×
10.07.2019
219.017.ab93

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЗАЗОРОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ГЛУБИНАХ АБРАЗИВНОГО ИЗНОСА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002231751
Дата охранного документа
27.06.2004
Аннотация: Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения зазора между верхними кромками подвижных лопаток лопаточного венца и внутренней стенкой картера. Устройство для измерения зазора между верхними кромками подвижных лопаток лопаточного венца и внутренней стенкой картера, в котором размещен лопаточный венец турбины, содержит щуп, выполненный с возможностью установки в радиальном направлении на картере. Один конец щупа выполнен из материала, способного истираться от абразивного действия вращающихся верхних кромок лопаток. В средней плоскости щупа, через которую проходит ось вращения лопаточного венца, расположена печатная схема, при этом печатная схема содержит множество смежных U-образных электрических цепей, основания которых расположены в непосредственной близости от конца щупа, способного истираться от абразивного действия верхних кромок лопаток. Эти цепи расположены на различных глубинах по отношению к контрольному уровню, определяющему внутреннюю стенку картера. Технический результат заключается в создании простого, надежного и недорогого устройства для измерения зазоров на нескольких различных глубинах уменьшающихся зазоров. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Настоящее изобретение касается устройства для измерения зазора между верхними кромками подвижных лопаток лопаточного венца и внутренней стенкой картера, в котором установлен указанный лопаточный венец турбины.

При испытании турбин постоянное наблюдение за величиной зазора над подвижными лопатками является важнейшим параметром контроля за тепловым режимом турбины для повышения ее характеристик.

При этом зазор должен быть как можно меньше, и в то же время необходимо избегать трения между концами лопаток и внутренней стенкой картера.

Но, учитывая, что оптимизация этого зазора путем расчетов является чрезвычайно сложной из-за необходимости введения многочисленных механических или термических коэффициентов, остается лишь измерять зазор между верхними кромками лопаток и внутренней стенкой картера при помощи датчиков.

Измерение зазора можно осуществлять непрерывно во время работы. В этом случае используют датчики емкостного типа, выдающие сигналы слабой амплитуды.

Измерение зазора можно также осуществлять разовыми замерами точечно во время испытания или обслуживания. В этом случае, как правило, используют щуп из абразивного материала, содержащий U-образную электрическую цепь, основание которого находится на некоторой высоте над внутренней стенкой картера. При абразивном износе основания щупа электрическая цепь размыкается, и зазор становится меньше высоты отметки, соответствующей калиброванной глубине зазора. Такой датчик отличается достаточной прочностью, но он позволяет получить во время испытаний только одну величину зазора.

Однако часто во время одного и того же испытания возникает необходимость в измерении нескольких величин зазора. Для этого по периферии лопаточного венца турбины устанавливают несколько датчиков повышенной твердости, каждый из которых определяет калиброванную глубину зазора.

В основу настоящего изобретения поставлена задача создания простого, надежного и недорогого устройства для измерения зазоров на различных глубинах абразивного износа, которое позволяет производить измерение нескольких глубин уменьшающихся зазоров.

Поставленная задача согласно настоящему изобретению достигается путем создания устройства для измерения зазоров на различных глубинах абразивного износа, которое содержит щуп, который можно установить радиально на картере и по меньшей мере один конец которого выполнен из материала, подверженного абразивному износу при вращении лопаток, печатную схему, расположенную в средней плоскости указанного щупа, в которой находится ось вращения лопаточного венца, при этом указанная печатная схема содержит множество смежных U-образных электрических цепей, основания которых размещены на конце щупа, способного истираться от абразивного действия верхних кромок лопаток, и расположены на глубинах, отличающихся от контрольного уровня, определяющего внутреннюю стенку картера, и средства для определения U-образных электрических цепей, разомкнутых при абразивном износе, и электрических цепей, не подвергнувшихся износу.

Поскольку каждое основание находится на калиброванной глубине зазора, устройство позволяет во время одного и того же испытания обнаружить возможное уменьшение зазора и определить местонахождение верхних кромок лопаток между двумя калиброванными глубинами. При установке устройства достаточно, чтобы был точно позиционирован только один датчик, тогда как в предшествующем уровне техники необходимо точно позиционировать несколько датчиков, каждый из которых содержит только одну U-образную электрическую цепь.

