×
09.06.2019
219.017.7c96

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОЧИСТКИ ТОПЛИВНОГО КОЛЛЕКТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ КОКСОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И НАГАРА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к очистке изделий от коксовых отложений и нагара, в частности к очистке топливного коллектора камеры сгорания и форсажной камеры газотурбинного двигателя физико-химическим методом, и может найти применение в авиадвигателестроении, судостроении, энергетическом машиностроении и других отраслях промышленности. Способ очистки топливного коллектора газотурбинного двигателя от коксовых отложений и нагара включает выдержку коллектора в водном щелочном растворе, промывку в воде и продувку сжатым воздухом, при этом выдержку осуществляют в кипящем растворе при температуре от 120°С до 165°С, в растворе используют щелочи КОН или NaOH, или их смесь с концентрацией щелочи в растворе или с суммарной концентрацией их смеси в растворе от 600 до 800 г/л. Изобретение позволяет повысить эффективность очистки внутренних полостей топливного коллектора при сохранении герметичности и прочности паяных соединений и снизить трудоемкость. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к очистке изделий от коксовых отложений и нагара, в частности к очистке топливного коллектора камеры сгорания и форсажной камеры газотурбинного двигателя физико-химическим методом, и может найти применение в авиадвигателестроении, судостроении, энергетическом машиностроении и других отраслях промышленности.

Известен способ очистки топливного коллектора газотурбинного двигателя от коксовых отложений и нагара, включающий установку топливного коллектора в печь, нагретую до температуры 600-800°С, подачу после нагрева печи до указанной температуры сжатого воздуха во внутреннюю полость топливного коллектора и выдержку коллектора в печи после прекращения подачи сжатого воздуха (см. патент RU №2255285, Кл. F28G 11/00, опубл. 27.06.2005).

Несмотря на удовлетворительное качество очистки, недостаток способа - разрушение паяных соединений топливного коллектора из-за окисления припоя, происходящего при высокой температуре процесса очистки.

Наиболее близким к предложенному является способ очистки топливного коллектора газотурбинного двигателя от коксовых отложений и нагара, включающий разрыхление продуктов сгорания составом, содержащим стеариновую или олеиновую кислоту, триэтаноламин и минеральное масло, удаление продуктов сгорания ультразвуком в ваннах с водным щелочным раствором при температуре 55-60°С в течение 8-10 минут, промывку и сушку коллектора (см. авторское свидетельство СССР №214000, опубл. 20.03.1968).

Однако этот способ недостаточно эффективен из-за невозможности полного удаления продуктов сгорания из труднодоступных мест топливного коллектора; кроме этого имеет место усталостное разрушение паяных соединений коллектора по эвтектическим межфазным поверхностям припоя в результате вибраций коллектора под воздействием ультразвука.

Технический результат заявленного способа - повышение эффективности очистки внутренних полостей топливного коллектора при сохранении герметичности и прочности паяных соединений и снижение трудоемкости.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе очистки топливного коллектора газотурбинного двигателя от коксовых отложений и нагара, включающем выдержку коллектора в водном щелочном растворе, промывку в воде и продувку сжатым воздухом, согласно изобретению выдержку осуществляют в кипящем растворе при температуре от 120°С до 165°С, при этом в растворе используют щелочи КОН или NaOH, или их смесь с концентрацией щелочи в растворе или с суммарной концентрацией их смеси в растворе от 600 до 800 г/л.

Присутствующие в растворе щелочи KOH и NaOH или их смесь (KOH+NaOH) омыляют загрязнения и эмульгируют отложения, кроме этого указанные щелочи обладают наиболее эффективными очищающими свойствами в отношении смолообразных веществ, а также асфальтено-смолистых и коксообразных веществ, являющихся продуктами коксовых отложений.

Указанный диапазон концентрации щелочи или суммарной концентрации смеси щелочей позволяет полностью удалить коксовые отложения и нагар, а также поддерживать заданную, в пределах указанного диапазона, температуру кипения водного щелочного раствора в течение операции выдержки.

При температуре ниже 120°С и концентрации раствора менее 600 г/л невозможно получить полную очистку полостей коллектора, в частности в местах с максимальными отложениями кокса и в труднодоступных мест (участки изгибов), из-за низкой скорости вступления в реакцию коксовых отложений и нагара со щелочью. При температуре больше 165°С и концентрации больше 800 г/л степень очистки не повышается, и при этом возникают определенные технологические трудности при выводе емкости (ванны) с раствором на технологический режим очистки из-за соответствия такой концентрации раствора твердому агрегатному состоянию при комнатной температуре.

