×
09.06.2019
219.017.79b3

Результат интеллектуальной деятельности: МАСЛО ДЛЯ НАСОСНЫХ АГРЕГАТОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к составам нефтяных масел, применяемых для смазки подшипников скольжения нефтедобывающего оборудования, в частности насосных агрегатов, используемых для закачки воды и поддержания пластового давления при добыче нефти. Сущность: масло содержит в мас.%: 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,7-0,9; кислый эфир алкенилянтарной кислоты 0,018-0,022; N-содержащий блоксополимер окисей этилена и пропилена 0,018-0,022; трибутилфосфат 0,5-1,5; полиметакрилат 0,6-1,0 и высокоочищенное нефтяное масло - остальное. Технический результат - повышение надежности и экономичности работы нефтедобывающего оборудования, увеличение ресурса работоспособности масла. 2 табл.

Изобретение относится к составам нефтяных масел, предназначенным для смазки подшипников скольжения нефтедобывающего оборудования, в частности насосных агрегатов, используемых для закачки воды и поддержания пластового давления при добыче нефти.

Основными требованиями к маслам подобного назначения являются снижение коэффициента трения и износа подшипников скольжения; хорошие антикоррозионные свойства; быстрое отделение от механических примесей и воды; стабильность свойств в процессе использования; применяемость при низких температурах окружающей среды без дополнительного нагрева.

Для подшипников жидкостного трения известно применение смазочного масла, содержащего 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол; N-содержащий блоксополимер окисей этилена и пропилена; полиметилсилоксановую жидкость; триарилфосфат; олеиновую кислоту; диалкилдитиофосфат цинка; сульфонат бария или кальция; полиметакрилат и нефтяное масло (Патент РФ 1419145, С10М 169/04, опубл. Бюл. №20, 30.10.94). Недостатком этого состава являются невысокие охлаждающие свойства для подшипников насосных агрегатов.

Наиболее близким к заявляемому составу является турбинное масло Тп-22С (Борейша Т.Ю. Решение проблем термоокислительной стабильности турбинного масла Тп-22С // Нефтепереработка и нефтехимия. №8, 2005, с. 27-29), содержащее, мас.%:

4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол (Агидол 1) 0,7-0,9
кислый эфир алкенилянтарной кислоты (В 15/41) 0,018-0,022
N-содержащий блоксополимер окисей этилена
и пропилена (Д-157) 0,018-0,022
и высокоочищенное нефтяное масло остальное.

Известное масло при использовании в насосных агрегатах характеризуется высокой скоростью отделения от воды, попадаемой в процессе эксплуатации насосов, обладает хорошими антикоррозионными свойствами, однако не обеспечивает требуемый уровень противоизносных и антифрикционных свойств. Кроме того, заправка этим маслом и применение его в зимнее время требует дополнительный нагрев. Основным недостатком этого масла является невысокий ресурс его службы в насосных агрегатах ввиду ухудшения его физико-химических и трибологических свойств в процессе эксплуатации.

Задачей изобретения является снижение коэффициента трения и повышение стабильности масла в процессе эксплуатации, что необходимо для повышения ресурса работы оборудования и срока службы применяемого масла. Указанная задача решается тем, что наряду с 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенолом, кислым эфиром алкенилянтарной кислот, N-содержащим блоксополимером окисей этилена и пропилена масло содержит трибутилфосфат и полиметакрилат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,7-0,9
кислый эфир алкенилянтарной кислоты 0,018-0,022
N-содержащий блоксополимер окисей этилена и пропилена 0,018-0,022
трибутилфосфат 0,5-1,5
полиметакрилат 0,6-1,0
высокоочищенное нефтяное масло до 100.

Применение трибутилфосфата по ТУ 6-02-733-84 обусловлено необходимостью снижения противоизносных свойств масла. Полиметакрилат по ТУ 6-01-270-94 предназначен для улучшения низкотемпературных свойств масла.

Примеры составов масла согласно предлагаемому изобретению и их свойства в сравнении с прототипом представлены в таблице 1.

