Вид РИД
Изобретение
Изобретения относятся к экспериментальной аэрогазодинамике, в частности к средствам для установки и перемещения моделей различных летательных аппаратов в рабочих частях аэродинамических труб с высокими значениями скоростных напоров и чисел Re, реализующихся, например, в импульсных трубах, ударных, поршневых установках или трубах адиабатического сжатия. Основной целью изобретений является предотвращение разрушения моделей и повреждения подвесок и измерительных средств от чрезмерных нагрузок при запуске аэродинамической трубы или установки.
В трубах длительного действия для исключения перегрузок при запуске установок используют различные устройства ввода-вывода моделей в рабочую часть, что невозможно осуществить в трубах импульсного типа, например таких, как установки адиабатического сжатия и ударные трубы.
Известны способ и устройства для закрепления моделей в аэродинамической трубе с помощью координатных устройств на обтекаемой стойке, устанавливаемой на направляющих с возможностью перемещения (например, RU 2300748 С, G01M 9/06, 2006 г., SU 1816981 А1, G01M 9/04, 1990 г., SU 849848, G01M 9/08, 1976 г., SU 378790, 1970 г., JP 3692400 В2, G01M 9/00, 2003 г.).
Однако эти известные технические решения не обеспечивают защиту модели от разрушения при высоких нагрузках, которые могут действовать при запуске труб и не предотвращают перегрузку измерительных средств (например, тензовесов от поломок).
Целью изобретения является устранение возможности повреждения (разрушения) модели и внутримодельных средств измерения (например, тензовесов) при запуске аэродинамической трубы, что особенно важно для импульсных труб, в частности для поршневых газодинамических установок многокаскадного сжатия (ПГУМКС). Кроме этого, целью изобретения является расширение экспериментальных возможностей и информативности за счет обеспечения измерений в процессе перемещения модели, когда при этом изменяются и параметры потока (скоростной напор, числа Re, температурный фактор).
На фиг.1-5 представлены схемы выполнения устройств, с помощью которых осуществляется предложенный способ установки и ориентации модели в аэродинамической трубе. На фиг.1 изображен главный вид устройства в варианте его исполнения при установке державки в двух стойках. На фиг.2 показано поперечное сечение А-А устройства с отображением исполнения стойки и узлов ее установки на направляющих и узла крепления державки в стойке. На фиг.3 показан узел сечения В частей державки, а на фиг.4 изображена схема выполнения и функционирования пластины-нивелира. На фиг.5 представлена схема выполнения пневмогидроцилиндра.
Устройство содержит балки-направляющие 1, на которых размещается одна или две стойки 2, в которых устанавливается державка 3 с закрепляемой на ней испытуемой моделью 4 или пластиной-нивелиром 5 (перед установкой модели). Каждая стойка 2 установлена на направляющих 1 с помощью узлов 6, образованных хомутами 7, силу прижатия которых к направляющим 1 регулируют с помощью динамометрических болтов 8. Внутри каждой стойки 2 оборудованы узлы 9 для закрепления державки 3 с контролируемым усилием ее удерживания в этих узлах с помощью хомутов 6 и динамометрических болтов 8 (для обеспечения перемещения державки под действием «нерасчетной» ударной нагрузки во время запуска трубы или программируемого перемещения для увеличения информативности испытаний за счет получения результатов в процессе изменения режимных параметров). Дополнительно снижение ударной нагрузки во время запуска трубы и регулирование скорости перемещения модели 4 относительно среза сопла 10 по направляющим 1 и/или за счет перемещения державки 3 относительно узлов 9 осуществляют с помощью идентичных двухполостных пневмогидроцилиндров 11 и/или 12, один из которых закреплен неподвижно (например, на основании рабочей части трубы), а его поршень 13 связан с основанием одной из стоек 2, а второй пневмогидроцилиндр (выполненный аналогично первому) закреплен на одной из стоек 2, а его поршень 13 связан с державкой 3.
