×
29.05.2019
219.017.6a77

Результат интеллектуальной деятельности: РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: В ракетном двигателе, включающем корпус, заряд твердого топлива и сопловой блок с входным конусом, входной конус снабжен дополнительным коническим участком, сопряженным с критическим сечением соплового блока. Отношения длины дополнительного конического участка и большего его диаметра к диаметру критического сечения соплового блока составляют соответственно 1,5 - 2,1 и 1,3 - 1,9. Отношения угла конусности дополнительного конического участка к углу конусности входного конуса, а также их длин, составляют, соответственно 0,2 - 0,35 и 1,15 - 1,55. Выполнение ракетного двигателя в соответствии с изобретением позволит обеспечить работоспособность двигателя при использовании высокоимпульсных металлизированных твердых топлив и повышение его удельных энергетических характеристик. 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к военной технике, а именно к ракетным двигателям с зарядами из высокоимпульсных твердых топлив, и может быть использовано в ракетах (реактивных снарядах) с твердотопливными двигателями, продукты сгорания топлива которых содержат большие количества конденсированной (твердой) фазы.

Объект изобретения представляет собой ракетный двигатель с зарядом высокоимпульсного металлизированного твердого топлива, предназначенный для преобразования потенциальной энергии топлива в кинетическую энергию носителя и может быть использован в качестве двигателя - движителя вновь разрабатываемого дальнобойного реактивного снаряда.

Известен РДТТ (пат. США N 3786633, МПК F 02 К 9/06, опубл. 22.01.74), принятый авторами за аналог. В известном устройстве приводится конструктивная схема РДТТ с системой фиксации заряда и резонансным стержнем. РДТТ имеет корпус, воспламенитель, сопло и вкладной заряд, снабженный бронирующим покрытием на наружной поверхности и обоих торцах. Резонансный стержень, размещенный в канале заряда, используется в РДТТ - аналоге для гашения колебаний давления при возникновении нестабильного горения.

Однако резонансные стержни не гасят высокочастотные колебания целого ряда мод и, в то же время, размещение в канале заряда резонансного стержня не позволяет добиться высокой степени заполнения камеры двигателя топливом.

Таким образом, задачей данного технического решения являлось гашение колебаний давления ряда мод при возникновении нестабильного горения заряда.

Общими признаками с предлагаемым авторами ракетным двигателем является наличие в составе устройства - аналога корпуса, сопла и заряда твердого топлива.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому техническому результату является "Реактивный двигатель твердого топлива" (патент Российской федерации N 2102623, заявка от 19.03.96 N 96105263, МПК F 02 M 43/00, опубл. 20.01.98), принятый авторами за прототип. Он содержит корпус, в котором установлены прочно скрепленный с корпусом заряд твердого топлива и демпфирующие кольца, разделенные с топливом заряда упругими манжетами, сопловой блок с входным конусом и воспламенительное устройство.

РДТТ, принятый за прототип, функционирует следующим образом.

При работе РДТТ продукты горения твердого топлива заряда движутся по газовому тракту двигателя, при этом в заряде на каждой из диафрагм образуется некоторый перепад давления, оказывающий сильное демпфирующее действие на низкочастотные колебания в РДТТ. Высокочастотные колебания гасятся упругими манжетами.

В то же время, при использовании в заряде указанного двигателя высокоимульсных металлизированных твердых топлив удельный импульс всего двигателя оказывается ниже расчетного, а при взаимодействии продуктов сгорания этих топлив с поверхностью газового тракта сопла, спроектированного по известным зависимостям для конических сопел (см., например, Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. М.: Машиностроение, 1974, с.75 или Виницкий А. И. Ракетные двигатели на твердом топливе. М.: Машиностроение, 1973, с.77) - профилем "сопла Ловаля" - происходит интенсивная эрозия входного (дозвукового) конуса и выходного (сверхзвукового) раструба сопла, искажающей их расчетный профиль, отмечаются случаи прогаров входной части сопла и разрушения двигателя - прототипа.

Таким образом, задачей данного технического решения являлось обеспечение эффективного гашения колебаний при требуемой плотности заряжания.

