×
19.06.2019
219.017.8a53

Результат интеллектуальной деятельности: ЭКРАНИРОВАННАЯ КАБЕЛЬНАЯ СБОРКА ДЛЯ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002406172
Дата охранного документа
10.12.2010
Аннотация: Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения кабельных сборок с одинарным или двойным экранированием и двумя барьерами герметичности, предназначенных для работы в зонах с тяжелыми условиями в отношении температуры, вибрации и электромагнитных помех, таких, как турбореактивный или турбовинтовой двигатель. Предлагаемая экранированная и герметичная кабельная сборка, предназначенная для авиационного двигателя, содержит проводящие элементы (20), помещенные в трубчатую защитную и экранирующую структуру (22), состоящую из внутренней трубчатой текстильной оплетки (24), промежуточной металлической оплетки (26) электромагнитного экранирования и внешней гофрированной оболочки (28), конец которой приклеен к термоусаживаемому наконечнику (30) для закрепления на детали соединителя или разветвительной муфты. Технический результат - снижение веса экранированной и герметичной кабельной сборки при одновременном обеспечении возможности образования ею изгиба малого радиуса. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Настоящее изобретение относится к кабельной сборке с одинарным или двойным экранированием с двумя барьерами герметичности и предназначена для работы в зонах с тяжелыми условиями в отношении температуры, вибрации и электромагнитных помех, таких, как турбореактивный или турбовинтовой двигатель.

Кабельная сборка такого типа содержит множество электрических проводов и кабелей, которые обеспечивают, например, соединение между различным электрическим оборудованием, таким как электронная система управления двигателем или датчики.

В настоящее время применяют две различные технологии для сборки электрических кабелей в зависимости от температуры рабочих зон. В случае, когда максимальная температура в таких зонах не превосходит 150°C, для защиты соединительных электрических кабелей и проводов в общем случае применяют структуру, содержащую текстильную оплетку, образующую первый защитный слой электрических кабелей и проводов, трубчатую металлическую оплетку электромагнитного экранирования, окружающую текстильную оплетку, и внешнюю оболочку из термоусаживаемого полимера, на конце которой имеется наконечник из термоусаживаемого полимера, служащий для защиты края экранирующей оплетки на трубчатой соединительной детали из металла или композиционного материала и для соединения внешней оболочки с упомянутой соединительной деталью. Такая структура обладает преимуществом, состоящим в способности воспринимать изгиб относительно малых радиусов, но ее стойкость при нагреве ограничивается 150°C.

В зонах с более высокой температурой, которая может достигать 260°C, применяют трубчатую структуру защиты электрических кабелей и проводов, которая содержит внутреннюю оболочку из ПТФЭ (политетрафторэтилен), металлическую оплетку электромагнитного экранирования, которая окружает упомянутую оболочку, и текстильную оплетку, которая окружает экранирующую оплетку и которую выполняют из материала, выдерживающего повышенные температуры, например из арамидных волокон, причем конец такой структуры закрепляют хомутом на соединительной детали из металла или композиционного материала.

Недостатком такой структуры является то, что она тяжелее предыдущей и не может образовать изгиб малого радиуса.

Технической задачей настоящего изобретения является создание уникальной структуры защиты и соединения электрических кабелей и проводов ранее упомянутого типа, которая не обладает недостатками известных структур, может применяться одинаково хорошо как в зонах с максимальной температурой около 150°C, так и в зонах с температурой, достигающей 260°C, и может иметь изгиб относительно малых радиусов.

