29.05.2019
219.017.666c

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕНИЯ И РЕЧИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕЗОНАНСОМЕТРА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002352998
Дата охранного документа
20.04.2009
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области обучения. Способ обучения резонансной технике пения и речи с применением резонансометра включает регистрацию относительного уровня высокой и низкой певческих формант и регистрацию вибрационной активности резонаторов голосового аппарата с помощью вибродатчиков. Один из вибродатчиков размещают на области головного или грудного резонаторов, а другой - на области гортани, причем вибродатчики устанавливаются попеременно: сначала на теле учителя, а потом на теле ученика. Преобразуют высокочастотные электрические сигналы вибродатчиков в низкочастотные электрические сигналы с частотой 200 Гц, усиливают сигналы и подают на кожно-тактильные вибраторы, установленные на поверхности тела обучаемого и/или на визуальный экран, вычисляют отношение интенсивности вибрации головного или грудного резонатора к интенсивности вибрации гортани в реальном времени и подают на кожно-тактильные вибраторы и/или на визуальный экран. Резонансометр выполнен из пяти функционально взаимосвязанных электронных цепей. Изобретение позволяет повысить эффективность обучения и овладения резонансной техникой пения и речи с участием педагога или самостоятельно. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к области психофизиологии, точнее - психофизиологии пения и речи.

Термин “резонансное пение” введен в научный лексикон и обиход автором этих строк (Морозов В.П., 1994. Научные основы вокального искусства: резонансная теория пения. Курс лекций для вокалистов, дирижеров хоров, музыковедов, аспирантов, соискателей стажеров. // Вопросы вокального образования. Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений. Изд. Мин. Культуры РФ, Российская академия музыки им. Гнесиных. М., 1995, с.60-62) и означает “пение с максимальным использованием активности резонаторов голосового аппарата”. Аналогичное определение можно дать и термину “резонансная речь”.

Возникновение термина “резонансное пение” вызвано следующими обстоятельствами. Голос есть результат взаимодействия трех основных частей голосового аппарата - гортани, дыхательной системы и резонаторов, к которым относятся все воздухоносные полости голосового тракта (рот, глотка, ротовая полость, придаточные пазухи носа - это верхний резонатор, - а также трахея с крупными бронхами - грудной резонатор). Важнейшим органом является гортань с голосовыми связками. Поэтому традиционные теории голосообразования - миоэластическая и нейро-хронаксическая - рассматривают процесс голосообразования преимущественно как результат работы гортани, однако практика выдающихся певцов указывает на важнейшую роль резонаторов в пении.

Исследования автора заявки показали, что важнейшей особенностью техники пения вокально-одаренных певцов является максимальная активизация резонансной системы голосового аппарата, поскольку это позволяет певцу получить значительное увеличение силы голоса (наряду с улучшением его эстетических качеств) за счет повышения коэффициента полезного действия (КПД) голосового аппарата, т.е. за счет превращения большей части физических усилий певца (затраченной физической энергии) по производству голоса в полезную звуковую энергию. (Морозов В.П., Резонансная теория пения (психофизиологические аспекты). // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Музыкальное образование в контексте культуры". Росс. акад. музыки им. Гнесиных, М, 1996, с.22-29. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002, с.33).

Показано, что, максимальная активизация резонаторов в процессе пения значительно экономит энергетические затраты певца и тем самым предотвращает вероятность профессиональных заболеваний его голосового аппарата (Морозов В.П., Резонансная теория пения о защите гортани профессиональных певцов от перегрузок. // Первый международный конгресс “Музыкотерапия и восстановительная медицина”, М., 2000, стр.64-70).

Исходя из сказанного под выражением “резонансная техника пения и речи” понимается техника голосообразования с максимальной активизацией резонаторов поющего или говорящего. Аналогичный смысл имеет выражение “резонансная техника голосообразования”.

Несмотря на то, что пение является одним из самых популярных и доступных видов музыкального творчества (поют и обучаются пению миллионы людей), овладение резонансной вокальной техникой представляет для поющего значительные трудности, вследствие чего даже многие профессиональные певцы не достигают в этом необходимого совершенства и довольствуются весьма посредственными голосовыми качествами и отсутствием популярности. Достаточно сказать, что голос певца, не владеющего резонансной техникой пения, не обладает способностью преодолевать “звуковую завесу” оркестрового сопровождения и озвучивать большие концертные залы, т.е. лишен так называемого свойства полетности. “Голос, лишенный резонанса, - мертворожденный и распространяться не может, - писал известный итальянский певец, солист Миланского оперного театра “Ла Скала” Джакомо Лаури-Вольпи, - … в основе вокальной педагогики лежат поиски резонаторов - звукового эха” (Дж.Лаури-Вольпи. Вокальные параллели. Л., 1972).

Аналогичное положение существует и в практике обучения технике речи на резонансной основе, принципиальную важность которой признавал К.С.Станиславский и ряд современных педагогов сценической речи (Сиселли Бери. Голос и актер. М., 1996). Проблема резонансного голосообразования актуальна также и для всех других форм публичной речи по следующим основаниям.

Во-первых, доказано, что помимо силы и полетности резонанс придает голосу высокие эстетические тембровые качества, в частности, приятную на слух звонкость, серебристость тембра, и в то же время мягкость, “грудной тембр”. Это - эстетическая закономерность.

Во-вторых, существует психологическая закономерность: эстетические достоинства или недостатки голоса слушатель склонен переносить и на личность говорящего, т.е. наделять говорящего с красивым голосом большими достоинствами, а говорящего неприятным голосом - неприятными свойствами характера и т.п. Несмотря на исключения, эта закономерность чаще оправдывается, поскольку голос - это зеркало души, как и глаза.

В-третьих, речевой голос часто бывает профессиональным инструментом общения. Это - педагоги, артисты, лекторы, менеджеры, дикторы радио, ТВ, священнослужители, разного рода комментаторы, политики, голоса которых должны быть не только приятными (в свете вышесказанного), но и звучными, достаточно сильными, “полетными”, чтобы быть слышимыми в больших аудиториях, нередко в условиях шума, плохой акустики зала и т.п. Техническое средство - микрофон - далеко не всегда может оказаться в руках оратора, но если он и имеется, - усилит и все недостатки его голоса.

В-четвертых, если вы не владеете резонансной техникой и не используете даровую энергию резонанса, который придает голосу силу и неутомимость, то будете перенапрягать голосовые связки, в результате - часто страдать профессиональными расстройствами голоса, и даже терять голос, оказавшись не в состоянии выполнять свои профессиональные обязанности. Это уже медицинская и вместе с тем - социальная проблема.

Все вышеуказанные проблемы успешно решаются путем овладения резонансной техникой голосообразования, ибо резонанс, как я говорю на лекциях слушателям, - это поставщик даровой энергии вашему голосу. "Возьмите ее!”. “Каким образом?”, - спрашивают. Поскольку резонанс - явление достаточно сложное и, особенно, в голосовом аппарате человека, и далеко не всем ясно, что это такое, данному вопросу посвящена монография автора “Искусство резонансного пения” М., 2002, а в практическом плане - предлагаемый способ обучения резонансной технике пения и речи.

