×
29.05.2019
219.017.6786

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА МАСЛОЗАЩИТЫ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002413832
Дата охранного документа
10.03.2011
Аннотация: Изобретение относится к буровой технике, а именно к системам маслозащиты узлов (подшипников шпинделей, редукторов и др.) забойных двигателей, применяемых для бурения наклонно-направленных скважин. Система маслозащиты забойного двигателя содержит маслонаполненную камеру, один или более вращающихся валов с уплотнениями, включающими корпус, кольца с уплотняющими торцами. Одно из колец зафиксировано в корпусе, а другое вращается с валом. Уплотнения снабжены двумя или более радиальными подшипниками, на которых установлены вращающиеся кольца с уплотняющими торцами, при этом валы снабжены радиальными выступами, а вращающиеся кольца снабжены торцовыми выступами, входящими в зацепление с радиальными выступами валов. Обеспечивает повышение надежности и долговечности известных систем маслозащиты, с торцовыми уплотнениями вращающихся валов забойных двигателей, улучшаются условия смазки герметизируемых механизмов и повышается срок службы забойных двигателей. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к буровой технике, а именно к системам маслозащиты узлов (подшипников шпинделей, редукторов и др.) забойных двигателей, применяемых для бурения наклонно-направленных скважин.

Известны уплотнения вращающихся валов (Контактные уплотнения вращающихся валов / Г.А.Голубев, Г.М.Кукин, Г.Е.Лазарев и др. М.: «Машиностроение», 1976. С.195-196, рис.108), содержащие невращающееся кольцо, вращающееся кольцо и дополнительную опору вращающегося кольца, в виде шарикового подшипника. Дополнительная опора вращающегося кольца ограничивает влияние биения или вибрации валов на герметичность уплотнений.

Недостаток известного устройства заключается в том, что при попытках использования такого уплотнения в маслозащите забойного двигателя, работающего при бурении скважин в режиме больших динамических нагрузок и сильных вибраций, оно не обеспечивало надежной герметизации системы маслозащиты. Под влиянием сильных вибраций буровой раствор проникал в герметизируемый механизм (редуктор турбобура с подшипниками), за счет чего ускорялся износ редуктора и подшипников, снижался ресурс забойного двигателя. Испытания системы маслозащиты забойного двигателя с такими уплотнениями показали, что при одном подшипнике в дополнительной опоре вращающегося кольца возможны перекосы оси вращения кольца и потеря герметичности маслозащиты.

Известна система маслозащиты забойного двигателя (Фоменко Ф.Н. Бурение скважин электробуром. М.: «Недра», 1974, С.82-83). Она включает торцовые подвижные кольца, установленные на втулке, смонтированной на двух специальных подшипниках. Втулка сопряжена с валом с помощью шпонки и уплотнительного узла, состоящего из втулки и резиновых уплотнительных колец, установленных на втулках уплотнения и вала. Втулка уплотнения сцентрирована и зафиксирована в осевом направлении подшипниками, расположенными в невращающемся корпусе шпинделя электробура. Таким образом, значительно облегчаются условия работы торцового уплотнения. Вал относительно втулки может иметь значительные осевые перемещения, которые в конечном итоге определяют осевое скольжение втулки по резиновым кольцам.

Применялись конструкции с одной торцовой парой, но они не давали необходимой надежности. Двухпарные конструкции были более надежны, но сложны в сборке и эксплуатации.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является система маслозащиты забойного двигателя (Патент РФ №977668, Редукторная вставка забойного двигателя, авт. Вадецкий Ю.В., Деркач Н.Д., Крутик Э.Н., Чудаков Г.Ф., Строителев Н.П.), содержащая корпус, редуктор, размещенный в маслонаполненной камере с уплотнениями, ведущий и ведомый валы, каждый из которых установлен на двух опорах. Одни опоры валов выполнены сферическими, а другие опоры связаны с корпусом через упругие элементы, причем уплотнения валов размещены между опорами ближе к сферическим опорам. Упругие элементы выполнены в виде радиальных резинометаллических подшипников скольжения. Так как уплотнения валов размещены ближе к сферическим опорам и удалены от упругих опор, то влияние биения или вибрации валов на герметичность уплотнений ограничивается. Достигается улучшение герметичности уплотнений и повышение надежности системы маслозащиты редуктора.