Поставленная задача согласно изобретению решена путем создания экранированной и герметичной кабельной сборки, в частности для авиационного двигателя, содержащей совокупность проводящих элементов, снабженных на концах соединителями или разветвительными муфтами, причем каждый проводящий элемент содержит по меньшей мере токопроводящий кабель или провод, вмонтированный в трубчатую защитную и экранирующую структуру, которая содержит внутреннюю трубчатую текстильную оплетку и промежуточную металлическую оплетку электромагнитного экранирования, указанная сборка характеризуется тем, что трубчатая структура содержит также внешнюю гофрированную полимерную оболочку, окружающую экранирующую металлическую оплетку и по меньшей мере один конец которой закреплен на трубчатом наконечнике из термоусаживаемого материала, причем трубчатый наконечник позволяет закрепить внешнюю оболочку на соединителе или разветвительной муфте и служит для обжатия и закрепления края экранирующей металлической оплетки посредством кольца или металлического хомута на трубчатой металлической детали соединителя или разветвительной муфты.

Предпочтительно внешняя оболочка выполнена из материала, выдерживающего повышенные температуры, например из ПТФЭ, а ее кольчатая структура позволяет формировать изгиб малых радиусов.

Наконечник из термоусаживаемого материала, на котором закреплен конец внешней оболочки, позволяет обеспечить закрепление оболочки на соединителе или разветвительной муфте. Конец экранирующей металлической оплетки зажат на упомянутом соединителе или разветвительной муфте предпочтительно посредством металлического кольца или необязательно токопроводящего хомута для обеспечения сплошности электромагнитного экранирования.

Согласно предпочтительному варианту воплощения изобретения конец внешней оболочки, в случае выполнения ее из ПТФЭ, химически обработан для того, чтобы иметь возможность закрепить ее приклеиванием к наконечнику из термоусаживаемого материала, например посредством эпоксидного клея.

Термоусаживаемый наконечник выполнен из пластика, выдерживающего повышенные температуры, в частности такого, как коммерческий фторэластомер марки VITON или кремнийорганический эластомер. Кольцо или хомут для обжатия края экранирующей металлической оплетки на соединителе или разветвительной муфте выполнен из нержавеющей стали или из медно-никелевого сплава, причем экранирующая металлическая оплетка выполнена предпочтительно из медно-никелевого сплава.

Предпочтительно металлическая деталь соединителя или разветвительной муфты, на которой зажат конец экранирующей металлической оплетки, выполнен из титана, причем данный материал выбран из-за его легкости и механических характеристик.

Для обеспечения сплошности электромагнитного экранирования титановая деталь может быть обработана по поверхности с получением, например, слоя никеля, нанесенного химическим путем.

Трубчатая защитная текстильная оплетка выполнена предпочтительно из арамидных волокон, таких, как коммерческие волокна марки NOMEX.

В общем случае кабельная сборка согласно настоящему изобретению обеспечивает преимущество по массе около 20% по сравнению с технологиями, применяемыми на предшествующем уровне техники. Она предназначена для применения одинаково хорошо как в зонах со средней температурой, так и в зонах с повышенной температурой. При этом обеспечивается упрощение изготовления таких кабельных сборок в смысле поставки и сборки комплектующих деталей.

В дальнейшем изобретение, его характеристики и преимущества поясняются описанием предпочтительных вариантов воплощения, приведенного в качестве примера, со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 изображает общий вид кабельной сборки для авиационного двигателя согласно изобретению;

фиг.2 - аксиальный разрез концевой части проводящего элемента кабельной сборки согласно изобретению.

Кабельная сборка 10 (фиг.1) содержит некоторое число проводящих элементов 12, которые связаны между собой разветвительными муфтами 14 и на концах которых имеются соединитель 16 для присоединения к электронной системе и соединители 18 для соединения с датчиками, установленными в различных зонах авиационного двигателя, например, в зоне всасывающего патрубка на входе турбореактивного двигателя и в зоне компрессора турбореактивного двигателя.

Более точно, кабельная сборка 10 содержит первый проводящий элемент 12, один конец которого снабжен соединителем 16 для присоединения к электронной системе, а другой конец связан через разветвительную муфту 14 с двумя другими проводящими элементами 12, один из которых снабжен на конце соединителем 18 для соединения с датчиком, а другой связан через другую разветвительную муфту 14 с двумя другими проводящими элементами 12, снабженными соединителями 18 для соединения с датчиками.

