×
19.06.2019
219.017.83cf

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПОТОКА ГАЗА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области устройств для измерения параметров газового потока, преимущественно в турбомашиностроении, а именно к гребенкам замера параметров газового потока. Устройство для измерения параметров потока газа содержит обтекаемый корпус, с продольными и поперечными каналами, сообщенными между собой, датчики, установленные в поперечных каналах, со стороны набегающего потока газа. Устройство снабжено по меньшей мере одной съемной втулкой с пояском, зафиксированной в поперечном канале корпуса, фланцем, выполненным на корпусе. Корпус выполнен разъемным, состоящим из двух частей с ответными отверстиями под соединительные элементы для фиксации частей корпуса. Продольные и поперечные каналы образованы ответными канавками, выполненными на поверхностях разъемных частей корпуса, а датчики установлены в съемных втулках. Изобретение обеспечивает универсальность устройства при сохранении требуемой погрешности измерений и приводит к снижению затрат на испытания в целом. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области устройств для измерения параметров газового потока, преимущественно в турбомашиностроении, а именно к гребенкам замера параметров газового потока.

Известна гребенка приемников полного давления потока, содержащая обтекаемый корпус с продольными и поперечными каналами, сообщенными между собой, датчики, установленные в поперечных каналах, со стороны набегающего потока газа (А.Н. Петрунин, «Методы и техника измерений параметров газового потока (приемники давлений и скоростного напора)», Машиностроение, Москва, 1972 г., стр. 50, рис. 1.47).

Недостатками известной гребенки является неразборный корпус, выполненный под определенные условия набегания газового потока и определенный тип датчика, что требует изготовления отдельной гребенки как под определенные условия набегания газового потока, так и под определенный тип датчиков, то есть отсутствует универсальность применения устройства.

Техническим результатом, достигаемом при использовании заявленного изобретения, является устранение недостатка известной гребенки за счет ее комплектации набором различных взаимозаменяемых втулок, то есть расширение возможности применения заявленного устройства в различных условиях набегания потока газа и с различным типом датчиков, что обеспечивает универсальность устройства при сохранении требуемой погрешности измерений и приводит к снижению затрат на испытания в целом.

Указанный технический результат достигается тем, что согласно заявленному изобретению устройство для измерения параметров потока газа, содержит обтекаемый корпус, с продольными и поперечными каналами, сообщенными между собой, датчики, установленные в поперечных каналах, со стороны набегающего потока газа, кроме того, оно снабжено набором съемных различных втулок с пояском, фланцем, выполненным на корпусе, при этом корпус выполнен разъемным, состоящим из двух частей с ответными отверстиями под соединительные элементы, для фиксации частей корпуса, при этом продольные и поперечные каналы образованы ответными канавками, выполненными на поверхностях разъемных частей корпуса, а датчики установлены в съемных втулках, зафиксированных в поперечных каналах корпуса.

Кроме того, на внутренней поверхности съемной втулки, со стороны набегающего потока газа, выполнена кольцевая фаска, при этом ее угол составляет не более 60 градусов к продольной оси съемной втулки.

Кроме того, в съемной втулке и в корпусе выполнено по меньшей мере по одному сквозному соосному отверстию.

Кроме того, в корпусе выполнено по меньшей мере одно сквозное отверстие соосное со съемной втулкой.

Кроме того, корпус в области установки съемных втулок выполнен расширяющимся.

Кроме того, поперечные каналы, в области выхода из корпуса, выполнены повторяющими форму наружной поверхности соответствующей съемной втулки.

Кроме того, на пояске съемной втулки выполнена лыска.

Кроме того, съемная втулка выступает из корпуса.

Кроме того, датчик выступает из съемной втулки.

Общеизвестно, что погрешность измерения параметра газового потока зависит от геометрических параметров гребенки в области установки датчика, в частности, от геометрических параметров съемной втулки, которая является приемником газового потока, ее расположения относительно корпуса устройства (внутри или с выступанием из корпуса) и расположения датчика относительно съемной втулки (внутри или с выступанием из съемной втулки).

Снабжение устройства набором съемных различных втулок с пояском позволяет путем замены втулки использовать различные типы датчиков, например, датчиков замера полного давления газового потока, датчиков замера температуры газового потока, датчиков замера статического давления газового потока и тд, в различных условиях набегания газового потока на гребенку, что обеспечивает универсальность устройства при сохранении требуемой погрешности измерений и приводит к снижению затрат на испытания в целом.

Снабжение устройства фланцем, выполненным на корпусе, позволяет жестко фиксировать гребенку в газовом потоке, что обеспечивает требуемую погрешность измерения параметра газового потока.

Выполнение корпуса разъемным, состоящим из двух частей с ответными отверстиями под соединительные элементы, для фиксации частей корпуса, при этом продольные и поперечные каналы образованы ответными канавками, выполненными на поверхностях разъемных частей корпуса, обеспечивает возможность устанавливать в один корпус различные съемные втулки, что обеспечивает универсальность устройства при сохранении требуемой погрешности измерений и приводит к снижению затрат на испытания в целом.