Активность резонаторов в процессе голосообразования проявляется в большем или меньшем усилении звука в полостях-резонаторах, что отражается в вибрации стенок резонаторов и при достаточно сильной их активности воспринимается поющим или говорящим в своеобразных вибрационных ощущениях благодаря наличию в нашем теле микроскопических вибрационных рецепторов. “… Когда я пою, ощущаю резонанс во всем своем теле, вплоть до кончиков пальцев!”, - считал известный солист Большого театра (бас), нар. арт. СССР Иван Петров-Краузе (см. В.П.Морозов. Цит. изд. 2002, с.391). Аналогичное высказывание принадлежит одной из ведущих солисток знаменитого миланского театра Ла Скала Магде Оливьеро: “Резонаторные ощущения у меня очень ярки, сильны: все лицо, шея, лоб звенят, трясутся, часто доходит до головокружения. Грудное резонирование подключается само, особенно на высоких нотах форте. Тогда работает весь корпус: все вибрирует внутри, от ног до головы.” (см. В.П.Морозов. Цит. изд. 2002, с.422). При слабой вибрационной активности резонаторов, что характерно для не владеющих резонансной техникой голосообразования, вибрационные ощущения затрудняются или вовсе отсутствуют.

Активность резонаторов проявляется также и в самом звуке певческого или речевого голоса в виде усиления определенных групп обертонов голоса, что является физиологической основой для слухового восприятия фонетических элементов речи, ее разборчивости (дикции) и тембровой окраски голоса. В частности, показано, что такое эстетически ценное качество голоса как звонкость обуславливается наличием в певческом или речевом голосе значительно усиленных высоких обертонов (благодаря резонансу определенных участков голосового тракта). Группа усиленных высоких обертонов в певческом голосе, придающих голосу звонкость (в области 2400-3000 Гц) получила название высокой певческой форманты (ВПФ). Исследования автора заявки показали, что в звуке хорошего певческого голоса уровень ВПФ достигает 30-40%, несколько меньше в женских и больше в мужских голосах, доходя у выдающихся певцов до 50% и более (Ф.Шаляпин, Э.Карузо, И.Петров-Краузе, П.Доминго, Л.Паваротти и др.). В непрофессиональных голосах и в гласных обычной разговорной речи уровень ВПФ существенно ниже и она не занимает стабильного частотного положения в спектре голоса (см. Фиг.1). По предложению автора заявки степень выраженности в голосе высокой певческой форманты получила название коэффициента звонкости голоса. В речевом голосе тембровую звонкость голосу придают обертоны, соответствующие ВПФ певческого голоса.

В спектре певческого голоса имеется также низкая певческая форманта (НПФ). Это - группа усиленных обертонов в области 400-700 Гц, придающих голосу также приятную на слух мягкость, бархатистость тембра (грудной тембр).

Таким образом, певческий и речевой голос является результатом той или иной активности голосового аппарата поющего или говорящего. Резонансная техника, как уже говорилось, характеризуется высокой активностью резонаторов.

Имеется ряд причин, обуславливающих высокую или низкую активность резонаторов.

Во-первых, их хорошая или плохая акустическая настроенность - природная или достигаемая в процессе обучения резонансной технике путем изменения размеров и формы резонансных полостей, чему в широких пределах поддаются ротовой и глоточный резонаторы, в определенной мере носовой резонатор, за счет регулирования его акустической связи с ротовой полостью мягким небом (“звук должен быть в носу, но в звуке не должно быть носа” - совет старых вокальных педагогов). Грудной резонатор также обладает возможностью акустической настройки и сонастройки с ротоглоточным резонатором, путем изменения объема и формы трахеи за счет ее растяжения или сужения, а также изменения диаметра ее хрящевых полуколец, что наблюдается под рентгеном в процессе обычного и тем более певческого дыхания. Таким образом, акустическая настройка обуславливается физиологической деятельностью органов голосообразования.

Во-вторых, в числе физиологических причин, влияющих на активность резонаторов, особая роль принадлежит певческому (и речевому также) типу дыхания, и в первую очередь, - высокой активности диафрагмы и межреберной вдыхательно-выдыхательной мускулатуре, обеспечивающей так называемую “вдыхательную установку” в процессе фонационного выдоха и связанную с особыми певческими ощущениями “опоры звука на диафрагму”. Важнейшим физиологическим показателем является оптимальное положение гортани, которое может произвольно изменяться поющим или говорящим в процессе звукообразования, а также отсутствие мышечной напряженности гортани и голосовых связок поющего или говорящего, т.к. эта чрезмерная напряженность ведет к деградации голоса и его потере.

В-третьих, психофизиологической причиной способности певца или оратора к рациональной (оптимальной) настройке резонаторов является необходимая высокая чувствительность голосовых органов певца к воздействию вибрации резонаторов, ибо известно, что пороги вибрационной чувствительности существенно различаются у разных людей (см. Физиология человека, 2004. Цит. изд. стр.). В результате некоторые люди не могут настроить оптимально свои резонаторы, поскольку не ощущают их вибрационной активности.

В-четвертых, существует и психологическая причина - многие поющие и говорящие не обращают внимания на свои вибрационные ощущения, даже если они достаточно выражены, и руководствуются в пении и речи, в основном, слуховыми и мышечными ощущениями, что является конечно необходимым, но далеко не достаточным условием успешного обучения и овладения резонансной техникой пения. Как уже говорилось выше, для мастеров пения вибрационные ощущения - важнейший показатель резонансной техники пения.

Объективные исследования вибрации тела человека как результата работы его голосового аппарата в процессе произнесения речевых звуков были проведены разными исследователями, в т.ч. Г.Бекеши (см. Фиг.2, Bekesy G. The structure of the middle ear and hearing of own voice by bone conduction, - J. Acoust. Soc. Amer., 1949, v.21, №3, p.217-232.

Автором заявки параллельно с изучением акустических особенностей певческого и речевого голоса были проведены объективные измерения вибрации резонаторов у певцов разных квалификаций при помощи вибродатчиков, преобразующих механическую вибрацию тела певца в электрический сигнал, пропорциональный интенсивности и частоте вибрации резонаторов. Результаты показали, что у лучших певцов, голоса которых характеризовались хорошо выраженной высокой и низкой певческими формантами, приятной на слух звонкостью, полетностью, тембральной ровностью вокальных гласных, большой силой звука, и вместе с тем свободой и непринужденностью звукообразования, были зарегистрированы весьма высокие уровни вибрации резонаторов с тенденцией увеличиваться к концу фонации гласных (Фиг.3, а). У неквалифицированных певцов или невокалистов, которые фонируют звук речевым способом, интенсивность вибрации резонаторов была низкой с тенденцией еще большего уменьшения к концу фонации гласных (Фиг.3, б), (см. В.П.Морозов. Искусство резонансного пения. М., 2002, стр.187).

Автором заявки было также обнаружено, что в спектре вибрации грудного резонатора (на середине грудины) доминирует область низкой певческой форманты (НПФ, около 420 Гц), что близко к данным В.Н.Сорокина, а в спектре вибрации верхнего резонатора (в области “маски”) - высокая певческая форманта (ВПФ, около 2500 Гц), (см. В.П.Морозов. Цит. изд. стр.151).

