×
24.05.2019
219.017.5f97

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА В МАССИВ ГРУНТА НЕБЕСНОГО ТЕЛА (ВАРИАНТЫ)

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Предлагаемое изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при разработке космических аппаратов, предназначенных для проведения комплексных исследований грунта небесных тел, а также для доставки полезного груза в массивы Марса, Луны, астероидов и других планет и небесных тел Солнечной системы. Устройство для доставки полезного груза в массив грунта небесных тел (варианты) содержит полый силовой корпус, выполненный с головной и цилиндрической хвостовой частями, в котором последовательно размещены балласт со средней плотностью, превышающей плотность силового корпуса, и полезный груз. Длина цилиндрической хвостовой части составляет 8-15 ее диаметров, центр масс установлен на расстоянии 0,4-0,5 длины силового корпуса, начиная с вершины головной части. По первому варианту головная часть, начиная с вершины, выполнена в виде первого усеченного конуса или просто конуса, следующего за ним цилиндра и прилегающего большим основанием к цилиндрической хвостовой части другого усеченного конуса. По второму варианту в головной части выполнены отверстия, сообщающиеся с полостью силового корпуса, в которой расположены балласт и полезный груз, а балласт или часть балласта выполнены из материалов, способных под действием инерционных сил выдавливаться из полости через эти отверстия во внешнюю среду. Достигается большая глубина проникновения, уменьшение зоны, контактируемой со средой, обеспечение прямолинейности и предсказуемости траектории движения в среде и уменьшение коэффициента трения с контактируемой средой. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при разработке космических аппаратов, предназначенных для проведения комплексных исследований грунта небесных тел, а также для доставки полезного груза в массивы Марса, Луны, астероидов и других планет и небесных тел Солнечной системы.

Известные зарубежные и отечественные устройства, предназначенные для исследования поверхности небесных тел, например, «Пенетратор для исследования поверхности небесных тел» (патент РФ №2111900, кл. B64G 1/00, опубл. 27.05.98), содержат разделяемые носовой, внедряемый в грунт, и хвостовой, остающийся на поверхности, элементы с размещенными в них отсеками экспериментальной и служебной аппаратуры, соединенными кабельной связью. Особенности внедряемого в грунт элемента этих устройств не позволяют достичь глубин проникания в грунт, больших, чем 2-3 м, что не позволяет получить достоверную информацию о характеристиках грунта на больших глубинах и затрудняет дальнейшее исследование Солнечной системы.

Известные зарубежные и отечественные глубоко проникающие в грунт устройства предназначены, в основном, для поражения и разрушения различных объектов. К ним можно отнести малогабаритные кассетные боеприпасы для проникания до глубин 10 м, управляемые авиационные бомбы GBU-24 (США), BG-L-1000 (Франция), AGM-130A (США), с массой 100... 1200 кг с прониканием в грунт до 15...20 м. (Н.Л.Волконский. «Энциклопедия современного оружия и боевой техники», т.1, СПб.: Издательство Полигон, ACT, 1997 г. - стр.334, 336, 337.)

Авиабомба GBU-28 (США) («Проблемы создания корректируемых и управляемых авиационных бомб», под. ред. Е.С.Шахиджанова, М.: НИЦ «Инженер», 2003 г. - стр.127, 218. «Средства воздушного нападения зарубежных стран: программы развития высокоточного оружия», под ред. Б.Ф. Чельцова, С. В. Ягольникова, М.: 2 ЦНИИ МО РФ - стр.271) массой более 2000 кг может достигать глубин до 30 м. Как правило, для этих конструкций характерна криволинейность и непредсказуемость траектории, особенно в малопрочных грунтовых массивах.

Многие из них содержат проникающий корпус с оживальной или конусной головной частью, которые внутри полости в качестве полезного груза имеют плотные или жидкостные наполнители, вес которых составляет не более 30 процентов от общего веса устройства. Корпус таких устройств изготовлен из конструкционных сталей, плотность которых не превышает 7,8 г/см3.

Для обеспечения достижения определенных глубин проникания в ряде устройств применяют металлические балласты, использование которых приводит к приросту глубины проникания на 10...20%.

В известных конструкциях проникающих устройств (пенетраторов) определяющую роль для достижения больших глубин проникания в различные грунтовые и прочные массивы играют динамические характеристики и состояние среды на границе контакта с устройством. Это обусловлено тем, что при высоких скоростях проникания определяющую роль играют нормальные и касательные напряжения на поверхности головной части и остальной контактируемой со средой в процессе проникания поверхности устройства при формировании силового воздействия на него при движении в преграде.

