×
19.06.2019
219.017.8751

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА И СПОСОБ НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НЕЙТРАЛЬНЫМ ГАЗОМ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиации, более конкретно к системе наддува топливных баков нейтральным газом, обеспечивающим создание взрывоопасной среды в надтопливном пространстве баков. Система наддува топливных баков включает линию подачи нейтрального газа, содержащую бортовой генератор нейтрального газа и подсистему газораспределения. Также система включает линию, соединяющую топливные баки с устройствами подачи атмосферного воздуха. Способ наддува топливных баков заключается в том, что на режимах полета, при которых расход продуцируемого нейтрального газа меньше потребного, производится одновременная подача в топливные баки продуцируемого нейтрального газа и атмосферного воздуха. При этом концентрация кислорода в надтопливном пространстве не превышает допустимой нормы. Техническим результатом является уменьшение количества агрегатов системы наддува топливных баков нейтральным газом, упрощение конструкции и снижение ее объема и веса, а также повышение эксплуатационной технологичности и надежности системы и летательных аппаратов. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системам обеспечения взрывозащиты топливных баков летательных аппаратов, а именно к системам наддува топливных баков летательных аппаратов нейтральным газом, обеспечивающим создание взрывобезопасной среды в надтопливном пространстве баков путем подачи воздуха, обогащенного азотом, получаемого на борту с помощью воздухоразделительной установки.

Системы наддува топливных баков летательных аппаратов нейтральным газом предназначены для поддержания взрывобезопасной концентрации кислорода в надтопливном пространстве баков во время полета (в течение всего полета или на наиболее опасных участках - при высокой вероятности воздействия поражающих средств, аварийной посадке, пожаре и т.п.) и в наземных условиях, а также для поддержания в топливных баках давления, необходимого для нормальной работы топливной системы.

Известны способ и система наддува топливных баков летательного аппарата нейтральным газом по патенту US 2007/0144347 А1 от 28.06.2007 г., отличающиеся наличием в бортовой воздухоразделительной установке нескольких воздухоразделительных модулей, каждый из которых предназначен для продуцирования нейтрального газа (воздуха, обогащенного азотом) на определенном режиме полета летательного аппарата (набор высоты, горизонтальный полет и пр.). Характеристики потока нейтрального газа (содержание кислорода, расход), продуцируемого различными воздухоразделительными модулями, соответствуют определенному режиму полета. При этом соответствующим образом регулируются параметры потока воздуха (давление, расход, температура), подаваемого на вход воздухоразделительной установки.

Известны способ и система по патенту WO 00/00389 от 06.01.2000 г., отличающиеся наличием в бортовой воздухоразделительной установке двух типов модулей:

модулями первого типа продуцируется поток нейтрального газа с низким расходом;

модулями второго типа продуцируется поток нейтрального газа с расходом, большим, чем у модулей первого типа.

При этом содержание кислорода в потоке, продуцируемом модулями первого типа, ниже, чем в потоке, продуцируемом модулями второго типа. Модули первого типа используют на режимах полета с низким потребным расходом газа (например, во время горизонтального крейсерского полета). Модули второго типа используются на режимах с высоким потребным расходом газа (например, во время снижения).

Известны также способ и система по патенту WO 2006/020286 А2 от 23.02.2006 г., отличающиеся тем, что

с помощью специальных устройств определяется потребный расход нейтрального газа в соответствии с необходимым уровнем концентрации кислорода и давления в надтопливном пространстве баков летательного аппарата;

в соответствии с определенным значением расхода регулируется подача нейтрального газа, продуцируемого бортовой воздухоразделительной установкой, в топливные баки.

К недостаткам данных систем следует отнести:

сложность конструкции в связи с необходимостью регулирования характеристик потока продуцируемого нейтрального газа в зависимости от режима полета;

ограниченность их применения: они наилучшим образом адаптированы для неманевренных летательных аппаратов (например, пассажирских или транспортных самолетов), для которых не свойственна быстрая незапланированная смена режимов полета.

