×
26.05.2019
219.017.610a

Результат интеллектуальной деятельности: Способ оценки уровня безопасности сложной технической системы

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способам оценки безопасности эксплуатации сложной технической системы. Способ оценки уровня безопасности сложной технической системы заключается в том, что на основе результатов эксплуатации технической системы рассчитываются частные показатели безопасности, полученные с использованием модели системы эксплуатации и частных моделей оценки вероятностей возникновения предпосылок к аварийным ситуациям, которые позволяют рассчитать комплексный показатель безопасности и критический уровень безопасности эксплуатации, после сравнения которых определяется уровень безопасности. Способ включает частные модели оценки вероятностей возникновения предпосылок к аварийным ситуациям и учитывает факторы, влияющие на безопасность эксплуатации сложной технической системы, а именно ошибки личного состава, с учетом напряженности, загруженности проведения работ и его квалификации, отказы техники с учетом характеристик надежности техники и их изменения в результате ее старения, нерегламентированные внешние воздействия искусственного и природного происхождения, ошибки системы контроля безопасности выполнения опасных работ и ответственных операций. Техническим результатом является эффективное управление безопасностью сложной технической системы в современных условиях, повышение достоверности оценки, контраля и прогнозирования показателей безопасности эксплуатации сложной технической системы. 2 ил.

При решении задачи оценки безопасности эксплуатации сложной технической системы возникает необходимость проведения исследований аварийных ситуаций с целью выявления и анализа предпосылок к аварийным ситуациям (АС), причинно-следственных связей перехода в АС в процессе эксплуатации, оценки основных характеристик аварий и их развития во времени.

В настоящее время при исследовании вопросов безопасности эксплуатации техники используются различные методы. Анализ основных результатов выполненных ранее работ показал, что проводились исследования безопасности эксплуатации технической системы, затрагивающие вопросы возможных АС в процессе эксплуатации. В этих работах оценивались вероятности перехода технической системы в АС в зависимости от параметров процесса эксплуатации и интенсивности внешних воздействий. Изучены условия и возможные последствия аварий технической системы с учетом специфики ее конструкции. Рассмотрению же влияния деятельности личного состава на безопасность эксплуатации технической системы посвящено сравнительно мало исследований. Кроме этого, используемое в настоящее время в процессе эксплуатации методическое обеспечение комплекса работ по предупреждению происшествий не полностью учитывает воздействие опасных факторов различной физической природы в процессе эксплуатации технической системы, недостаточно оценивает объем и достоверность необходимой исходной информации для предупреждения происшествий, недостаточно учитывает уровень профессиональной подготовки обслуживающего личного состава и т.д.

Для эффективного управления безопасностью эксплуатации сложной технической системы в современных условиях, повышения достоверности оценки, контроля и прогнозирования показателей безопасности и решения практических задач по оценке безопасности эксплуатации сложной технической системы разработан Способ оценки уровня безопасности сложной технической системы, в основу которого была положена модель возникновения аварийной ситуации (см. чертеж фиг. 1).

Данная модель (см. чертеж фиг. 1) построена на основе комплексного учета возможных предпосылок к аварийным ситуациям и авариям сложной технической системы на этапе эксплуатации, включая:

- ошибки личного состава с учетом напряженности (загруженности) проведения работ и его квалификации;

- отказы техники с учетом характеристик надежности техники и их изменения в результате ее старения;

- нерегламентированные внешние воздействия искусственного и природного происхождения;

- ошибки системы контроля безопасности выполнения опасных работ и ответственных операций.

Эти предпосылки использованы при формировании комплексного показателя безопасности эксплуатации Рбез - вероятность не возникновения в течение года эксплуатации предпосылок к аварийным ситуациям сложной технической системы, вызванных ошибочными действиями личного состава, отказами техники, внешними нерегламентированными воздействиями и ошибками системы контроля:

где QП - вероятность возникновения хотя бы одной предпосылки к аварийной ситуации при эксплуатации сложной технической системы в течение года:

где QСК - вероятность ошибки системы контроля безопасности;

QЛС, QТ, QНВ - вероятности возникновения предпосылки к аварийной ситуации сложной технической системы по причинам ошибочных действий личного, отказов техники и нерегламентированных внешних воздействий.

