вала компрессора низкого давления, обеспечивая осевую фиксацию упорной втулки.

При помощи шайбы, снабженной двум выступами, один из которых заведен в паз промежуточного вала, а другой - в паз дополнительной втулки, осуществляется окружная фиксация дополнительной втулки относительно промежуточного вала.

Гайка, установленная между валом компрессора низкого давления и контровочной трубой, ограничивает осевое перемещение стяжной втулки, а следовательно, и турбины низкого давления в осевом направлении в сторону компрессора.

На фиг.1 показан продольный разрез узла соединения роторов компрессора и турбины ГТД;

на фиг.2 - поперечный разрез А-А фиг.1.

Узел соединения роторов компрессора 1 и турбины 2 газотурбинного двигателя содержит валы компрессоров высокого 3 и низкого давления 4, вал турбины низкого давления 5, соединенный с последним в окружном направлении через шлицевое соединение 6, а в осевом - через стяжную втулку 7, контровочную трубу 8, соединенную с последней через дополнительное шлицевое соединение 9, промежуточный вал 10, установленный на валу компрессора низкого давления, и межвальный шарикоподшипник 11, наружное кольцо 12 которого прикреплено к внутренней поверхности цапфы ротора компрессора высокого давления, а внутреннее 13 - к наружной поверхности промежуточного вала 10. В шлицах вала компрессора выполнена кольцевая проточка 14, в которую заведена упорная втулка 15 с ответными шлицами 16, зафиксированная в осевом направлении, на торце которой выполнены выступы 17. На валу компрессора низкого давления установлена контровочная втулка 18, связанная с ним при помощи шлицевого соединения 19, с пазами 20, в которые заведены выступы 17 упорной втулки 15, а по периферии последней установлена дополнительная втулка 21, связанная с ней при помощи резьбового соединения 22. При этом один конец дополнительной втулки контактирует с промежуточным валом, а второй снабжен выступом 23, контактирующим с торцом контровочной втулки. На торце промежуточного вала выполнен радиальный паз 24, а упорная втулка снабжена дополнительным выступом 25, заведенным в последний. На торце дополнительной втулки, обращенном к валу турбины, выполнен паз 26, а между промежуточным валом и дополнительной втулкой установлена шайба 27, снабженная двумя выступами 28 и 29, причем выступ 28 заведен в радиальный паз 24 промежуточного вала, а выступ 29 - в паз дополнительной втулки 26. На внутренней поверхности вала компрессора низкого давления выполнена резьба 30, а между валом компрессора и контровочной трубой установлена гайка 31, на наружной поверхности которой выполнена резьба, контактирующая с резьбой вала компрессора, а на внутренней поверхности выполнены шлицы 32, контактирующие со шлицами контровочной трубы 8.

Сборка узла осуществляется следующим образом.

На промежуточном валу 10 устанавливается межвальный шарикоподшипник 11. Собранный узел монтируется на вал компрессора высокого давления 3. Затем вал компрессора низкого давления 4 устанавливается в промежуточный вал. После этого заводится упорная втулка 15 по шлицам 6 до кольцевой проточки 14. Далее упорная втулка поворачивается на определенный угол, так чтобы выступ 25 коснулся торца паза 24. Это приводит к тому, что шлицы 16 не совпадают со шлицами 6 вала компрессора. Затем заводится контровочная втулка 18, шлицы 19 которой совпадают со шлицами 6, при этом выступы 17 упорной втулки 15 заходят в пазы 20 контровочной втулки. Далее устанавливается шайба 27, выступ 28 которой заходит в паз 24 промежуточного вала. После этого завинчивается по резьбе 22 дополнительная втулка 21, торец 23 которой ограничивает осевое перемещение контровочной втулки 18, при этом выступ 29 шайбы входит в паз 26 дополнительной втулки. Таким образом, осуществляется соединение вала компрессора с промежуточным валом. Далее устанавливается вал турбины 5 по шлицевому соединению 6. Осевое положение и удержание осуществляется стяжной втулкой 7, которая удерживается гайкой 31. Стяжная втулка и гайка контрится контровочной трубой 8 шлицами 9.

Во время работы двигателя крутящий момент от ротора турбины 2 через шлицевое соединение 6 передается на ротор компрессора 1. В осевом направлении ротор турбины 2 удерживается посредством стяжной втулки 7, которая одним торцом упирается в торец вала компрессора 4, а другой торец зажат гайкой 31. Таким образом, осуществляется осевая фиксация турбины относительно компрессора. Суммарная осевая нагрузка роторов компрессора 1 и турбины 2 передается на промежуточный вал 10, стянутый с валом 4 посредством элементов 15, 18 и 21. Далее осевая нагрузка передается на подшипник 11 и на вал 3 компрессора высокого давления.

Такое выполнение устройства обеспечивает уменьшение перекоса валов компрессора и турбины низкого давления. Так как стяжная втулка служит только для осевого удержания вала турбины, а также для регулирования осевого положения турбины, вал турбины соприкасается с валом компрессора только через шлицевое соединение, в котором обеспечивается центровка валов, передача крутящего момента, а также преимущество шарнирного соединения. Это способствует уменьшению дополнительных радиальных нагрузок на подшипники качения, снижению тепловыделения, и следовательно, повышению долговечности подшипников.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 102 items.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Showing 1-10 of 57 items.
27.04.2013
№216.012.3b40

Установка для испытания вращающихся элементов конструкции машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лабораторно-иснытательной технике, а именно к установкам для исследования и доводки вращающихся элементов конструкции машин, преимущественно, газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480729
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415d

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Технический результат, достигаемый при использовании данного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482303
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.08.2013
№216.012.64d5

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит цапфу компрессора, вал турбины и контровочную трубу, зафиксированную в осевом и окружном направлениях. Цапфа компрессора и вал турбины соединены в осевом направлении посредством промежуточного вала, стяжной втулки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491450
Дата охранного документа: 27.08.2013
20.05.2014
№216.012.c71a

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516729
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc87

Узел отсоединения валов в роторе низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является сохранение соосности роторов компрессора и турбины при их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522233
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8b9

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение трения и износа элементов уплотнения за счет снижения нагрузки на графитовые кольца на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525370
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.08.2014
№216.012.e8c1

Торцевое уплотнение ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является упрощение конструкции уплотнения и повышение его надежности при работе за счет снижения степени износа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525378
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d1

Межвальное радиально-торцевое контактное уплотнение

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение степени износа графитовых колец, упрощение конструкции уплотнения, повышение его надежности при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529278
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.12.2014
№216.013.111a

Опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции опор роторов турбомашин, содержащих радиально-упорные подшипники. Опора ротора содержит радиально-упорный шариковый подшипник, наружное кольцо которого установлено в корпусе, который в свою очередь механически соединен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535801
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.02.2015
№216.013.2bbf

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит расположенные в промежуточном валу цапфу компрессора, вал турбины, стяжное устройство, контровочную трубу, а также регулировочную втулку и упорную гайку. Вал турбины установлен в промежуточном валу и соединен с ним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542656
Дата охранного документа: 20.02.2015
+ добавить свой РИД