Показателями резонансной техники пения и речи, как это следует из вышесказанного, могут служить, во-первых, акустические и прежде всего тембровые особенности голоса обучаемого, что зависит от формантного состава его спектра и, в частности, от высокой и низкой певческих формант, а также вибрато голоса, во-вторых, непосредственная вибрационная активность резонаторов поющего или говорящего, которая должна быть достаточно интенсивной, чтобы техника пения могла считаться “резонансной”, в-третьих, особые психологические факторы, влияющие на активность резонаторов, и, в-четвертых, особая мышечно-двигательная активность органов голосообразования.

В практике вокальной педагогики эти показатели обычно используются опытными педагогами и самими певцами в качестве самоконтроля в работе по овладению резонансной техникой пения. Однако тембровый показатель голоса, оцениваемый на слух, для самого поющего или говорящего не может служить надежным ориентиром, поскольку известно, что свой собственный голос мы слышим иначе, чем окружающие, и часто удивляемся, когда услышим его в звукозаписи. Физиологически это объяснимо тем, что собственный голос человек слышит не только поступающим снаружи, но и воздействующим на слуховой орган изнутри (см. Bekesy, цит. изд. 1949). В этом плане хороший вокальный слух педагога является весьма важным средством контроля резонансной техники голосообразования ученика, хотя значительные различия среди педагогов в субъективных оценках эстетических достоинств певческого (а также речевого) голоса, равно как и техник голосообразования, нередко являются причиной неудач при обучению пению, а также и речи. Поэтому оценка резонансной техники пения по объективным показателям голоса, в частности по уровню ВПФ, представляется актуальной.

Второй показатель резонансной техники (а по значимости - равнозначный первому) - это непосредственная вибрационная активность резонаторов также, хотя далеко не всегда, используется в педагогической практике. Опытный педагог обращает внимание ученика на вибрационные ощущения грудной клетки в области грудины (os sternum), что соответствует активизации грудного трахеобронхиального резонатора, и вместе с тем - в области твердого или мягкого неба или в области лицевой поверхности, обычно закрываемой маскарадной маской (отсюда термин “маска” у вокалистов), что соответствует хорошей активности верхних резонаторов и т.п.

Однако добиться у обучаемого хороших вибрационных ощущений, т.е. естественного вибрационного самоконтроля, особенно на начальных этапах обучения, оказывается весьма трудно, ввиду слабой вибрационной активности резонаторов ученика. Распространенная ошибка неопытных учеников состоит в том, что они перенапрягают гортань и голосовые связки (что абсолютно недопустимо, т.к. ведет к деградации и потере голоса), вместо того, чтобы повысить активность резонаторов за счет их рациональной настройки и сонастройки. А это достижимо путем подчас незначительных изменений размеров и формы резонирующих полостей, о чем уже говорилось выше.

Таким образом, в практике обучения технике пения, равно как и речи и, особенно на ранних этапах, основные показатели резонансной техники - слух и вибрационная чувствительность - используются недостаточно эффективно (по различным причинам). И в большинстве случаев обучение пению да и речи основывается, главным образом, на координации работы голосового аппарата обучаемого под контролем только его мышечных ощущений: работы дыхательного аппарата, артикуляционных органов, гортани и т.п. Опыт и резонансная теория говорят, что такой путь мало перспективен.

Основная цель предлагаемого способа и технического средства его реализации состоит в повышении эффективности обучения и овладения резонансной техникой пения или речи людьми разных профессиональных и возрастных категорий в условиях учебных занятий с участием педагога или самостоятельно, а также в условиях публичного выступления певца и оратора.

Прототипом предлагаемого способа может служить способ комплексной оценки вокальной одаренности, включающий оценку ряда особенностей высокой певческой форманты (ВПФ), в частности, ее относительный уровень и частотное расположение в спектре голоса для разных типов голосов, оценку особенностей вибрато по динамической спектрограмме, а также особенностей вокального слуха (патент №2204170).

Имея ввиду, что происхождение ВПФ в голосе певца (также как и вибрато) связано с резонансными процессами в голосовом аппарате (см. В.П.Морозов. О резонансной природе высокой и низкой певческих формант. // Сб. трудов XI сессии Российского акустического общества. Акустика речи, медицинская и биологическая акустика. Т.3, М., 19-23 ноября, 2001 г., стр.76-81), способ прототипа может быть частично использован и в качестве контроля резонансной техники пения по показателю ВПФ.

Вместе с тем, способ прототипа как средство самоконтроля обучения и овладения резонансной техникой имеет и ряд недостатков.

Во-первых, он не предусматривает использование такого важнейшего показателя резонансной техники как непосредственная вибрационная активность резонаторов голосового аппарата в процессе речи и пения.

Во-вторых, данный известный способ в качестве своей основной задачи ставит научную оценку вокальной одаренности профессиональными специалистами и не ориентирован на использование его в качестве самоконтроля резонансной техники пения и речи лиц, не знакомых с научными основами данного способа.

В-третьих, данный известный способ, если и может быть в определенной мере специализирован для целей самоконтроля резонансного пения или речи, например, по показателю высокой певческой форманты, с предоставлением обучаемому возможности визуального самоконтроля ее уровня путем наблюдения на экране компьютера, это, все же, как показала практика, далеко не всегда является эффективным средством активизации резонансных процессов голосообразования обучаемого, отчасти вероятно по причине того, что в естественных условиях пения и речи - зрительный анализатор для этих целей не используется.

В-четвертых, этот способ не применим в условиях публичного выступления певца или оратора. Между тем именно в условиях публичного выступления чаще всего и нарушаются даже приобретенные ранее резонансные механизмы голосообразования, вследствие неизбежного сценического волнения, отвлечения внимания на содержательную сторону пения или речи и т.п.

Научное обоснование предлагаемого способа состоит в следующем.

Согласно психофизиологической природе организма человека, овладение сложными умениями, в том числе и овладение техникой резонансного пения и резонансной речи наиболее эффективно может осуществляться с вовлечением в процесс обучения возможно большего числа органов чувств: слуха, зрения, а также осязания, т.е. кожно-тактильного чувства, разновидностью которого является вибрационная чувствительность. Как уже упоминалось, вибрационные ощущения являются важнейшим средством самоконтроля естественных резонансных процессов голосообразования.

Универсальным принципом регулирования всех биологических (и технических) систем является, как известно, принцип обратной связи, основанный на использовании информации об активности системы для регулирования ее активности в нужном направлении в сторону повышения (положительная обратная связь) или понижения (отрицательная обратная связь). Вся двигательная активность человека, работа кровеносной, дыхательной систем, обменные процессы (в частности, регулирование уровня сахара в крови), а также регулирование системы голосообразования (речевого или певческого) основано на принципе обратной связи.

В последнем случае обратными связями, доставляющими в центральную нервную систему информацию о процессе голосообразования, являются сигналы наших органов чувств: слуха, зрения (примером может служить пение по нотам “с листа”), мышечного чувства (проприорецепция), вибрационного чувства (виброрецепция) (см. Фиг.5., см. В.П.Морозов. Цит. изд. 2002, стр.168).