Общими признаками с предлагаемым авторами ракетным двигателем твердого топлива являются корпус, сопловой блок с входным конусом и заряд твердого топлива.

В отличие от прототипа в предлагаемом авторами ракетном двигателе входной конус снабжен дополнительным коническим участком, сопряженным с критическим сечением соплового блока, при этом отношения его длины и большего диаметра к диаметру критического сечения соплового блока составляют соответственно 1,5. . .2,1 и 1,3...1,9, при этом отношения угла конусности дополнительного конического участка к углу конусности входного конуса, а также их длин, составляют соответственно 0,2...0,35 и 1,15...1,55.

Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно - следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа, и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение (при эффективном гашении как высокочастотных, так и низкочастотных колебаний давления в двигателе при высоких параметрах плотности заряжания) работоспособности двигателя при использовании высокоимульсных металлизированных твердых топлив и повышение его удельных энергетических характеристик (удельного импульса).

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном двигателе, содержащем корпус, заряд твердого топлива и сопловой блок с входным конусом, входной конус снабжен дополнительным коническим участком, сопряженным с критическим сечением соплового блока, при этом отношения его длины и большего диаметра к диаметру критического сечения соплового блока составляют соответственно 1,5...2,1 и 1,3...1,9, при этом отношения угла конусности дополнительного конического участка к углу конусности входного конуса, а также их длин, составляют соответственно 0,2...0,35 и 1,15...1,55.

Новая совокупность конструктивных элементов, выражающаяся в наличии узла, нового в сравнении с прототипом, взаимное расположение узлов и соотношение их размеров, а также наличие связей между деталями и узлами заявляемого двигателя позволяют, в частности:
- за счет снабжения входного конуса дополнительным коническим участком, сопряженным с критическим сечением соплового блока, - исключить пересечение граничной линии тока частиц конденсированной фазы продуктов горения металлизированных твердых топлив с внутренней поверхностью соплового блока и, тем самым, исключить ее интенсивную эрозию;
- за счет выполнения отношения к диаметру критического сечения соплового блока: длины дополнительного конического участка - не меньше 1,5, а его большего диаметра - не больше 1,9 - обеспечить частицам конденсированной фазы продуктов горения топлива достижение скорости в критическом сечении, при которой частицы не выносятся на поверхность выходного раструба и, следовательно, не происходит ее интенсивная эрозия. Если же указанные соотношения выбирать большим 2,1 и меньшим 1,3 соответственно, то скорость частиц в критическом сечении становится слишком большой (достигает скорости звука в газовой фазе). Из-за большой осевой составляющей скорости частиц конденсированной фазы их разлет в выходном раструбе резко уменьшается. Значительно уменьшается при этом объем, занимаемый трубкой тока частиц конденсированной фазы, что, в свою очередь, приводит к снижению количества энергии, передаваемой от частиц конденсированной фазы к газовой фазе (раскаленные частицы окислов металлов в продуктах горения металлизированных топлив имеют более высокую температуру, чем газовая фаза). Соответственно падает удельный импульс всего двигателя.

Выполнение соотношения углов конусности дополнительного конического участка и входного конуса меньше 0,2, а соотношения их длин - больше 1,55, приводит к появлению во входном конусе соплового блока зон локального торможения в целом ускоряющегося потока, в которых происходит эрозия поверхности газового тракта соплового блока. В случае же, если указанные соотношения выполняются: первое - больше 0,35, а второе - меньше 1,15, эрозия поверхности газового тракта входного конуса значительно уменьшается, однако вследствие значительного увеличения при этом длины соплового блока увеличиваются его масса и потери на трение в нем, что, вместе взятое, в свою очередь, приводит к нерациональному снижению удельного импульса двигателя.

