×
20.06.2019
219.017.8cbc

Лопатка подбойки шпалоподбивочной машины

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002691684
Дата охранного документа
17.06.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области инструментов для уплотнения балластной призмы и касается лопаток шпалоподбивочных машин. Твердосплавный элемент закреплен на нижней части лопатки шпалоподбойки и огибает ее нижнюю кромку, переднюю и заднюю поверхности. Наружный и/или внутренний контур поперечного сечения твердосплавного элемента выполнен многогранным. Одна из граней расположена перпендикулярно продольной оси подбойки. Твердосплавные элементы могут быть дополнительно закреплены на верхней и/или боковых частях лопатки. Достигается повышение ресурса работы шпалоподбивочной лопатки. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к железнодорожной технике и представляет собой лопатку подбойки для шпалоподбивочных машин, служащих для уплотнения щебня балластной призмы железнодорожных путей.

Лопатки подбойки, работая в абразивной среде при больших вибрационных нагрузках, быстро изнашиваются. Для увеличения срока службы лопаток их упрочняют посредством закрепления на лопатке твердосплавных элементов различной формы.

Известна, например, лопатка, содержащая твердосплавный элемент V-образной формы, закрепленный на нижней части лопатки и огибающий ее нижнюю кромку, переднюю и заднюю поверхности. V-образный элемент выполнен с углом между передней и задней поверхностями лопатки, составляющим 25-45° (см. п. РФ №2407845 по кл. E01B 27/12, E01B 27/16 заявл. 01.09.2009, опубл. 27.12.2010 «Лопатка шпалоподбойки шпалоподбивочной машины). Выполнение твердосплавного элемента с заостренной нижней кромкой приводит к тому, что лопатка, погружаясь в балласт, оказывает малое осаживающее воздействие на частицы балласта в межшпальном пространстве. Кроме того, заостренная нижняя кромка может вызывать дробление частиц балласта при ударном принудительном погружении вибрирующей лопатки в балласт, а сама может быть легко разрушена из-за образования сколов. Это приводит к снижению ресурса работы шпалоподбойки и недостаточному качеству уплотнения балласта.

Наиболее близкой по технической сущности, достигаемому результату и выбранной в качестве прототипа является лопатка содержащая твердосплавный элемент, имеющий U-образную форму и закрепленный на нижней части лопатки так, что огибает ее переднюю, нижнюю и заднюю поверхности (см. п. РФ №2232840 по кл. E01B 27/12, E01B 27/16 заявл. 10.12.2002, опубл. 20.07.2004 «Лопатка подбойки шпалоподбивочной машины»). Более скругленная, по сравнению с описанной выше лопаткой, нижняя кромка U-образного твердосплавного элемента увеличивает осаживающее воздействие на частицы балласта в межшпальном пространстве, снижает дробление его частиц, но увеличивает нагрузку на подбойку и подбивочный блок из-за увеличения сопротивления заглублению лопатки в балласт. При ударе о балласт велика вероятность образования сколов на самом твердосплавном элементе такой формы. При этом частицы балласта, находящиеся под воздействием вибрации подбойки в псевдоожиженном состоянии, наталкиваясь в своем хаотичном движении на наружный контур нижней кромки U-образного твердосплавного элемента, имеющий неопределенную геометрию, отскакивают в разные стороны. Это не позволяет четко организовать движение частиц в нужном направлении, что затрудняет заполнение пустоты в балласте при выходе из него подбойки. Все это снижает ресурс работы шпалоподбойки и отрицательно отражается на качестве уплотнения балласта.

Задачей настоящего изобретения является улучшение качества уплотнения балласта и повышение ресурса работы шпалоподбойки.

Техническим результатом, получаемым при осуществлении данного изобретения, является повышение сопротивляемости лопатки разрушению и возможность уплотнения балласта в межшпальном пространстве.

Поставленная задача решается за счет того, что в известной лопатке подбойки шпалоподбивочной машины, содержащей твердосплавный элемент, закрепленный на нижней части лопатки и огибающий ее нижнюю кромку, переднюю и заднюю поверхности, согласно изобретению, наружный и/или внутренний контур поперечного сечения нижней части твердосплавного элемента, соединяющей его боковые стенки, выполнен граненым, причем одна из граней расположена перпендикулярно продольной оси подбойки.

