×
19.06.2019
219.017.8860

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002326933
Дата охранного документа
20.06.2008
Аннотация: Изобретение относится к производству моторных топлив. Сущность: этиловый спирт смешивают с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенолов, дополнительно вводят бутиловый спирт, смешанный с низкооктановым бензином. Далее полученную смесь диспергируют. Полученную смесь диспергируют в течение от 5 до 20 мин с помощью ультразвука. Смесь бензина с бутиловым спиртом и смесь этилового спирта с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенолов берут в соотношении 70-80 об.% и 20-30 об.% соответственно. Технический результат - повышение октанового числа, повышение устойчивости фазового расслоения. 3 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к производству моторных топлив, а именно к технологии получения высокооктановых автомобильных топлив, и может быть использовано как на технологических линиях по получению автомобильных топлив, так и на отдельных стандартных установках, обеспечивающих простое перемешивание компонентов.

Необходимое сокращение вредных выбросов в атмосферу с отработанными газами автомобильного транспорта ведет к ужесточению экологических требований к моторным топливам. В первую очередь это касается ограничения использования свинецсодержащих присадок. Возможные пути ограничения - замены их менее токсичными октаноповышающими, например кислородсодержащими добавками, разработка октаноповышающих технологий модификации топлив.

Для получения высокооктанового топлива используются различные технологии обработки бензина и добавки к бензинам. В частности, что для получения высокооктанового топлива в состав его вводят многокомпонентные добавки, содержащие спирт.

Одним из существенных недостатков октаноповышающих технологий получения топлив с использованием этилового спирта является его малая фазовая стабильность в присутствии воды, что приводит к нарушению гомогенности фаз при понижении температуры.

Разделение композиции на бензиновый и водноспиртовой слои затрудняет работу двигателей внутреннего сгорания - двигатель, частично замерзает топливо в баках.

Для устранения указанного недостатка используют ряд приемов:

Удаление воды из спиртово-бензиновой смеси, использование различных сорастворителей и стабилизаторов.

Известны технологии получения высокооктановых топлив без использования этилового спирта и свинцовосодержащих добавок. Например, известен способ получения высооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирование 30-90 мас.% бензина каталитического риформинга с выделением фракции, выкипающей в интервале 35-150°С, и последующего смешения выделенной фракции с бензином каталитического риформинга и алкилатом 40-70, 10-30, до 100% от массы смеси соответственно (патент СССР №2009167, МКИ C G 59/0, 1992).

Однако этот способ не позволяет получить бензины с октановым числом 95 и выше без добавления этиловой жидкости. Кроме того, новыми ГОСТами на топливо количество ароматических углеводородов, особенно бензола, образующихся в процессе каталитического риформинга, ограничено.

Известен способ получения высокооктанового бензина, включающий каталитический риформинг бензиновой фракции, фракционирование части бензина каталитического риформинга с последующим получением целевого продукта смешением выделенных фракций с алкилатом. Перед осуществлением каталитического риформинга прямогонную бензиновую фракцию НК-160°С предварительно подвергают гидроочистке и фракционированию с получением фракций НК-85°С и НК-85°-КК, затем фракцию НК-85°С подвергают изомеризации с образованием изомеризата, 10-40 мас.% бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале НК-110°-КК, и целевой продукт получают смешением фракции бензина каталитического риформинга НК-110°-КК, бензина каталитического риформинга, алкилата и изомеризата, взятых в определенных соотношениях (патент РФ №2078792, МКИ С10G 63/00, 1997).

Недостатком этого способа так же, как и предыдущего, является повышенное содержание ароматических углеводородов в целевом продукте, в частности бензола, что ухудшает его экологические характеристики.