Под критическим уровнем Рбез.кр понимается нижняя граница области допустимых значений комплексного показателя Рбез.

Критический уровень безопасности эксплуатации сложной технической системы определяется с использованием зависимостей:

где QАСкр - критическое значение вероятности возникновения аварийной ситуации;

QA - вероятность аварии хотя бы одной единицы техники;

QА/Пкр - критическое значение условной вероятности перехода от предпосылки к аварии единицы техники.

Выход значений Рбез за эту область означает невыполнение требований по обеспечению безопасности сложной технической системы.

При проведении расчета Рбез и Рбез.кр необходимы следующие исходные данные:

- Vр - объемы работ по снятию и вводу в эксплуатацию техники;

- Кз - коэффициенты загрузки подразделений обслуживания и органов контроля безопасности эксплуатации;

-qА - вероятность аварии на одном образце;

- М, n - среднее количество и количество имевших место аварийных ситуаций сложной технической системы за последние годы.

Вероятность безошибочной работы личного состава подразделений эксплуатирующих сложную техническую систему определяется по параболической зависимости вида [5]:

где Кз - коэффициент загрузки личного состава (для нормативной загрузки Кз=1); А, В, С, Р - эмпирические коэффициенты, характеризующие соответственно усталость, адаптивность (приспосабливаемость), устойчивость работоспособности и влияние рабочей среды. Значения эмпирических коэффициентов А, В, С рассчитываются с учетом действий, выполняемых личным составом подразделений, по следующим зависимостям:

где Ai, Bj, Ck - коэффициенты, значения которых приведены в [5, с.108]);

m - количество действий, выполняемых личным составом подразделений.

Значения коэффициента β принимаются равными поправочному коэффициенту для учета влияния факторов рабочей среды [5, с. 107].

Таким образом, вероятность возникновения предпосылок к аварийным ситуациям сложной технической системы по причине ошибочных действий личного состава определятся по зависимости:

Вероятность возникновения предпосылок к аварийным ситуациям сложной технической системы по причине ошибочных действий личного состава всех эксплуатирующих подразделений определяется по зависимости:

где i - индекс подразделений обслуживания техники;

n - количество эксплуатирующих подразделений.

Вероятность возникновения предпосылок к аварийным ситуациям сложной технической системы по причине отказов техники оценивается с использованием зависимости:

где λ - интенсивность возникновения отказов техники;

t - срок эксплуатации техники;

γ - относительная скорость износа техники (по отношению к нормальным условиям).

Вероятность возникновения хотя бы одного внешнего нерегламентированного воздействия сложную техническую систему в течение года эксплуатации определяется по зависимости:

где Pi - вероятность нахождения сложной технической системы на i-м этапе эксплуатации;

PHBi - вероятность проявления внешних нерегламентированных воздействий на сложную техническую систему на i-м этапе эксплуатации;

N - количество этапов (состояний) эксплуатации сложной технической системы.

Вероятности нахождения сложной технической системы на этапах эксплуатации определяются с использованием зависимостей приведенных в модели процесса эксплуатации сложной технической системы и алгоритмах оценки его временных и вероятностных характеристик.

Вероятность проявления внешних нерегламентированных воздействий на сложную техническую систему на i-м этапе эксплуатации определяется по формуле:

где λij - интенсивность внешних нерегламентированных воздействия j-го вида на сложную техническую систему на i-м этапе эксплуатации;

- математическое ожидание времени нахождения сложной технической системы на i-м этапе эксплуатации.