Для того чтобы сократить количество токопроводящих линий в печатной схеме, две смежные электрические цепи содержат одну общую ветвь.

В предпочтительном варианте выполнения основания щупов располагаются на глубинах, возрастающих на величину заданного шага между самой короткой боковой электрической цепью и самой длинной боковой электрической цепью.

Чтобы избежать излишней внешней проводки щупа, внешнюю ветвь самой короткой боковой электрической цепи соединяют с первой электрической клеммой, а другие ветви электрических цепей соединяют со второй электрической клеммой через один из резисторов резисторного пучка.

Предпочтительно все резисторы резисторного пучка характеризуются одинаковым значением сопротивления. Клеммы соединены с электрической цепью, находящейся за пределами щупа и содержащей средства для измерения полного сопротивления цепей, не тронутых абразией. Измерение полного сопротивления позволяет определить количество разомкнутых наиболее длинных цепей и тем самым определить остаточную величину зазора между двумя калиброванными глубинами.

Другие преимущества и отличительные признаки настоящего изобретения будут более понятны из нижеследующего описания, приведенного в качестве примера, со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 изображает устройство для измерения зазоров на различных глубинах абразивного износа, содержащее установленный на картере щуп и соединенные с ним измерительные средства согласно изобретению;

фиг.2 - общий вид щупа согласно изобретению;

фиг.3 - печатную схему (вид спереди) согласно изобретению;

фиг.4 - щуп (разрез по средней плоскости, проходящей через ось вращения лопаточного венца, а также печатной схемы, частично подвергнутой абразивному износу от воздействия верхних кромок лопаток) согласно изобретению.

Рабочее колесо 1 (фиг.1) турбины с осью вращения Х содержит на своей периферии лопаточный венец 2, верхние кромки 3 которого находятся на расстоянии J, соответствующем зазору, от внутренней стенки 4 картера 5 с осью вращения X. В отверстии 6 картера 5 установлен щуп 7, соединенный при помощи электрических проводников 8 с устройством 9 измерения зазора J.

Щуп 7 (фиг.2) выполнен в виде цилиндрического тела, состоящего из двух полуцилиндров 10а, 10b, между которыми при помощи клея или под давлением закреплена печатная схема 12. Оба полуцилиндра 10а и 10b выполнены из материала, способного истираться от абразивного действия верхних кромок 3 лопаток 2, такого как тефлон или графит.

Печатную схему 12 предпочтительно выполняют гибкой и, возможно, многослойной. Нижний край 13 печатной схемы 12 располагают на конце щупа 7 внутри картера 5.

Другой конец 14 печатной схемы выступает над верхней стороной 15 щупа 7 и содержит электрические клеммы 16а, 16b для подсоединения электрических проводников 8 (на фиг.2 не показаны).

Печатная схема 12 (фиг.3) содержит множество смежных U-образных электрических цепей 20а-20е, состоящих из параллельных вертикальных токопроводящих ветвей 21а-21f, имеющих различную длину, возрастающую по направлению слева направо, и оснований 22а-22е, параллельных краю 13 щупа 7 и отстоящих друг от друга по вертикали на одинаковую величину шага р. Каждое основание соединяет нижний конец левой ветви со смежной с ней правой ветвью. Каждая из промежуточных ветвей 21b-21е образует электрическую ветвь, общую для двух смежных электрических цепей.

Внешняя ветвь 21а самой короткой электрической цепи 20а соединена с электрической клеммой 16а. Каждая из остальных ветвей 21b-21f соединена с электрической клеммой 16b через резистор R. Предпочтительно все резисторы R имеют одинаковое значение сопротивления.

Цифрой 24 обозначен контрольный уровень, параллельный краю 13. Таким образом, основания 22а-22е электрических цепей 20а-20е соответственно располагаются на глубинах zа-zе относительно контрольного уровня 24.

На фиг.4 показано положение щупа 7 в отверстии 6 картера 5. Основание 22а электрической цепи 20а находится в плоскости, расположенной, например, тангенциально по отношению к внутренней стенке 4 картера 5. При этом основания 22b-22е остальных электрических цепей 20b-20е отстоят от внутренней стенки 4 картера 5 на расстояние, соответственно равное р, 2р, 3р и 4р.

