×
13.06.2019
219.017.8215

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при управлении индукторным приводом, имеющим зубчатый статор, на котором расположено несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока полумостового инвертора напряжения, и зубчатый безобмоточный ротор. В способе управления измеряют период сигнала фазы узла датчиков положения ротора. Вычисляют временные интервалы, определяющие начало и окончание зон импульсов управления силовыми ключами инвертора напряжения. По результатам измерений и вычислений формируют последовательность импульсов управления силовыми ключами каждой фазы. Один из фронтов сигнала одной из фаз узла датчиков положения ротора, а также датчик этой фазы принимают за базовый. По фронту сигнала базового датчика один раз за оборот двигателя производят фазовую подстройку импульсов управления относительно сигналов датчиков положения ротора. Дополнительно вводят режим диагностики датчиков положения ротора, для чего перед началом вращения ротора каждую фазную обмотку поочередно запитывают однополярным импульсом тока. В течение этого режима после установки ротора в согласованное положение «зубец ротора - зубец активной фазы статора» производят сравнение состояния сигналов датчиков с таблицей истинности. По таблице определяют соответствие состояний сигналов датчиков каждому согласованному положению «зубец ротора - зубец активной фазы статора». По результатам сравнения определяют исправность всех датчиков положения ротора. Первый из исправных датчиков принимают за базовый. 2 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к способам управления индукторным двигателем (ИД), имеющим зубчатый статор, на котором расположены несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полумостового инвертора напряжения, и зубчатый безобмоточный ротор.

Известен способ управления индукторным двигателем (см. патент РФ RU 2118039 C1, H02P 8/12 от 14.04.95).

В данном источнике описан способ управления ИД, в котором измеряют каждый период сигнала узла датчиков положения ротора (ДПР), по измеренному периоду вычисляют временные интервалы, определяющие начало и окончание зон, содержащих импульсы управления силовыми ключами инвертора напряжения, причем отсчет вычисленных временных интервалов производится от каждого фронта сигнала узла ДПР.

Недостатком данного способа является зависимость от состояния всех датчиков положения ротора, т.к. в формировании временной диаграммы сигналов управления силовыми ключами инвертора напряжения используются сигналы всех датчиков положения ротора, входящих в состав узла ДПР. При выходе из строя любого из датчиков временная диаграмма нарушается, двигатель становится неуправляемым, т.е. неисправным, несмотря на то что все остальные его узлы находятся в исправном состоянии.

Наиболее близким к заявленному является способ управления ИД, описанный в патенте RU 2260243 C1, H02P 8/12 от 17.12.2003. В данном способе управления измеряют период сигнала фазы узла ДПР и один из фронтов любой из фаз, а также датчик положения этой фазы принимают за базовый. По результатам измерений вычисляют моменты начала и окончания зон импульсов управления ключами каждой фазы. Один раз за оборот двигателя, используя фронт сигнала базового ДПР, производят пересчет временных параметров зон импульсов управления, осуществляя тем самым фазовую подстройку последовательности импульсов управления относительно последовательности импульсов ДПР.

Недостатком данного способа управления является зависимость от работоспособности датчика положения, который принят за базовый. Так как в известном способе управления формирование временной диаграммы сигналов управления фазными ключами осуществляется только по сигналам одного датчика, принятого за базовый, то здесь несколько уменьшена степень влияния состояния всех датчиков на способ управления. Однако при выходе из строя базового датчика положения реализация способа управления становится невозможной, несмотря на то что все остальные датчики, а также сам двигатель являются исправными.

Предлагаемое изобретение направлено на уменьшение влияния состояния ДПР на процесс управления ИД, т.е. на повышение надежности способа управления индукторным двигателем.

Для этого измеряют период сигнала фазы узла датчиков положения ротора (ДПР), вычисляют временные интервалы, определяющие начало и окончание зон импульсов управления силовыми ключами инвертора напряжения, по результатам измерений и вычислений формируют последовательность импульсов управления силовыми ключами каждой фазы. Один из фронтов сигнала одной из фаз ДПР, а также датчик этой фазы принимают за базовый, по фронту сигнала базового ДПР один раз за оборот двигателя производят фазовую подстройку импульсов управления относительно сигналов ДПР. При этом дополнительно вводят режим диагностики ДПР, для чего перед началом вращения ротора каждую фазную обмотку поочередно запитывают однополярным импульсом тока, в течение которого после установки ротора в согласованное положение «зубец ротора - зубец активной фазы статора» производят сравнение состояния сигналов ДПР с таблицей истинности, определяющей соответствие состояний сигналов ДПР каждому согласованному положению «зубец ротора - зубец активной фазы статора», по результатам сравнения определяют исправность всех датчиков положения ротора и возможность работы двигателя, а первый из исправных датчиков принимают за базовый.

