×
03.07.2019
219.017.a3ae

Результат интеллектуальной деятельности: Фотоэлектрическое устройство преобразования солнечной энергии

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электротехники, в частности преобразованию солнечной энергии. Технической результат изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик устройства за счет повышения быстродействия поиска оптимальной рабочей точки. Фотоэлектрическое устройство преобразования солнечной энергии содержит фотоэлектрический преобразователь с клеммами для подключения, силовой ключ, диод и нагрузку, при этом к положительной клемме фотоэлектрического преобразователя подключены анод диода, отличающееся тем, что вход силового ключа подключен к положительной клемме фотоэлектрического преобразователя, а к катоду диода подключен положительный вход DC-DC преобразователя, отрицательный вход которого и выход силового ключа соединены с первым выводом датчика тока, второй вывод датчика тока подключен к отрицательной клемме фотоэлектрического преобразователя, кроме того, выход тактирующего генератора подключен к управляющим входам силового ключа и запоминающего устройства, выход датчика тока соединен с информационным входом запоминающего устройства и входом формирователя ошибки, второй вход которого соединен с выходом запоминающего устройства, а выход формирователя ошибки соединен с управляющим входом DC-DC преобразователя, к выходам которого подключается нагрузка. 1 ил.

Предлагаемое изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано как автономный источник электропитания и, в частности, для заряда тяговых батарей электромобиля.

Известны способ и устройство эксплуатации аккумуляторных батарей (см. Патент США № US 9436201 В1, заявитель KARMSOLAR, опубл. 06.09.2016), поддержания фотоэлектрического источника питания в точке максимальной мощности.

Недостатками известного устройства является относительно низкое быстродействие поиска оптимальной рабочей точки, высокие требования к необходимой избыточности по напряжению солнечной батареи и схемотехническая сложность реализации.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому устройству является патент РФ №2211480 С1 «Устройство для регулирования избыточной мощности солнечной батареи», заявитель Федеральный научно-производственный центр Закрытое акционерное общество "Научно-производственный концерн (объединение) "Энергия", опубл. 27.08.2003, Бюл. ФИПС №24.

Фотоэлектрическое устройство содержит в силовом модуле разделительный диод и конденсатор. Первичные обмотки силового трансформатора через силовые транзисторы соединены с общей шиной. Точка соединения первичных обмоток подключена к аноду разделительного диода. Вторичные обмотки силового трансформатора через выпрямительные диоды и дроссель подключены к нагрузке. Нагрузка через вольтодобавочный конденсатор подключена к точке соединения вторичных обмоток силового трансформатора. Схема управления силовыми транзисторами формирует управляющие сигналы с помощью широтно-импульсного регулятора, сравнения напряжения с резистивных делителей силового модуля с сигналами установки напряжения вольтодобавки, опорного напряжения нагрузки и сигнала включения вольтодобавки.

Недостатками устройства - прототипа являются низкое быстродействие поиска оптимальной рабочей точки, высокие требования к необходимой избыточности по напряжению солнечной батареи и схемотехническая сложность реализации.

Технической задачей предполагаемого изобретения является повышение эксплуатационных характеристик устройства преобразования солнечной энергии.

При этом достигаются технические результаты, заключающиеся в повышении быстродействия поиска оптимальной рабочей точки, расширении функциональных возможностей и упрощение схемы реализации, обеспечиваемые предлагаемым устройством.

DC-to-DC (DC-DC) converter - преобразователь постоянного тока.

Указанная техническая задача решается тем, что фотоэлектрическое устройство преобразования солнечной энергии, содержит фотоэлектрический преобразователь с клеммами для подключения, силовой ключ, диод и нагрузку, при этом к положительной клемме фотоэлектрического преобразователя подключены анод диода, причем вход силового ключа подключен к положительной клемме фотоэлектрического преобразователя, а к катоду диода подключен положительный вход DC-DC преобразователя, отрицательный вход которого и выход силового ключа соединены с первым выводом датчика тока, второй вывод датчика тока подключен к отрицательной клемме фотоэлектрического преобразователя, кроме того, выход тактирующего генератора подключен к управляющим входам силового ключа и запоминающего устройства, выход датчика тока соединен с информационным входом запоминающего устройства и входом формирователя ошибки, второй вход которого соединен с выходом запоминающего устройства, а выход формирователя ошибки соединен с управляющим входом DC-DC преобразователя, к выходам которого подключается нагрузка.

