Вид РИД
Изобретение
Известен импульсный вариатор скорости, содержащий ведущий вал с установленным на нем эксцентриком с регулируемым эксцентриситетом, взаимодействующим с шатунами, валы которых несут механизм свободного хода с шестернями, зацепляющимися с зубчатым колесом, установленным на ведомом валу.
Предложенный вариатор отличается тем, что каждый механизм свободного хода в нем выполнен в виде зубчатой муфты, одна полумуфта которой жестко связана с шатуном, а вторая подвижно установлена на валу, соединенном с первой полумуфтой, подпружинена в осевом направлении, связана с этим валом через зубчато-шариковую обгонную муфту, внутренняя обойма которой установлена на валу на шлицах, и соединена с шестерней через промежуточную втулку. Последняя имеет винтовые шлицы на внутренней поверхности и прямые шлицы на наружной поверхности и связана с подпружиненным кольцом, взаимодействующим с косой шайбой, закрепленной на ведущем валу вариатора.
Благодаря этому повышается жесткость характеристики вариатора и его нагрузочная способность.
На фиг. 1 изображен описываемый вариатор; на фиг. 2 - продольный разрез по механизму свободного хода и разрез по A-A; на фиг. 3 - продольный разрез по механизму свободного хода со специальной муфтой.
Вариатор скорости содержит ведущий вал 1 с установленным на нем эксцентриком 2, взаимодействующим с шатунами 3, валы 4 которых несут механизм 5 свободного хода с шестернями 6, зацепляющимися с зубчатым колесом 7.
Каждый механизм свободного хода выполнен в виде зубчатой муфты, одна полумуфта 8 которой жестко связана с шатуном 3, а вторая полумуфта 9 подвижно установлена на валу 4, связанном с полумуфтой 8, подпружинена в осевом направлении, соединена с этим валом через зубчато-шариковую обгонную муфту 10 и связана с шестерней 6 через промежуточную втулку 11. Последняя имеет винтовые шлицы 12 на внутренней поверхности и прямые шлицы 13 на наружной поверхности и соединена с подпружиненным кольцом 14, взаимодействующим с косой шайбой 15, закрепленной на ведущем валу вариатора.
Вариатор работает следующим образом.
При вращении вала 1 вместе с эксцентриком 2 шатуны 3 получают возвратно-вращательное движение. Движение в одну сторону - рабочее, а в другую - холостое. Благодаря наличию нескольких механизмов свободного хода ведомый вал 16 за каждый оборот ведущего вала 1 получает последовательно за равные промежутки времени ряд (по числу механизмов свободного хода) прерывистых вращательных движений - импульсов. Эти импульсы в такой мере перекрывают друг друга, что вызывают не только непрерывное движение вала 16, но и равномерное его вращение. Амплитуда колебаний (возвратно-вращательных движений) шатунов 3 однозначно связана с величиной эксцентриситета эксцентрика 2, возрастая с его увеличением и убывая с его уменьшением. Плавным изменением величины эксцентриситета эксцентрика можно получить бесступенчатое регулирование скорости вращения вала 16.
Поскольку в любой момент времени рабочий импульс передает один механизм свободного хода, в шайбу 15 будут упираться кольца 14 остальных механизмов свободного хода, совершающих холостой ход.
Импульсный вариатор скорости, содержащий ведущий вал с установленным на нем эксцентриком с регулируемым эксцентриситетом, взаимодействующим с шатунами, валы которых несут механизм свободного хода с шестернями, зацепляющимися с зубчатым колесом, установленным на ведомом валу, отличающийся тем, что, с целью повышения жесткости характеристики вариатора и его нагрузочной способности, каждый механизм свободного хода выполнен в виде зубчатой муфты, одна полумуфта которой жестко связана с шатуном, а вторая подвижно установлена на валу, соединенном с первой полумуфтой, подпружинена в осевом направлении, связана с этим валом через зубчато-шариковую обгонную муфту, внутренняя обойма которой установлена на валу на шлицах, и соединена с шестерней через промежуточную втулку, имеющую винтовые шлицы на внутренней поверхности и прямые шлицы на наружной поверхности и соединенную с подпружиненным кольцом, взаимодействующим с косой шайбой, закрепленной на ведущем валу вариатора.