Необходимо также отметить, что существует значительная проблема поддержания взрывобезопасной концентрации кислорода в надтопливном пространстве баков летательных аппаратов во время режима набора высоты. При снижении атмосферного давления до определенного уровня начинается выделение газа, растворенного в топливе, причем концентрация кислорода в выделенном газе составляет, в среднем, 31,5%, что превышает значение естественной концентрации кислорода в атмосферном воздухе (порядка 21%).

Применительно к системам наддува топливных баков нейтральным газом с бортовым генератором азота известен способ обеспечения взрывобезопасности топливных баков на режиме набора высоты (а.с. SU 658850), заключающийся в продуве нейтральным газом надтопливного пространства с помощью специальной продувочной линии, соединенной с магистралью наддува баков нейтральным газом. Недостатками данного способа являются: низкая эффективность при сложной конфигурации топливных баков (возможность образования таких зон, где концентрация кислорода будет превышать допустимую норму), а также необходимость селектирования режимов полета для определения момента включения линии продувки баков.

Известен также способ по патенту WO 00/00389, предусматривающий подачу части нейтрального газа, продуцируемого воздухоразделительной установкой, под слой топлива, что позволяет очистить топливо, по крайней мере, от части растворенного в нем кислорода. Недостатком данного способа является необходимость монтажа в топливных баках сети специальных трубопроводов, которая должна обеспечивать эффективное удаление из топлива кислорода, растворенного в нем, что усложняет конструкцию и ведет к увеличению массы летательного аппарата.

В настоящем изобретении предлагается система наддува топливных баков летательного аппарата нейтральным газом, поддерживающая

взрывобезопасную концентрацию кислорода в надтопливном пространстве баков,

уровень давления в топливных баках, необходимый для нормальной работы топливной системы.

Предлагаемая система расширяет область применения систем нейтрального газа с бортовым генератором азота (в том числе и для маневренных летательных аппаратов) и не имеет недостатков, отмеченных выше.

Для лучшего понимания описания изобретения приводится сопроводительный чертеж, где изображена схема заявляемой системы.

Предлагаемая в настоящем изобретении система наддува топливных баков летательного аппарата нейтральным газом функционирует следующим образом. От системы кондиционирования 1 летательного аппарата сжатый воздух поступает на вход воздухоразделительной установки ВРУ 2, основным элементом которой является один или несколько воздухоразделительных модулей одного типа. Принцип работы данных модулей может быть основан на применении способа разделения воздуха либо с помощью полупроницаемых половолоконных мембран, либо с помощью адсорбционной технологии, известных из предшествующего уровня техники. Продуцируемый ВРУ 2 воздух, обогащенный азотом, поступает через подсистему газораспределения 3 в топливные баки 4 летательного аппарата в течение всего полета.

Подсистема дренажа и наддува топливных баков атмосферным воздухом 5 перекрыта нормально закрытым перекрывным устройством с электроприводом - электрическим краном 6, который установлен в таком месте, что линия, соединяющая топливные баки 4 с устройствами подачи атмосферного воздуха 7 (например, соответствующие ступени компрессоров двигателей, специальные воздухозаборники, система кондиционирования и т.п.), перекрыта, но при этом, в случае повышения давления в топливных баках 4 выше допустимого значения, может производиться сброс газа через клапан дренажа 8. Для повышения надежности электрический кран 6 дублируется механическим противовакуумным клапаном 9.

Датчик избыточного давления 10 измеряет разность между давлением в топливных баках 4 и атмосферным давлением в течение всего полета и выдает текущее значение в виде соответствующего сигнала в блок управления и контроля БУК 11.

БУК 11 взаимодействует с ВРУ 2, датчиком избыточного давления 10 и электрическим краном 6 посредством электрических линий связи 12, 13 и 14 соответственно. Также БУК 11 может быть связан с помощью линии передачи информационных сигналов 15 с информационно-управляющей системой ИУС 16 летательного аппарата для получения команд и информационных сигналов от бортовых систем, а также для осуществления контроля работоспособности агрегатов системы.

Из ВРУ 2 обогащенный азотом воздух поступает в топливные баки 4 с расходом, который может варьироваться вследствие изменения параметров потока воздуха (давления, температуры) на входе в ВРУ 2. Продуцируемый нейтральный газ имеет высокое содержание азота, например, порядка 95% (данное значение приводится здесь только в качестве примера и не ограничивает область применения предлагаемого изобретения).