На фиг.1 представлена временная диаграмма фазных токов в режиме диагностики ДПР на примере пятифазного ИД.

Здесь: Iф - амплитуда фазного тока

t - временная ось

Ts - длительность импульса тока для одной фазы;

Tn - длительность паузы между импульсами;

tвp - момент начала вращения двигателя.

На фиг.2 приведена таблица истинности ДПР при соответствующих активных фазах пятифазного ИД.

Здесь:

A, B, C, D, E - фазы ИД и ДПР;

«О» - логический ноль на выходе датчика;

«1» - логическая единица на выходе датчика;

«X» - неопределенное состояние датчика, т.е. состояние, не влияющее на управление двигателем при данном положении ротора.

Режим диагностики ДПР осуществляется следующим образом. После включения двигателя на каждую фазу поочередно подается ток в течение фиксированного времени. Длительность Ts (фиг.1) каждого импульса тока определяется временем успокоения ротора двигателя в согласованном положении «зубец ротора - зубец активной фазы статора» и временем, необходимым для сравнения состояния сигналов ДПР с таблицей истинности. После успокоения ротора схема управления производит сравнение полученного состояния сигналов ДПР с соответствующей строкой таблицы истинности (фиг.2).

Итогом описанного выше анализа являются пять (для рассматриваемого варианта пятифазного ИД) признаков, характеризующих состояния ДПР, которые могут принять значение либо «О» (ДПР неисправен), либо «l» (ДПР исправен). По результату выработанных признаков принимают решение об исправности двигателя (так, для пятифазного варианта исправным считается ИД, у которого исправны не менее трех датчиков положения ротора из пяти, причем если неисправны два датчика, они не должны быть соседними, например А-В или D-E). Если двигатель признан исправным, то первый из исправных ДПP принимается за базовый.

Описанный выше процесс диагностики ДПР позволяет одновременно производить диагностику исправности фазных обмоток двигателя. Для этого каждое состояние ДПР сравнивают с предыдущим. Если состояние не изменяется, это означает, что данная фаза двигателя неисправна (обрыв в токовой цепи). В зависимости от выполняемой задачи двигатель может при этом считаться либо неисправным, либо работоспособным на неполную выходную мощность. Так для варианта пятифазного двигателя при обрыве одной из фаз ИД в целом сохраняет свою работоспособность при некотором снижении момента на валу и увеличении его пульсаций. Такое временное использование двигателя с оборванной фазной обмоткой является иногда необходимым для ответственных применений.

Если система управления признает двигатель исправным, то, начиная с момента времени tвp (фиг.1), он переходит в режим вращения, и его временная диаграмма строится в соответствии с известным алгоритмом. Для этого производят измерение периода сигнала фазы базового датчика положения ротора, по результатам измерений вычисляют моменты начала и окончания зон импульсов управления ключами каждой фазы и один раз за оборот двигателя производят фазовую подстройку импульсов управления относительно сигналов ДПР.

Все описанные выше меры позволяют обеспечить надежное управление ИД при выходе из строя одного или нескольких (в случае многофазных ИД) датчиков положения ротора.

Таким образом, введение в способ управления индукторным двигателем дополнительного режима диагностики ДПР уменьшает его зависимость от работоспособности всех датчиков положения ротора и повышает надежность данного способа.

Способ управления индукторным двигателем, заключающийся в том, что измеряют период сигнала фазы узла датчиков положения ротора (ДПР), вычисляют временные интервалы, определяющие начало и окончание зон импульсов управления силовыми ключами инвертора напряжения, по результатам измерений и вычислений формируют последовательность импульсов управления силовыми ключами каждой фазы, один из фронтов сигнала одной из фаз узла ДПР, а также датчик этой фазы принимают за базовый, по фронту сигнала базового ДПР один раз за оборот двигателя производят фазовую подстройку импульсов управления относительно сигналов ДПР, отличающийся тем, что дополнительно вводят режим диагностики ДПР, для чего перед началом вращения ротора каждую фазную обмотку поочередно запитывают однополярным импульсом тока, в течение которого после установки ротора в согласованное положение «зубец ротора - зубец активной фазы статора» производят сравнение состояния сигналов ДПР с таблицей истинности, определяющей соответствие состояний сигналов ДПР каждому согласованному положению «зубец ротора - зубец активной фазы статора», по результатам сравнения определяют исправность всех датчиков положения ротора и возможность работы двигателя, а первый из исправных датчиков принимают за базовый.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 14 items.
27.02.2013
№216.012.2a95

