×
29.06.2019
219.017.9b07

Результат интеллектуальной деятельности: ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02200859
Дата охранного документа
20.03.2003
Аннотация: Газотурбинный двигатель содержит камеру сгорания, компрессор, соединенный посредством вала с охлаждаемой турбиной, полость, расположенную за последней ступенью компрессора, отделенную от проточной части компрессора лабиринтным уплотнением и сообщенную со входом питающего воздуховода. Полость ограничена первой ступенью турбины, валом и камерой сгорания. Турбина выполнена, по меньшей мере, с двумя ступенями с размещенным между ними охлаждаемым сопловым аппаратом, образующим междисковую полость. Выход питающего воздуховода сообщен с междисковой полостью через тракт охлаждения соплового аппарата. Изобретение приводит к повышению экономичности с одновременным повышением надежности путем повышения кпд и газодинамической устойчивости компрессора. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к схемам газотурбинных двигателей.

Известен газотурбинный двигатель [1].

Из известных газотурбинных двигателей наиболее близким к предложенному является газотурбинный двигатель, содержащий камеру сгорания, компрессор, соединенный посредством вала с охлаждаемой турбиной, включающей, по меньшей мере, две ступени с размещенным между ними охлаждаемым сопловым аппаратом, образующие междисковую полость, причем последняя ступень компрессора, первая ступень турбины и камера сгорания образуют с валом думисную полость компрессора, и питающий воздуховод, выход которого сообщен с междисковой полостью через тракт охлаждения соплового аппарата [2].

Недостатком этого технического решения является то, что указанный отбор из тракта компрессора ухудшает его коэффициент полезного действия и газодинамическую устойчивость. Это в целом снижает экономичность двигателя и ухудшает его работоспособность на переменных режимах эксплуатации.

Особенно это актуально для авиационных газотурбинных двигателей, предназначенных для широкого диапазона эксплуатации по скорости и высоте полета, при больших неравномерностях по давлению и температуре на входе в двигатель.

Задачей изобретения является повышение экономичности двигателя с одновременным повышением его надежности путем повышения коэффициента полезного действия и газодинамической устойчивости компрессора.

Указанная задача решается тем, что в известном газотурбинном двигателе, содержащем камеру сгорания, компрессор, соединенный посредством вала с охлаждаемой турбиной, включающей, по меньшей мере, две ступени с размещенным между ними охлаждаемым сопловым аппаратом, образующие междисковую полость, причем последняя ступень компрессора, первая ступень турбины и камера сгорания образуют с валом думисную полость компрессора, и питающий воздуховод, выход которого сообщен с междисковой полостью через тракт охлаждения соплового аппарата, думисная полость компрессора отделена от его проточной части лабиринтным уплотнением и сообщена со входом питающего воздуховода.

Наличие лабиринтного уплотнения между проточной частью и думисной полостью необходимо с точки зрения обеспечения работоспособности компрессора и обуславливает определенные протечки воздуха из тракта компрессора в думисную полость компрессора.

Сообщение думисной полости с входом питающего воздуховода позволяет направить эти протечки воздуха на охлаждение соплового аппарата и наддув междисковой полости турбины.

В этом случае отпадает необходимость в отборе от газовоздушного тракта компрессора, что позволяет выполнить его проточную часть аэродинамически более совершенной, а также улучшить согласованную работу его ступеней.

В то же время наличие лабиринтного уплотнения, размещенного в думисной полости компрессора, с одной стороны, обеспечивает его работоспособность, а с другой - через отвод части воздуха из пограничного слоя за последней ступенью компрессора улучшает работу диффузора камеры сгорания, что уменьшает потери полного давления в камере сгорания и через увеличение перепада давления на турбине увеличивает ее мощность и тем самым улучшает экономичность двигателя.

На стационарных газотурбинных двигателях в тракте питающего воздуховода может быть размещен теплообменник.

В этом случае воздух протечек, направляемый в сопловой аппарат и междисковую полость, охлаждается, приобретая более низкую температуру, что, в свою очередь, снижает температуру элементов конструкции, которую он омывает. Снижение температуры элементов конструкции обеспечивает более высокую надежность работы турбины и двигателя в целом.

Для двухконтурных газотурбинных двигателей питающий воздуховод размещен в тракте наружного контура и снабжен воздухо-воздушным теплообменником. Размещение теплообменника в наружном контуре двигателя позволяет создать его летный вариант по габаритам, массе, снизить температуру воздуха протечек, понизить температуру элементов турбины и увеличить надежность работы двигателя.