Грань твердосплавного элемента, расположенная перпендикулярно продольной оси подбойки, в поперечном сечении может иметь размер по наружному контуру не менее 5% от наружного размера верха твердосплавного элемента.

В твердосплавном элементе с тремя гранями угол между боковыми гранями и продольной осью подбойки может составлять 45±20°.

Форма поперечного сечения нижней части лопатки может быть выполнена с контуром, повторяющим форму контура поперечного сечения внутренней части твердосплавного элемента.

Твердосплавный элемент может быть выполнен, по меньшей мере, с одной поперечной стенкой, соединяющей между собой его боковые стенки.

Наружные и внутренние поверхности твердосплавного элемента могут быть параллельны между собой или расположены под углом не превышающим 5÷10°.

Толщина нижней грани твердосплавного элемента может превосходить толщину его боковых граней и боковых стенок не менее, чем на 10%, а толщина боковой стенки и боковой грани твердосплавного элемента со стороны передней поверхности лопатки может соответственно превосходить толщину боковой стенки и боковой грани со стороны задней поверхности лопатки не менее, чем на 10%.

Твердосплавные элементы могут быть дополнительно закреплены на верхней части лопатки так, что огибают ее верхнюю кромку, переднюю и заднюю поверхности, и/или на боковых частях лопатки так, что огибают ее боковые кромки, переднюю и заднюю поверхности.

Исследования, проведенные по источникам патентной и научно-технической информации, показали, что заявляемая лопатка неизвестна и не следует явным образом из изученного уровня техники, т.е. соответствует критериям новизна и изобретательский уровень.

Лопатка может быть изготовлена на любом предприятии, специализирующемся в данной отрасли, т.к. для этого требуются известные материалы и стандартное оборудование, и широко использована при уплотнении балласта железнодорожного пути, т.е. является промышленно применимой.

Эксперименты показали, что выполнение наружного и/или внутреннего контура поперечного сечения нижней части твердосплавного элемента в виде многогранной поверхности ориентированной так, что одна из граней располагается перпендикулярно продольной оси подбойки, представляет собой оптимальную геометрическую форму, обеспечивающую преимущество напряжений сжатия над напряжениями изгиба. Такая форма способствует повышенной сопротивляемости выкрашиванию и сколам при контактных взаимодействиях шпалоподбойки с нормальной рабочей средой (балластом) и случайных соударениях об рельс, рельсовые подкладки, железобетонные шпалы, случайные металлические предметы, оказавшиеся в балласте, и пр. Это повышает сопротивляемость лопатки разрушению. При этом указанное положение и соотношение размеров граней твердосплавного элемента позволяет обеспечить также эффективное осаждение частиц балласта при работе шпалоподбойки. Сначала при погружении лопатки и перемещении ее поперек межшпального пространства частицы балласта, переведенные в псевдоожиженное состояние вибрирующей подбойкой, вдавливаются вниз и вбок в межшпальном пространстве плоской нижней гранью, плоской боковой стенкой и смежными с ними наклонными гранями, отскакивая от них в нужном направлении. Затем при извлечении лопатки осаждение частиц балласта продолжается за счет отскока этих частиц от наклонных граней, что обеспечивает заполнения объема межшпального пространства, освобождаемого извлекаемой из балласта шпалоподбойкой. Кроме того, выполнение внутреннего контура поперечного сечения нижней части твердосплавного элемента подобным по форме внешнему его контуру, т.е. граненым, а нижней части лопатки ответной по форме, т.е. повторяющей эту форму внутренней части твердосплавного элемента, позволяет улучшить технологичность изготовления шпалоподбойки. Изготовление нижней части лопатки с граненым наружным контуром, образованным сочетанием плоских поверхностей, в отличие от скругленной формы по прототипу, позволяет за счет стандартных приемов металлообработки (фрезеровки, шлифовки и пр.) добиться получения нужной формы лопатки с минимальными параметрами шероховатости. Это, в свою очередь, позволяет обеспечить качественное соединение (пайку) твердосплавного элемента с лопаткой и, следовательно, улучшение сопротивляемости лопатки разрушению. Кроме того, это минимизирует неблагоприятные напряжения растяжения в твердом сплаве. Наличие внутренней поперечной стенки, соединяющей между собой боковые стенки и грани твердосплавного элемента также повышает сопротивляемость твердосплавного элемента и, соответственно, лопатки разрушению. Выполнение твердосплавного элемента так, что его наружная поверхность параллельна или почти параллельна его внутренней поверхности, повышает равномерность распределения напряженного состояния внутри твердосплавного материала и сопротивляемость разрушению. Оптимальная форма твердосплавного элемента позволяет закрепить его не только вдоль нижней кромки лопатки, но и усилить с его помощью также верхнюю и боковые ее кромки лопатки.