Суть работы предлагаемого устройства, позволяющая достичь указанных технических результатов, заключается в его работе в нижеследующем виде.

Так как техническим результатом изобретения являются повышение быстродействия поиска оптимальной рабочей точки, и как следствие - расширение функциональных возможностей и упрощение схемы реализации, то следующая последовательность работы, указанной необходимой и достаточной совокупности составляющих его элементов, позволяет этого достичь.

Так как планируемое использование предлагаемого устройства -электротранспорт, т.е. как элемент питания электромобиля, положение которого при его движении меняет свою ориентацию относительно солнца и периодически затеняется придорожными объектами. При этом освещенность фотоэлектрического преобразователя из-за умеренных и резких теней, в зоне которых фактически отключаются отдельные ячейки солнечной батареи, меняются с большой скоростью. Если учесть, что время расчета экстремума в существующих системах МРРТ (максимальная возможная мощность на выходе (maximum power point tracking)) может достигать нескольких секунд, то в движении эти системы не будут успевать отслеживать изменения условий освещенности. В предлагаемом устройстве оптимизация энергоотдачи фотоэлектрического преобразователя осуществляется измерением тока короткого замывания и запоминанием его значения до следующего измерения. Рассмотрение вольтамперных характеристик фотоэлектрических преобразователей разных типов показывает, что оптимальная величина токосъема составляет 0.9-0.97 от величины тока короткого замыкания. И установка этого коэффициента по результатам отладочных испытаний приводит к возрастанию потерь при энергосъеме не более 5% относительно максимально возможной величины. Необходимо отметить, что система МРРТ при условиях быстрой смены освещенности даст большую величину потерь энергосъема. В предлагаемом решении необходимые измерения тока короткого замыкания осуществляются в течении 2-5 мксек и обновление информации о величине тока короткого замыкания можно проводит с частотой не менее 1 кГц. Далее, сигнал величины тока короткого замыкания, взятый с соответствующим коэффициентом, сравнивается с сигналом текущего значения отдаваемого солнечной батареей тока и, сформированная ошибка определяет точку отключения процесса накапливания энергии в обратноходовом DC-DC преобразователе, регулируя таким образом токоотдачу солнечной батареи на уровне близком к максимальному.

Выбор обратноходового DC-DC преобразователя определяется тем, что в сравнении с ШИМ (широтноимпульсным) преобразователем он позволяет формировать выходное напряжение, превышающее по своему уровню входное. Это обеспечивает работоспособность устройства при снижении напряжения в результате повышения температуры панелей солнечной батареи, ее деградации, резких тенях и других причинах.

Предложение поясняется чертежами.

Структурная схема предлагаемого устройства представлена на фиг. 1.

На этой схеме введены следующие обозначения:

1 - солнечная батарея;

«+», «-» - клеммы положительного и отрицательного выходов солнечной батареи;

2 - силовой ключ;

3 - нагрузка;

4 - DC-DC преобразователь;

5 - датчик тока;

6 - тактирующий генератор;

7 - запоминающее устройство;

8 - формирователь ошибки.

Фотоэлектрическое устройство преобразования солнечной энергии (см. фиг 1) содержит клеммы + и - для подключения фотоэлектрического преобразователя 1, силовой ключ 2, диод D, и нагрузку 3, при этом к положительной клемме фотоэлектрического преобразователя подключены силовой ключ 2 и анод диода D, при этом вход силового ключа 2 подключен к положительной клемме фотоэлектрического преобразователя 1, а к катоду диода подключен положительный вход DC-DC преобразователя 4, отрицательный вход которого и выход силового ключа 2 соединены с первым выводом датчика тока 5, второй вывод датчика тока 5 подключен к отрицательной клемме фотоэлектрического преобразователя 1, кроме того, выход тактирующего генератора 6 подключен к управляющим входам силового ключа 2 и запоминающего устройства 7, выход датчика тока 5 соединен с информационным входом запоминающего устройства 7 и входом формирователя ошибки 8, второй вход которого соединен с выходом запоминающего устройства 7, а выход формирователя ошибки 8 соединен с управляющим входом DC-DC преобразователя, к выходам которого подключается нагрузка.

Устройство работает следующим образом.

