×
06.07.2019
219.017.a929

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕС

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02183148
Дата охранного документа
10.06.2002
Аннотация: Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении колес, в том числе автомобильных транспортных средств. Предварительно нагретую заготовку осаживают, после чего деформируют в несколько переходов с образованием ободной и ступичной частей колеса с заданными размерами. В начале первого перехода деформирования осаженной заготовки в ней образуют центральное отверстие. В процессе деформирования заготовки посредством гибки получают полуфабрикат в виде конического стакана, производят отбортовку последнего, перемещение его в донную часть штампа одновременно с комбинированным выдавливанием и обжим. На последнем переходе деформирования осуществляют обжим и калибровку ободной части и доформовку ступичной части полуфабриката. Затем полуфабрикат подвергают термической и механической обработке. В результате обеспечивается снижение массы исходной заготовки и улучшение структуры готового изделия. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении колес, в том числе для автомобильных транспортных средств.

Известен способ изготовления деталей типа колес с ободом, двумя ребордами, соединенными ступичной частью, расположенной ближе к одной из реборд, включающий осадку цилиндрической заготовки, предварительную и окончательную штамповки (Ковка и штамповка цветных металлов, Справочник, М., Машиностроение, 1971).

Недостатками указанного способа является значительная трудоемкость изготовления изделия, его высокая металлоемкость, а также значительная энергоемкость процесса.

Известен способ изготовления колес транспортных средств, включающий деформирование исходной заготовки в несколько переходов в разъемном инструменте с формированием ободной и ступичной частей изделия, при этом в последнем переходе выполняют центральное отверстие, а также термическую и механическую обработку (Заявка ФРГ 3039985, кл. В 21 D 53/56, опубл.1981)
Недостатки указанного способа заключаются в высокой металлоемкости изделия, невысоком его качестве и энергоемкости процесса изготовления.

Наиболее близким к настоящему изобретению по технической сущности и достигаемому при использовании техническому результату является способ изготовления колес транспортных средств, включающий деформирование исходной заготовки в два перехода, на первом из которых формуют полуфабрикат в виде конического стакана путем гибки предварительно осаженной заготовки, размещенной в исходном положении над донной частью штампа с последующим выдавливанием, с получением ободной и ступичной частей, а второй переход осуществляют в штампе с вертикальным разъемом матрицы обжимом полученного полуфабриката, а также с выполнением центрального отверстия, термической и механической обработкой (Патент РФ 2042467, МПК 6 В 21 D 53/26, опубл. 1995).

Недостатками указанного способа является высокая энергоемкость процесса, низкие механические свойства, высокая металлоемкость изделия.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в создании более экономичной технологии, приводящей к снижению трудо-, энерго- и металлоемкости.

Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, заключается в том, что указанные выше параметры трудо-, энерго- и металлоемкости улучшаются за счет снижения массы исходной заготовки, уменьшения площади проекции в процессе ее деформирования и улучшения структуры готового изделия.

Поставленная задача с достижением упомянутого технического результата решается тем, что в известном способе изготовления колес транспортных средств, включающем осадку исходной заготовки, образование в ней центрального отверстия, деформирование в несколько переходов с образованием ободной и ступичной частей колеса с заданными размерами, а также термическую и механическую обработку, при этом в процессе деформирования заготовки посредством гибки получают полуфабрикат в виде конического стакана, после чего производят перемещение его в донную часть штампа, обжим и комбинированное выдавливание, отличающемся тем, что осуществляют предварительный нагрев исходной заготовки, центральное отверстие в осаженной заготовке выполняют в начале первого перехода ее деформирования, после гибки заготовки при получении полуфабриката в виде конического стакана производят отбортовку последнего, комбинированное выдавливание полуфабриката производят одновременно с перемещением его в донную часть штампа, а на последнем переходе деформирования осуществляют обжим и калибровку ободной части и доформовку ступичной части полуфабриката.

Другая особенность способа заключается в том, что обжим полуфабриката на последнем переходе можно проводить при комнатной температуре.

Прошивка центральной части заготовки в начале первого перехода обеспечивает уменьшение площади проекции заготовки, что позволяет снизить усилие штамповки для осуществления последующей отбортовки заготовки и перемещение ее в район донной части, и, следовательно, ведет к уменьшению энергоемкости процесса.

При обжиме боковой части конического стакана на последнем переходе за счет давления боковых вставок матрицы вследствие упругих свойств материала полуфабриката образуется "поднутрение" в стенке стакана, над его ступичной частью (в прототипе это достигается последующей механической обработкой), что позволяет уменьшить металлоемкость штамповки колеса при получении требуемых размеров готового изделия. Образование "поднутрения" приводит также к тому, что линии течения металла (волокна) совпадают с линиями формы готового изделия, что улучшает внутреннюю структуру колеса и позволяет повысить сопротивление изделия циклическим нагрузкам.