Сущность изобретения заключается в том, что в ракетном двигателе, включающем корпус, заряд твердого топлива и сопловой блок с входным конусом, согласно изобретению, в отличие от прототипа, входной конус снабжен дополнительным коническим участком, сопряженным с критическим сечением соплового блока, при этом отношения его длины и большего диаметра к диаметру критического сечения соплового блока составляют соответственно 1,5...2,1 и 1,3... 1,9, при этом отношения угла конусности дополнительного конического участка к углу конусности входного конуса, а также их длин, составляют соответственно 0,2...0,35 и 1,15...1,55.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид предлагаемого ракетного двигателя твердого топлива, на фиг.2 - линии тока частиц конденсированной фазы в предлагаемом двигателе, на фиг.3 - линии тока частиц конденсированной фазы в двигателе - прототипе.

Предлагаемый ракетный двигатель твердого топлива состоит из корпуса 1, в котором расположен прочно скрепленный с корпусом заряд высокоимпульсного металлизированного смесевого твердого топлива 2, и соплового блока 3 с входным конусом 4, критическим сечением 5 и выходным раструбом 6. Входной конус 4 соплового блока 3 снабжен дополнительным коническим участком 7, сопряженным с критическим сечением 5 Отношение длины дополнительного конического участка 7 к диаметру критического сечения 5 соплового блока 3 составляет 1,5...2,1, а отношение его большего диаметра к диаметру критического сечения 5 - 1,3... 1,9. Отношение угла конусности участка 7 к углу конусности входного конуса 4, составляет 0,2...0,35, а отношение их длин - 1,15...1,55.

Вышеописанный ракетный двигатель твердого топливо работает следующим образом.

Продукты горения твердого топлива заряда 2 (газовая и конденсированная фазы) поступают во входной конус 4 соплового блока 3 и ускоряются в нем как и в обычном сопле - скорость газовой фазы в его конце становится околозвуковой и значительно превосходит скорость частиц конденсированной фазы. На дополнительном коническом участке 7, сопряженном с критическим сечением 5, перепад радиусов по оси сопла мал, и, следовательно, меньше градиент давления, ускоряющий газовую фазу продуктов горения. Незначительно, поэтому, и ускорение газовой фазы при дозвуковых скоростях, близких к скорости звука. Из-за большой разницы скоростей газовой и конденсированной фаз в начале участка 7 частицы конденсированной фазы под действием аэродинамических сил резко ускоряются. При приближении к критическому сечению 5 ускорение частиц конденсированной фазы уменьшается (уменьшается разность скоростей газовой и конденсированной фаз), однако при выбранной, с учетом средних массовых характеристик конденсированной фазы, протяженности участка 7, частицы конденсированной фазы достигают в критическом сечении 5 скорости, равной 0,6...0,8 скорости потока газовой фазы. При такой величине осевой составляющей скорости конденсированной фазы продуктов горения ее частицы, ускоряясь в выходном раструбе 6 в радиальном направлении так же, как и в прототипе (фиг.3), достигают тех же радиусов на большем осевом расстоянии от критического сечения 5 и, при выбранном соотношении размеров, не выпадают на поверхность выходного раструба 6. Таким образом, граничная линия тока частиц конденсированной фазы продуктов горения металлизированных топлив проходит в окрестностях крайней точки (среза) выходного раструба 6 соплового блока 3 (фиг.2).

Выполнение ракетного двигателя в соответствии с изобретением позволило обеспечить работоспособность двигателя при использовании высокоимульсных металлизированных твердых топлив и повышение его удельных энергетических характеристик (удельного импульса).

Изобретение может быть использовано при разработке ракетных двигателей на высокоимульсных металлизированных твердых топливах.

Указанный положительный эффект подтвержден огневыми стендовыми испытаниями опытных образцов РДТТ, выполненного в соответствии с изобретением.

В настоящее время разработана рабочая конструкторская документация на двигатель, проведены его государственные испытания, в том числе, в составе реактивного снаряда системы залпового огня, намечено их серийное производство.