Каждая стойка 2 выполнена в виде пары пилонов 14, связанных, например, с помощью соединяющей их перемычки-скобы 15 и опирающихся на направляющие 1 с помощью обжимающих их хомутов 7. При этом в плане (вид спереди) пилоны 14 и направляющие 1 образуют равнобедренный треугольник, вершина которого совмещена с осью державки 3, которую ориентируют параллельно оси сопла 10.
Державка 3 выполнена составной, части которой сочленены между собой с помощью конического соединения: конического хвостовика 16 и конуса 17, стянутых центральным резьбовым стержнем 18, что обеспечивает быструю смену ориентационного приспособления 19 на модель 4 после нивелировочных работ по совмещению оси державки 3 с линией, параллельной оси сопла 10. Хвостовик державки 3 связан со штоком пневмогидроцилиндра 12. При этом ориентационное приспособление 19 выполнено в виде пластины-нивелира, установленной на передней части державки 3 перпендикулярно ее оси с возможностью перемещения вдоль (вперед) по державке 3 и поворота вокруг ее оси для обеспечения плотного контакта со срезом сопла 10. Поперечный размер пластины-нивелира 19 превышает диаметр среза сопла 10, а ее передняя линия среза, контактирующая со срезом сопла 10, строго перпендикулярна оси державки 3.
Двухполосной пневмогидроцилиндр 11 или 12 содержит корпус 20, в котором выполнены две полости: пневматическая 21 и гидравлическая 22, заполненные соответственно газом и жидкостью. На выходе пневматической полости 21 установлен регулируемый клапан-дроссель 23. Поршень 24, установленный в гидравлической полости 22 и воздействующий на размещенную в ней жидкость с помощью штока 25, соединен, как указывалось выше, в одном из вариантов исполнения с основанием одной из стоек 2 и/или с державкой 3 (в другом варианте).
Способ установки и ориентации модели реализуется за счет того, что модель 4 закрепляют на передней части державки 3 с возможностью перемещения по направляющим 1 и/или относительно узлов 6 ее закрепления в стойке (стойках) 2 под действием нагрузок на модель 4, превышающих их критическое значение (реализующееся, например, при запуске трубы). Критическое значение нагрузки задают предварительно за счет изменения силы трения между направляющими 1 и основаниями пилонов 14 (хомутами 7) и/или сил трения между державкой 3 и узлами 9 ее закрепления в стойке (стойках) 2. Дополнительно регулируют возможность и скорость перемещения модели 4 с помощью двухполостных пневмогидроцилиндров 11 и/или 12 путем изменения давления газа во второй полости 21, а также скорости сброса противодавления за счет изменения проходного сечения клапана-дросселя 23.
Источники информации
1. Кислых В.В., Петрова О.В., Пучков В.В. «Способ адиабатического сжатия газа в аэродинамической установке». АС 972931, G01M 9/00, 1982, БИ №29, 1989 г., с.286.
2. Кислых В.В. Комплексная наземная обработка аэрогазодинамики ракет и многоразовых транспортно-космических систем на поршневых газодинамических установках многокаскадного сжатия ЦНИИмаш в условиях, максимально приближенных к натурным. // Космонавтика и ракетостроение. ЦНИИмаш, вып.2(35), 2004 г., с.63-85.
3. Kislykh V.V. Piston Gadynamic Units with Multicascade Compression. // Advanced Hypersonic Test Facilities, Edited by Frank K.L and dan E. Morren, ch 9, p.225-227, Progress in Astronavtics and Aeronavties, v.198, 2002.
4. Волов Д.В. Ж. TBT, т.44, №4, июль-август 2006 г., с.604-626.
5. SU 1037754, G01M 9/00, 22.04.83, заявка 3399900, 22.02.82.
6. RU 2300748 С1, G01M 9/06, 10.06.07 Бюллетень №16. Заявка 2005136765/28, 25.11.05. Способ определения аэродинамических сил в дозвуковых аэродинамических трубах.
7. SU 1816981 А1, G01M 9/04, 23.05.93. Бюллетень №19. Заявка 4834444/23, 05.05.90. Координатное устройство аэродинамической трубы.
8. SU 1037754, G01M 9/00, 22.04.83. Заявка 3399900/23, 22.02.82. Установка адиабатического сжатия.