В водный щелочной раствор можно добавлять окислители, что позволяет интенсифицировать процесс очистки.

Промывку можно осуществлять при температуре воды 50-100°С, т.е. горячей водой, что приводит к более быстрой и эффективной очистке от остатков щелочного раствора внутренних полостей коллектора.

Промывку в воде и продувку можно производить периодически, что позволяет более эффективно очистить коллектор.

На фиг.1 схематично изображен топливный коллектор, расположенный в ванне с водным щелочным раствором, - операция выдержки;

на фиг.2 - топливный коллектор, расположенный в ванне с водой, - операция промывки;

на фиг.3 - топливный коллектор - операция продувки воздухом.

Устройство для реализации способа содержит емкость 1, заполненную водным щелочным раствором, в которой осуществляют выдержку топливного коллектора, состоящего из двух трубок 2 (I и II каскадов), одна из которых - трубка I каскада - изображена на чертеже, и форсунок 3. Емкость 1 содержит поддон 4 и нагревательные элементы 5 (тены). Поддон 4 выполнен в виде металлической решетки, отделяющей топливный коллектор 2 с форсунками 3 от нагревательных элементов 5. Устройство также содержит заполненную горячей водой емкость 6 с трубопроводом 7 подвода воды. Подвод сжатого воздуха для продувки каналов форсунок 3 осуществляют при помощи гибкого армированного шланга 8, подключенного к источнику сжатого воздуха (не показан).

Способ реализуется следующим образом.

Топливный коллектор устанавливают в емкость 1, предварительно заполненную до уровня, полностью покрывающего коллектор, водным раствором щелочи, например, со щелочью КОН с концентрацией щелочи 700 г/л. Емкость 1 накрывают крышкой и нагревают при помощи нагревательных элементов 5 водный щелочной раствор до температуры, например, 145°С, при которой происходит кипение раствора. Выдерживают коллектор в кипящем растворе, например, в течение 8 часов, при этом не реже, чем через каждые 2 часа осуществляют промывку коллектора горячей водой с температурой 70°С и продувку сжатым воздухом при давлении 2-4 кг/см2. Для этого с помощью тельфера вынимают коллектор 2 с форсунками 3 из емкости 1 и устанавливают в емкость 6, после промывки коллектор 2 с форсунками 3 вынимают с помощью тельфера из емкости 6 и устанавливают на опорную поверхность для осуществления операции продувки. После продувки коллектор снова устанавливают в емкость 1 и осуществляют операцию выдержки, по окончании 2 часов выдержки снова повторяют операции промывки и продувки, и так до тех пор, пока не истечет заданное время выдержки, за которое топливный коллектор полностью очистится от коксовых отложений и нагара. Концентрацию щелочи в растворе и температуру водного щелочного раствора контролируют при помощи датчиков (не показаны). В случае снижения заданной температуры кипения в емкость 1 добавляют необходимое количество щелочи для повышения температуры раствора. В случае превышения заданной концентрации щелочи в растворе в раствор добавляют необходимое количество воды.

В процессе выдержки коллектора в кипящем щелочном растворе происходит омыление загрязнений (кокосовых отложений и нагара), в процессе промывки осуществляется интенсивное вскипание остатков щелочного раствора и дополнительное отслаивание загрязнений, а при продувке коллектора сжатым воздухом удаляются остатки коксовых отложений и нагара из внутренней полости трубок 2 и из каналов форсунок 3.

После очистки топливного коллектора осуществляют контроль форсунок с использованием известных технических средств, например эндоскопов. Также осуществляют контроль качества удаления остатков щелочного раствора из внутренних каналов и полости путем проливки коллектора и форсунок дистиллированной водой и определения в ней ионов щелочных металлов и показателя рН среды по известной методике.

Реализация способа рассмотрена на примере использования щелочи КОН. При использовании щелочи NaOH или при смеси щелочей NaOH+КОН с разной или одинаковой концентрациями щелочей качество очистки и реализация способа не меняются. Концентрация щелочи в растворе или суммарная концентрация их смеси в растворе может колебаться от 600 до 800 г/л. Время выдержки топливного коллектора в водном щелочном растворе может быть от 2 до 10 часов. Концентрацию щелочи в растворе и время выдержки выбирают в зависимости от толщины коксовых отложений и нагара. Для интенсификации процесса очистки в раствор добавляют окислители, например азотнокислые соли щелочных металлов.