Вероятность ошибки системы контроля обеспечения безопасности эксплуатации сложной технической системы зависит от:

- числа уровней системы контроля;

- количества контролируемых работ на каждом уровне;

- вероятности обнаружения предпосылок к аварийным ситуациям с ЯО по причинам ошибочных действий личного состава, отказов техники и внешних нерегламентированных воздействий;

и может быть выражена зависимостью:

где R - число уровней системы контроля;

kr - коэффициент, численно равный отношению количества Nr операций контроля, выполненных на r-ом уровне, к общему числу N контролируемых опасных работ, проводимых на технике;

РСКir - вероятность обнаружения предпосылок к аварийным ситуациям по причинам ошибочных действий личного состава, отказов техники и внешних нерегламентированных воздействий на r-ом уровне на i-ом этапе эксплуатации.

Для оценки безопасности эксплуатации сложной технической системы разработан алгоритм (см. чертеж фиг. 2).

На первом этапе алгоритма на основе анализа процесса эксплуатации и системы обеспечения безопасности сложной технической системы формируются исходные данные для частных моделей оценок вероятностей возникновения предпосылок к АС и полумарковской модели системы эксплуатации.

При помощи указанных моделей получаем оценки вероятностей возникновения предпосылок к АС по причинам отказов техники, ошибочных действий личного состава, внешних нерегламентированных воздействий и ошибок системы контроля безопасности эксплуатации и вероятности нахождения техники на i-том этапе эксплуатации.

Далее на основе полученных оценок определяются комплексный показатель безопасности эксплуатации сложной технической системы за год и его нижняя интервальная оценка.

Затем рассчитывается критический уровень безопасности эксплуатации ЯО и производится его сравнение с нижней интервальной оценкой комплексного показателя безопасности эксплуатации сложной технической системы.

В случае требование к безопасности эксплуатации сложной технической системы считается выполненным.

В случае не обеспечивается требуемый уровень безопасности, что требует принятия дополнительных мер по повышению уровня безопасности эксплуатации сложной технической системы.

На основе разработанного Способа может быть проведена оценка фактического состояния на данный момент и выполнен прогноз уровня безопасности эксплуатации сложной технической системы. Системный учет характеристик надежности техники и их изменения в результате ее старения, напряженности (загруженности) работы, квалификации личного состава, учет нерегламентированных внешних воздействий, состояния системы контроля безопасности выполнения опасных и ответственных операций позволяет провести более углубленную оценку состояния системы обеспечения безопасности эксплуатации и выявить ее критичные элементы для недопущения выхода комплексного показателя за границы критического значения.

Источники информации

1. Волков Л.И. Управление эксплуатацией летательных комплексов. - М: Высшая школа, 1987. - 400 с.

2. Волков Л.И. Безопасность ракетных и ракетно-космических комплексов. - М.: Изд-во СИП РИА, 2002. - 136 с.

3. Пугачев B.C. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Наука, 1979. - 495 с.

4. Шибанов Г.П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. - М.: Машиностроение, 1983. - 263 с.

5. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Машиностроение, 1982. - 368 с.

Способ оценки уровня безопасности сложной технической системы, заключающийся в том, что на основе результатов эксплуатации технической системы рассчитываются частные показатели безопасности, полученные с использованием модели системы эксплуатации и частных моделей оценки вероятностей возникновения предпосылок к аварийным ситуациям, которые позволяют рассчитать комплексный показатель безопасности и критический уровень безопасности эксплуатации, после сравнения которых определяется уровень безопасности, отличающийся тем, что включает частные модели оценки вероятностей возникновения предпосылок к аварийным ситуациям и учитывает более широкий спектр факторов, влияющих на безопасность эксплуатации сложной технической системы, а именно ошибки личного состава с учетом напряженности, загруженности проведения работ и его квалификации; отказы техники с учетом характеристик надежности техники и их изменения в результате ее старения; нерегламентированные внешние воздействия искусственного и природного происхождения; ошибки системы контроля безопасности выполнения опасных работ и ответственных операций, что позволяет получить более достоверные и точные оценки уровня безопасности сложной технической системы.
Способ оценки уровня безопасности сложной технической системы
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 34 items.
13.01.2017
№217.015.7ac2

Способ определения баллистического коэффициента объекта

Способ определения баллистического коэффициента объекта по результатам внешнетраекторных измерений параметров его движения на атмосферном участке пассивного полета. Используется для определения значений баллистических коэффициентов объектов различной аэродинамической формы, что может быть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600515
Дата охранного документа: 20.10.2016
13.01.2017
№217.015.8846