Известен способ получения высокооктанового бензина, заключающийся в том, что прямогонную бензиновую фракцию НК-160° подвергают гидроочистке и затем фракционированию с получением фракций НК-85° и -85°-КК, фракцию НК-85° подвергают изомеризации с образованием изомеризата, а фракцию 85°-КК подвергают каталитическому риформингу, затем 10-60 мас.% бензина каталитического риформинга фракционируют с получением фракций НК-85°С, 85-140°С, 140-200°С, 200°С--КК и для получения целевого продукта выделенные фракции смешивают с изомеризатом в определенных соотношениях. Для снижения доли высокоароматизированных компонентов в этом способе предлагается дополнительно вводить определенные количества алкилбензина, и/или прямогонной фракции НК-85°С, и/или бензина каталитического крекинга, и/или до 15% простых эфиров спиртов С15 или их смесей с низшими спиртами C14. Без добавления этиловой жидкости могут быть получены только бензины А-76 и АИ-80 (патент РФ№2153523, от 27.07.2000, МКИ С10L 1/04, С10G 69/08).

Недостатком этого способа является многостадийность, относительно небольшое повышение октанового числа и относительно невысокое снижение доли ароматических углеводородов, в том числе бензола.

Известен способ получения высокооктанового автомобильного топлива, включающий смешение исходного прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловой жидкостью. Причем в качестве этиловой жидкости берут этиловый спирт концентрацией 92-96%, смешение бензина и этилового спирта проводят в соотношении 75-85 об.% и 15-25 об.% или 15-25 об.% и 75-85 об.% соответственно, полученную смесь нагревают до 40-90°С и выдерживают при этой температуре 20-30 минут, затем охлаждают и выдерживают в течение 10-15 минут (патент РФ №2246526, МКИ С10L 1/18, от 05.11.2003).

Недостатком известного изобретения является недостаточно высокая устойчивость спиртово-бензиновой смеси.

Задачей способа является увеличение времени фазовой стабильности и получение высокооктанового топлива.

Поставленная задача решается путем смешения низкооктанового бензина с этиловым спиртом, который смешивают с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенола, затем дополнительно вводят бутиловый спирт, смешанный с бензином, далее полученную смесь диспергируют. Полученную смесь диспергируют в течение 5-20 мин. Полученную смесь можно диспергировать с помощью ультразвука. Смешение бензина с бутиловым спиртом и смешение этилового спирта с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенола проводят в соотношении 70-80 об.% и 20-30 об.% соответственно.

Предлагаемый способ получения высокооктанового топлива характеризуется параметрами бензино-спиртовых смесей, приведенными в таблице.

Способ получения высокооктанового топлива осуществлялся следующим образом.

Этиловый спирт концентрацией 92-96% смешивался с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенола. Смешения композиции бензина с бутиловым спиртом и этилового спирта с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенола проводят в соотношении 70-80 об.% и 20-30 об.% соответственно. Полученную смесь диспергируют с помощью ультразвукового генератора в течение 5-20 минут для повышения устойчивости фазового расслоения смеси. Время фазовой стабильности смеси составляет более 6 месяцев.

Пример 1 - с низкооктановым бензином А-76.

При смешении первой композиции - бензина А-76 с бутиловым спиртом и второй композиции - этилового спирта и полиоксиэтиленового эфира алкилфенола,

причем композиции, первую и вторую, в дальнейшем смешивали в следующих пропорциях:

первая композиция составляет 70 об./%,

вторая композиция - 30 об./%, при этом были получены следующие характеристики:

- октановое число по моторному методу - 87,6;

- октановое число по исследовательскому методу - 96,5;

- фракционный состав: температура начала перегонки композиции 47°С;

10% бензина перегоняется при температуре - 58°С;

50% бензина перегоняется при температуре - 75°С;

90% бензина перегоняется при температуре - 154°С;

конец кипения композиции - 197°С;

остаток в колбе - 1%;

остаток и потери - 1%;

содержание механических примесей и воды - отсутствует.

Пример 2 - получение композиции при участии бензина Аи-92.

При смешении первой композиции - бензина Аи-92 с бутиловым спиртом и второй композиции - этилового спирта и ПАВ, причем первая композиция составляет 70 об./%, а вторая композиция - 30 об./%, были получены следующие характеристики:

- октановое число по исследовательскому методу - 100,5;

- фракционный состав:

- 10% бензина перегоняется при температуре 57°С;

50% бензина перегоняется при температуре - 76°С;

90% бензина перегоняется при температуре - 163°С;

конец кипения композиции - 211°С;

остаток в колбе - 1,3%;

остаток и потери - 2,0%;

содержание механических примесей и воды - отсутствует.

