×
10.07.2019
219.017.aa3f

ВЫСОКОПРОЧНЫЙ ИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности верхнего строения железнодорожного пути, и может быть использовано в конструкции изолирующих рельсовых стыков с накладками из композитного материала. Изолирующее рельсовое стыковое соединение содержит расположенные по обе стороны рельсов стыковые накладки из композиционного материала, прижимные планки, болты с гайками. Болты имеют подголовок овальной формы и увеличенное в горизонтальной плоскости сечение участка от подголовка до резьбы. При этом отверстия в попарно установленных прижимных планках через одно и асимметрично относительно рельса выполнены овальными под подголовки болтов. Кроме того, соединение снабжено располагаемыми между прижимными планками и гайками тарельчатыми пружинами, установленными попарно одна в другую, а в стыковой зазор установлена торцевая изоляция. Технический результат заключается в уменьшении зазоров между телами болтов и отверстиями в рельсах и накладках, повышении прочности соединения на срез, отсутствии легко разрушаемых элементов соединения, улучшении электроизоляции и упрощении его сборки, а также обеспечении большего усилия предварительной затяжки болтов и постоянного их напряженного состояния. 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности верхнего строения железнодорожного пути, и может быть использовано в конструкции изолирующих рельсовых стыков с накладками из композитного материала.

Известно электрически изолирующее рельсовое стыковое соединение - патент РФ №2040622, содержащее расположенные по обе стороны рельсов стыковые накладки из композиционного материала, прижимные планки, болты с гайками и пружинными шайбами, а также установленные на болтах в отверстиях накладок и рельсов эксцентриковые втулки, назначением которых является уменьшение зазоров между телами болтов и отверстиями, повышение срока службы стыкового соединения. Существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого технического решения, является наличие расположенных по обе стороны рельсов стыковых накладок из композиционного материала, прижимных планок, болтов с гайками.

Изолирующему стыку-прототипу свойственны следующие недостатки:

1. В процессе эксплуатации изолирующего стыка происходит разрушение эксцентриковой втулки под воздействием контактных напряжений, возникающих от динамического ударного воздействия колесной пары на головки рельсов в районе стыкового зазора и циклического знакопеременного изгиба, передающегося через опорные поверхности рельса на изолирующую накладку и далее на втулки и стыковые болты, а также от напряжений, возникающих от суточной и сезонной температурной деформации рельсов.

2. При разрушении втулок их осколки постепенно перемещаются в зазоре между шейкой рельса и изолирующей накладкой, при этом существует большая вероятность попадания этих осколков в стыковой зазор рельсов, закорачивания изолирующего стыка и, как следствие, нарушения автоматической сигнализации блок-участка, что приводит к остановке движения поездов на всей дистанции железнодорожного пути.

3. Пружинные шайбы, применяемые в конструкции прототипа, служат лишь для предотвращения отвинчивания гаек стыковых болтов, а в процессе эксплуатации происходит постепенный износ опорных поверхностей изолирующих накладок, затяжка стыковых болтов ослабевает и пружинные шайбы перестают работать. Как следствие - необходимо достаточно часто осуществлять подтяжку гаек стыковых болтов заданным крутящим моментом. При несоблюдении данного условия происходит ослабление болтового соединения, появляются зазоры между рельсами и накладкой по опорным (привалочным) поверхностям, в результате чего наблюдается повышенный износ изолирующих накладок и рельсов, снижение срока их службы и возрастают трудозатраты на восстановление и содержание железнодорожного пути в зоне стыка.

Предлагаемым изобретением решается техническая задача уменьшения зазоров между телами болтов и отверстиями в рельсах и накладках, повышения прочности соединения на срез, отсутствия легкоразрушаемых элементов соединения, улучшения электроизоляции и упрощения ее сборки, а также обеспечения большего усилия предварительной затяжки болтов и постоянного их напряженного состояния.