Предлагаемое масло благодаря оптимальному сочетанию трибутилфосфата и полиметакрилата (составы №2-4) превосходит прототип по антифрикционным свойствам: коэффициент трения (в начале и середине цикла испытаний) уменьшается в 1,5 раза. При этом совместное содержание в масле трибутилфосфата (0,5-1,5 мас.%) и полиметакрилата (0,6-1,0 мас.%), благодаря взаимному синергизму, обеспечивает значительное снижение коэффициента трения (см. составы №2-4 в табл.1) по сравнению с составами, где эти компоненты вводятся отдельно (см. составы №6, 7 в табл.1).

При содержании в масле трибутилфосфата и полиметакрилата меньше нижнего предела (состав №1) существенно ухудшаются антифрикционные свойства, а при содержании их выше верхнего предела (состав №5) - улучшение антифрикционных свойств не отмечается, при этом ухудшаются показатели деэмульгирующих и антикоррозионных свойств (см. табл.1).

Эффективность снижения коэффициента трения при совместном и оптимальном содержании в масле трибутилфосфата и полиметакрилата подтверждена результатами длительных эксплуатационных испытаний: по сравнению с прототипом, масло заявляемого состава обеспечивает меньший на 3-9°С нагрев подшипников насосных агрегатов (см. табл.2) при прочих равных температурных условиях окружающей среды. Износ подшипников отсутствует.

При эксплуатационных испытаниях масла заявляемого состава отмечается его высокая стабильность: изменения вязкости, индекса вязкости, кислотного числа и цвета существенно ниже по сравнению с прототипом (таблица 2). В масле заявляемого состава после 2000 часов эксплуатации в насосных агрегатах содержание механических примесей, воды и серы в 1,2-1,5 раза меньше по сравнению с прототипом. Что касается смазочной способности, то масло заявляемого состава обеспечивает низкие и стабильные во время эксплуатации значения коэффициента трения (0,545-0,542 ед.) и диаметра пятна износа (0,27-0,30 мм); тогда как для прототипа в течение того же периода эксплуатации отмечается существенное ухудшение соответствующих показателей: коэффициент трения повышается с 0,845 до 1,8 ед.; диаметр пятна износа увеличивается с 0,51 до 0,63 мм (см. табл.2).

Стабильность масла заявляемого состава в процессе эксплуатации обусловливается тем, что оптимальное содержание и сочетание в нем компонентов способствует замедлению процессов его старения, о чем свидетельствуют результаты ИК-спектральных исследований срабатываемости ингибиторов окисления, расход и механизм действия которых, как известно (Кулиев A.M. Химия и технология присадок к маслам и топливам. Л., Химия, 1985. - С.59-66), связан с подавлением окислительных процессов старения масла. Установлено, что после введения в состав масла-прототипа оптимального количества трибутилфосфата и полиметакрилата (состав №3) расход антиокислительной присадки (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) в процессе эксплуатации масла в насосных агрегатах снижается на 22 мас.%, что свидетельствует об увеличении на 22% ресурса работоспособности масла заявляемого состава по сравнению с прототипом (см. табл.2).

Реализация изобретения позволит:

- сократить электроэнергетические затраты за счет снижения силовых и тепловых нагрузок на подшипники скольжения насосных агрегатов и отказа от нагрева масла в зимнее время;

- увеличить срок службы масла.