В результате был разработан способ получения топлива с более высокими октановыми числами и низким содержанием ароматических углеводородов, а также снижение СО и окислов азота в отработанных газах. А также значительно увеличилось время фазовой стабильности и гомогенности спиртово-бензиновой смеси. К несомненным преимуществам спиртосодержащих бензинов относится и возможность увеличения степени сжатия (до ε=12-14), а следовательно, и кпд двигателя.

Полученные смеси исследовались общеизвестными способами в соответствии с ГОСТ 8226-82, ГОСТ 2177-99, ГОСТ 511-82, ГОСТ 2084-77.

Представленные результаты показывают, что для получения топлива с высокими октановыми числами разработан способ, который может быть использован в условиях больших производств, а также на автозаправочных станциях, производящих спирт заводах и т.д. Кроме получения бензинов с высокими октановыми числами с помощью предлагаемого способа увеличивается время фазовой стабильности расслоения смеси, что позволяет увеличить время хранения и сохранения гомогенности фаз.

Способ получения высокооктанового топлива
Наименование показателейОбразцы
А-76А-76 модиф. 70:30АИ-92АИ-92 модиф. 70:30
12345
1. Детонационная стойкость
- октановое число по моторному методу78.187.6--
- октановое число по исследовательскому методу96.593.1100.5
2. Фракционный состав:
- температура начала перегонки бензина, °С3847.0--
- 10% бензина перегоняется при температуре, °С53.05856.057.0
- 50% бензина перегоняется при температуре, °С94.075.0106.076.0
- 90% бензина перегоняется при температуре, °С167.0154.0170.0163.0
- конец кипения бензина, °С198.0197217.0211.0
- остаток в колбе, %1.41.01.31.3
- остаток и потери, %2.51.03.02.0
3. содержание механических примесей и водыотсут.отсут.отсут.отсут.

1.Способполучениявысокооктановоготоплива,включающийсмешениенизкооктановогобензинасэтиловымспиртом,отличающийсятем,чтоэтиловыйспиртсмешиваютсполиоксиэтиленовымэфиромалкилфенолов,дополнительновводятбутиловыйспирт,смешанныйсбензином,далееполученнуюсмесьдиспергируют.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтополученнуюсмесьдиспергируютвтечениеот5до20мин.23.Способпоп.1,отличающийсятем,чтополученнуюсмесьдиспергируютспомощьюультразвука.34.Способпоп.1,отличающийсятем,чтосмешениебензинасбутиловымспиртомисмешениеэтиловогоспиртасполиоксиэтиленовымэфиромалкилфеноловпроводятвсоотношении70-80и20-30об.%соответственно.4
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-5 of 5 items.
20.03.2016
№216.014.c5ca

Устройство диагностирования и оценки технического состояния мехатронных приводов

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим измерение двух или более переменных величин, и может быть использовано в составе оборудования, содержащего мехатронные приводы. Как известно, мехатронные устройства сочетают в себе узлы точной механики с блоками электроники и компьютерными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578044
Дата охранного документа: 20.03.2016
10.08.2016
№216.015.54fd

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым механическим передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты с внешними зубьями (2), неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями (3), шарнирные ролики со сферическими поверхностями (4), пальцы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593223
Дата охранного документа: 10.08.2016
13.01.2017
№217.015.6a9b

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым планетарным передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты (2), (3), неподвижное центральное колесо (4) и механизм снятия момента с сателлитов, состоящий из ступицы (5), выполненной за одно целое с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593167
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6ccc

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным механическим приводам. Планетарная передача содержит эксцентриковый вал, два сателлита с внешними зубьями, входящие во внутреннее зацепление с неподвижным центральным колесом, диск, жестко соединенный с ведомым валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597329
Дата охранного документа: 10.09.2016
04.07.2020
№220.018.2f4d

Многосателлитная планетарная передача

Изобретение относится к области машиностроения. Планетарная передача содержит солнечную шестерню (1), неподвижное центральное колесо (2), сателлиты (3), подшипники сателлитов (4), длинные оси сателлитов (5), короткие оси сателлитов (6), правый диск безопорной щеки составного водила (7) с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725376
Дата охранного документа: 02.07.2020
+ добавить свой РИД