Для достижения указанного технического результата в изолирующем рельсовом стыковом соединении, содержащем расположенные по обе стороны рельсов стыковые накладки из композиционного материала, прижимные планки и болты с гайками, болты имеют подголовок овальной формы и увеличенное в горизонтальной плоскости сечение участка от подголовка до резьбы, то есть в районах контакта с рельсами и стыковыми накладками со стороны головок болтов. При этом отверстия в попарно установленных прижимных планках через одно и асимметрично относительно рельса выполнены овальными под подголовки болтов, кроме того, соединение снабжено располагаемыми между прижимными планками и гайками тарельчатыми пружинами, установленными попарно одна в другую, а в стыковой зазор установлена торцевая изоляция.

Размеры увеличенного сечения в горизонтальной плоскости выбираются, как правило, как максимально возможные и обеспечивающие собираемость изолирующего стыка. Эти параметры болта рассчитываются исходя из необходимой прочности болта на срез, максимально допустимого стыкового зазора, геометрических размеров рельса, диаметров и расположения отверстий под стыковые болты в рельсах и изолирующих накладках, а также допустимых предельных отклонений на эти размеры. Так для конкретного стыка при высоте болта в рабочем сечении 27 мм (равном диаметру стандартного болта) ширина его составляет 33 мм. Геометрические параметры, диаметр и толщина тарельчатых пружин определяются исходя из момента затяжки гаек стыковых болтов и необходимой жесткости пружины, а параметры вогнутости исходя из необходимого упругого хода тарельчатой пружины. Количество тарельчатых пружин на один болт определяется допустимой нагрузкой на каждую пружину в отдельности (как правило это две пружины на каждый болт).

Отличительными признаками предлагаемого рельсового стыкового соединения является то, что болты имеют подголовок овальной формы и увеличенное в горизонтальной плоскости сечение участка от подголовка до резьбы, при этом отверстия в попарно установленных прижимных планках через одно и асимметрично относительно рельса выполнены овальными под подголовки болтов, кроме того, соединение снабжено располагаемыми между прижимными планками и гайками тарельчатыми пружинами, установленными попарно одна в другую, а в стыковой зазор установлена торцевая изоляция.

Благодаря наличию данных отличительных признаков в совокупности с известными, указанными в ограничительной части формулы, достигаются следующие технические результаты:

- повышение прочности болтового соединения на срез от воздействия продольной перерезывающей силы по сравнению с конструкцией болт и эксцентриковая втулка, что подтверждено лабораторными, полигонными и эксплуатационными испытаниями;

- повышение прочности болта вследствие отсутствия контактных напряжений между телом болта и стенками отверстий в изолирующей накладке и перерезывающей силы, действующей на болт в вертикальной плоскости стыка, что обеспечено меньшим размером тела болта относительно диаметра отверстия в вертикальной плоскости;

- отсутствие в данной конструкции дополнительных низкопрочных крепежных элементов изолирующего стыка и наличие торцевой изоляции исключает возможность его электрического закорачивания частями и осколками этих элементов;

- существенное уменьшение максимально возможного зазора между стыкуемыми рельсами за счет увеличенного сечения тела болта в продольном направлении изолирующего стыка рельсов по сравнению с зазором, возникающим при применении стандартного стыкового болта по ГОСТ 11530-93;

- уменьшение количества крепежных элементов упрощает процедуру и сокращает время монтажа изолирующего стыка;

- большее усилие предварительной затяжки болтов по сравнению с усилием, обеспечиваемым пружинной шайбой при том же моменте затяжки гаек стыковых болтов, что приводит к повышению надежности и долговечности болтового соединения;

- постоянное напряженное состояние болтов в соединении и, как следствие, плотное прилегание композитных накладок к стыкуемым рельсам по опорным поверхностям, при этом уменьшаются прогибы изолирующего стыка под воздействием динамических знакопеременных изгибающих нагрузок от колесных пар подвижного состава, снижается износ накладок и рельсов, увеличивается срок службы всего изолирующего стыка;

- больший упругий ход по сравнению с пружинной шайбой, что приводит к увеличению периодов времени между обязательными подтяжками гаек стыковых болтов нормативным крутящим моментом, при этом снижаются затраты на содержание и обслуживание изолирующего стыка.