Если зазор J находится между zd и zе, нижний конец щупа 7 (показан пунктирной линией) подвергается абразивному износу от трения концов 3 лопаток 2, вращающихся вокруг оси X. Под действием абразии щуп 7 стирается и ветвь 22е стирается. При этом цепь 22е оказывается разомкнутой, и ток не может проходить через резистор R, находящийся в крайнем правом положении в резисторном пучке (фиг.3).

Если во время рабочего испытания турбины зазор J уменьшается и находится между zс и zе, то будет стираться уже основание 22d, и ток во время испытания будет проходить только через три резистора R. По мере уменьшения зазора J предыдущий процесс повторяется для каждой из цепей в порядке уменьшения их высоты.

Резисторы R могут быть выполнены либо в виде простых металлических проводников, либо в виде нанесенного толстого токопроводящего слоя. Резисторы R обеспечивают соединение щупа 7 с устройством 9 измерения зазора J при помощи электрических проводников 8. Как правило, устройство 9 измерения содержит источник G постоянного тока, вольтметр V и амперметр А или просто омметр.

Отношение между значением напряжения V и значением силы тока I позволяет определить значение полного сопротивления z системы резисторов R во время испытания и тем самым определить количество рабочих электрических цепей и количество разомкнутых электрических цепей. При этом легко определяют положение верхних кромок 3 лопаток 2 относительно внутренней стенки 4 картера 5.

1.УстройстводляизмерениязазораJмеждуверхнимикромкамиподвижныхлопатоклопаточноговенцаивнутреннейстенкойкартера,вкоторомразмещенлопаточныйвенецтурбины,отличающийсятем,чтосодержитщуп,которыйвыполненсвозможностьюустановкиврадиальномнаправлениинакартереи,поменьшеймере,одинконецкотороговыполненизматериала,способногоистиратьсяотабразивногодействиявращающихсяверхнихкромоклопаток,печатнуюсхему,расположеннуювсреднейплоскостищупа,черезкоторуюпроходитосьХвращениялопаточноговенца,приэтомпечатнаясхемасодержитмножествосмежныхU-образныхэлектрическихцепей(20а-20е),основаниякоторыхрасположенывнепосредственнойблизостиотконцащупа,способногоистиратьсяотабразивногодействияверхнихкромоклопаток,наразличныхглубинах(zа-zе)поотношениюкконтрольномууровню,определяющемувнутреннююстенкукартера.12.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтодвесмежныеэлектрическиецепиимеютобщуюэлектрическуюветвь.23.Устройствопоп.2,отличающеесятем,чтоглубины(zа-zе)оснований(22а-22е)возрастаютнавеличинузаданногошагамеждусамойкороткойбоковойэлектрическойцепью(20а)исамойдлинойбоковойэлектрическойцепью(20е).34.Устройствопоп.2,отличающеесятем,чтовнешняяветвь(21а)самойкороткойэлектрическойцепи(20а)соединенаспервойэлектрическойклеммой,аостальныеветвиэлектрическихцепейсоединенысовторойобщейэлектрическойклеммойчерезрезисторы(R)резисторногопучка.45.Устройствопоп.4,отличающеесятем,чторезисторы(R)резисторногопучкаимеютодинаковуювеличинусопротивления.56.Устройствополюбомуизп.4или5,отличающеесятем,чтоперваяивтораяэлектрическиеклеммысоединенысэлектрическойцепью,находящейсязапределамизондаисодержащейсредстваизмеренияэквивалентногополногосопротивлениярезисторовнетронутыхабразиейэлектрическихцепей.6
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 32 items.
20.03.2019
№219.016.e4e8

Герметичный картер

Изобретение предназначено для фильтрования, в частности, касается устройства для размещения фильтра текучей среды. Герметичный картер 2 содержит корпус картера 4, имеющий отверстие 6, в котором выполнены выступающие сектора 14 и канавки 10, и крышку 16, содержащую выступающие сектора 20 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216383
Дата охранного документа: 20.11.2003
21.03.2019
№219.016.ebf9

Камера сгорания, содержащая гибкое соединение между головкой и стенкой камеры

Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит радиально расположенные внутреннюю и наружную стенки, головку камеры, расположенную между указанными стенками в верхней области камеры. Головка камеры закреплена на стенках при помощи множества радиально размещенных внутренних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002347978
Дата охранного документа: 27.02.2009
29.03.2019
№219.016.ef88