Таблица 1
Примеры составов и их физико-химические и трибологические свойства
Наименование Примеры составов Прототип
1 2 3 4 5 6 7
Компонентные составы
4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, мас.% 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8
кислый эфир алкенилянтарной кислоты, мас.% 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02
Дипроксамин, мас.% 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02
Трибутилфосфат, мас.% 0,3 0,5 1,0 1,5 1,8 - 1,0 -
Полиметакрилат, мас.% 0,4 0,6 0,8 1,0 1,3 1,8 - -
Нефтяное масло, мас.% До 100 До 100 До 100 До 100 До 100 До 100 До 100 До 100
Физико-химические свойства
Температура застывания по ГОСТ 20287, °С Минус 25 Минус 35 Минус 40 Минус 42 Минус 42 Минус 42 Минус 20 Минус 20
Деэмульгирующие свойства по ASTM 1401 (время расслоения, мин) 10 10 13 15 23 15 15 15
Коррозионное воздействие на металлы (медь) Отс. Отс. Отс. Отс. Следы Отс. Отс. Отс.
Трибологические свойства на машине ЧМТ-1 по ГОСТ 9490
Противоизносные свойства (диаметр пятна износа стального шарика при 198 Н и 1 ч), мм 0,35 0,29 0,27 0,27 0,30 0,50 0,30 0,51
Коэффициент трения при 100 Н ГОСТ 9490, в начале 0,091 0,079 0,063 0,071 0,087 0,091 0,081 0,1
середине 0,737 0,569 0,545 0,569 0,569 0,849 0,689 0,845
конце цикла 0,144 0,146 0,142 0,134 0,158 0,158 0,148 0,148

Таблица 2
Результаты эксплуатационных испытаний
Наименование показателей Масло заявляемого состава Прототип
Исходный образец Образец после 2000 часов испытаний Исходный образец Образец после 2000 часов испытаний
Средняя температура подшипников, °С 35 39 38 48
Вязкость кинематическая по ГОСТ 33, мм2 31,81 32,21 31,81 32,24
Индекс вязкости по ГОСТ 25371 100 100 100 98
Кислотное число по ГОСТ 11362, мг КОН/г 0,05 0,09 0,05 0,11
Температура застывания по ГОСТ 20287, °С Минус 40 Минус 38 Минус 20 Минус 18
Содержание механических примесей по ГОСТ 6370, мас.% Отс. 0,025 Отс. 0,032
Содержание серы по ГОСТ 1437, мас.% 0,25 0,30 0,25 0,48
Плотность по ГОСТ 3900, кг/м3 871 871 870 872
Содержание воды по ГОСТ 2470, мас.% Отс. 0,3 Отс. 0,45
Цвет по ГОСТ 20284, ед. ЦНТ 1,0 2,0 1,0 2,0
Деэмульгирующие свойства по ASTM 1401 (время расслоения, мин) 10 40 10 40
Коррозионное воздействие на металлы (медь) выдерживает
Коэффициент трения при 100 Н в середине цикла по ГОСТ 9490 0,545 0,542 0,845 1,8
Диаметр пятна износа стального шарика по ГОСТ 9490 (при 198 Н и 1 ч), мм 0,27 0,30 0,51 0,63
Содержание агидола по методу ИКС СвНИИНП, мас.% 0,46 0,44 0,46 0,36

Масло для насосных агрегатов, содержащее высокоочищенное нефтяное масло, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, кислый эфир алкенилянтарной кислоты, N-содержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена, отличающееся тем, что дополнительно содержит трибутилфосфат и полиметакрилат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-4 of 4 items.
27.02.2013
№216.012.2b2d

Способ получения битума

Изобретение относится к области нефтепереработки. Способ включает вакуумную перегонку мазута при остаточном давлении верха колонны 20-30 мм рт.ст. с получением утяжеленного гудрона. Затем разделяют полученный утяжеленный гудрон на два потока, окисляют часть потока кислородом воздуха при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476580
Дата охранного документа: 27.02.2013
18.05.2019
№219.017.5bd6

Электроизоляционное масло

Использование: для изоляции электрических двигателей погружных насосов, используемых при нефтедобыче. Сущность: масло содержит, мас.%: полиизобутилен ММ 1000 - 5000 0,1 - 20, антиокислительную присадку фенольного или аминного типа 0,1 - 0,5 и нефтяное масло до 100. Нефтяное масло получено из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002169173
Дата охранного документа: 20.06.2001
29.05.2019
№219.017.64db

Устройство для автоматического управления технологическим режимом атмосферных и вакуумных колонн

Изобретение относится к устройствам для автоматического управления технологическим режимом отпарных секций (стриппингов) сложных ректификационных колонн первичной перегонки и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Устройство содержит несколько отпарных секций сложной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002257935
Дата охранного документа: 10.08.2005
09.06.2019
№219.017.7975