Если расход подаваемого нейтрального газа превышает потребный расход на каком-либо режиме полета, излишки газа стравливаются через клапан дренажа 8. Такая ситуация наиболее характерна для режимов набора высоты и горизонтального полета.

На режимах с большим потребным расходом газа (например, на режиме снижения с большой вертикальной скоростью), превышающим расход продуцируемого нейтрального газа, атмосферное давление может превысить давление внутри топливных баков летательного аппарата.

Во избежание разрушения конструкции баков вследствие образования вакуума, при падении избыточного давления в надтопливном пространстве до значения ΔP1, несколько превышающего атмосферное давление, по сигналу от БУК 11 происходит подача сигнала к электрическому крану 6, который при этом открывает линию, соединяющую топливные баки 4 с устройствами подачи атмосферного воздуха 7. Таким образом, в данной ситуации происходит одновременная подача нейтрального газа и воздуха. При этом производительность ВРУ 2 выбирается так, чтобы при смешивании потока нейтрального газа и потока воздуха концентрация кислорода в надтопливном пространстве баков во время таких режимов не превышала предельно допустимую (в зависимости от интенсивности источника воспламенения предельно допустимая концентрация кислорода может составлять от 9 до 12% от объема надтопливного пространства баков). В результате этого возможно оптимизировать производительность ВРУ 2, вследствие чего будет уменьшен ее объем и вес.

Коллекторы системы газораспределения 3 устанавливаются в топливных баках 4 таким образом, чтобы исключалось образование так называемых «застойных» зон, т.е. таких зон, где концентрация кислорода может превышать допустимую норму.

При повышении избыточного давления в надтопливном пространстве баков до некоторого значения ΔР2, превышающего ΔP1, но являющегося значительно меньшим, чем давление, при котором происходит стравливание газовой смеси через дренажный клапан 8, электрический кран 6 по сигналу от БУК 11 закрывает линию, соединяющую топливные баки 4 с устройствами подачи атмосферного воздуха 7.

Избыточное давление ΔP1, при котором электрический кран 6 открывается, может составлять, например, от 0,01 до 0,05 ати. Избыточное давление ΔР2, при котором электрический кран 6 закрывается, может составлять, например, от 0,06 до 0,09 ати. Данные значения приводятся только в качестве примера и не ограничивают область применения предлагаемого изобретения.

Давление стравливания через дренажный клапан 8 устанавливается максимально возможным при ограничении по прочности конструкции топливных баков 4 и превышает значение давления, необходимого для нормального функционирования топливной системы (в частности, необходимого для бескавитационной работы насосов). Данное мероприятие, во-первых, позволяет постоянно иметь запас по давлению, в результате чего уменьшается потребная производительность воздухоразделительной установки и обеспечивается постоянная готовность к изменению режимов полета летательного аппарата и выполнению им различных маневров, во-вторых, поддержание максимально возможного избыточного давления служит для обеспечения взрывобезопасной концентрации кислорода на режиме набора высоты благодаря препятствованию выделению из топлива растворенного кислорода. Величина избыточного давления может составлять, например, от 0,4 до 0,9 ати (данные значения приводятся только в качестве примера и не ограничивают область применения предлагаемого изобретения).

При выполнении предполетной подготовки на летательном аппарате, не эксплуатировавшемся в течение длительного периода, проводится продувка надтопливного пространства с помощью наземного источника азота, для подключения которого служит штуцер 17. Наземный источник азота может также подключаться в случае необходимости обеспечения взрывобезопасности при сливе топлива с летательного аппарата. Обратный клапан 18 препятствует попаданию в ВРУ 2 топлива и азота, подаваемого из наземного источника.

Проверка работоспособности ВРУ 2 в наземных условиях при неработающих двигателях осуществляется с помощью наземного источника сжатого воздуха, который подключается через штуцер 19. Обратный клапан 20 предназначен для обеспечения подачи воздуха при наземной проверке только в направлении ВРУ 2.

