×
29.06.2019
219.017.9fbf

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ ПРИ РЕКУПЕРАТИВНОМ ТОРМОЖЕНИИ ЭЛЕКТРОВОЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение коэффициента мощности в режиме рекуперации. Способ заключается в том, что часть балластных резисторов блока балластных резисторов шунтируется управляемым ключом в моменты, когда напряжение сети превышает некоторый пороговый уровень или для замыкания ключа может использоваться информация о моменте перехода напряжения сети через ноль, а замкнутое состояние шунтирующего ключа осуществляется в диапазоне времени 30-150 электрических градусов от момента перехода напряжения сети через ноль. Устройство состоит из трансформатора, тиристорного выпрямительно-инверторного преобразователя, сглаживающего реактора, тягового электродвигателя, диодов, балластных резисторов, шунтирующих ключей, схемы управления шунтированием, при этом резисторы блока балластных резисторов выполнены в виде двух или более последовательно включенных резисторов, один или более из которых включен параллельно с шунтирующим ключом и шунтируется ключом, управляемым схемой управления. Балластные резисторы могут быть выполнены в виде двух или более параллельно включенных резисторов, один или более из которых включается последовательно с шунтирующим ключом. В качестве ключей могут использоваться IGBT транзисторы. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к устройствам генерации электроэнергии, а точнее к устройствам, обеспечивающим режим рекуперативного торможения электровоза с возвратом энергии в электрическую сеть переменного тока.

Известны электровозы ВЛ-80р, ВЛ-85, ВЛ-65, например (Б.А.Тушканов, Н.Г.Пушкарев, Л.А.Позднякова и др. Электровоз ВЛ-85. Руководство по эксплуатации. М., 1992, 480 с.), в которых применяется тиристорный выпрямительно-инверторный преобразователь, подключенный при рекуперации к блоку балластных резисторов и якорю тягового двигателя. Недостатком схемы данных электровозов является малый коэффициент мощности в режиме рекуперации (не более 65%), а также высокая рассеиваемая мощность на блоке балластных резисторов.

Известны электровозы ЭП-1, Ермак, например (Электровоз ЭП-1. Руководство по эксплуатации, т.1., Ростов на Дону, 2006, 540 с.), являющийся наиболее близким аналогом (прототипом), отличающийся в режиме рекуперации от электровозов ВЛ-80р и ВЛ-85 тем, что в цепи якорей тяговых электродвигателей последовательно с ними включены диоды для исключения контурных токов двух тяговых электродвигателей. Недостатком схемы данных электровозов является малый коэффициент мощности в режиме рекуперации (не более 65%), а также высокая рассеиваемая мощность на блоке балластных резисторов.

Предлагаемый способ повышения коэффициента мощности заключается в том, что в моменты, когда в сети наблюдается высокое амплитудное напряжение, часть балластных резисторов блока балластных резисторов шунтируется управляемым транзисторным ключом. При этом увеличивается ток первичной сети и повышается коэффициент мощности.

Предлагаемое устройство (схема электровоза в режиме рекуперации в сеть - Фиг.1) состоит из тиристорного выпрямительно-инвертирующего преобразователя 2, запитанного от трансформатора напряжения 1, блока балластных резисторов 3, состоящих из резисторов 4, ключей 5, шунтирующих часть балластных резисторов, диодов 6, двигателей 7, включающих в себя обмотку возбуждения 8 и якорь 9, сглаживающего реактора (дросселя) 10, выпрямительной установки возбуждения 11, схемы управления шунтированием 12. Ключи 5 шунтируют часть балластных резисторов 4, при этом балластный резистор должен быть выполнен в виде двух или более последовательно включенных резисторов, один или более из которых должен быть включен параллельно с шунтирующим ключом.

Второй вариант шунтирования балластных резисторов показан на Фиг.2. В этом случае балластный резистор состоит из двух или более параллельно включенных резисторов, один или более из которых включается шунтирующим ключом.

Трансформатор 1 подключен к сети переменного тока через токоприемник (пантограф) 13.

На Фиг.3 показаны временные диаграммы сетевого напряжения Uсети, тока сети Iсети (R=const) в режиме рекуперации при отсутствии шунтирования части балластных резисторов, который реализуется в штатной схеме описанных выше электровозов ВЛ-80р, ВЛ-85, ВЛ-65, ЭП-1, тока сети Iсети(предл. вариант) при шунтировании части блока балластных резисторов, напряжения управления ключами Uупр.кл.(1=замк., 0=разомк.).

Работа штатной схемы электровозов ВЛ-80р, ВЛ-85, ВЛ-65, ЭП-1 без шунтирования части балластных резисторов заключается в следующем (Фиг.1, Фиг.3): выпрямительная установка возбуждения 11 подает на обмотку возбуждения 8 тяговых электродвигателей 7 ток, близкий к постоянному току. При постоянной скорости вращения двигателей и постоянном токе обмотки возбуждения цепь якоря 9 тягового электродвигателя представляет собой генератор постоянного напряжения. Напряжение подается через диод 6 и балластный резистор 4 блока балластных резисторов 3, сглаживающий реактор 10, на тиристорный выпрямительно-инвертирующий преобразователь 2. Диоды 6 предназначены для исключения контурных токов двух тяговых электродвигателей, балластные резисторы 4 - для ограничения тока в режиме рекуперации. Особенностью работы тиристорного выпрямительно-инвертирующего преобразователя 2 в режиме инвертирования является то, что переключение тока сети должно осуществляться за некоторое время до перехода напряжения через ноль (Фиг.3), что приводит к малому коэффициенту мощности в режиме рекуперации (не более 65% для электровозов ВЛ-80р, ВЛ-85, ВЛ-65, ЭП-1) и, соответственно, малому КПД.