Проведение обжима полуфабриката на последнем переходе при комнатной температуре штампа и полуфабриката позволяет снизить энергоемкость процесса, увеличить срок службы инструмента, улучшить условия труда.

Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображены основные операции технологии изготовления колес преимущественно для автомобильных транспортных средств.

На фиг. 1 показана технологическая схема первого перехода в начальный и промежуточный моменты деформирования.

На фиг.2 показана технологическая схема первого перехода в промежуточный и конечный моменты деформирования.

На фиг. 3 показана технологическая схема второго перехода в начальный и конечный моменты деформирования.

Способ реализуют следующим образом.

Исходную заготовку 1 получают осадкой цилиндрического слитка. Затем предварительно нагретую до температуры деформирования исходную заготовку помещают над донной частью предварительного штампа в матрицу 2 и пуансоном 3 выполняют центральное отверстие (фиг.1).

При дальнейшем перемещении пуансона вниз на промежуточном этапе производят гибку с последующей отбортовкой нижней части заготовки 1. На конечном этапе первого перехода перемещают заготовку в донную часть штампа и смыканием верхней и нижней половин штампа осуществляют обжим боковых стенок заготовки с последующим формообразованием донной и ступичной частей полуфабриката 4 за счет комбинированного выдавливания с размерами, максимально приближенными к заданным (фиг.2).

Полученный полуфабрикат на конечном переходе помещают в нижнюю половину окончательного штампа с вертикальным разъемом матриц 5. При опускании пуансона 6 под действием боковых сил вставки 7 матрицы начинают сдвигаться, осуществляя обжим ободной части полуфабриката. При этом вследствие упругих свойств материала полуфабриката происходит образование "поднутрения" в стенке стакана над его ступичной частью. При полном смыкании верхней и нижней половин штампа происходит доформовка ступичной части и калибровка ободной (фиг.3).

Пример.

Способ опробован в промышленных условиях с получением штамповки колеса 22,5 х 9. Осадку цилиндрической заготовки производили на фигурных бойках. Перед предварительной штамповкой осаженную заготовку нагревали в печи до температуры 380oС, первый переход с формообразованием донной и ступичной частей и прошивкой центрального отверстия в заготовке осуществляли на гидравлическом прессе усилием 5000 тc, получая полуфабрикат в виде конического стакана с центральным отверстием. Окончательное формование с обжимом боковой части полуфабриката проводили на прессе усилием 3000 тc при комнатной температуре штампа и полуфабриката, получая изделие массой 50 кГ.

Изделие, изготовленное известным способом, аналогичного типоразмера имеет массу 60 кГ, используют пресс усилием 10000 тc на первом переходе и 7500 тc на втором, при этом полуфабрикат перед окончательной штамповкой нагревают до температуры 380oС.

В результате применения предложенного способа в промышленных условиях были снижены: трудозатраты на 23%, энергозатраты на 18%, металлоемкость заготовки на 12%, а механическая прочность повысилась на 16%.

1.Способизготовленияколес,включающийосадкуисходнойзаготовки,образованиевнейцентральногоотверстия,деформированиевнесколькопереходовсобразованиемободнойиступичнойчастейколесасзаданнымиразмерами,атакжетермическуюимеханическуюобработку,приэтомвпроцесседеформированиязаготовкипосредствомгибкиполучаютполуфабрикатввидеконическогостакана,послечегопроизводятперемещениееговдоннуючастьштампа,обжимикомбинированноевыдавливание,отличающийсятем,чтоосуществляютпредварительныйнагревисходнойзаготовки,центральноеотверстиевосаженнойзаготовкевыполняютвначалепервогопереходаеедеформирования,послегибкизаготовкиприполученииполуфабрикатаввидеконическогостаканапроизводятотбортовкупоследнего,комбинированноевыдавливаниеполуфабрикатапроизводятодновременносперемещениемеговдоннуючастьштампа,анапоследнемпереходедеформированияосуществляютобжимикалибровкуободнойчастиидоформовкуступичнойчастиполуфабриката.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтообжимободнойчастиполуфабрикатаосуществляютприкомнатнойтемпературе.23.Способполюбомуизпп.1и2,отличающийсятем,чтообжимободнойчастиполуфабрикатаосуществляютвштампесматрицей,выполненнойсвертикальнымразъемом.34.Способпоп.3,отличающийсятем,чтоиспользуютматрицусбоковымивставками,расположеннымисвозможностьюперемещениявпроцесседеформирования.45.Способполюбомуизпп.1-3,отличающийсятем,чтоцентральноеотверстиевосаженнойзаготовкеобразуютпрошивкой.56.Способполюбомуизпп.1-5,отличающийсятем,чтоонпредназначендляизготовленияколесавтомобильныхтранспортныхсредств.6
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 10 items.
10.10.2015
№216.013.8116