В результате поиска по источникам патентной и научно-технической информации совокупность признаков, характеризующая предлагаемое изолирующее рельсовое стыковое соединение, не была обнаружена. Таким образом, предлагаемое изобретение соответствуют критерию охраноспособности "новое".

На основании сравнительного анализа предложенного технического решения с известным уровнем техники по источникам научно-технической и патентной литературы можно утверждать, что между совокупностью признаков, в том числе и отличительных, и выполняемых ими функций и достигаемых целей существует неочевидная причинно-следственная связь. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что техническое решение в предложенном устройстве не следует явным образом из уровня техники и, следовательно, соответствует критерию охраноспособности «изобретательский уровень».

Предложенное изобретение может найти применение в конструкциях изолирующих рельсовых стыковых соединений, особенно повышенной прочности, а также при наличии высоких требований к стыковым зазорам, и может быть использовано как при монтаже новых путей, так и для ремонта старых, а следовательно, данное решение соответствует критерию «промышленно применимо».

Изобретение поясняется чертежами фиг.1-5. На фиг.1 изображен изолированный рельсовый стык. На фиг.2 изображен вертикальный разрез стыка по болту. На фиг.3 изображен путевой стыковой болт. На фиг.4 изображены попарно устанавливаемые прижимные планки. На фиг.5 изображен комплект из двух тарельчатых пружин.

Изображенное на фиг.1-2 рельсовое стыковое соединение содержит расположенные по обе стороны рельсов 1 стыковые накладки 2 из композиционного материала, прижимные (стопорные) планки 3 и 4, торцевую изоляцию 5, болты 6 с гайками 7 и тарельчатыми пружинами 8. Болты 6 имеют подголовок 9 овальной формы и увеличенное в горизонтальной плоскости сечение участка от подголовка 9 до резьбы. При этом отверстия в попарно установленных прижимных планках 3 и 4 через одно и асимметрично относительно рельса 1 выполнены овальными под подголовки 9 болтов 6.

Предлагаемое изолирующее стыковое рельсовое соединение монтируется следующим образом.

- перед сборкой изолирующего стыка необходимо отрегулировать стыковой зазор между рельсами 1 в размер 8÷10 мм;

- в стыковой зазор устанавливают торцевую изоляцию 5;

- с обеих сторон стыкуемых рельсов 1 устанавливают композитные накладки 2; стыковые болты 6 устанавливают в овальные отверстия стопорных планок 3, а затем в отверстия накладок 2 и отверстия рельсов 1;

- на болты 6 устанавливают ответные стопорные планки 4, по две тарельчатые пружины 8 «одна в другую» и гайки 7, затем производится затяжка гаек 7 стыковых болтов 6 нормированным крутящим моментом;

- через 3÷5 дней необходимо выполнить повторную затяжку гаек 7 стыковых болтов 6 нормированным усилием, далее в процессе эксплуатации подтяжка болтов 6 осуществляется в соответствии с техническими указаниями по содержанию изолирующих стыков с композитными накладками;

- стопорные планки 3 и 4 предназначены для фиксации болтов 6 от проворота при затяжке гаек 7, так как имеют овальные отверстия, рассчитанные под подголовки 9 болтов 6, предохранения наружных поверхностей накладок 2 от случайного повреждения в процессе эксплуатации, а также для уменьшения контактных напряжений под головками болтов 6.