Ракетныйдвигательтвердоготоплива,содержащийкорпус,зарядтвердоготоплива,сопловойблоксвходнымконусом,отличающийсятем,чтовходнойконусснабжендополнительнымконическимучастком,сопряженнымскритическимсечениемсопловогоблока,приэтомотношенияегодлиныибольшегодиаметракдиаметрукритическогосечениясопловогоблокасоставляютсоответственно1,5-2,1и1,3-1,9,приэтомотношенияуглаконусностидополнительногоконическогоучасткакуглуконусностивходногоконуса,атакжеихдлин,составляютсоответственно0,2-0,35и1,15-1,55.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 12 items.
20.02.2019
№219.016.c467

Ракета

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к ракетам (реактивным снарядам) с отделяемыми головными частями, и может быть использовано при разработке реактивных снарядов систем залпового огня. В ракете, содержащей ракетный двигатель, отделяемую головную часть и устройство разделения с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02179299
Дата охранного документа: 10.02.2002
20.02.2019
№219.016.c468

Отделяемая головная часть реактивного снаряда

Изобретение относится к реактивным боеприпасам систем залпового огня. Отделяемая головная часть реактивного снаряда содержит корпус с заостренной носовой частью и парашют с круглым куполом, полюсным отверстием и кольцевым поясом. Головная часть снаряда и элементы парашюта выполнены с размерами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02176375
Дата охранного документа: 27.11.2001
20.02.2019
№219.016.c4c5

Сверхзвуковой реактивный снаряд

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно сверхзвуковым реактивным снарядам систем залпового огня. Сущность изобретения заключается в том, что в сверхзвуковом реактивном снаряде, содержащем корпус удлинением более 20 калибров с центрирующими утолщениями, ракетный двигатель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02180093
Дата охранного документа: 27.02.2002
01.03.2019
№219.016.ca1e

Способ правки полых осесимметричных деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к холодной правке полых осесимметричных тонкостенных деталей, и может быть использовано при изготовлении корпусных оболочек, работающих под внутренним давлением в различных отраслях народного хозяйства. Полые осесимметричные детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02201828
Дата охранного документа: 10.04.2003
29.03.2019
№219.016.f82f

Стабилизатор сверхзвукового реактивного снаряда

Изобретение относится к реактивным снарядам залпового огня. Стабилизатор сверхзвукового реактивного снаряда содержит установленные на обтекателе раскрывающиеся дугообразные лопасти. Передние и задние кромки лопастей выполнены несимметричной формы со скосом на выпуклой поверхности лопасти....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02176066
Дата охранного документа: 20.11.2001
29.04.2019
№219.017.3f7a

Парашют для отделяемой головной части реактивного снаряда

Изобретение относится к области ракетной техники. Парашют содержит круглый тканевый купол, стропы и стабилизирующее кольцо. Стабилизирующее кольцо снабжено поясом рифления, уложенным в кольцевой кулисе, которая закреплена на стабилизирующем кольце на расстоянии 0,2... 0,5 ширины кольца от его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02206476
Дата охранного документа: 20.06.2003
29.04.2019
№219.017.46e1

Неуправляемый реактивный снаряд

Изобретение относится к реактивным боеприпасам. Неуправляемый реактивный снаряд, содержащий взрыватель, боевую часть, ракетный двигатель, ведущий штифт, воспламенитель, сопловой блок, крышку с контактным сектором и вторым контактом со съемным токопроводящим элементом. Сопловой блок снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02176373
Дата охранного документа: 27.11.2001
29.04.2019
№219.017.46e2

Реактивный снаряд, запускаемый из трубчатой направляющей

Изобретение относится к твердотопливным реактивным боеприпасам. Реактивный снаряд содержит оживальную головную часть со взрывателем, сопловой блок двигателя с цилиндрическим обтекателем, на котором смонтированы складывающиеся лопасти стабилизатора. В начале оживала головной части выполнен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02176068
Дата охранного документа: 20.11.2001
29.04.2019
№219.017.4725

Система угловой стабилизации реактивного снаряда

Изобретение относится к военной технике, а именно к системам управления летательных аппаратов. Технический результат - повышение точности стабилизации. Система угловой стабилизации реактивного снаряда содержит датчик угловых отклонений с чувствительным элементом с постоянным магнитом, приводом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02181875
Дата охранного документа: 27.04.2002
19.06.2019
№219.017.8509