Тактирующий генератор 6 формирует импульсы с частотой не менее 1 кГц и длительностью порядка 2-5 мксек. Эти импульсы открывают силовой ключ 2, через который начинает протекать ток короткого замыкания, фиксируемый датчиком тока 5. Также тактирующий генератор 6 подает команду запоминающему устройству 7 на запись текущего значения этого тока с коэффициентом 0.9-0.97 (подбирается при проведении отладочных испытаний). Диод D служит для исключения разряда входного конденсатора C1 DC-DC преобразователя 4 через силовой ключ 2. Выходные сигналы с запоминающего устройства 7 и датчика тока 5 поступают на соответствующие входы формирователя ошибки 8, представляющего собой пропорциональный или пропорционально - интегральный регулятор, где формируется сигнал ошибки, поступающий на вход управляющего усилителя К DC-DC преобразователя 4. В случае превышения величины сигнала с запоминающего устройства 7 величины сигнала с датчика тока 5, сигнал ошибки через управляющий усилитель К открывает силовой ключ СК. Начинается процесс заряда дросселя L. Ток, контролируемый датчиком тока ДТ2, возрастает и в момент равенства его величины и величины сигнала ошибки сигнал на выходе управляющего усилителя К меняет знак, силовой ключ СК запирается и дроссель L разряжаясь, заряжает конденсатор СЗ, напряжение с которого подается на нагрузку 3. Диод D2 и конденсатор С2 служат для фиксации времени разряда дросселя L.

Фотоэлектрическое устройство преобразования солнечной энергии, содержащее фотоэлектрический преобразователь с клеммами для подключения, силовой ключ, диод и нагрузку, при этом к положительной клемме фотоэлектрического преобразователя подключен анод диода, отличающееся тем, что вход силового ключа подключен к положительной клемме фотоэлектрического преобразователя, а к катоду диода подключен положительный вход DC-DC преобразователя, отрицательный вход которого и выход силового ключа соединены с первым выводом датчика тока, второй вывод датчика тока подключен к отрицательной клемме фотоэлектрического преобразователя, кроме того, выход тактирующего генератора подключен к управляющим входам силового ключа и запоминающего устройства, выход датчика тока соединен с информационным входом запоминающего устройства и входом формирователя ошибки, второй вход которого соединен с выходом запоминающего устройства, а выход формирователя ошибки соединен с управляющим входом DC-DC преобразователя, к выходам которого подключается нагрузка.
Фотоэлектрическое устройство преобразования солнечной энергии
Фотоэлектрическое устройство преобразования солнечной энергии
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 62 items.
29.12.2017
№217.015.f3ec

Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям. Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства содержит меньшую и большую многодисковые фрикционные муфты с гидравлическим управлением посредством гидроцилиндров. Ступица (25) гидроцилиндра меньшей муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637053
Дата охранного документа: 29.11.2017
19.01.2018
№218.016.0df3

Двухкамерный топливный бак

Изобретение относится к системам питания двигателей внутреннего сгорания, а именно к топливным бакам транспортных средств. Двухкамерный топливный бак содержит топливный насос (4) с перепускным клапаном (5), который установлен в основной камере (2). Дополнительная камера (3) сообщена с камерой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633090
Дата охранного документа: 11.10.2017
10.05.2018
№218.016.3814

Способ трассировки маршрута движения автоматического транспортного средства

Способ трассировки маршрута движения автоматического транспортного средств (АТС) относится к способам организации движения автоматически управляемых транспортных средств и может быть использован в любой отрасли народного хозяйства для автоматизированных перевозок различных грузов и пассажиров....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646771
Дата охранного документа: 07.03.2018
10.05.2018
№218.016.3b39

Узел сцеплений трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Узел сцеплений содержит два нормально замкнутых пружинами (1) и (2) масляных многодисковых сцепления (3) и (4), управляемые посредством гидроцилиндров (5) и (6). Сцепление (3), связывающее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647341
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.4623

Способ управления автоматическим транспортным средством

Изобретение относится к системам управления транспортным средством. В способе управления автоматическим транспортным средством из долговременной памяти ЭВМ извлекают математически обработанное изображение дорожного полотна с элементами сканирования, математически преобразуют его в изображение в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649962
Дата охранного документа: 10.04.2018
10.05.2018
№218.016.496c

Двойное многодисковое сцепление трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Двойное многодисковое сцепление трансмиссии транспортного средства содержит корпус (1), гидроцилиндры (2,3), внешнюю и внутреннюю муфты (4,5) и фрикционные диски (7, 8 и 10, 11). В местах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651367
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4a29