Способ получения автоматного алюминиевого сплава, содержащего магний и свинец

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к производству деформируемых автоматных сплавов на основе алюминия, содержащих магний и свинец. Способ включает загрузку в печь и расплавление всех предусмотренных компонентов шихты, кроме магния и свинца, которые вводят в расплав в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564643
Дата охранного документа: 10.10.2015
01.03.2019
№219.016.d083

Способ получения слитков из алюминиевых сплавов, содержащих литий

Изобретение относится к металлургии, а именно к вакуумной обработке алюминиевых сплавов с литием ответственного назначения с повышенными требованиями к содержанию водорода. Приготовленный расплав переливают в вакуумный миксер и проводят вакуумирование в две стадии. Первую стадию вакуумирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002463364
Дата охранного документа: 10.10.2012
11.03.2019
№219.016.d720

Способ легирования алюминия

Изобретение относится к металлургии, в частности к легированию алюминия. Способ включает введение в расплав алюминия соли легирующего компонента, перемешивание и алюмотермическое восстановление компонента. Введение соли легирующего компонента осуществляют в виде газопорошковой смеси через сопло...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002294976
Дата охранного документа: 10.03.2007
11.03.2019
№219.016.d899

Сплав на основе алюминия и изделие из него

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, применяемых для изготовления полуфабрикатов и изделий, используемых в качестве конструкционных материалов для авиакосмической техники. Сплав и изделие, выполненное из заготовки из этого сплава, содержат следующие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002310005
Дата охранного документа: 10.11.2007
11.03.2019
№219.016.d9dc

Установка для испытаний цилиндрических образцов на кручение

Изобретение относится к испытательной технике. Установка содержит регулируемый привод вращения, кинематически связанный с активным захватом, пассивный захват, закрепленный соосно с активным на торсионе измерителя крутящего момента, устройство электроконтактного нагрева образцов. Установка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002379649
Дата охранного документа: 20.01.2010
18.05.2019
№219.017.58d7

Сплав на основе алюминия и изделия из него

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы алюминий-магний-кремний, применяемых для изготовления изделий на линиях скоростного резания, а также изделий, предназначенных для последующей механической обработки. Сплав и изделие из него содержат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002327756
Дата охранного документа: 27.06.2008
18.05.2019
№219.017.58d8

Сплав на основе алюминия и изделие из него

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности к сплавам системы алюминий-цинк-магний-медь, используемых в качестве конструкционных материалов для изготовления деталей газовых центрифуг, используемых в атомной энергетике, а также в качестве конструкционных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002327757
Дата охранного документа: 27.06.2008
18.05.2019
№219.017.58de

Сплав на основе алюминия и изделия из него

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным алюминиевым сплавам системы алюминий-медь-магний-литий, применяемым для изготовления изделий, используемых в ответственных авиакосмических конструкциях. Сплав и изделие из него содержат следующие компоненты, мас.%: медь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002327758
Дата охранного документа: 27.06.2008
29.06.2019
№219.017.9cf8

Деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия и изделие из него

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым термически неупрочняемым сплавам системы алюминий-магний, предназначенным для использования в качестве конструкционного материала в различных областях техники: судостроении, авиакосмической и нефтегазодобывающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387725
Дата охранного документа: 27.04.2010
29.06.2019
№219.017.9d02

Способ получения заготовок из алюминиевых сплавов, содержащих литий

Способ включает непрерывную подачу расплавленного металла в кристаллизатор скольжения. При заполнении кристаллизатора расплавом на поверхность расплава подают флюс. После вытягивания слитка на величину не более высоты отделяемой донной части подачу флюса прекращают. При дальнейшей отливке для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002381865
Дата охранного документа: 20.02.2010
Showing 1-1 of 1 item.
06.07.2019
№219.017.a7be

Торцовое уплотнение вращающегося вала

Изобретение относится к машиностроению, а именно к уплотнениям для герметизации вращающихся валов машин и механизмов, и позволяет повысить нагрузочную способность, компактность в осевом направлении и долговечность уплотнения для вращающихся валов. В торцовом уплотнении вращающегося вала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02230960
Дата охранного документа: 20.06.2004
+ добавить свой РИД