Каждый проводящий элемент 12 содержит один или несколько токопроводящих кабелей или проводов 20, служащих для передачи электрических сигналов между электронной системой и датчиками, установленными на двигателе, причем один или несколько токопроводящих кабелей или проводов вмонтированы в трубчатую защитную и герметизирующую структуру 22, снабженную по концам соединителем 16 или 18 и разветвительной муфтой 14.

Согласно настоящему изобретению структура 22 (фиг.2) содержит внутреннюю трубчатую текстильную оплетку 24, которая окружает один или несколько проводников 20, трубчатую металлическую оплетку 26 электромагнитного экранирования, которая окружает внутреннюю текстильную оплетку 24, и внешнюю оболочку 28 кольчатой формы, которая окружает экранирующую металлическую оплетку 26.

Внутренняя текстильная оплетка 24 выполнена из арамидных волокон типа коммерческих волокон марки NOMEX.

Экранирующая оплетка выполнена из никелированной меди, а внешняя оболочка 28 выполнена из ПТФЭ (политетрафторэтилен).

Конец оболочки 28 закреплен предпочтительно приклеиванием посредством эпоксидного клея к концу цилиндрического наконечника 30 из полимерного термоусаживаемого материала, такого, как фторэластомер типа коммерческих эластомеров марки VITON или, в качестве варианта, кремнийорганического эластомера.

Для закрепления приклеиванием к наконечнику 30 конец оболочки 28 химически обработан аммиаком для подавления атомов фтора на поверхности оболочки.

Термоусаживаемый наконечник 30 окружает концевую часть цилиндрической детали 32, выполненной предпочтительно из титана, которая закрепляется на соединителе 16 или 18 и содержит цилиндрический хвостовик 34, на конце которого металлическая оплетка 26 зажата посредством кольца или металлического хомута 36 из нержавеющей стали, закрытого термоусаживаемым наконечником 30.

Чтобы титановая деталь 32 могла обеспечивать сплошность электромагнитного экранирования, ее поверхность покрыта слоем никеля, наносимого химическим путем, и на ней зажат конец металлической оплетки 26 кольцом или хомутом 36.

На торцевой части наконечника 30, противоположной внешней оболочке 28, имеется внутренний кольцевой выступ для зацепления за внешний кольцевой выступ 40 цилиндрического хвостовика 34 детали 32.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 22 items.
20.07.2014
№216.012.e0ad

Цепь подачи мощности для противообледенительной системы летательного аппарата

Цепь подачи электропитания летательного аппарата содержит сеть (17) распределения мощности на борту летательного аппарата для электрических устройств (5b), расположенных в авиационном двигателе или вблизи упомянутого двигателя, и генератор (27) подачи мощности, встроенный в авиационный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523303
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.07.2014
№216.012.e477

Приведение в действие лопастей двигателя с открытым вентилятором

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам регулирования шага винта. Тяговый двигатель имеет ротор, несущий, по меньшей мере, одну поворотную лопасть и устройство привода, соединенное с лопастью для того, чтобы поворачивать лопасть. Устройство (1) привода содержит, по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524277
Дата охранного документа: 27.07.2014
20.08.2014
№216.012.ea7c

Электрическая система запуска двигателей летательного аппарата

Изобретение относится к электрической системе запуска двигателя (18, 20, 22), содержащей выпрямитель (12) переменного тока в постоянный ток переменного напряжения в постоянное, питаемый от силовой сети (14) переменного тока, для получения первого постоянного напряжения Vdc, модуль (16)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525836
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2014
№216.012.ea8c

Цепь электропитания летательного аппарата, включающая в себя асинхронную машину

Изобретение относится к питанию электрического оборудования двигателя летательного аппарата. Технический результат заключается в повышении надежности и упрощении конструкции цепи электропитания, а также снижении ее массы и стоимости. Цепь электропитания для подачи электрической энергии в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525852
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.09.2014
№216.012.f68d