Способ и устройство обработки информации, используемые для выбора рациональных стратегий в боевых действиях разнородных группировок

Изобретение относится к цифровой вычислительной технике. Техническим результатом является повышение точности обработки информации для определения рациональных стратегий в боевых действиях разнородных группировок. Коммутируют исходные данные о значениях показателей своих боевых средств и средств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602395
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.a4f6

Способ определения дальности до объекта с источником излучения сигналов с разными частотами

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в комплексах, определяющих параметры движения контролируемых объектов многошкальным методом, а также в системах, использующих сигналы спутниковых радионавигационных систем для разрешения неоднозначности измерений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607639
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.be62

Дискретно-комбинированный способ распределения средств поражения групповой точечной цели

Изобретение относится к вычислительной технике, а именно к вычислительным системам для оптимизации распределения ресурсов. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого в процессе оптимального распределения средств поражения по элементам групповой точечной цели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616851
Дата охранного документа: 18.04.2017
26.08.2017
№217.015.db1b

Устройство выявления предпочтительного средства защиты информации

Изобретение относится к цифровой вычислительной технике. Технический результат – упрощение вычисления комплексного показателя качества оценки технических решений и средств и повышение точности оценки по сравнению с методами худшего и лучшего эталонов. Для этого при невозможности или большом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623902
Дата охранного документа: 29.06.2017
19.01.2018
№218.016.0810

Способ получения пористого теплоизолирующего заполнителя

Изобретение относится к способу получения пористого теплоизолирующего заполнителя для теплоизолирующих многослойных панелей и оболочек. Изобретение может быть использовано в авиа- и судостроении, а также в химическом машиностроении. Способ получения пористого теплоизолирующего заполнителя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631507
Дата охранного документа: 25.09.2017
17.02.2018
№218.016.2e1a

Способ определения изменения давления атмосферы с изменением высоты

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения изменения давления атмосферы с изменением высоты. Сущность: измеряют параметры полета в дискретных точках траектории и вычисляют по ним координаты и скорость движения объекта, угол наклона вектора скорости к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643705
Дата охранного документа: 05.02.2018
10.05.2018
№218.016.39da

Способ оценки реализуемости боевой задачи группировки ракетных комплексов

Изобретение относится к области вооружений, а именно к ракетам. Изобретение может быть использовано при оценке и анализе эффективности существующих и перспективных ракетных комплексов, подготовке предложений по их совершенствованию. Техническим результатом изобретения является обеспечение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647135
Дата охранного документа: 14.03.2018
16.06.2018
№218.016.62ba

Способ оперативного увода объекта из-под воздействия опасных внешних поражающих факторов

Изобретение относится к области обеспечения безопасности объектов различного назначения. Способ оперативного увода объекта из-под воздействия опасных внешних поражающих факторов включает оповещение о воздействии опасных факторов и увод объекта в безопасную зону. Объект размещают в сооружении,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657632
Дата охранного документа: 14.06.2018
20.06.2018
№218.016.6455

Способ целеназначения средства поражения групповой точечной цели

Изобретение относится к вычислительной технике, а именно к вычислительным системам для оптимизации распределения ресурсов. Техническим результатом предлагаемого изобретения служит повышение надежности поражения объектов, являющихся элементами групповой точечной цели, что будет способствовать...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658144
Дата охранного документа: 19.06.2018
Showing 1-1 of 1 item.
18.06.2020
№220.018.277a

Способ оценки вероятностей аварий изделий ракетно-космической техники с использованием стохастических сетевых моделей возникновения и развития аварийных ситуаций

Изобретение относится к способу оценки вероятностей аварий изделий ракетно-космической техники с использованием стохастических сетевых моделей возникновения и развития аварийных ситуаций. Для реализации способа на основе опыта испытаний изделий РКТ разрабатывают модели возникновения и развития...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723575
Дата охранного документа: 16.06.2020
+ добавить свой РИД