Таким образом, предлагаемая система отличается от аналогов:

отсутствием необходимости регулирования характеристик потока (содержания кислорода, расхода) направляемого в топливные баки нейтрального газа в зависимости от режима полета путем применения нескольких модулей разного типа или устройств, регулирующих расход нейтрального газа, подаваемого в топливные баки летательного аппарата;

способом поддержания взрывобезопасной концентрации кислорода в надтопливном пространстве баков на режиме набора высоты, отличающимся тем, что помимо продува баков нейтральным газом, поддерживается такое избыточное давление, при котором выделения кислорода, растворенного в топливе, не происходит или оно минимально;

применимостью для маневренных летательных аппаратов;

простотой конструкции.

Техническим результатом является уменьшение количества агрегатов системы наддува топливных баков нейтральным газом, упрощение конструкции и, следовательно, снижение ее объема и веса, а также повышение эксплуатационной технологичности и надежности системы и летательного аппарата.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 22 items.
20.01.2013
№216.012.1c0a

Самолет с системой дистанционного управления

Изобретение относится к системам дистанционного управления самолетами. Система дистанционного управления содержит два соединительных шкафа (1), в каждом из которых установлены по два однотипных вычислителя (3), в которых реализуются: алгоритмы формирования требуемого положения всех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472672
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d26

Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник

Изобретение относится к авиации, а именно к воздухозаборникам силовых установок сверхзвуковых самолетов. Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник содержит вход, представляющий собой систему торможения потока - сверхзвуковой диффузор (22), состоящий из двух многоступенчатых стреловидных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472956
Дата охранного документа: 20.01.2013
29.03.2019
№219.016.eee8

Способ определения барометрической высоты и вертикальной скорости летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Измеряют вертикальное ускорение и датчиком статического давления - приборную барометрическую высоту, значения вертикальной скорости получают путем интегрирования вертикального ускорения, значения барометрической высоты - интегрированием вертикальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265855
Дата охранного документа: 10.12.2005
29.03.2019
№219.016.f02c

Способ раннего обнаружения невыработки топлива из подвесных топливных баков

Изобретение относится к топливным системам самолетов. Способ заключается в том, что для каждого подвесного бака определяют базовое событие, предшествующее началу его выработки, и промежуток времени, началом которого является это событие, а длина промежутка такова, что выработка подвесного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236368
Дата охранного документа: 20.09.2004
29.03.2019
№219.016.f030

Способ и система кондиционирования воздуха на летательном аппарате

Изобретение относится к средствам кондиционирования воздуха на летательном аппарате и решает задачу обеспечения жизнедеятельности экипажа и пассажиров во всем диапазоне режимов полета. В процессе вентиляции свежим забортным воздухом кабины экипажа и грузопассажирского салона оптимизируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231482
Дата охранного документа: 27.06.2004
29.03.2019
№219.016.f033

Способ и система регулирования давления воздуха на летательном аппарате

Изобретение относится к устройствам для автоматического контроля давления воздуха в вентилируемых герметизированных помещениях летательного аппарата. Способ регулирования давления воздуха на летательном аппарате включает оптимизацию давления воздуха в вентилируемых герметизированных помещениях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231483
Дата охранного документа: 27.06.2004
10.04.2019
№219.017.0009

Топливная система самолета

Изобретение относится к топливным системам пассажирских самолетов. Система содержит топливные отсеки, средства заправки, дренажа, топливоизмерения и индикации, насос подкачки двигателя, соединенный с насосом другого крыла через закрытый кран кольцевания подкачки, струйный насос перекачки. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287458
Дата охранного документа: 20.11.2006
10.04.2019
№219.017.00b9

Способ определения запаса топлива на летательном аппарате и система для его реализации

Изобретение относится к авиационной топливоизмерительной технике. В предложенном способе определяют запас топлива в контрольный момент времени, а в следующие моменты определяют текущий расход топлива. По этим значениям определяют запас топлива и отображают его. Отличие способа заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02207304
Дата охранного документа: 27.06.2003
10.04.2019
№219.017.01ee

Крепежное устройство

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали. Крепежное устройство для соединения деталей характеризуется наличием фиксирующего узла на первой детали, состоящего из корпуса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02217629
Дата охранного документа: 27.11.2003
10.04.2019
№219.017.050e