Исследования автора показали особо важную роль обратной связи на основе вибрационной чувствительности в овладении техникой резонансного пения, которой в совершенстве владеют выдающиеся мастера вокального искусства. Однако существующие методы постановки певческого (а также и речевого) голоса, к сожалению, базируются, в основном, на мышечных ощущениях работы голосового аппарата обучаемых. Между тем именно вибрационная чувствительность является ведущей в технике резонансного пения (и резонансной речи), поскольку сигнализирует о самом главном - о степени непосредственной вибрационной активности резонаторов голосового аппарата поющего или говорящего.

Слух, - “судья и совесть голоса”, - как его называют, также об этом сигнализирует на основе оценки тембральных качеств голоса, но как уже говорилось выше, может ошибаться в восприятии тембра собственного голоса и, особенно в условиях затрудненного слухового контроля, что для певца может быть результатом маскирующего действия музыкального сопровождения, подчас довольно сильного (оркестр, хор), плохой акустики зала и т.п.

Основная технологическая идея предлагаемого способа в этой связи состоит в том, чтобы предоставить поющему или говорящему наиболее полную информацию о степени активности его резонаторов для целей самоконтроля, регулирования и в данном случае - максимального усиления их активности, т.е. активизации их по принципу обратной связи.

Реализация этой идеи по предлагаемому способу и его отличие от прототипа и аналогов в общих чертах состоит в том, что регулирование и активизацию резонансных процессов голосообразования обучаемого осуществляют путем предоставления ему технической возможности самоконтроля указанных резонансных процессов по принципу обратной связи, а в качестве сигналов обратной связи, т.е. показателей резонансных процессов, предъявляют обучаемому информацию о любых акустических, физиологических, психологических и других особенностях его пения или речи, (отражающих) являющихся результатом или причиной активности резонаторов голосового аппарата поющего или говорящего, т.е. показателями резонансной техники пения или речи, в удобной форме для восприятия этих показателей разными органами чувств - слуховым, зрительным, вибрационным, мышечно-двигательным анализаторами - с использованием технических возможностей, предоставляемых резонансометром или любыми другими средствами, и психологических рекомендаций, наряду с традиционными (вокально-) педагогическими средствами, при этом обучаемому дают инструкцию добиваться максимальной активизации резонансных процессов голосообразования по вышеуказанным их показателям под самоконтролем одного или нескольких органов чувств, но не за счет увеличения мышечных усилий гортани, напряжения голосовых связок и форсирования дыхания, а за счет оптимальной настройки резонаторов, путем изменения их формы и размеров, коррекции артикуляционных и дыхательных механизмов с учетом указаний педагога в условиях учебных занятий или при самостоятельной работе, а также при публичных выступлениях певца или оратора.

Техническим средством реализации предлагаемого способа является разработанный автором специализированный аппаратный комплекс, а в портативном варианте - малогабаритный прибор (типа мобильного телефона), названный автором “РЕЗОНАНСОМЕТР” в соответствии со своим основным назначением - измерением и усилением (активизацией) резонансных процессов голосообразования с целью овладения резонансной техникой пения и речи.

Данный портативный (“карманного типа”) вариант резонансометра имеет то отличительное функциональное свойство, что может применяться в любых условиях, включая условия публичного выступления певца или оратора. Этому способствует использование в резонансометре в качестве сигналов обратной связи вибрационного воздействия, технология которого выполняется незаметной для зрителей.

Отличие предлагаемого способа от прототипа и аналогов состоит также в том, что в качестве сигнала обратной вибрационной связи применяют вибрационное воздействие на поющего или говорящего, соответствующее по частоте максимальной чувствительности человека к воздействию вибрации. Экспериментальные исследования показали, что область эта расположена в районе 200 Гц (Физиология человека. / Под ред. В.Шмидта и Г.Тевса. Пер. с англ. под ред. акад П.Г.Костюка. М., “Мир”, 2004, T.1, стр.201). Ниже и выше этой частоты чувствительность человека (к воздействию вибрации весьма круто падает (пороги возрастают), вследствие этого человек не способен четко ощущать вибрационное воздействие со звуковой частотой певческого голоса, которая доходит в мужских голосах на высоких нотах до 350-520 Гц, а в женских - до 1046 Гц и выше. Тем более будет затруднено восприятие высокой певческой форманты, частота которой составляет 2400-3200 Гц.

В связи с этим способ предусматривает использование в качестве сигнала обратной вибрационной связи вибрационного воздействия с частотой 200 Гц, как соответствующего наиболее высокой чувствительности человека к воздействию вибрации.

Таким образом, основные отличия предлагаемого способа от прототипа и аналогов и особенности его реализации состоят в том, что в качестве средства самоконтроля и активизации резонансных процессов голосообразования по принципу обратной связи поющему или говорящему предъявляют информацию об относительном уровне высокой певческой форманты его голоса и/или о вибрационной активности его резонаторов, и/или любую другую информацию о резонансных процессах его голосообразования, например об изменении силы голоса, о низкой певческой форманте, вибрато и т.п.

Указанные виды информации предъявляют как в визуальной форме на дисплее резонансометра, так и в форме вибрационного воздействия, соответствующего по частоте максимальной чувствительности человека к воздействию вибрации.

Это достигают путем преобразования электрических сигналов вибродатчиков, расположенных в области грудного резонатора (на середине грудной кости os sternum), а головного - в области переносицы или иных областях, соответствующих головному резонатору, а также электрического сигнала на выходе устройства, регистрирующего относительный уровень высокой певческой форманты, в низкочастотные электрические сигналы частотой около 200 Гц (что соответствует частоте максимальной чувствительности человека к воздействию вибрации).

Преобразованные указанным образом и усиленные электронным путем электрические сигналы подают на миниатюрные кожнотактильные вибраторы, укрепленные на поверхности тела обучаемого в удобных местах (с помощью повязок, поясов или браслетов, перстней на разных руках или другим образом) и преобразующие электрические сигналы в хорошо ощущаемое поющим или говорящим механическое вибрационное воздействие частотой около 200 Гц, а по изменению интенсивности - пропорциональное относительному уровню высокой певческой форманты, а также естественной вибрации резонаторов (или любым другим показателям, отражающим резонансные процессы голосообразования).

Благодаря этому поющий или говорящий значительно более четко ощущает степень вибрационной активности своих резонаторов и уровень высокой (или низкой) певческой форманты и с помощью такого технически усиленного вибрационного самоконтроля вибрационной и/или акустической активности резонаторов, изменяя настройку резонаторов путем изменения работы артикуляционных органов и фонационного дыхания, не форсируя его и не перенапрягая гортани, как по рекомендациям вокального или речевого педагога, так и самостоятельно, добивается максимальной активности резонаторов (и других показателей), что является основным показателем резонансной техники голосообразования, при обучении как резонансному пению, так и резонансной речи.

Отличие состоит также в том, что кожно-тактильные вибраторы устанавливают на теле обучаемого, а вибродатчики, регистрирующие вибрационную активность резонаторов, устанавливают попеременно: сначала на область резонаторов учителя, хорошо владеющего резонансной техникой пения или речи, а потом снова на резонаторы обучаемого, с инструкцией обучаемому добиваться таких же показателей резонансной техники, как у учителя, по ощущению КТВ и другим ее показателям, включая акустические показатели, путем использования одного и того же микрофона для записи голоса учителя и ученика.