Изолирующеерельсовоестыковоесоединение,содержащеерасположенныепообесторонырельсовстыковыенакладкиизкомпозиционногоматериала,прижимныепланки,болтысгайками,отличающеесятем,чтоболтыимеютподголовоковальнойформыиувеличенноевгоризонтальнойплоскостисечениеучасткаотподголовкадорезьбы,приэтомотверстиявпопарноустановленныхприжимныхпланкахчерезодноиасимметричноотносительнорельсавыполненыовальнымиподподголовкиболтов,крометого,соединениеснабженорасполагаемымимеждуприжимнымипланкамиигайкамитарельчатымипружинами,установленнымипопарнооднавдругую,австыковойзазорустановленаторцеваяизоляция.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 23 items.
10.05.2013
№216.012.3e81

Тестер для измерения угла скольжения и коэффициента статического трения

Изобретение относится к технологическому оборудованию, которое применяется в стекольной промышленности для косвенного определения толщины защитного покрытия. Тестер содержит основание, на котором размещены поворотный стол с подвижным и неподвижным ограничителями и кронштейном, на котором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481568
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.07.2014
№216.012.db28

Стрингерная панель из композиционного слоистого материала

Изобретение относится к области авиации. Стрингерная панель из композиционного слоистого материала выполнена с формированием обшивки и стрингеров из чередующихся продольных, расположенных вдоль стрингеров и расположенных под углом к стрингерам монослоев композиционного материала. Стрингер...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521882
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.11.2014
№216.013.0358

Кессон крыла из композиционного материала

Изобретение относится к конструктивным элементам крыльев и касается конструкции кессона крыла летательного аппарата (ЛА) из композиционных материалов (КМ). Кессон крыла из КМ содержит верхнюю и нижнюю стрингерные панели. В панелях передний и задний лонжероны и нервюры делят внутреннее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532254
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.11.2014
№216.013.0359

Кессон крыла из композиционного материала

Изобретение относится к конструктивным элементам крыльев и касается конструкции кессона крыла летательного аппарата (ЛА) из композиционных материалов (КМ). Кессон крыла из КМ содержит верхнюю и нижнюю стрингерные панели, передний и задний лонжероны и нервюры, делящие внутреннее пространство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532255
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.12.2014
№216.013.0e8f

Способ формирования процессов пищеварения в преджелудках телят и повышения интенсивности их роста

Изобретение относится к кормлению сельскохозяйственных животных, в частности к способу формирования процессов пищеварения в преджелудках телят и повышения интенсивности их роста. Способ включает скармливание телятам содержимого рубца, взятого у взрослого крупного рогатого скота в период его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535144
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.01.2015
№216.013.1b27

Способ повышения продуктивности и сохранности поросят после отъема

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности, к приготовлению кормов для молодняка свиней. Способ повышения продуктивности и сохранности поросят после отъема включает введение в комбикорм ежедневно кормовых добавок в виде цеолита в количестве 7-8%, пробиотика «Проваген» из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538379
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.07.2015
№216.013.5f89

Крышка из полимерного материала для водоотводного лотка

Изобретение относится к устройствам для отвода воды от основания шоссейных дорог или от балластного слоя железных дорог с помощью водоотводных лотков. Им решается техническая задача обеспечения прочности и долговечности крышек лотков, технологичности их изготовления, а также неудобства хождения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555998
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.07.2015
№216.013.65ad

Лоток водоотводный подвесной из полимерных композиционных материалов (варианты)

Предлагаемое решение относится к конструкции инфраструктуры искусственных сооружений, а конкретно к устройствам для отвода воды с проезжей части пролетных строений мостов и путепроводов. Предлагаемой конструкцией по всем вариантам решается техническая задача обеспечения жесткости лотков,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557582
Дата охранного документа: 27.07.2015
27.10.2015
№216.013.8aa7

Способ изготовления крыши вагона-хоппера

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к способу изготовления крыши вагона-хоппера. Способ изготовления крыши вагона-хоппера из композиционного материала, выполненной как самонесущая оболочка, заключается в изготовлении формообразующих элементов поперечных силовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567098
Дата охранного документа: 27.10.2015
10.11.2015
№216.013.8b42

Система водоотводных лотков

Изобретение относится к элементам покрытий автомобильных дорог, а конкретно к лоткам для отвода воды с проезжей части. Им решается техническая задача обеспечения прочности лотков, надежности их стыков и предотвращения их расфиксации. Система водоотводных лотков содержит выполненные из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567257
Дата охранного документа: 10.11.2015
+ добавить свой РИД