Система эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода

Система эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода летательного аппарата содержит дверь, прикрепленную узлами навески к фюзеляжу, трап со ступенями, замки закрытого положения двери и замок, удерживающий трап прижатым к двери. На фюзеляже имеются два первых кронштейна, а на двери - два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002301176
Дата охранного документа: 20.06.2007
Showing 1-10 of 16 items.
20.01.2013
№216.012.1d05

Система утилизации и использования попутного нефтяного газа

Изобретение относится к топливно-энергетическому комплексу и может быть применено при отработке нефтяных месторождений в экстремальных климатических условиях для повышения эффективности эксплуатации месторождений за счет максимально полной утилизации и использования попутного нефтяного газа....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472923
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.08.2013
№216.012.5fe3

Конус-датчик агрегата заправки топливом в полете

Изобретение относится к области авиации, в частности к конус-датчику агрегата заправки топливом в полете. Конус-датчик агрегата содержит корпус, шаровой шарнир, стабилизирующий аэродинамический конус. На корпус конуса установлен кожух, на передней стороне которого выполнены три кольцевых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490179
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.04.2014
№216.012.b3f1

Генератор для газификации сжиженного природного газа и подачи газообразного продукта потребителю

Изобретение относится к газовой промышленности, в частности к области испытаний газоперекачивающих агрегатов на основе авиационных двигателей. Генератор для газификации сжиженного природного газа и подачи газообразного продукта потребителю содержит по меньшей мере два соединенных между собой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511782
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.05.2014
№216.012.c04d

Система управления подвесного агрегата заправки

Изобретение относится к авиационной технике, а именно - к подвесным агрегатам заправки (ПАЗ), обеспечивающим дозаправку летательных аппаратов топливом в полете. Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы управления ПАЗ для повышения уровня автоматизации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514978
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c41b

Система регистрации сигналов электромагнитных устройств

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может использоваться для регистрации сигналов электромагнитных устройств. Система регистрации состоит из измерительных преобразователей, коммутатора каналов, перепрограммируемого микропроцессора, энергонезависимой памяти. При этом в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515962
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.e0ab

Способ стабилизации конуса-датчика агрегата заправки топливом в полете

Изобретение относится к управляемым агрегатам заправки летательных аппаратов топливом в полете. При стабилизации конуса в трех перпендикулярных осях симметрии конуса направлениях выдуваются струи, интенсивность которых задается как линейная функция скорости и смещения конуса в соответствующем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523301
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.09.2014
№216.012.f157

Система управления подвесного агрегата заправки

Изобретение относится к области управления подвесными агрегатами заправки. Система управления ПАЗ содержит систему обогрева, включающую в себя датчик температуры (1), блок управления (3) обогревом и нагревательный элемент (4). Блок автоматики (2) дополнительно оснащен входом для ввода сигнала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527605
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.01.2015
№216.013.1b8b

Конус-датчик агрегата заправки топливом в полете

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам дозаправки летательных аппаратов топливом в полете. Конус-датчик агрегата заправки топливом в полете содержит шаровой шарнир, корпус, аэродинамический конус и тензорезисторы. Корпус закреплен с возможностью поворота на шаровом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538479
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.04.2015
№216.013.3fe7

Способ разработки сланцевых нефтегазоносных залежей и технологический комплекс оборудования для его осуществления

Группа изобретений относится к топливно-энергетическому комплексу и может быть использована для добычи нефти и газа при разработке сланцевых нефтегазоносных залежей. Технический результат - снижение общего объема работ по бурению добычных скважин при освоении сланцевых залежей. По способу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547847
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.04.2015
№216.013.3fef

Способ утилизации, сбора, переработки и использования попутного нефтяного газа и система для его осуществления

Группа изобретений относится к топливно-энергетическому комплексу и может быть использована, преимущественно, при отработке удаленных нефтяных месторождений в экстремальных климатических условиях. Технический результат - повышение эффективности эксплуатации месторождений за счет максимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547855
Дата охранного документа: 10.04.2015
+ добавить свой РИД