Способ получения дигидрохлорида 5-амино-3-аминометил-1,2,4-триазола

Описывается усовершенствованный способ получения дигидрохлорида 5-амино-3-аминометил-1,2,4-триазола, который может применяться в производстве лекарственных и биологически активных веществ, химических реактивов. В описываемом способе последовательно смешивают гидрокарбонат аминогуанидина,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476428
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2eb6

Способ измерения скорости движения проводника с током

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров, в частности скорости, прямолинейного движения проводников с током. Сущность изобретения заключается в непрерывном измерении сигналов возмущения двух магнитометрических датчиков полем движущегося...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477489
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.03.2013
№216.012.2f91

Стеклокристаллический материал на основе шлаковых отходов тепловых электрических станций (тэс)

Изобретение относится к области ресурсосберегающих технологий и касается стеклокристаллического материала на основе шлаковых отходов ТЭС. Технический результат изобретения заключается в повышении твердости и химической стойкости нетоксичного стеклокристаллического материала с пониженной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477712
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.04.2013
№216.012.32cb

Композиция для волокнистого материала и способ его получения

Изобретение относится к производству композиционных материалов, в частности к волокнистым тепло- и звукоизоляционным материалам, и способам их изготовления и может быть использовано при изготовлении упаковочных контейнеров для длительного хранения в них яиц, овощей, а также может быть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478546
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.06.2013
№216.012.4e59

Способ автоматического контроля технического состояния элементов параллельной аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для контроля состояния аккумуляторных источников питания. Технический результат - повышение надежности работы аккумуляторной батареи путем осуществления поэлементного контроля ее технического состояния на различных стадиях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485639
Дата охранного документа: 20.06.2013
01.03.2019
№219.016.cfe3

Способ получения покрытия из оксидов металлов на стали

Изобретение относится к области электрохимии, в частности к нанесению износостойких и защитных полимерных композиционных покрытий на стальные изделия и может быть использовано для работы в узлах трения, гальванотехнике, радиоэлектронной и лакокрасочной промышленности. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002449061
Дата охранного документа: 27.04.2012
11.03.2019
№219.016.dbdf

Силокомпенсирующий электропривод сбалансированного манипулятора

Изобретение относится к автоматическому управлению и может быть использовано при создании силокомпенсирующих электроприводов сбалансированных манипуляторов и погрузочно-разгрузочных роботов. Техническим результатом является управление вертикальным перемещением груза сбалансированного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002454694
Дата охранного документа: 27.06.2012
19.04.2019
№219.017.3181

Кольцевая буровая коронка

Изобретение относится к коронкам, предназначенным для бурения скважин с отбором керна по трещиноватым и перемежающимся по твердости породам при разведке месторождений на твердые полезные ископаемые и воду. Технический результат - увеличение общей наработки дорогостоящего инструмента не менее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002422613
Дата охранного документа: 27.06.2011
09.05.2019
№219.017.4f15

Способ изготовления порошкового материала на основе меди

Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к способу изготовления порошковых оловянистых бронз при утилизации отходов порошковых формовок. В высокоэнергетической мельнице активируют предварительно измельченные до размера менее 5 мм и пропитанные керосином отходы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002458166
Дата охранного документа: 10.08.2012
09.05.2019
№219.017.4f17

Способ изготовления порошкового материала на основе меди

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способу изготовления порошковых оловянистых бронз при утилизации пылевидных отходов шихт на основе меди. В высокоэнергетической мельнице активируют пылевидные отходы шихты на основе меди с помощью размольных шаров, покрытых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002458165
Дата охранного документа: 10.08.2012
Showing 1-1 of 1 item.
19.04.2019
№219.017.2ff6

Способ защиты потребителей электроэнергии от импульсных перенапряжений

Способ заключается в периодической коммутации во время действия импульсных перенапряжений цепи питания потребителей электроэнергии бесконтактным ключом и сглаживании импульсного напряжения с помощью LC-фильтра. Коммутацию осуществляют в соответствии со значением сигнала, пропорционального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002332766
Дата охранного документа: 27.08.2008
+ добавить свой РИД