Использование такой системы маслозащиты забойного двигателя, работающего при бурении скважин в режиме больших динамических нагрузок и сильных вибраций, давало неплохие результаты повышения ее надежности.

Однако требовалось повышение долговечности. При износе сферических опор герметичность уплотнений утрачивалась. Под влиянием сильных вибраций буровой раствор проникал в герметизируемый механизм (редуктор турбобура с подшипниками), за счет чего ускорялся износ редуктора и подшипников, снижался ресурс забойного двигателя.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности и долговечности известных систем маслозащиты с торцовыми уплотнениями вращающихся валов забойных двигателей, улучшение условий смазки герметизируемых механизмов и повышение срока службы забойных двигателей за счет уменьшения влияния биения или вибрации валов на герметичность уплотнений.

Поставленная задача решается за счет того, что в известной системе маслозащиты забойного двигателя, содержащей маслонаполненную камеру, один или более вращающихся валов с уплотнениями, включающими корпус, кольца с уплотняющими торцами, одно из которых зафиксировано в корпусе, а другое вращается с валом, согласно изобретению уплотнения снабжены двумя или более радиальными подшипниками, на которых установлены вращающиеся кольца с уплотняющими торцами, при этом валы снабжены радиальными выступами, а вращающиеся кольца снабжены торцовыми выступами, входящими в зацепление с радиальными выступами валов.

Кроме того, согласно изобретению, торцы вращающихся колец расположены перпендикулярно оси их вращения.

Кроме того, в системе маслозащиты забойного двигателя, согласно изобретению, в зацеплении торцовых выступов с радиальными выступами валов выполнены зазоры 0,5-1,0 мм.

Кроме того, в системе маслозащиты забойного двигателя, согласно изобретению, между вращающимися кольцами и валами установлены эластичные уплотнительные элементы, допускающие относительное радиальное смещение колец и валов.

Кроме того, в системе маслозащиты забойного двигателя, согласно изобретению, торцы уплотнительных колец снабжены износостойким покрытием.

Установка вращающихся колец на двух или более радиальных подшипниках обеспечивает жесткость относительного положения уплотнительных колец, что сводит к минимуму влияние биения или вибрации валов на герметичность уплотнений. Выполнение на уплотняемых валах радиальных выступов, а на вращающихся кольцах торцовых выступов, входящих в зацепление с радиальными выступами валов, позволяет максимально эффективно использовать радиальное пространство для размещения усиленных подшипников вращающихся колец, что повышает их износостойкость и долговечность.

Выполнение торцов вращающихся колец перпендикулярно оси их вращения устраняет биение уплотняющих торцов, что повышает герметичность и износостойкость уплотнений.

Выполнение зазоров 0,5-1,0 мм в зацеплении торцовых выступов вращающихся колец с радиальными выступами валов обеспечивает предохранение радиальных подшипников вращающихся колец от перегрузки при биении или вибрации уплотняемых валов.

Эластичные уплотнительные элементы, установленные между вращающимися кольцами и валами, допускают относительное смещение вращающихся колец и валов без потери герметичности уплотнения.

Износостойкое покрытие торцовых уплотнений повышает их долговечность и надежность герметизации на протяжении работы забойного двигателя, улучшает работу системы маслозащиты.

Выполнение системы маслозащиты забойного двигателя с указанными отличительными признаками, в совокупности с известными, позволит значительно повысить ее надежность, предохраняет защищаемые механизмы от воздействия бурового раствора, улучшает условия смазки герметизируемых механизмов и увеличивает долговечность забойного двигателя в целом.

На чертеже показан пример конкретного исполнения системы маслозащиты забойного двигателя согласно изобретению.

Система маслозащиты содержит маслонаполненную камеру 1, вращающиеся валы 2 и 3, вращающееся 4 и невращающееся 5 кольца с уплотняющими торцами 6, подшипники 7, установленные в корпус 8 уплотнения. Корпус 8 уплотнения установлен неподвижно в корпус 9 забойного двигателя. Между валом 2 и вращающимся уплотнительным кольцом 4 установлено кольцо 10 из эластомера, например из резины. Кольца 4 и 5 на уплотняющих торцах 6 имеют износостойкое покрытие. Уплотняющие торцы 6 прижимаются пружинками 11. Подшипники 7 зафиксированы в корпусе 8 пружинным кольцом 12. Вращающееся кольцо 4 имеет торцовые выступы 13. На втулке 14 вала 2 выполнены радиальные выступы 15, которые входят в зацепление с торцовыми выступами 13 втулки 14 вала 2. Втулка 14 неподвижно закреплена на валу 2 и при вращении вала составляет с ним одно целое. Кольцо 3 имеет шлицы 16, входящие в зацепление со шлицами корпуса 8 уплотнения. Валы 2 и 3 в приведенном примере исполнения опираются на сферические подшипники качения 18 и резинометаллические подшипники скольжения 19. Могут применяться и другие типы подшипников. Валы 2 и 3 соединены между собой муфтой или редуктором (на чертеже не показано).