Таким образом, заявляемая лопатка подбойки имеет повышенную сопротивляемость разрушению и возможность уплотнения балласта в межшпальном пространстве, что обеспечивает улучшение качества уплотнения балласта и повышение ресурса работы шпалоподбойки.

Техническое решение поясняется чертежами, на которых изображены:

Фиг. 1 - лопатка, общий вид.

Фиг. 2 - твердосплавный элемент, поперечное сечение (вариант выполнения с тремя гранями; на левой части чертежа показан вариант выполнения задней боковой стенки твердосплавного элемента, внутренняя поверхность которой наклонена по отношению к ее наружной поверхности).

Фиг. 3 - разрез по А-А на фиг. 1

Фиг. 4 - твердосплавный элемент в изометрии.

Лопатка 1 подбойки шпалоподбивочной машины содержит U-образный твердосплавный элемент2, закрепленный на нижней части лопатки1 и огибающий ее нижнюю кромку, переднюю и заднюю поверхности. Наружный и/или внутренний контур поперечного сечения нижней части твердосплавного элемента 2, соединяющей его боковые стенки, выполнен граненым. Нижняя грань 3 элемента 2 (для элемента, закрепленного на нижней кромке лопатки) расположена перпендикулярно продольной оси подбойки. Боковая грань 4 расположена со стороны передней поверхности лопатки 1, боковая грань 5 расположена со стороны задней поверхности лопатки 1. Боковая стенка 6 расположена со стороны передней поверхности лопатки 1. Боковая стенка 7 расположена со стороны задней поверхности лопатки 1. Размер нижней грани 3 в поперечном сечении составляет не менее 5% от наружного размера верха твердосплавного элемента 2. При выполнении твердосплавного элемента 2 с тремя гранями угол α между боковыми гранями 4, 5 и продольной осью подбойки составляет 45±20°. Твердосплавный элемент 2 может быть выполнен и четырехгранным, пятигранным и т.д. Форма поперечного сечения нижней части лопатки 1 выполнена с контуром, повторяющим форму контура поперечного сечения внутренней части твердосплавного элемента 2. Твердосплавный элемент 2 может быть выполнен с одной или несколькими поперечными стенками 8, соединяющей между собой его боковые стенки 6, 7. Поперечная стенка 8 может быть, например, расположена в средней части по длине U-образного твердосплавного элемента2 или у его торцов. При установке твердосплавного элемента 2 с поперечной стенкой8 в теле лопатки выполняют прорези под стенку 8. Наружные и внутренние поверхности твердосплавного элемента 2 могут быть параллельны между собой или расположены под углом β, не превышающим 5÷10°. Толщина нижней грани 3 твердосплавного элемента 2 может превосходить толщину его боковых граней 4, 5 и боковых стенок 6, 7 не менее, чем на 10%. Толщина боковой стенки 6 твердосплавного элемента со стороны передней поверхности лопатки 1 может превосходить толщину боковой стенки 7 со стороны задней поверхности лопатки не менее, чем на 10%. Толщина боковой грани твердосплавного элемента со стороны передней поверхности лопатки превосходит толщину боковой грани со стороны задней поверхности лопатки не менее, чем на 10%. Твердосплавные элементы 2 могут быть дополнительно закреплены на верхней части лопатки 1 так, что огибают ее верхнюю кромку, переднюю и заднюю поверхности, и/или на боковых частях лопатки 1 так, что огибают ее боковые кромки, переднюю и заднюю поверхности. Твердосплавные элементы 2 закрепляют на лопатке с помощью пайки. При погружении лопатки подбойки в балласт граненая форма нижней части твердосплавного элемента 2 обеспечивает преимущество напряжений сжатия над напряжениями изгиба. Такая форма способствует повышенной сопротивляемости выкрашиванию и сколам, а также позволяет обеспечить эффективное осаждение частиц балласта при работе шпалоподбойки, что улучшает качество уплотнения балласта и повышает ресурс работы шпалоподбойки.