Работа предлагаемой схемы отличается от работы штатной схемы электровозов ВЛ-80р, ВЛ-85, ВЛ-65, ЭП-1 следующим: схема управления шунтированием 12 анализирует напряжение сети и в моменты высокого амплитудного напряжения Uсети формирует сигнал управления ключами Uупр.кл.(1=замк., 0=разомк.). В результате ключи 5 замыкаются, часть балластных резисторов 4 шунтируется, что увеличивает ток в сети именно в моменты, когда напряжение превышает некоторый уровень. Это приводит к увеличению коэффициента мощности и КПД.

Схема управления шунтированием 12 также может анализировать напряжение перехода через ноль, и с помощью ключей 5 шунтировать часть балластного резистора в диапазоне времени 30-150 электрических градусов от момента перехода напряжения сети через ноль.

В качестве ключей могут быть применены IGBT транзисторы (транзисторные модули) либо модули на полевых транзисторах.

Техническим результатом является повышение коэффициента мощности в режиме рекуперативного торможения до 80% и повышение КПД преобразователя.

Список источников

1. Б.А.Тушканов, Н.Г.Пушкарев, Л.А.Позднякова и др. Электровоз ВЛ-85. Руководство по эксплуатации. М., 1992, 480 с.

2. Электровоз ЭП-1. Руководство по эксплуатации, т.1., Ростов-на-Дону, 2006, 540 с.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 31 items.
20.02.2013
№216.012.267e

Способ повышения коэффициента мощности при рекуперативном торможении электровоза переменного тока и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к способу повышения коэффициента мощности при рекуперативном торможении электровоза переменного тока и устройству для реализации способа рекуперативного торможения электровоза. Способ заключается в том, что для получения тока возбуждения коллекторных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475374
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.09.2013
№216.012.6eab

Устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода с повышенными энергетическими показателями

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговым электрическим приводом. Устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода состоит из якорной обмотки, обмотки возбуждения тягового двигателя, резистора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493982
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.11.2013
№216.012.8031

Многозонный выпрямительно-инверторный преобразователь и способ управления преобразователем

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электроподвижном составе, получающем питание от однофазной сети переменного тока. Техническим результатом является увеличение коэффициента мощности. Многозонный выпрямительно-инверторный преобразователь переменного тока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498490
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.04.2014
№216.012.b7fe

Колесная пара вагона с фрикционно-упругой связью между колесами

Изобретение предназначено для применения на железнодорожном транспорте и относится к ходовым частям вагона. Колесная пара состоит из оси дифференциального исполнения, подшипникового узла, две вложенных одна в другую полуоси. Во внутреннем подшипниковом узле применяют связующий стакан, который...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512829
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.07.2014
№216.012.dfcf

Способ гамма спектрометрии

Способ гамма-спектрометрии, заключающийся в измерении энергии и интенсивности линии гамма-излучения, регистрируемого полупроводниковым детектором, отличающийся тем, что для измерения энергии используется положение пика линии, а для измерения интенсивности этой линии - интенсивность регистрации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523081
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.01.2015
№216.013.1eca

Способ фазового управления тиристорными преобразователями, одновременно работающими на индивидуальные нагрузки

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока. Технический результат - увеличение угла задержки импульсов до 18 эл. градусов в средней части полупериода напряжения и уменьшение максимальной мощности полной нагрузки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539323
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.06.2015
№216.013.5415

Радиатор сотового типа с турбулизирующими вставками для охлаждения масла и воды

Изобретение предназначено для применения на транспорте и относится к охлаждающим устройствам работающего оборудования дизельных локомотивов. Радиатор сотового типа для охлаждения масла и воды состоит из охлаждающих трубок круглого сечения с шестигранными основаниями, расположенными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553046
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.06.2015
№216.013.57b0

Установка для сушки изоляции обмотки тяговых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте тяговых электрических машин. Анализ статистических данных о надежности узлов и деталей оборудования электровозов в условиях эксплуатации показал, что большая доля отказов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553978
Дата охранного документа: 20.06.2015
20.07.2015
№216.013.6373

Способ повышения энергетических показателей электровозов переменного тока с вип на igbt транзисторах (модулях) по критерию потребления максимально активной мощности

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электроподвижном составе, получающем питание от однофазной сети переменного тока. Техническим результатом является максимально эффективное использование электромагнитной энергии, накопленной в цепи выпрямленного тока,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557006
Дата охранного документа: 20.07.2015
20.08.2015
№216.013.733a

Способ управления зависимым инвертором однофазного переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электроподвижном составе, получающем питание от контактной сети однофазного переменного тока. Технический результат заключается в повышении коэффициента мощности инвертора. В способе управления зависимым инвертором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561068
Дата охранного документа: 20.08.2015
+ добавить свой РИД