Способ определения ударной вязкости сварного узла и устройство измерения скорости ультразвуковых поверхностных волн для его осуществления

Изобретение относится к неразрушающему мониторингу сварных соединений. Сущность: ультразвуковые волны генерируют на поверхности тонкого металлического листа, приваренного к подложке. Скорость распространения поверхностных волн коррелируется с ударной вязкостью сварного узла. Устройство содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002249815
Дата охранного документа: 10.04.2005
29.03.2019
№219.016.f010

Способ измерения прочности сцепления покрытия с подложкой

Изобретение относится к неразрушающим испытаниям материалов. Сущность: ультразвуковые эхо-сигналы, проходящие сквозь подложку испытуемого образца, принимают и измеряют их амплитуды. Затухание амплитуд представляют функцией прочности сцепления покрытия, нанесенного на противоположную торцевую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259557
Дата охранного документа: 27.08.2005
04.04.2019
№219.016.fc0c

Заднее крепежное устройство авиационного двигателя

Изобретение относится к задней крепежной подвеске или заднему крепежному устройству двигателя с турбонаддувом к пилону летательного аппарата. Заднее крепежное устройство авиационного двигателя включает верхнюю растяжку, скрепленную с пилоном крепежным средством, на которое шарнирно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002346856
Дата охранного документа: 20.02.2009
10.04.2019
№219.016.ff70

Способ пассивирования контактной поверхности огнеупорного резервуара, преимущественно из муллита, и используемый в этом способе шликер

Изобретение относится к получению металлических сплавов методом литья. Предложенный способ включает нанесение на контактную поверхность шликера, содержащего 50-70 мас.% муки оксида алюминия AlO и 30-50 мас.% связующего. Связующее содержит 50-60 мас.% хлорида алюминия AlCl, растворенного в 40-50...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002266880
Дата охранного документа: 27.12.2005
10.04.2019
№219.017.016d

Самотестирующаяся конструкция для систем ограничения превышения скорости и отсечки при останове турбореактивного двигателя (варианты)

Изобретение относится к области устройств для отсечки при останове и отсечки при превышении допустимой скорости для турбореактивного двигателя и средств для тестирования этих двух режимов отсечки. Гидравлический узел управления горючим для авиационного двигателя содержит средства для управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002237819
Дата охранного документа: 10.10.2004
10.04.2019
№219.017.0424

Штамп для горячей объемной штамповки со средствами маркировки

Изобретения относятся к горячей объемной штамповке металлических деталей, в частности деталей сложной формы, например лопаток газотурбинных двигателей. Штамп для горячей объемной штамповки имеет на одной поверхности половину оттиска штампуемой детали. На этой поверхности расположено средство,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002378080
Дата охранного документа: 10.01.2010
10.04.2019
№219.017.054f

Мостик для позиционирования и устройство позиционирования и адаптирования к дифференциальным расширениям

В соответствии с настоящим изобретением мостик содержит центральную часть с обратным выгибом, содержащую две зоны контакта с деталью, выполненной в виде кожуха соплового канала-кронштейна. Кроме того, одну из двух лапок устанавливают с возможностью скольжения в детали, выполненной в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002364730
Дата охранного документа: 20.08.2009
19.04.2019
№219.017.2f1a

Способ получения на поверхности металла защитного покрытия, содержащего алюминий и цирконий

Изобретение относится к способу получения на поверхности металлической подложки защитного покрытия, содержащего алюминий. Подложку и негазообразный предшественник, содержащий алюминий, располагают в камере и проводят обработку подложки при температуре в диапазоне 950-1200°С и в атмосфере,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002350685
Дата охранного документа: 27.03.2009
Showing 1-1 of 1 item.
20.10.2014
№216.012.fed0

Система для изменения угла атаки лопаток рабочего колеса газотурбинного двигателя летательного аппарата, используя бесщеточный электродвигатель

Система изменения угла атаки лопаток рабочего колеса, смонтированных на втулке, вращающейся вдоль оси рабочего колеса, содержит бесщеточный электродвигатель и механические соединительные средства. Электродвигатель включает статор, оснащенный катушками, предназначенный для надежного монтажа на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531088
Дата охранного документа: 20.10.2014
+ добавить свой РИД