Установка датчиков в съемные втулки, которые зафиксированы в поперечных каналах корпуса, позволяет обеспечить требуемую погрешность измерения параметра потока для различных типов датчиков и условий набегания газового потока, что обеспечивает универсальность устройства при сохранении требуемой погрешности измерений и приводит к снижению затрат на испытания в целом.

Выполнение на внутренней поверхности съемной втулки, со стороны набегающего потока газа, кольцевой фаски, угол которой составляет не более 60 градусов к продольной оси съемной втулки, обеспечивает требуемую погрешность измерения параметра газового потока.

Выполнение в съемной втулке и в корпусе по меньшей мере по одному сквозному соосному отверстию обеспечивает требуемую погрешность измерения параметра газового потока для типа датчиков, требующих приемников с протоком.

Выполнение в корпусе по меньшей мере одного сквозного отверстия, соосного со съемной втулкой, обеспечивает требуемую погрешность измерения параметра газового потока для типа датчиков, требующих приемников с протоком.

Выполнение корпуса в области установки съемных втулок расширяющимся позволяет установить и зафиксировать последние в корпусе, что обеспечивает универсальность устройства при сохранении требуемой погрешности измерений и приводит к снижению затрат на испытания в целом.

Выполнение поперечных каналов в области выхода из корпуса, повторяющими форму наружной поверхности соответствующей съемной втулки, позволяет установить и зафиксировать последнюю в корпусе, что обеспечивает универсальность устройства при сохранении требуемой погрешности измерений и приводит к снижению затрат на испытания в целом.

Выполнение на пояске съемной втулки лыски позволяет зафиксировать съемную втулку внутри корпуса, что обеспечивает требуемую погрешность измерения параметра набегающего газового потока.

Расположение съемной втулки, выступающей из корпуса, а также выступание датчика из съемной втулки, обеспечивает требуемую погрешность измерения параметра при некоторых условиях набегания газового потока и при использовании некоторых типов датчиков.

Сущность настоящего изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 - представлен разрез заявленного устройства по плоскости разъема частей корпуса.

На фиг. 2 - представлены увеличенные сечения А-А и Б-Б заявленного устройства.

Гребенка замера параметров газового потока содержит корпус 1 из двух разъемных частей с фланцем 2, при помощи которого устройство крепится к корпусу турбомашины 3, который формирует проточную часть потока газа. Внутри корпуса 1 выполнены продольные каналы 4 и поперечные каналы 5. Внутри поперечных каналов 5, в области выхода из корпуса 1, установлены съемные втулки 6 с поясками 7, предназначенными для фиксации последних в корпусе 1. Съемные втулки 6 являются приемниками газового потока для датчиков 8 замера параметров последнего, в частном случае реализации, полного давления газового потока (фиг. 1). Для соединения частей в корпусе 1 предусмотрены отверстия 9 под элементы крепления, в частном случае реализации, винты. В случае измерения параметров газового потока, требующих использования приемника с протоком в корпусе 1 и съемной втулке 6, выполняют по крайней мере по одному соосному отверстию 10 для обеспечения протока газа вокруг датчика 8. В частном случае реализации сквозное отверстие 10 в корпусе 1 выполняют соосным со съемной втулкой 6. Продольные каналы 4 и поперечные каналы 5 предназначены для установки и фиксации втулок 6 с датчиками 8 внутри корпуса 1, а также для вывода проводов передачи сигнала с датчиков 8 через корпус 1 на записывающее его устройство. Для обеспечения фиксации втулок 6 внутри корпуса 1 поперечные каналы 5, в области установки последних, выполняют повторяющими своей формой ответные поверхности съемных втулок 6. При этом корпус 1 в данном месте выполнен расширяющимся для возможности размещения внутри себя втулок 6. Поясок 7 фиксирует съемную втулку 6 от смещения вдоль своей оси, а, при необходимости, на пояске 7 выполняется лыска для исключения проворота съемной втулки 6 относительно корпуса 1 и четкого совпадения отверстий 10 для обеспечения протока газа вокруг датчиков 8. Для вариации угла и интенсивности набегания газового потока на датчик 8 на внутренней поверхности съемной втулки 6 выполняют фаску 11. Согласно технической документации и выбранного прототипа, для обеспечения требуемой погрешности при замере параметра газового потока угол наклона фаски 11 к оси съемной втулки 6 не должен превышать 60 градусов (фиг. 2).

Для различных условий набегающего потока и типов применяемых датчиков 8 реализуют различную геометрическую форму приемников газового потока, в нашем случае, съемных втулок 6. В частности размеры и угол фаски 11. При этом иногда необходимо для обеспечения требуемой погрешности измерения параметра набегающего потока съемную втулку 6 выполнять выступающей из корпуса 1. Для примера данное исполнение съемной втулки 6 показано сечение А*-А* на фиг. 2. Также бывает необходимо размещать датчик 8 выступающим относительно съемной втулки 6.