Семиступенчатая коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит два первичных вала (1) и (2) разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений (3) и (4), промежуточный вал (5) и вторичный вал (6). На валу (1) большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса (7) и (8), соединяемых с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651313
Дата охранного документа: 19.04.2018
18.05.2018
№218.016.51d1

Двойное сцепление

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Двойное сцепление содержит корпус (1), соединенный с ведущим валом (4), две фрикционные муфты (5, 6) и ведомые валы. Корпус (1) соединен со ступицей (2), крышкой (3) и ведущим валом (4). Две...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653349
Дата охранного документа: 07.05.2018
09.06.2018
№218.016.5f3e

Устройство электрогидравлического управления двойным сцеплением и коробкой передач

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Устройство управления двойным сцеплением и коробкой передач содержит двухпозиционные клапаны (68) и (69) с электрическим управлением, при включении сообщающие гидроцилиндры фрикционных муфт двойного сцепления с напорной гидролинией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656809
Дата охранного документа: 06.06.2018
26.07.2018
№218.016.7503

Двойное сцепление трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям. Двойное сцепление трансмиссии транспортного средства содержит корпус (1), вал (2), фрикционные муфты (3, 4), входные валы (5, 6) коробки передач, гидроцилиндры (23, 24) управления муфтами. Многодисковые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662337
Дата охранного документа: 25.07.2018
Showing 1-8 of 8 items.
27.08.2016
№216.015.4f76

Устройство снижения температуры наддувочного воздуха

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Устройство снижения температуры наддувочного воздуха содержит теплообменник (1) охлаждения наддувочного воздуха, нагнетаемого компрессором (2) турбокомпрессора (3), и дополнительные средства охлаждения наддувочного воздуха....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595311
Дата охранного документа: 27.08.2016
19.01.2018
№218.016.0dec

Устройство жидкостного охлаждения агрегатов электромобиля

Изобретение относится к транспортным средствам на электрической тяге. Устройство жидкостного охлаждения агрегатов электромобиля содержит высокотемпературный гидравлический контур и низкотемпературный гидравлический контур охлаждения агрегатов электромобиля. В высокотемпературном гидравлическом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633109
Дата охранного документа: 11.10.2017
02.12.2018
№218.016.a301

Устройство термостатирования агрегатов электромобиля

Изобретение относится к электрическим транспортным средствам. Устройство термостатирования агрегатов электромобиля содержит насос (1) с электроприводом для подачи жидкого теплоносителя от радиатора (2) в рубашки жидкостного охлаждения аккумуляторной батареи (3), тягового электродвигателя (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673788
Дата охранного документа: 29.11.2018
02.10.2019
№219.017.ce2b

Устройство термостатирования агрегатов электромобиля

Изобретение относится к транспортным средствам с электрическим приводом. Устройство термостатирования агрегатов электромобиля содержит радиатор (1), насос (2), с выходом которого сообщены рубашки жидкостного охлаждения аккумуляторной батареи (3), тягового электродвигателя (4), инвертора (5) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700158
Дата охранного документа: 13.09.2019
19.06.2020
№220.018.282f

Устройство управления асинхронным двигателем

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в повышении скорости формирования электромагнитного момента при изменении управляющего сигнала задания момента. Устройство управления содержит асинхронный двигатель. Преобразователь реализует векторное управление с прямым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723671
Дата охранного документа: 17.06.2020
24.06.2020
№220.018.2a20

Способ управления асинхронным двигателем

Изобретение относится к области электротехники. Техническим результатом является минимизация времени протекания переходных электромагнитных процессов в асинхронном двигателе при минимальных потерях в меди. Предлагается способ управления асинхронным двигателем (АД) с короткозамкнутым ротором,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724128
Дата охранного документа: 22.06.2020
12.04.2023
№223.018.4431

Система управления устройством охлаждения силового электропривода энергетической установки

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления устройством охлаждения силового электропривода. Техническим результатом является: упрощение схемного решения, используемого для реализации системы управления, повышение быстродействия системы управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002735486
Дата охранного документа: 03.11.2020
12.04.2023
№223.018.45e0

Способ упреждающего управления системой охлаждения силового электропривода энергетической установки

Изобретение относится к области теплотехники и электротехники и предпочтительно может быть использовано как способ управления системой охлаждения тягового электропривода, включающего инвертор и электрическую машину, для электромобилей и автомобилей с КЭУ. Техническим результатом способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002740626
Дата охранного документа: 18.01.2021
+ добавить свой РИД