Лопатка подбойки шпалоподбивочной машины
Лопатка подбойки шпалоподбивочной машины
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 27 items.
10.06.2013
№216.012.48b7

Рельсовый захват

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути, в частности к устройствам для выправки пути, а также может быть использовано при уплотнении балласта рельсового пути. В корпусе (1) захвата смонтированы шарнирно соединенные между собой крюкообразные рычаги...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484195
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c46

Способ закрепления на изнашиваемой поверхности износостойкого элемента (варианты)

Изобретение относится к упрочнению с помощью износостойких элементов поверхностей изделий, работающих в условиях интенсивного износа. Используют износостойкий элемент со сквозным пазом или с пазом, у которого отсутствует одна из торцевых стенок. Износостойкий элемент имеет горловину паза,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489243
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.01.2014
№216.012.94e5

Инструмент для разрушения твердых материалов

Инструмент для разрушения твердых материалов относится к горному делу и строительству, может найти применение при разрушении горных пород и искусственных покрытий. Инструмент включает корпус и твердосплавную вставку, которая закреплена на корпусе. Вставка содержит головную часть, промежуточную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503811
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.05.2014
№216.012.c9b9

Способ уплотнения балласта рельсового пути

Способ уплотнения балласта рельсового пути посредством принудительного внедрения в среду и извлечения из нее инструмента. В качестве инструмента используется по меньшей мере один стержень, предназначенный для уплотнения среды, установленный с возможностью вращения вокруг своей продольной оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517407
Дата охранного документа: 27.05.2014
10.12.2014
№216.013.0cc4

Лопатка подбойки шпалоподбивочной машины

Изобретение относится к железнодорожной технике и представляет собой лопатку подбойки шпалоподбивочной машины, предназначенную для уплотнения щебня балластной призмы железнодорожных путей. Лопатка снабжена твердосплавными элементами (3), выполненными с поперечным сечением в виде вилки, имеющей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534685
Дата охранного документа: 10.12.2014
20.02.2015
№216.013.2778

Подбойка шпалоподбивочной машины (варианты)

Изобретение относится к железнодорожной технике и служит для уплотнения щебня балластной призмы железнодорожных путей. Подбойка содержит стержень (1) с нижним концом в виде лопатки (2) и снабжена вставками (3) из твердосплавного материала. Вставки (3) жестко зафиксированы относительно подбойки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541561
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.277c

Способ изготовления и ремонта подбойки шпалоподбивочной машины

Изобретение относится к железнодорожной технике и может быть использовано для изготовления подбоек для шпалоподбивочных машин. Для изготовления и ремонта подбойки соединяют сваркой верхнюю и нижнюю часть подбойки. Верхняя часть подбойки представляет собой стержень (1), нижний конец которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541565
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.04.2015
№216.013.3d04

Способ корректировки положения рельсового пути

Изобретение относится к области путевых работ и может быть использовано при строительстве, содержании и ремонте путей. Для корректировки положения рельсового пути выправляют путь и подбивают отдельные шпалы для предварительного закрепления пути в заданном положении. Окончательно закрепляют путь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547108
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.10.2015
№216.013.80bd

Лопатка подбойки

Изобретение относится к железнодорожной технике и служит для уплотнения щебня балластной призмы железнодорожных путей. Лопатка подбойки включает плиту (1) и твердосплавные вставки (2). Вставки (2) закреплены на плите (1) и содержат головную часть (3), поперечное сечение которой имеет выпуклую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564554
Дата охранного документа: 10.10.2015
13.01.2017
№217.015.78fa