Обычно от датчиков 8 идут провода для передачи сигнала с последних на записывающее устройство. В частном случае реализации провода заключают в герметичную трубку для получения более точных данных измерения параметров потока. При этом поперечные каналы 4 и продольные каналы 5 выполняют таким образом, чтобы при сборке гребенки не возникало проблем с размещением проводов или герметичных трубок внутри них.

При сборке заявленного устройства датчики 8 помещают в съемные втулки 6. Размещают съемные втулки 6, датчики 8 с проводами или герметичными трубками на одной части корпуса 1 в предназначенных для них местах, на поверхностях, образующих продольные каналы 4 и поперечные каналы 5. Накрывают установленные ранее элементы конструкции второй частью корпуса 1 и фиксируют части корпуса 1 друг относительно друга винтами, устанавливаемыми в отверстия 9 корпуса 1. После чего фиксируют собранное устройство при помощи фланца 2 на корпусе турбомашины 3 таким образом, чтобы датчики 8 находились внутри проточной части турбомашины и были правильно сориентированы относительно набегающего потока газа. Подключают провода от датчиков 8 к системе записи сигнала с последних. При необходимости герметизируют места выхода проводов из корпуса 1.

В процессе работы турбомашины газовый поток набегает на гребенку. При этом за счет итерационного выбора геометрии приемника газового потока замеряется параметр с требуемой погрешностью на всех режимах работы турбомашины. При необходимости в перерывах между запусками турбомашины в устройстве часть или все датчики 8 с соответствующими им втулками 6 могут быть заменены на другие.

Разъемный корпус 1 укомплектованный съемными втулками 6 различного геометрического исполнения под разные типы датчиков 8 и условия набегающего потока, заменяющий несколько различных вариантов подобных гребенок старого конструктивного исполнения, позволяет обеспечить универсальность устройства при сохранении требуемой погрешности измерений и приводит к снижению затрат на испытания в целом.


УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПОТОКА ГАЗА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПОТОКА ГАЗА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПОТОКА ГАЗА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 71 items.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Showing 1-10 of 50 items.
27.04.2014
№216.012.be93

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514527
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.08.2014
№216.012.e8bc

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемом при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является снижение напряжений в упругом элементе опоры и, как...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525373
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7cf

Упругая опора ротора турбомашины

Изобретение относится к энергетике. Упругая опора ротора турбомашины, содержащая установленный на валу радиальный подшипник, корпус которого соединен со статорным элементом, причём статорный элемент снабжен прорезями с образованными между ними балочками, сориентированными в радиальном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529276
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.12.2014
№216.013.0fb2

Упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин. Упругая опора с регулируемой жесткостью содержит подшипник, статорный элемент, жестко закрепленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535435
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.01.2015
№216.013.210d

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Упругодемпферная опора ротора турбомашины содержит подшипник, установленный на валу, статорный элемент. Статорный элемент содержит обечайку и закрепленную на наружном кольце подшипника обечайку. Последняя обечайка соединена со статорным элементом посредством разрезной втулки и образует с ним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539909
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.02.2015
№216.013.27b6

Упругая опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругих опор роторов турбомашин. Упругая опора содержит установленный на валу подшипник, статорный элемент, обечайку, по меньшей мере, две спицы и кольцевой элемент с фланцем. Обечайка закреплена на наружном кольце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541623
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.04.2015
№216.013.415d

Стенд для измерения амплитудных диаграмм обратного рассеяния от радиолокационной цели

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для измерения амплитудных диаграмм обратного рассеяния авиационного турбореактивного двигателя. Стенд для измерения амплитудных диаграмм обратного рассеяния авиационных турбореактивных двигателей содержит поворотную платформу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548231
Дата охранного документа: 20.04.2015
20.04.2015
№216.013.4161

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор содержит полый элемент, проходящий сквозь внутренний и внешний корпуса. Полый элемент выполнен жестким и закреплен на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548235
Дата охранного документа: 20.04.2015
27.05.2015
№216.013.4dde

Опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции опор роторов турбомашин. Опора ротора турбомашины содержит корпус, по меньшей мере один участок которого выполнен симметричным относительно оси опоры, а также установленный на валу подшипник, наружная обойма которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551452
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.08.2015
№216.013.72b5

Способ измерения эффективной поверхности рассеяния участков крупногабаритных объектов

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для экспериментальной оценки вклада участков крупногабаритного объекта, например авиационного турбореактивного двигателя, в интегральную величину эффективной поверхности рассеяния двигателя. Достигаемый технический результат -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560935
Дата охранного документа: 20.08.2015
+ добавить свой РИД