На фиг.1 показан продольный разрез ГТД;
на фиг.2 - продольный разрез стационарного ГТД с теплообменником;
на фиг.3 - продольный разрез двухконтурного ГТД с воздухо-воздушным теплообменником.

Газотурбинный двигатель содержит камеру сгорания 1, компрессор 2, соединенный посредством вала 3 с охлаждаемой турбиной 4, включающей, по меньшей мере, две ступени 5 и 6 с размещенным между ними сопловым аппаратом 7, образующие междисковую полость 8. Последняя ступень 9 компрессора 2, первая ступень 5 турбины 4 и камеры сгорания 1 образуют с валом 3 думисную полость 10 компрессора 2. ГТД содержит также питающий воздуховод 11, выход 12 которого сообщен с междисковой полостью 8 через тракт охлаждения 13 соплового аппарата 7, а думисная полость 10 компрессора 2 отделена от проточной части 14 компрессора 2 лабиринтным уплотнением 15 и сообщена со входом 16 питающего воздуховода 11.

Для стационарных ГТД в тракте питающего воздуховода 11 размещен теплообменник 17.

Применительно к двухконтурным ГТД питающий воздуховод 11 размещен в тракте 18 наружного контура 19 и снабжен воздухо-воздушным теплообменником 20.

Газотурбинный двигатель работает следующим образом.

Воздух из тракта 14 компрессора поступает в камеру сгорания 1 и одновременно в лабиринтное уплотнение 15, а из него в думисную полость 10. Из думисной полости 10 воздух поступает на вход 16 питающего воздуховода 11, а из него через выход 12 - в тракт охлаждения 13 соплового аппарата 7 и далее в тракт турбины. Из тракта охлаждения 13 воздух поступает в междисковую полость 8.

В стационарном газотурбинном двигателе с теплообменником 17 воздух между входом 16 и выходом 12 питающего воздуховода 11 охлаждается в теплообменнике 17.

В двухконтурном газотурбинном двигателе воздух, поступивший в питающий воздуховод 11, перед поступлением его на вход 12 и далее в тракт 13 и междисковую полость 8 предварительно захолаживается воздухом тракта 18 наружного контура 19 в воздухо-воздушном теплообменнике 20.

В результате подачи воздуха из компрессора через лабиринтное уплотнение и думисную полость в тракт охлаждения соплового аппарата и междисковую полость повышается кпд компрессора и уменьшаются потери полного давления в камере сгорания, вследствие чего повышается его экономичность и надежность работы двигателя.

Использование теплообменников позволяет снизить температуру элементов конструкции и дополнительно увеличить надежность работы двигателя.

Источники информации
1. Патент Франции 2203025, МКИ F 02 K 3/04, опубл. 1974.

2. Патент Англии 1348127, МКИ F 02 C 7/14, опубл. 1974.

1.Газотурбинныйдвигатель,содержащийкамерусгорания,компрессор,соединенныйпосредствомваласохлаждаемойтурбиной,полость,расположеннуюзапоследнейступеньюкомпрессора,отделеннуюотпроточнойчастикомпрессоралабиринтнымуплотнениемисообщеннуюсовходомпитающеговоздуховода,отличающийсятем,чтополостьограниченапервойступеньютурбины,валомикамеройсгорания,турбинавыполнена,поменьшеймере,сдвумяступенямисразмещенныммеждунимиохлаждаемымсопловымаппаратом,образующиммеждисковуюполость,причемвыходпитающеговоздуховодасообщенсмеждисковойполостьючерезтрактохлаждениясопловогоаппарата.12.Газотурбинныйдвигательпоп.1,отличающийсятем,чтодлястационарногогазотурбинногодвигателявтрактепитающеговоздуховодаразмещентеплообменник.23.Газотурбинныйдвигательпоп.1,отличающийсятем,чтовдвухконтурномгазотурбинномдвигателепитающийвоздуховодразмещенвтрактенаружногоконтураиснабженвоздухо-воздушнымтеплообменником.3
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-4 of 4 items.
20.02.2019
№219.016.c4e0

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к турбореактивным двигателям с форсажной камерой и поворотным реактивным соплом с системой управления и регулирования поворотным соплом, устанавливаемым на высокоманевренных многофункциональных истребителях. Двигатель содержит форсажную камеру и поворотное реактивное сопло...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002153593
Дата охранного документа: 27.07.2000
11.03.2019
№219.016.de71

Способ охлаждения рабочего колеса турбины многорежимного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области охлаждения турбореактивных двигателей. Для осуществления способа при переходе двигателя на крейсерский режим наряду с уменьшением расхода охлаждающего воздуха, поступающего в коллектор, подводят газ из проточной части турбины на вход системы охлаждения рабочего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002159335
Дата охранного документа: 20.11.2000
10.04.2019
№219.017.0ade