Отличие состоит также в том, что в качестве сигналов обратной связи обучаемому предъявляют информацию об относительной интенсивности вибрации головного или грудного резонатора по отношению к интенсивности вибрации гортани, путем размещения одного из вибродатчиков на области головного или грудного резонатора, а другого - на области гортани, причем вибродатчики устанавливаются указанным способом попеременно: сначала на теле учителя, хорошо владеющего резонансной техникой, а потом ученика, вычисляют вышеуказанное отношение в реальном времени с применением операционного цифрового усилителя-преобразователя или иным способом, или устройством, выдающим на выходе электрический сигнал, пропорциональный указанному отношению, который в преобразованном по п.2 способа виде подают на визуальный экран, например, в процентах или иначе на кожно-тактильный вибратор обучаемого с инструкцией добиваться такого же соотношения интенсивности вибрации резонаторов и гортани, равно как и всех других показателей резонансной техники, как у учителя.

Отличие состоит также в том, что для слухового самоконтроля резонансных процессов голосообразования по принципу обратной связи обучаемому предъявляют попеременно сигналы непосредственной вибрационной активности резонаторов как самого обучаемого, так и его учителя, путем подачи этих сигналов на головные телефоны обучаемого с вибродатчиков (после предварительного их усиления) в реальном времени или путем попеременного прослушивания магнитофонной звукозаписи собственных резонаторов и резонаторов учителя, наряду с учетом других показателей резонансной техники пения или речи.

Отличие состоит также в том, что в качестве сигналов обратной связи поющему или говорящему предъявляют информацию о технических элементах его голосообразования, т.е. о мышечно-двигательной активности различных частей голосового аппарата, об артикуляционных, дыхательных и любых других механизмах, влияющих на активность резонансных процессов, в форме визуального или кожно-тактильного самоконтроля, включая самоконтроль по текущему видеоизображению поющего или говорящего, с помощью видеокамеры.

Отличие состоит также в том, что в качестве психологического средства обучения резонансной технике пения и речи при словесном ее объяснении ученикам используют не только логическое описание резонансных механизмов голосообразования, но и эмоционально-образное метафорическое представление о них, т.е. представление типа “как-будто”, аналогичное “магическому если-бы” в системе К.С.Станиславского и его методу “предлагаемых обстоятельств”, особенно предпочтительное для людей художественного (т.е. эмоционально-образного) типа личности и мышления, к которому принадлежит большинство вокалистов, а также детей, обучаемых резонансной технике пения и речи.

Отличие состоит также в том, что в качестве важнейшего психологического средства овладения резонансной техникой пения и речи, путем активизации грудного и головного резонаторов обучаемому рекомендуют представить, что источником звука его голоса является не гортань с голосовыми складками, а трахея и при этом образующийся в трахее звук соединяется со звуком, образующимся в головных резонаторах, и таким образом - звучит весь дыхательный тракт, а гортань при этом как будто отсутствует.

Отличие состоит также в том, что для осуществления предлагаемого способа применяют резонансометр - специализированное техническое средство обучения резонансной технике пения и речи, а также поддержания резонансной техники при публичных выступлениях певца и оратора (конструкция автора заявки).

Аналогом резонансометра может служить многоканальный чернильно-пишущий аппарат конструкции автора заявки, использованный в свое время для регистрации интенсивности вибрации резонаторов у певцов разных квалификаций и невокалистов с применением вибродатчиков и параллельной регистрацией силы голоса (микрофон, усилители) и дыхательных движений - специальным пневмографическим способом на уровне верхней части груди, уровне нижних ребер и подложечки, а также на уровне низа живота (см. Фиг.3).

Резонансометр выполнен из пяти функционально взаимосвязанных электронных цепей. Первая цепь включает вибродатчик ВД-1 пьезоэлектрического или иного типа, преобразующий механическую вибрацию наружной поверхности грудного и головного резонаторов в электрический сигнал, предварительный усилитель ПУ-1, служащий для усиления сигнала вибродатчика, амплитудный модулятор МОД-1 в комплексе с генератором низкой частоты ГНЧ 200 Гц, служащий для преобразования высокочастотного сигнала вибродатчика в низкочастотный электрический сигнал частотой 200 Гц, а по изменению интенсивности - пропорциональный сигналу вибродатчика ВД-1, усилитель мощности УМ-1, служащий для усиления сигнала с выхода модулятора МОД-1, кожно-тактильный вибратор КТВ-1, служащий для преобразования электрического сигнала с выхода модулятора МОД-1 в механическую вибрацию корпуса кожно-тактильного вибратора КТВ-1 с частотой 200 Гц, предназначенного для вибрационного воздействия на поющего или говорящего, индикатор с интегратором интенсивности электрического сигнала ИНД-1, подаваемого на кожно-тактильный вибратор КТВ-1, светодиодного, цифрового или иного типа; вторая цепь, идентичная первой, включает вибродатчик ВД-2, предварительный усилитель ПУ-2, модулятор МОД-2 в комплексе с генератором низкой частоты ГНЧ (200 Гц), кожно-тактильный вибратор КТВ-2, индикатор с интегратором ИНД-2, идентичный индикатору ИНД-1; третья цепь объединяет две первых цепи в блоке операционного цифрового преобразователя-усилителя ОЦПУ, который производит вычисление в реальном времени отношения интенсивности электрического напряжения сигнала на выходе модулятора МОД-1 к интенсивности сигнала на выходе модулятора МОД-2 и выдает на своем выходе сигнал, пропорциональный этому отношению, который поступает на кожно-тактильный вибратор КТВ-3 и параллельно на индикатор с интегратором ИНД-3, где регистрируется в процентах; четвертая цепь включает микрофон - М, микрофонный усилитель - МУ, блок автоматической регулировки уровня звукового сигнала АРУ, фильтр выделения певческих формант ФВПФ, блок модулятора МОД-4 в комплексе с генератором низкой частоты ГНЧ (200 Гц), кожно-тактильный вибратор КТВ-4, индикатор с интегратором ИНД-4; пятая цепь функционирует на основе четвертой, т.е. берет начало с выхода микрофонного усилителя МУ, минует блок автоматического регулятора уровня АРУ и фильтр высокой певческой форманты ВПФ, путем отключения этих блоков переключателем ПК, и далее через модулятор МОД-4 поступает на вход усилителя мощности УМ-4 и оканчивается визуальным индикатором ИНД-4 и кожно-тактильным вибратором КТВ-4.

Отличия резонансометра от прототипа и аналогов состоят в том, что он обладает совокупностью нижеследующих функциональных и конструктивных особенностей (см. Фиг.6):

а) Преобразует электрические сигналы звуковой частоты от вибродатчиков ВД-1 и ВД-2 в пропорциональную по интенсивности механическую вибрацию кожно-тактильных вибраторов КТВ-1 и КТВ-2 с частотой 200 Гц и тем самым обеспечивает поющему или говорящему вибрационный или визуальный самоконтроль вибрационной активности грудного и головного резонаторов, в области которых расположены соответственно вибродатчики ВД-1 и ВД-2. Данная техническая возможность осуществляется путем предварительного усиления электрических сигналов вибродатчиков усилителями ПУ-1 и ПУ-2, модуляцией их напряжениями амплитуды электрического сигнала 200 Гц, подаваемого на модулятор, генератора низкой частоты ГНЧ, усиления данных амплитудно-модулированных сигналов усилителями мощности УМ-1 и УМ-2 и подачей на кожно-тактильные вибраторы соответственно КТВ-1 и КТВ-2, а также на визуальные индикаторы ИНД-1 и ИНД-2.