Вставка из твердосплавного материала для инструмента шпалоподбивочной машины

Изобретение относится к железнодорожной технике и может быть использовано для уплотнения балласта железнодорожных путей. Вставка из твердосплавного материала для инструмента шпалоподбивочной машины выполнена в виде грибовидного элемента, содержащего головку и ножку (1). Верхняя часть головки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599137
Дата охранного документа: 10.10.2016
Showing 1-10 of 27 items.
10.06.2013
№216.012.48b7

Рельсовый захват

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути, в частности к устройствам для выправки пути, а также может быть использовано при уплотнении балласта рельсового пути. В корпусе (1) захвата смонтированы шарнирно соединенные между собой крюкообразные рычаги...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484195
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c46

Способ закрепления на изнашиваемой поверхности износостойкого элемента (варианты)

Изобретение относится к упрочнению с помощью износостойких элементов поверхностей изделий, работающих в условиях интенсивного износа. Используют износостойкий элемент со сквозным пазом или с пазом, у которого отсутствует одна из торцевых стенок. Износостойкий элемент имеет горловину паза,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489243
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.01.2014
№216.012.94e5

Инструмент для разрушения твердых материалов

Инструмент для разрушения твердых материалов относится к горному делу и строительству, может найти применение при разрушении горных пород и искусственных покрытий. Инструмент включает корпус и твердосплавную вставку, которая закреплена на корпусе. Вставка содержит головную часть, промежуточную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503811
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.05.2014
№216.012.c9b9

Способ уплотнения балласта рельсового пути

Способ уплотнения балласта рельсового пути посредством принудительного внедрения в среду и извлечения из нее инструмента. В качестве инструмента используется по меньшей мере один стержень, предназначенный для уплотнения среды, установленный с возможностью вращения вокруг своей продольной оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517407
Дата охранного документа: 27.05.2014
10.12.2014
№216.013.0cc4

Лопатка подбойки шпалоподбивочной машины

Изобретение относится к железнодорожной технике и представляет собой лопатку подбойки шпалоподбивочной машины, предназначенную для уплотнения щебня балластной призмы железнодорожных путей. Лопатка снабжена твердосплавными элементами (3), выполненными с поперечным сечением в виде вилки, имеющей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534685
Дата охранного документа: 10.12.2014
20.02.2015
№216.013.2778

Подбойка шпалоподбивочной машины (варианты)

Изобретение относится к железнодорожной технике и служит для уплотнения щебня балластной призмы железнодорожных путей. Подбойка содержит стержень (1) с нижним концом в виде лопатки (2) и снабжена вставками (3) из твердосплавного материала. Вставки (3) жестко зафиксированы относительно подбойки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541561
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.277c

Способ изготовления и ремонта подбойки шпалоподбивочной машины

Изобретение относится к железнодорожной технике и может быть использовано для изготовления подбоек для шпалоподбивочных машин. Для изготовления и ремонта подбойки соединяют сваркой верхнюю и нижнюю часть подбойки. Верхняя часть подбойки представляет собой стержень (1), нижний конец которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541565
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.04.2015
№216.013.3d04

Способ корректировки положения рельсового пути

Изобретение относится к области путевых работ и может быть использовано при строительстве, содержании и ремонте путей. Для корректировки положения рельсового пути выправляют путь и подбивают отдельные шпалы для предварительного закрепления пути в заданном положении. Окончательно закрепляют путь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547108
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.10.2015
№216.013.80bd

Лопатка подбойки

Изобретение относится к железнодорожной технике и служит для уплотнения щебня балластной призмы железнодорожных путей. Лопатка подбойки включает плиту (1) и твердосплавные вставки (2). Вставки (2) закреплены на плите (1) и содержат головную часть (3), поперечное сечение которой имеет выпуклую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564554
Дата охранного документа: 10.10.2015
13.01.2017
№217.015.78fa

Вставка из твердосплавного материала для инструмента шпалоподбивочной машины

Изобретение относится к железнодорожной технике и может быть использовано для уплотнения балласта железнодорожных путей. Вставка из твердосплавного материала для инструмента шпалоподбивочной машины выполнена в виде грибовидного элемента, содержащего головку и ножку (1). Верхняя часть головки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599137
Дата охранного документа: 10.10.2016
+ добавить свой РИД