Формовочная смесь

Изобретение относится к области литейного производства. Смесь содержит, мас.%: органобентонит 5,0-7,8; экстракты нефтяные 0,6-0,9; олеиновая кислота 0,04-0,07; диоктилфталат 0,03-0,05; остаточное нефтяное масло 2,3-3,5; кварцевый песок - остальное. Достигается повышение оборачиваемости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391176
Дата охранного документа: 10.06.2010
Showing 1-10 of 29 items.
27.02.2013
№216.012.2b2d

Способ получения битума

Изобретение относится к области нефтепереработки. Способ включает вакуумную перегонку мазута при остаточном давлении верха колонны 20-30 мм рт.ст. с получением утяжеленного гудрона. Затем разделяют полученный утяжеленный гудрон на два потока, окисляют часть потока кислородом воздуха при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476580
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.03.2013
№216.012.2fa9

Полимерно-битумное вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения

Изобретение относится к способам получения полимерно-битумных вяжущих, которые могут быть использованы при строительстве дорог. Вяжущее содержит битум, блоксополимер алкадиена и стирола, парафино-нафтеновый пластификатор и ароматический пластификатор. В качестве ароматического пластификатора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477736
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.04.2013
№216.012.335d

Судовое маловязкое топливо

Изобретение относится к судовому маловязкому топливу, содержащему смесь дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки нефти. Топливо характеризуется тем, что оно содержит фракцию атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С и фракцию вакуумной перегонки с интервалом выкипания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478692
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.335f

Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам

Изобретение относится к способу получения многофункциональной присадки к автомобильным бензинам на основе оснований Манниха, полученных взаимодействием алкильных производных гидроксиароматических соединений, полиоксиметилена - параформа и соединения, содержащего аминогруппу. В качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478694
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.02.2014
№216.012.a239

Пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее

Настоящее изобретение относится к пакету присадок для дизельных масел, содержащему алкилсалицилат кальция и цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты, при этом он дополнительно содержит беззольный сукцинимидный дисперсант, а в качестве алкилсалицилата кальция - малозольный алкилсалицилат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507244
Дата охранного документа: 20.02.2014
20.07.2014
№216.012.df88

Компрессорное масло

Настоящее изобретение относится к компрессорному маслу, содержащему базовое нефтяное масло и полиметилсилоксан, при этом оно дополнительно содержит 4,4'-динонилдифениламин, пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты, 1,2,3-бензотриазол, сложный эфир...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523010
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.09.2014
№216.012.f618

Редукторное масло

Настоящее изобретение относится к редукторному маслу, содержащему нефтяное масло, эфир жирной кислоты, дитиофосфатную присадку, полиметилсилоксановую жидкость, при этом масло дополнительно содержит ди-трет-додецил трисульфид, полиметакрилат и азотсодержащий сополимер, а в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528833
Дата охранного документа: 20.09.2014
27.09.2014
№216.012.f961

Противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива

Изобретение относится к противоизносной присадке для малосернистого дизельного топлива на основе карбоновых кислот, при этом она дополнительно содержит полиэтиленполиамин, а в качестве карбоновых кислот используются технические алкил(С-С)салициловые кислоты при массовом соотношении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529678
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.10.2015
№216.013.8570

Масло для гидравлических систем промышленного оборудования

Настоящее изобретение относится к маслу для гидравлических систем промышленного оборудования, содержащее нефтяное масло, дибутилпаракрезол, диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат кальция и полиметилсилоксаны, при этом оно дополнительно содержит триалкилфосфат и модифицированные полиолы в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565763
Дата охранного документа: 20.10.2015
10.12.2015
№216.013.9874

Антикоррозионная присадка к моторному топливу

Изобретение описывает присадку к моторному топливу, которая содержит продукт взаимодействия метилдиэтаноламина с алкилсалицилововой кислотой формулы: OH-R(R)-COOH, где R - ароматическое кольцо, a R - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода, полученного при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570648
Дата охранного документа: 10.12.2015
+ добавить свой РИД