б) Преобразует в реальном времени электрические сигналы вибродатчиков ВД-1 и ВД-2 в сигнал механической вибрации кожно-тактильного вибратора КТВ-3 с частотой 200 Гц в пропорциональный по интенсивности отношению интенсивностей указанных сигналов ВД-1/ВД-2, путем передачи сигналов с выходов амплитудных модуляторов МОД-1 и МОД-2 на вход операционного цифрового усилителя-преобразователя ОЦПУ, или любым другим способом, осуществляющим это преобразование, и дальнейшей подачи полученного электрического сигнала с выхода ОЦПУ на кожно-тактильный вибратор КТВ-3 и визуальный индикатор ИНД-3.

в) Преобразует в реальном времени электрический сигнал высокой и/или низкой певческой форманты в пропорциональную по интенсивности вибрацию кожно-тактильного вибратора КТВ-4 и визуальный индикатор ИНД-4 и тем самым обеспечивает поющему или говорящему вибрационный и/или визуальный самоконтроль относительного уровня ВПФ (и/или НПФ). Данная техническая возможность осуществляется путем регистрации голоса обучаемого микрофоном М и усилением микрофонным усилителем МУ, нормализацией (выравниванием) интенсивности сигнала автоматическим регулятором уровня АРУ, подачей нормализованного по уровню сигнала на вход фильтра выделения певческих формант ВПФ, преобразованием высокочастотного сигнала ВПФ (и/или НПФ) в электрический сигнал 200 Гц с помощью амплитудного модулятора МОД-4 и генератора сигналов низкой частоты ГНЧ, усиления преобразованного сигнала с помощью усилителя мощности УМ и подачи его на кожно-тактильный вибратор КТВ-4 и визуальный индикатор ИНД-4.

г) Преобразует сигнал силы голоса обучаемого в пропорциональный по интенсивности визуальный сигнал или сигнал кожно-тактильной вибрации и тем самым обеспечивает обучаемому техническую возможность визуального или вибрационного самоконтроля силы голоса путем подачи сигнала силы голоса с выхода микрофонного усилителя МУ непосредственно на вход модулятора МОД-4, выключением из цепи блоков автоматического регулирования уровня АРУ и фильтра высокой певческой форманты ВПФ с помощью переключателя ПК.

д) Блок фильтра выделения певческих формант ФВПФ выделяет ВПФ по максимуму электрического напряжения в полосе 1/3 октавы для мужских голосов в диапазоне 2400-2700 Гц, для женских - в диапазоне 2800-3500 Гц, а низкую певческую форманту для мужских и женских голосов - в диапазоне 400-700 Гц.

е) На дисплее резонансометра обеспечивают техническую возможность отображения всех регистрируемых индикаторами ИНД-1-ИНД-4 показателей резонансной техники пения или речи, как в форме динамики каждого из них в реальном времени, так и в форме общих и средних за единицу времени (с) интегральных значений в аналоговой и цифровой форме.

ж) Лабораторный вариант резонансометра, служащий для учебных целей, может состоять из вышеописанного в блок-схеме (Фиг.6) комплекса аппаратуры, включая обычный компьютер с соответствующим программным обеспечением. Функционально отличная (по назначению) модель резонансометра, обеспечивающая возможность использования его при публичных выступлениях певца или оратора, выполнена в форме портативного прибора, типа мобильного телефона, с применением микромодульных элементов, микрофона типа “петличка”, вибродатчиков, скрытых под одеждой или укрепленных на дужке пенсне, что позволяет использовать портативную модель резонансометра для вибрационного самоконтроля и поддержания резонансной техники голосообразования не только в учебных классах, но и при публичных выступлениях.

Способ и резонансометр поясняются нижеследующими чертежами (Фиг.1-Фиг.8).

Фиг.1.

Огибающие спектров пяти русских гласных А, Э, И, О, У, пропетых на ноте mi (165 Гц) высококвалифицированным оперным певцом Н.Охотниковым (А) и невокалистом Л.П-ком (Б). Вершина ВПФ указана стрелкой, вершина основного тона - крестиком, гласные обозначены соответствующими буквами.

По горизонтали - средние частоты прозрачности полосовых 1/4-октавных фильтров спектрометра SMl/2i-3a, немецкой фирмы RFT в Гц; по вертикали - интенсивность спектральных составляющих (ДБ над уровн. 1 мВ).

Сравнение спектров А и Б показывает их весьма значительные различия. Певческие гласные имеют четко выраженную ВПФ, практически одинаковую для всех гласных по уровню (≈40%) и частотному расположению (≈2400 Гц). Речевые же гласные имеют в этой области спектральные максимумы, значительно различающиеся как по уровням, так и по частотному расположению.

Данным акустическим различиям А и Б соответствуют значительные различия слухового восприятия и физиологических механизмов образования вокальных и речевых гласных.

Фиг.2.

Цифры означают относительную интенсивность вибрации тела человека при произнесении звуков речи относительно интенсивности вибрации гортани, которая условно принята за 100 единиц (по Bekesy, 1949, р.222. Цит. изд. с изменениями).

Фиг.3 (а, б).

Пневмографические записи дыхательных движений квалифицированного (а) и неквалифицированного (б) певцов с одновременной регистрацией уровня силы голоса и интенсивности вибрации грудного резонатора. 1 - уровень силы голоса, 2 - интенсивность вибрации грудного резонатора, 3-6 - дыхательные движения: 3 - верхней части грудной клетки, 4 - нижних ребер, 5 - подложечки, 6 - низа живота, 7 - отметка времени через 1 с.

Фиг.4.

Интегральные спектры вибрации грудного и головного резонаторов певца при пении двухоктавной гаммы 1а мажор (1a1-La). Исполнитель - высококвалифицированный болгарский певец (тенор), солист Софийского оперного театра Илия Иосифов. Современный компьютерный анализ вибрации резонаторов данного певца произведен по ее магнитофонной записи в Лаборатории по изучению певческого голоса Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова (60-е годы). Хорошо видно, что в спектре вибрации грудного резонатора (на середине грудины) доминирует область низкой певческой форманты (НПФ, около 420 Гц), что близко к данным В.Н.Сорокина, а в спектре вибрации верхнего резонатора (в области “маски”) - высокая певческая форманта (ВПФ, около 2500 Гц).

Фиг.5.

Схема взаимодействия разных органов чувств в процессе регулирования певческого голоса.

Стрелкой слева направо обозначены прямые воздействия центральной нервной системы (ЦНС) на голосовой аппарат. Стрелками справа налево- обратные связи голосовой функции, т.е. сигналы органов чувств о процессе голосообразования. Проприорецепция - мышечное чувство; барорецепция - ощущение степени воздушного давления в легких; виброрецепция - вибрационная чувствительность.

Фиг.6.

Принципиальная блок-схема резонансометра.