Неподвижные соединения деталей системы маслозащиты уплотнены резиновыми кольцами 17. Кольца 4 и 5 с уплотняющими торцами 6 отделяют масло, которым заполнена камера 1 системы маслозащиты, от бурового раствора. Подача бурового раствора на забой скважины (на чертеже не показано) производится между корпусом 9 забойного двигателя и корпусом 8 уплотнения системы маслозащиты. Направление движения бурового раствора показано стрелкой А. Шлицы 16 кольца 5, входящие в зацепление со шлицами корпуса 8 уплотнения, удерживают кольцо 5 от вращения, предохраняя от износа резиновое кольцо 17. На валу 3 уплотнение с корпусом 8, вращающимся 4 и невращающимся 5 кольцами с подшипниками 7, установлено аналогичным образом.

Система маслозащиты работает следующим образом. В процессе бурения валы 2 и 3 забойного двигателя вращаются, передавая мощность привода на долото (на чертеже не показаны). Валы 2 и 3 находятся под воздействием высоких динамических нагрузок, возникающих при разрушении разбуриваемых пород. При этом они деформируются и испытывают продольные и радиальные вибрации. В результате исполнения уплотнений в соответствии с заявляемым техническим решением уплотнительные торцы 6 колец 4 и 5 защищены от воздействия как продольных, так и радиальных вибраций. Установка вращающегося кольца 4 на двух (или более) радиальных подшипниках 7 обеспечивает жесткую фиксацию оси вращения кольца 4, а следовательно, фиксацию относительного положения уплотнительных торцов 6 колец 4 и 5. Т.к. радиальные люфты в контактах тел качения радиальных подшипников минимальны (не более 0,01-0,02 мм), то перекосы подвижного и неподвижного колец подшипника также сводятся к минимуму, поскольку ось вращения кольца 4 жестко зафиксирована. Испытания показывают, что такое исполнение устраняет вероятность раскрытия торцов 6 колец 4 и 5 и потерю герметичности системы маслозащиты в целом.

Выполнение торцов 6 вращающегося кольца 4 перпендикулярно оси вращения устраняет биение уплотняющих торцов 6, что повышает герметичность и износостойкость уплотнений.

Выполнение на вращающемся кольце 4 торцовых выступов 13, входящих в зацепление с радиальными выступами 15 втулок 14, установленных неподвижно на валах 2 и 3, позволяет использовать радиальное пространство для размещения усиленных подшипников 7, что повышает их грузоподъемность и долговечность.

Выполнение зазоров 0,5-1,0 мм в зацеплении торцовых выступов 13 с радиальными выступами 15 предохраняет радиальные подшипники 7 от перегрузки при биении или вибрации валов 2 и 3 забойного двигателя, возникающих в процессе бурения.

Установка эластичного уплотнительного элемента 10 между вращающимся кольцом 4 и втулкой 14, допускающего относительное радиальное смещение вращающихся колец 4 и втулок 14 валов 2 и 3, позволяет сохранять герметичность уплотнений при вибрациях валов 2 и 3, возникающих в процессе бурения.

Износостойкое покрытие 6 торцовых колец 4 и 5 повышает надежность герметизации системы маслозащиты на протяжении всей работы забойного двигателя, улучшает работу системы маслозащиты, что предохраняет защищаемые механизмы (на чертеже не показано) от воздействия бурового раствора и увеличивает долговечность забойного двигателя в целом.