1.Способочисткитопливногоколлекторагазотурбинногодвигателяоткоксовыхотложенийинагара,включающийвыдержкуколлекторавводномщелочномрастворе,промывкувводеипродувкусжатымвоздухом,отличающийсятем,чтовыдержкуосуществляютвкипящемрастворепритемпературеот120до165°С,приэтомвраствореиспользуютщелочиКОНилиNaOHилиихсмесьсконцентрациейщелочивраствореилиссуммарнойконцентрациейихсмесивраствореот600до800г/л.12.Способочисткипоп.1,отличающийсятем,чтовводныйщелочнойраствордобавляютокислители.23.Способочисткипоп.1,отличающийсятем,чтопромывкуосуществляютпритемпературеводы50-100°С.34.Способочисткиполюбомуизпп.1-3,отличающийсятем,чтопромывкувводеипродувкупроизводятпериодически.4
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 86 items.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Showing 1-10 of 60 items.
10.06.2013
№216.012.489b

Сплав на основе интерметаллида nial и изделие, выполненное из него

Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству сплавов на основе интерметаллида NiАl и изделиям, получаемым из них методом направленной кристаллизации, с монокристаллической или столбчатой структурами, например лопаток газовых турбин, работающих при температурах до 1200°С....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484167
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.11.2013
№216.012.7ce4

Способ изготовления щеточного уплотнения роторов

Изобретение может быть использовано в процессах изготовления щеточных уплотнений методами пайки с помощью электронного луча. Кольцевое основание и кольцевые опорные пластины собирают в кольцевую оправку, на которую наматывают проволоку и прижимают ее к оправке прижимными кольцевыми пластинами....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497645
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.02.2014
№216.012.a174

Способ изготовления сварной тонкостенной конической обечайки с продольными гофрами

Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано в процессах изготовления методами сварки тонкостенных обечаек с элементами жесткости в виде продольных гофр, используемых, например, в качестве теплового экрана сопла ГТД. Способ заключается в том, что производят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507047
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.04.2014
№216.012.afab

Способ изготовления сварных тонкостенных конических обечаек с ребрами жесткости

Способ предназначен для изготовления тонкостенных конических обечаек с ребрами жесткости методом сварки. Производят формирование сегментов обечайки. Отгибают продольные кромки сегментов для получения ребер жесткости, размещают сегменты на съемных опорных пластинах, установленных на основании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510686
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.ceca

Щеточное уплотнение роторов, способ и устройство для его изготовления

Группа изобретений относится к уплотнительной технике. Щеточное уплотнение роторов выполнено в виде прижимной щеки и последовательно состыкованных с ней элементов - кольцевой проволочной щетки и опорной щеки. Устройство снабжено технологическим кольцом. Прижимная щека выполнена с торцевым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518709
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.10.2014
№216.012.fe34

Литейный жаропрочный сплав на никелевой основе и изделие, выполненное из него

Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству литейных жаропрочных сплавов на никелевой основе. Сплав, мас.%: хром - 4,0-6,0; кобальт - 8,0-11,0; молибден - 2,5-3,5; вольфрам - 6,0-8,0; алюминий - 5,4-6,2; углерод 0,05-0,16; бор - 0,008-0,04; цирконий - 0,01-0,05; титан -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530932
Дата охранного документа: 20.10.2014
27.04.2015
№216.013.4768

Способ получения покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к формированию на деталях из безуглеродистых жаропрочных никелевых сплавов химико-термической обработкой комбинированных покрытий для защиты от газовой коррозии в условиях высоких температур (выше 900°С), и может быть использовано в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549784
Дата охранного документа: 27.04.2015
20.07.2015
№216.013.63e2

Композиционный материал на основе ниобия, упрочненный силицидами ниобия, и изделие, выполненное из него

Изобретение относится к области металлургии, в частности к эвтектическим композиционным материалам на основе ниобия, упрочненным силицидами ниобия, предназначенным для изготовления теплонагруженных изделий, и может быть использовано в авиационной и энергетической промышленности. Композиционный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557117
Дата охранного документа: 20.07.2015
27.08.2015
№216.013.7524

Способ получения жаростойкого покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к получению на деталях из безуглеродистых жаропрочных никелевых сплавов покрытий с барьерным слоем для защиты от газовой коррозии в условиях температур выше 900°C, и может быть использовано в авиадвигателестроении, судостроении, танкостроении и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561563
Дата охранного документа: 27.08.2015
27.11.2015
№216.013.9467

Состав для получения карбидного барьерного покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам для получения карбидного барьерного слоя в алюминийсодержащем покрытии, и может быть использовано в авиадвигателестроении, судостроении, танкостроении и других отраслях промышленности, где используют детали из безуглеродистых сплавов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569610
Дата охранного документа: 27.11.2015
+ добавить свой РИД