Условные обозначения.

ВД-1 - Вибродатчик - 1

ПУ-1 - Предварительный усилитель - 1

МОД-1 - Модулятор - 1

УМ-1 - Усилитель мощности - 1

ИНД-1 - Индикатор - 1

КТВ-1 - Кожно-тактильный вибратор - 1

ГНЧ - Генератор низких частот (сигнала 200 Гц)

ОЦПУ - Операционный цифровой преобразователь-усилитель

ИНД-3 - Индикатор - 3

КТВ-3 - Кожно-тактильный вибратор - 3

ВД-2 - Вибродатчик - 2

ПУ-2 - Предварительный усилитель - 2

МОД-2 - Модулятор - 2

УМ-2 - Усилитель мощности - 2

ИНД-2 - Индикатор - 2

КТВ-2 - Кожно-тактильный вибратор - 2

М - Микрофон

МУ - Микрофонный усилитель

АРУ - Блок автоматической регулировки уровня звукового сигнала

ФВПФ - Фильтр выделения певческих формант

МОД-4 - Модулятор - 4

УМ-4 - Усилитель мощности - 4

ИНД-1 - Индикатор - 4

КТВ-1 - Кожно-тактильный вибратор - 4

ПК - Переключатель режима самоконтроля: ВПФ/силы голоса

Примечание: детализированная схема может содержать ряд дополнительных деталей.

Фиг.7.

Спектры голоса певца, хорошо владеющего резонансной техникой, - Г.Селезнева. Романс С.Рахманинова “О нет, молю, не уходи…”, шесть гласных в заключительной фразе “…пОбУдь со мнОй, нЕ УходИ!”. Прекрасно сформированная и практически одинаковая по амплитуде и частоте ВПФ на всех шести гласных - свидетельство высокого вокально-технического профессионализма певца. Это - результат большой активности и стабильности резонаторов при пении разных гласных и прекрасный пример для подражания певцам, не владеющим резонансной техникой пения.

Фиг.8.

Увеличение интенсивности вибрации грудного резонатора (2) под влиянием ее визуального самоконтроля при поддержании силы голоса (1) постоянной (певец Р.А., гласн. “А”, нота 1а малой октавы). Обозначения линий те же, что и на Фиг.3.

Фрагменты В, Г и Д - попытки певца усилить выбрацию резонаторов. Одновременно можно наблюдать, за счет каких изменений мышечно-двигательной активности дыхательного аппарата певца (линии 3, 4, 5, 6) происходит увеличение вибрации резонатора.

Осуществление способа: примеры и пояснения.

Принципиальных отличий обучения резонансной речи от обучения резонансному пению не имеется, и более того, имеется больше сходства, чем различий. Непринципиальные отличия речи от пения в плане обучения определяются отличиями по длительности гласных, звуковысотному диапазону и силе голоса. Длительность гласных в речи варьирует в среднем в пределах 0,05-0,60 с, а в пении может составлять 5,0 и даже 10,0 с. Звуковысотный диапазон профессионального певческого голоса составляет не менее 2-х октав, в то время как в речи в пределах одной октавы или немного более (при публичной речи). Уровень силы голоса в пении достигает 110-120 дБ у наиболее мощных голосов, а в речи ок. 70 дБ, существенно варьируя в разных условиях произнесения речи.

Поскольку в речи эти акустические параметры существенно меньшей величины и, соответственно, меньшая напряженность органов голосообразования, в том числе и меньшая интенсивность вибрации резонаторов, то, следовательно, меньшие и вибрационные ощущения говорящего. Это является особым показанием к применению резонансометра для обучения резонансной речи.

Ввиду сказанного, обучение речи ведется в основном на речевом материале (чтение текста, свободная речь), а пение на исполнении учеником любых вокальных упражнений с пропеванием, как правило, длительных гласных. Но певец должен владеть резонансной техникой при пропевании и коротких гласных, близких по длительности к речевым и даже произносимых в более быстром темпе, как это требует, например, исполнение арии Фарлафа из оперы “Руслан и Людмила” М.И.Глинки, а также речитативов, частушек и др. Поэтому при обучении резонансной технике пения применяют упражнения, соответствующие по длительности и речевым гласным.

С другой стороны, при обучении речи показано применение удлиненных (протяженных) гласных, как бы пропевая их, поскольку в этих условиях обучаемому бывает легче добиться увеличения интенсивности вибрации резонаторов под контролем визуальных или кожно-тактильных показателей активности резонансных процессов при сохранении силы голоса постоянной (см. Фиг.3а, 3б, а также Фиг.8).

В процессе обучения обучаемый находится перед микрофоном резонансометра, регистрирующего активность резонансных процессов по любым показателям, например по уровню ВПФ и по непосредственной их вибрации, и отображающего данную информацию для визуального и кожно-тактильного восприятия поющим или говорящим с помощью вибродатчиков, размещенных в области грудного и головного резонаторов обучаемого, а также кожно-тактильных вибраторов - в удобных местах с помощью повязок, поясов и т.п. (см. формулу).

По заданию педагога (или самостоятельно) певец поет различные вокальные упражнения, стараясь при этом добиваться необходимых показателей резонансной техники по уровню ВПФ (отображенных на экране или другим способом) и вибрационной активности резонаторов под визуальным и вибрационным контролем этих показателей путем правильной организации певческого дыхания, обеспечения опоры звука на диафрагму, оптимизации положения гортани, оптимизации работы артикуляционных органов (степени раскрытия рта, положения языка, поднятия мягкого неба) и т.п. средств вокально-педагогического воздействия на работу голосового аппарата. При этом певца предупреждают, что ни в коем случае нельзя добиваться необходимого высокого уровня ВПФ или ее необходимого частотного перераспределения любой ценой, например, путем чрезмерных усилий голосового аппарата, приводящих к ощущению неудобства и утомления голосовых органов. Добиваться требуемых параметров ВПФ необходимо при ощущении свободы и ненапряженности голосового аппарата, особенно гортани, которая крайне негативно реагирует на любые силовые методы активизации ее работы.

Согласно принципам резонансного пения, разработанным автором на основе анализа техники пения выдающихся мастеров вокального искусства и их высказываний, сознание певца должно быть направлено на максимальную активизацию как верхнего головного резонатора, что выражается ощущением сильной вибрации лицевых тканей в области, закрываемой маскарадной маской (отсюда термин “голос в маске”), так и грудного резонатора по ощущению сильной вибрации грудной клетки.

Резонансное пение характеризуется объединением верхнего и нижнего резонаторов в один резонансный комплекс под контролем внутренней вибрационной чувствительности и достижением так называемого “озвученного дыхания”, достигаемого путем объединения дыхательных и резонансных ощущений в единый образ “резонирующего дыхания”. Все указанные условия обеспечивают высокие профессиональные качества певческого голоса и, в частности, необходимый высокий уровень ВПФ и ее оптимальное для данного певца частотное положение.

Психологически у обучаемого должно быть ощущение, что звук зарождается в груди (звучит трахея) и соединяется со звуком в головных резонаторах, а гортань при этом как будто не участвует в образовании голоса.