Выполнение системы маслозащиты забойного двигателя с указанными отличительными признаками, в совокупности с известными, позволяет значительно повысить ее долговечность, предохраняет защищаемые механизмы от воздействия бурового раствора, улучшает условия смазки герметизируемых механизмов и увеличивает долговечность забойного двигателя в целом.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-7 of 7 items.
27.02.2014
№216.012.a6ec

Способ контроля режима работы гидравлического забойного двигателя в забойных условиях

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин гидравлическими забойными двигателями (ГЗД), а именно к способам контроля режима работы ГЗД в забойных условиях. Техническим результатом является повышение эффективности бурения скважин путем оперативного изменения режима работы ГЗД при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508447
Дата охранного документа: 27.02.2014
20.01.2015
№216.013.1e5d

Устройство защиты мультифазного насоса

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения и может быть использовано в нефтегазовой промышленности для защиты винтовых поверхностей рабочих органов и уплотнений вала шпинделя мультифазных насосных установок от негативного воздействия высокой доли газовой фазы в перекачиваемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539214
Дата охранного документа: 20.01.2015
19.01.2018
№218.016.0670

Клапанное устройство бурильной колонны

Изобретение относится к области буровой техники и предназначено для гидравлического сообщения внутренней полости бурильной колонны с затрубным пространством при спускоподъемных операциях и для разобщения этих пространств в условиях бурения, в том числе и на пониженном расходе бурового раствора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631123
Дата охранного документа: 19.09.2017
19.01.2018
№218.016.0cb6

Устройство подачи затворной жидкости к двойному торцовому уплотнению мультифазной насосной установки

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения, а именно к мультифазным насосным установкам. Устройство подачи затворной жидкости к двойному торцовому уплотнению мультифазной насосной установки включает резервуар для затворной жидкости, насос с предохранительным клапаном для подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632741
Дата охранного документа: 09.10.2017
18.05.2019
№219.017.56f4

Винтовой забойный двигатель

Изобретение относится к области буровой техники (инструмента), в частности к винтовым забойным двигателям (ВЗД) для бурения нефтяных и газовых скважин. ВЗД содержит секцию рабочих органов: статор и эксцентрично расположенный внутри него ротор, шпиндельную секцию и внутренний соединительный узел...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387783
Дата охранного документа: 27.04.2010
09.06.2019
№219.017.7e14

Редуктор забойного двигателя

Изобретение предназначено для бурения нефтяных и газовых скважин. Техническая задача - повышение нагрузочной способности и долговечности при максимальной производительности долот режущего типа. Редуктор забойного двигателя с косозубой зубчатой планетарной передачей содержит ведущий вал с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002407878
Дата охранного документа: 27.12.2010
22.06.2019
№219.017.8e2f

Стенд для обкатки и испытаний одновинтовых насосов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для обкатки и проведения испытаний одновинтовых насосов как новых, так и после проведения ремонта. Стенд содержит расходный бак 2, шпиндель, регулируемый привод вращения вала шпинделя, редуктор, распределительные рукава 17 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002416788
Дата охранного документа: 20.04.2011
Showing 1-4 of 4 items.
20.01.2015
№216.013.1e5d

Устройство защиты мультифазного насоса

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения и может быть использовано в нефтегазовой промышленности для защиты винтовых поверхностей рабочих органов и уплотнений вала шпинделя мультифазных насосных установок от негативного воздействия высокой доли газовой фазы в перекачиваемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539214
Дата охранного документа: 20.01.2015
19.01.2018
№218.016.0cb6

Устройство подачи затворной жидкости к двойному торцовому уплотнению мультифазной насосной установки

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения, а именно к мультифазным насосным установкам. Устройство подачи затворной жидкости к двойному торцовому уплотнению мультифазной насосной установки включает резервуар для затворной жидкости, насос с предохранительным клапаном для подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632741
Дата охранного документа: 09.10.2017
09.06.2019
№219.017.7e14

Редуктор забойного двигателя

Изобретение предназначено для бурения нефтяных и газовых скважин. Техническая задача - повышение нагрузочной способности и долговечности при максимальной производительности долот режущего типа. Редуктор забойного двигателя с косозубой зубчатой планетарной передачей содержит ведущий вал с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002407878
Дата охранного документа: 27.12.2010
21.06.2020
№220.018.28f5

Редуктор забойного двигателя

Изобретение относится к электробуровой технике, а именно к редукторам для передачи вращения от электродвигателя к долоту. Редуктор забойного двигателя имеет корпус, ведущий вал, зубчатые венцы которого с правым и левым направлениями наклона зубьев образуют ряды зацепления с сателлитами и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723807
Дата охранного документа: 17.06.2020
+ добавить свой РИД