Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для проверки герметичности уплотнительных элементов клапанов камер сгорания ЖРД.
Известен способ испытания изделий на герметичность, заключающийся в том, что испытываемое изделие помещают в замкнутую оболочку, создают в изделии избыточное давление контрольного газа и по изменению давления или концентрации газа в замкнутом объеме судят о степени герметичности изделия, авт.свидетельство СССР №237431, 24.11.1967, МПК G01M 3/00.
Недостаток способа - низкая точность, которая вызвана малой скоростью изменения давления в больших объемах.
Наиболее близким к предлагаемому является способ испытания изделий на герметичность, заключающийся в том, что в критические сечения, сообщающихся между собой, камер сгорания (КС) устанавливают герметичные заглушки с закрытыми штуцерами, создают давление контрольного газа на входе клапанов, открывают штуцер на одной из заглушек КС, присоединяют к открытому штуцеру отводную трубку, отводную трубку опускают в емкость с жидкостью и определяют общую утечку контрольного газа по уплотнительным элементам клапанов. Отраслевой стандарт ОСТ 92-4291-75, 1975 г., стр. 10-15 (прототип).
Недостатком известного способа является то, что он позволяет определять общую утечку по клапанам и не позволяет определить негерметичный клапан, если общая утечка больше допустимой.
Задачей изобретения является определение негерметичного клапана при общей утечке контрольного газа через уплотнения клапанов, превышающей допустимую.
Указанная задача достигается тем, что открывают штуцера на остальных заглушках КС, отводные трубки соединяют с открытыми штуцерам, погружают все отводные трубки в емкость с жидкостью на одну и ту же глубину, измеряют через них утечки и по максимальному показанию определяют негерметичный клапан.
На рисунки 1 представлена схема устройства для осуществлении предлагаемого способа на четырехкамерном ЖРД
Устройство содержит пневмопульт 1 с вентилем 2, проверяемые клапаны 4, 8, 12 и 16, соединенные выходом с внутренними полостями КС 5, 9, 13 и 17, герметичные заглушки со штуцерами 6, 10, 14 и 18, установленные в критические сечения КС, трубопровод 3, соединяющий внутренние полости КС между собой, отводные трубки 7, 11, 15 и 19, соединенные с открытыми штуцерами на герметичных заглушках КС 6, 10, 14 и 18, и емкость 20 с жидкостью.
Предлагаемый способ реализуется следующим образом.
От пневмопульта 1 через вентиль 2 создают на входе клапанов 4, 8, 12 и 16 избыточное давление контрольного газа, погружают отводные трубки 7, 11, 15и 19в емкость с жидкостью 20 на одну и ту же глубину.
При наличии утечек через уплотнительные элементы клапанов на срезах отводных трубок образуются и равномерно отрываются пузырьки газа, по величине которых или по их суммарному объему измеряют величину утечки отдельно по каждой отводной трубке и по максимальному показанию определяют негерметичный клапан.
При использовании в качестве контрольного газа гелия (рисунок 2) дополнительно через открытые штуцера заглушек камер сгорания 6, 10, 14, 18 определяют загазованность внутренних полостей камер сгорания посредством щупа 22, соединенного с гелиевым течеискателем 21 и по максимальному показанию определяют негерметичный клапан.
В случае отсутствия на стенде, где проводятся испытания, гелиевого течеискателя, при определении загазованности внутренних полостей камер сгорания через открытые штуцера заглушек камер сгорания отбирают одинаковые по объему пробы гелия, например, медицинскими шприцами, с последующим определением в пробах количества гелия. Количество гелия в отобранных пробах определяется хроматографом или гелиевым течеискателем и по максимальным показаниям приборов определяют негерметичный клапан.
Использование описанного способа испытания на герметичность позволит в составе двигателя определять негерметичные клапана, что значительно сократит трудовые затраты по сравнению со снятием клапанов с двигателя и последующим измерением утечек через них.