Выполнение этих сложных задач нередко представляет большие трудности для молодых неопытных певцов. Поэтому применение параллельного визуального и вибрационного контроля за уровнем ВПФ (а также НПФ), как показывает опыт, позволяет певцу быстро найти, внутренне ощутить и запомнить необходимые физиологические механизмы правильного певческого голосообразования.

При объяснении обучаемому основ резонансной техники предпочтительно использовать эмоционально-образные метафорические выражения, которые способны лучше, чем логика слов, вызвать у обучаемого нужные представления о сути резонансной техники. Например, особенность певческого вдоха лучше поймет каждый, если сказать: “А дыхание берешь, как будто цветок нюхаешь” (Е.Образцова). Сущность “резонирующего певческого дыхания” (резонирующего выдоха) наглядно пояснил известный итальянский вокальный педагог Дженарро Бара: “Дыхание должно гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге, тогда оно будет свободным, проходящим (т.е. не зажатым, В.М.) и резонирующим”. А вот метафора, поясняющая резонансную технику речевого голоса Ф.И.Шаляпина: “Когда он говорит, голос его звучит, подобно органу” (Шведская газета “Stockholm dagblad”, 9.05.1930) и т.п.

Существенное преимущество предлагаемого способа обучения и самоконтроля резонансного пения состоит в том, что обучающий (владеющий резонансной техникой пения педагог или/и певец) может показать ученику своим голосом, как надо спеть то или иное упражнение и при этом ученик не только услышит качество звука, но и увидит его характеристики (уровень ВПФ, НПФ и вибрации резонаторов) на экране компьютера или резонансометра (и воспримет кожно-тактильно с помощью кожно-тактильных вибраторов). Так, например, спетая нар. арт. РФ, профессором Г.В.Селезневым фраза из романса С.В.Рахманинова “О нет, молю, не уходи…” позволяет сопоставить на экране компьютера шесть гласных в заключительной фразе “…пОбУдь со мнОй, нЕ УходИ!”. При этом четко обозначенная, прекрасно сформированная и практически одинаковая по амплитуде и частоте ВПФ на всех шести гласных (свидетельство высокого профессионализма певца, результат большой активности и стабильности работы его резонаторов) является прекрасным примером для подражания учеником. Ученик при этом может также воспринять и оценить не только ВПФ или НПФ учителя, но и вибрацию его головного и грудного резонаторов при помощи своих кожно-тактильных вибраторов. Для этого вибродатчики должны быть установлены на резонаторах учителя, а КТВ - на теле ученика. Попеременное переставление вибродатчиков на резонаторы учителя и ученика дает положительный результат обучения.

Резонансометр позволяет также обучаемому оценить на слух, как звучат резонаторы учителя при подаче сигналов с его вибродатчиков через усилитель и головные телефоны, а также сравнить их звучание со звучанием собственных резонаторов, переставив вибродатчики на свои резонаторы. Это упражнение позволяет уже добиваться высокой активности резонаторов ученика под его тройным параллельным самоконтролем: слуховым, визуальным и вибрационным или любым попарным сочетанием этих трех видов самоконтроля резонансной техники или каждым из них в отдельности. Поскольку звук голоса поющего (или говорящего) может мешать восприятию вибрации резонаторов, целесообразно производить также попеременную магнитофонную запись резонаторов учителя и ученика с целью дальнейшего ее прослушивания и оценки обучаемым.

При использовании в качестве показателя резонансного пения относительной активности грудного или головного резонаторов по отношению к интенсивности вибрации гортани один из вибродатчиков помещают на область грудного или головного резонатора, а другой на область гортани, также попеременно на теле учителя и ученика. При этом ученику дают инструкцию добиваться такого же соотношения интенсивности вибрации резонаторов и гортани, как у учителя, используя для этого и визуальный контроль этого показателя.

В специальных учебных упражнениях, требующих длительной фонации гласных, поющему или говорящему представляют возможность визуального самоконтроля за изменением интенсивности вибрации резонаторов во времени с параллельным самоконтролем изменений силы голоса (например, на экране компьютера или портативного резонансометра) с инструкцией, сохраняя силу голоса постоянной, не только не допускать уменьшения интенсивности вибрации, а наоборот - стараться ее увеличить, но не за счет увеличения напряжения гортани, а только лишь за счет более оптимальной настройки резонаторов, путем коррекции артикуляционных и дыхательных механизмов, в частности, активизируя “опору звука на диафрагму”, ориентируясь также на вибрационные ощущения, создаваемые кожно-тактильными вибраторами, а при работе с педагогом - на его указания. Пример успешности такого рода упражнения по увеличению вибрационной активности грудного резонатора представлен на Фиг.8 (с применением фонопневмографа конструкции автора, позволяющего наблюдать также и возможные особенности дыхательных движений обучаемого). Подобную возможность предоставляет и резонансометр, путем, например, замены одного из вибродатчиков на датчик дыхательных движений или дополнением его несколькими каналами для регистрации дыхательных движений на разных уровнях.

Визуальные индикаторы резонансометра ИНД-1-ИНД-4 целесообразно использовать как в режиме реального времени, так и в режиме интеграторов, позволяющих суммировать интенсивность электрических сигналов вибродатчиков и/или высокой и низкой певческих формант или силы голоса, особенностей вибрато и др. показатели резонансной техники за определенный период, например, за единицу времени или за все время звучания отдельной гласной или отдельной вокальной, или речевой фразы, или целого вокального произведения, или речевого монолога обследуемого, в результате чего обучаемый получает дополнительную информацию о суммарной активности его резонансной системы за вышеуказанный короткий или более длительный период времени и в соответствии с этой дополнительной визуальной информацией и, ориентируясь на интенсивность вибрационных ощущений, получаемых от кожно-тактильных вибраторов в реальном времени, производит корректировку техники голосообразования, добиваясь максимальных значений в процессе фонации, как вибрационных ощущений, так и показаний индикаторов-интеграторов.

Особые преимущества предоставляет портативная упрощенная модель резонансометра. Преимущество состоит в том, что она не требует никаких сложных устройств для реализации и может быть использована в форме малогабаритного карманного типа резонансометра с питанием от батарейки типа АА или аналогичной. В качестве же индикатора вибрационной активности резонаторов может быть использован любой простейший тип стрелочного или экранного (а также и цифрового) индикатора с градуировкой уровней активности резонаторов в децибелах, процентах или других единицах, удобных для пользователя.

Преимущество такого портативного (карманного типа) резонансометра вполне очевидно, поскольку он может быть использован в любых жизненных условиях для самоконтроля резонансной техники, включая публичные выступления певца или оратора, при контроле активности резонаторов с помощью малогабаритных тактильных вибраторов, скрытых под одеждой, и микрофона типа “петличка” для самоконтроля силы голоса и ВПФ с помощью КТВ. При публичных выступлениях, как указывалось выше, чаще всего происходит у неопытных певцов и ораторов нарушение резонансной техники.

Предварительные исследования показали высокую эффективность данного способа для обучения резонансному пению как взрослых, так и детей, особенно младшего возраста, которым трудно объяснить, что такое резонансное пение, но с помощью резонансометра Морозова они легко понимают его сущность, и эффективность обучения намного повышается.

Источник поступления информации: Роспатент

Всего документов: 4
Всего документов: 7

Похожие РИД в системе