Ракета с отделяющимся боевым модулем

Изобретение относится к области военной техники и может найти применение при разработке ракет (реактивных снарядов) с отделяющимися боевыми модулями различного назначения. Сущность изобретения заключается в том, что в ракете с отделяющимся боевым модулем, содержащей ракетную часть с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02202098
Дата охранного документа: 10.04.2003
Showing 1-10 of 35 items.
20.02.2019
№219.016.c467

Ракета

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к ракетам (реактивным снарядам) с отделяемыми головными частями, и может быть использовано при разработке реактивных снарядов систем залпового огня. В ракете, содержащей ракетный двигатель, отделяемую головную часть и устройство разделения с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02179299
Дата охранного документа: 10.02.2002
20.02.2019
№219.016.c468

Отделяемая головная часть реактивного снаряда

Изобретение относится к реактивным боеприпасам систем залпового огня. Отделяемая головная часть реактивного снаряда содержит корпус с заостренной носовой частью и парашют с круглым куполом, полюсным отверстием и кольцевым поясом. Головная часть снаряда и элементы парашюта выполнены с размерами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02176375
Дата охранного документа: 27.11.2001
20.02.2019
№219.016.c4c5

Сверхзвуковой реактивный снаряд

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно сверхзвуковым реактивным снарядам систем залпового огня. Сущность изобретения заключается в том, что в сверхзвуковом реактивном снаряде, содержащем корпус удлинением более 20 калибров с центрирующими утолщениями, ракетный двигатель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02180093
Дата охранного документа: 27.02.2002
01.03.2019
№219.016.ca69

Отделяемая головная часть

Изобретение относится к военной технике, а именно отделяемым головным частям различного целевого назначения, и может быть использовано для повышения боевой эффективности реактивных снарядов систем залпового огня. В отделяемой головной части, содержащей парашютный отсек в виде кожуха с дном,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231016
Дата охранного документа: 20.06.2004
01.03.2019
№219.016.ca99

Боевая часть

Изобретение относится к военной технике, а именно к боевым частям с полуготовыми поражающими элементами, и может быть использовано при разработке бронебойных самоприцеливающихся боевых элементов для реактивных систем залпового огня. Боевая часть содержит корпус, заряд взрывчатого вещества с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002221985
Дата охранного документа: 20.01.2004
11.03.2019
№219.016.d777

Боеприпас объемного взрыва

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в боеприпасах объемного взрыва различного назначения. В боеприпасе, содержащем модули с доньями, горючее, диспергирующе-инициирующие заряды, взрыватель, тормозной парашют и детонационный шнур, последний закреплен на гибкой опоре,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02235279
Дата охранного документа: 27.08.2004
11.03.2019
№219.016.ddef

Способ изготовления оболочки осколочного боеприпаса

Изобретение относится к боеприпасам, а более конкретно к снарядам, реактивным снарядам или минам с боеголовкой осколочно-фугасного действия, имеющей оболочку с насечками для равномерного дробления на осколки. Способ изготовления оболочки осколочного боеприпаса, на внутренней поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02171445
Дата охранного документа: 27.07.2001
20.03.2019
№219.016.e9f8

Боевая машина

Изобретение относится к реактивному оружию залпового огня и может быть использовано в военной технике, в частности ракетном вооружении сухопутных войск. Сущность изобретения заключается в том, что в боевой машине для запуска реактивных снарядов залпового огня, содержащей колесное шасси, пакет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002176372
Дата охранного документа: 27.11.2001
20.03.2019
№219.016.e9f9

Транспортно-заряжающая машина реактивной системы залпового огня

Изобретение относится к военной технике, а именно транспортно-заряжающим машинам, входящим в состав реактивных систем залпового огня (РСЗО), и может быть использовано при разработке РСЗО. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для транспортирования и заряжания реактивных снарядов (РС) системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02176371
Дата охранного документа: 27.11.2001
29.03.2019
№219.016.f051

Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к технике двигателестроения, а именно к системам охлаждения двигателей, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, преимущественно с принудительным воспламенением рабочей смеси. Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02232905
Дата охранного документа: 20.07.2004
+ добавить свой РИД