Стартер-генератор газотурбинного двигателя и способ его управления

Изобретение относится к стартер-генераторам газотурбинных двигателей. Технический результат заключается в создании стартер-генератора, в котором не требуется замыкание накоротко роторной индукционной катушки при запуске, а также в повышении надежности машины. Стартер-генератор содержит главную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528950
Дата охранного документа: 20.09.2014
10.11.2014
№216.013.03f9

Способ и устройство управления многофазной электрической машиной

Изобретение относится к области электротехники. Многофазной электрической машиной (30) управляют при помощи, по меньшей мере, двух параллельных многофазных инверторов (10, 10), при этом каждый инвертор содержит ветви (10, 10, 10; 10, 10, 10) в количестве, равном числу фаз электрической машины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532415
Дата охранного документа: 10.11.2014
20.01.2015
№216.013.1f78

Литой кожух со встроенными трубопроводами

Изобретение относится к литейному производству. В литейную форму, воспроизводящую форму упомянутой детали (1), устанавливают по меньшей мере один трубопровод (4) и заливают легким сплавом. Одну часть трубопровода (4) перед установкой его в литейную форму подвергают операции обработки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539497
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.08.2015
№216.013.74fb

Летательный аппарат, включающий в себя электрический стартер-генератор для каждого турбореактивного двигателя и шасси, оснащенное электродвигателем для руления

Летательный аппарат содержит не менее двух турбореактивных двигателей, оснащенных электрическими стартерами-генераторами, шасси, оснащенное электродвигателем, преобразователь и модуль распределения электроэнергии, вспомогательный бортовой силовой модуль, генератор электроэнергии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561522
Дата охранного документа: 27.08.2015
27.09.2015
№216.013.8024

Электропитание для летательного аппарата

Изобретение относится к способу генерации напряжения, осуществляемому генераторным модулем (20) электрической сети (1) летательного аппарата, причем упомянутой электрической сети (1), содержащей линию (3) подачи электропитания, питаемую упомянутым генераторным модулем (20), шину (4) постоянного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564401
Дата охранного документа: 27.09.2015
27.10.2015
№216.013.88ab

Электроснабжение для устройств, поддерживаемых ротором авиационного двигателя

Изобретение относится к области авиации, в частности к электрическим системам летательного аппарата. Авиационный двигатель содержит статор, основной вал, передаточный механизм, первое и второе электрические устройства, несомые первым и вторым роторами соответственно, блок управления, первую и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566590
Дата охранного документа: 27.10.2015
Showing 1-3 of 3 items.
10.03.2015
№216.013.30f5

Элемент электрического соединения турбомашины

Изобретение относится к элементу электрического соединения турбомашины, такой как авиационный турбореактивный или турбовинтовой двигатель, а также к авиационному двигателю, содержащему такой элемент. Элемент электрического соединения (10) турбомашины, содержащий провода (12), соединенные с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544001
Дата охранного документа: 10.03.2015
22.09.2018
№218.016.893a

Усовершенствованная система регулирования расхода для питания рабочим телом электрического двигателя космического аппарата

Изобретение относится к области электрических двигателей, в частности двигателей на эффекте Холла, и, в частности, касается средств контроля расхода рабочего тела, подаваемого в электрический двигатель, в рамках применения для космического аппарата. Система регулирования расхода рабочего тела...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667202
Дата охранного документа: 17.09.2018
10.04.2019
№219.017.0425

Хомут удержания

Хомут удержания (10) предназначен для удержания элемента (8) типа кабеля или трубопровода, например, предназначенного для транспортировки текучей среды, содержит скобу (18), которая может быть закреплена на основании (12), наружную муфту (16), охватываемую этой скобой (18), внутреннюю муфту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002375799
Дата охранного документа: 10.12.2009
+ добавить свой РИД