Система охлаждения турбины турбореактивного двигателя

Система охлаждения турбины турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные коллектор с управляемыми клапанами на выходе, сообщенный своим входом с воздушной полостью камеры сгорания, многоканальный воздуховод, проходящий через внутренние полости сопловых лопаток, сопловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002196239
Дата охранного документа: 10.01.2003
10.07.2019
№219.017.b1fe

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам наддува опор газотурбинных двигателей. Газотурбинный двигатель содержит единую централизованную систему наддува опор, каждая из которых включает полость наддува и предмасляную полость. Одноименные полости опор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02188331
Дата охранного документа: 27.08.2002
Showing 1-10 of 12 items.
20.02.2019
№219.016.c4e0

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к турбореактивным двигателям с форсажной камерой и поворотным реактивным соплом с системой управления и регулирования поворотным соплом, устанавливаемым на высокоманевренных многофункциональных истребителях. Двигатель содержит форсажную камеру и поворотное реактивное сопло...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002153593
Дата охранного документа: 27.07.2000
01.03.2019
№219.016.ca62

Газотурбинный двигатель

Двухконтурный газотурбинный двигатель содержит наружный контур 1 и внутренний контур с последовательно размещенными в нем компрессором высокого давления 2, камерой сгорания 3 и охлаждаемой турбиной 4. Воздушная полость 14 камеры сгорания 3 связана посредством многоканального воздуховода 15 с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236609
Дата охранного документа: 20.09.2004
01.03.2019
№219.016.ca7c

Способ испытаний газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к стендовым испытаниям авиационных двигателей, оборудованных соплами с управляемым вектором тяги. Способ испытаний ГТД осуществляют на стенде с силоизмерительным устройством, которое предварительно нагружает осевой, вертикальной и боковой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238533
Дата охранного документа: 20.10.2004
11.03.2019
№219.016.de71

Способ охлаждения рабочего колеса турбины многорежимного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области охлаждения турбореактивных двигателей. Для осуществления способа при переходе двигателя на крейсерский режим наряду с уменьшением расхода охлаждающего воздуха, поступающего в коллектор, подводят газ из проточной части турбины на вход системы охлаждения рабочего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002159335
Дата охранного документа: 20.11.2000
10.04.2019
№219.017.0158

Рабочее колесо турбины

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в рабочих колесах турбин газотурбинных двигателей. Рабочее колесо турбины содержит диск с пазами, охлаждаемые рабочие лопатки с полками и зубчатыми хвостовиками, установленными в пазах диска, и пластинчатые замки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002238412
Дата охранного документа: 20.10.2004
10.04.2019
№219.017.0ade

Система охлаждения турбины турбореактивного двигателя

Система охлаждения турбины турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные коллектор с управляемыми клапанами на выходе, сообщенный своим входом с воздушной полостью камеры сгорания, многоканальный воздуховод, проходящий через внутренние полости сопловых лопаток, сопловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002196239
Дата охранного документа: 10.01.2003
10.04.2019
№219.017.0afe

Двухроторный газотурбинный двигатель

Двухроторный газотурбинный двигатель содержит систему наддува опор, включающую питающий воздуховод с воздухозаборником, полости наддува опор компрессора низкого давления и компрессора высокого давления и полость наддува опор турбин, сообщенные через подвижные уплотнения с газовоздушным трактом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002153590
Дата охранного документа: 27.07.2000
29.04.2019
№219.017.3f2d

Способ запуска газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способам запуска авиационных турбореактивных двигателей. Способ запуска газотурбинного двигателя, включающий раскрутку его ротора от одного или нескольких внешних источников энергии, для двигателя с охлаждаемой турбиной, при его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02241844
Дата охранного документа: 10.12.2004
29.04.2019
№219.017.3fc5

Способ эксплуатации авиационного газотурбинного двигателя по его техническому состоянию

Способ эксплуатации авиационного газотурбинного двигателя по его техническому состоянию относится к области диагностирования технического состояния авиационных газотурбинных двигателей, помогающей эксплуатировать эти двигатели с учетом конкретных условий эксплуатации. Задача изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236671
Дата охранного документа: 20.09.2004
09.05.2019
№219.017.4bd2

Опора двухроторного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, а именно к конструкции опор двигателя. Опора двухроторного ГТД содержит цапфу ротора высокого давления, размещенную на ее поверхности внутреннюю обойму подшипника, фиксирующую гайку с ограничивающим буртиком, полость масляной ванны и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002219359
Дата охранного документа: 20.12.2003
+ добавить свой РИД