На формирование сил сопротивления среды значительное влияние оказывает размер поперечного сечения и форма головной части устройства, которые определяют не только основную силу сопротивления прониканию, но и область и угол отрыва среды от поверхности головной части при формировании размера кавитационной полости.

Наиболее близким к заявленному является монолитный проникающий снаряд, содержащий полый силовой корпус, выполненный с головной и цилиндрической хвостовой частями, в полости которого последовательно размещены балласт, средняя плотность которого превышает плотность материала силового корпуса, и полезный груз (патент США №6186072, кл. F42B 30/00, опубл. 13.02.01).

Существенными недостатками этой конструкции являются:

1) большие значения давления от сопротивления среды на значительной контактирующей поверхности, которые полностью реализуются возле зоны контактируемой головной части со средой в момент ее погружения и последующего движения, что в значительной степени повышает силу лобового сопротивления и действие больших осевых и боковых перегрузок на конструкцию устройства и его комплектующие элементы;

2) присутствие трения в процессе проникания, что в свою очередь повышает сопротивляемость среды в зоне контакта с устройством и вносит значительную долю в уменьшение глубины проникания и прирост перегрузки;

3) характер криволинейности и непредсказуемости траектории, особенно в малопрочных грунтовых массивах, что приводит устройство к неустойчивому движению и развороту, а значит, и к уменьшению глубины проникания и возможным пластическим деформациям при встрече с грунтовыми преградами при больших скоростях встречи и углах атаки в процессе инерционно расширяющейся кавитационной полости.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является увеличение глубины проникания, уменьшение зоны, контактирующей со средой, создание условий для инерционного расширения среды при формировании угла отрыва на малой поверхности головной части, обеспечение прямолинейности и предсказуемости траектории движения в среде и уменьшение коэффициента трения с контактирующей средой.

Технический результат достигается тем, что в устройстве для доставки полезного груза в массив грунта небесных тел, содержащем полый силовой корпус, выполненный с головной и цилиндрической хвостовой частями, в полости которого последовательно размещены балласт со средней плотностью, превышающей плотность силового корпуса, и полезный груз, в соответствии с предлагаемым изобретением по варианту I головная часть выполнена в виде первого усеченного конуса или просто конуса, следующего за ним цилиндра и прилегающего большим основанием к цилиндрической хвостовой части другого усеченного конуса, при этом длина цилиндрической хвостовой части выполнена составляющей 8-15 ее диаметров, а центр масс установлен на расстоянии 0,4...0,5 длины силового корпуса, начиная с вершины головной части.

Также угол наклона образующей другого усеченного конуса составляет 7-12°, диаметр цилиндра составляет 0,2-0,5 диаметра цилиндрической хвостовой части корпуса, длина цилиндра составляет 0,1-2,0 его диаметра, а угол раствора конуса или первого усеченного конуса составляет 90-120°.

Также на корпус нанесено антифрикционное покрытие.

Указанный технический результат предлагаемого изобретения по варианту 2 достигается тем, что в устройстве для доставки полезного груза в массив грунта небесных тел, содержащем полый силовой корпус, выполненный с головной и цилиндрической хвостовой частями, в полости которого последовательно размещены балласт со средней плотностью, превышающей плотность силового корпуса, и полезный груз, длина цилиндрической хвостовой части выполнена составляющей 8-15 ее диаметров, центр масс установлен на расстоянии 0,4... 0,5 длины силового корпуса, начиная с вершины головной части, в головной части выполнены отверстия, сообщающиеся с полостью силового корпуса, в которой расположены упомянутые балласт и полезный груз, при этом балласт или часть балласта выполнены из материалов, способных под действием инерционных сил выдавливаться из полости через эти отверстия во внешнюю среду.

Также на корпус нанесено антифрикционное покрытие.

На фиг.1 представлено устройство для доставки полезного груза в массив грунта небесных тел по варианту 1. На фиг.2 - устройство для доставки полезного груза в массив грунта небесных тел по варианту 2, на фиг.3 - выносной элемент А на фиг.2.

Устройство для доставки полезного груза в массив грунта небесных тел по варианту 1 содержит полый силовой корпус 1 (например, из высокопрочной стали), включающий в себя цилиндрическую хвостовую часть 2 и головную часть 3, выполненную в виде другого усеченного конуса 4, цилиндра 5 и первого усеченного конуса или просто конуса 6. Большее основание другого усеченного конуса 4 прилегает к цилиндрической хвостовой части 2 корпуса. При этом другой усеченный конус 4 может быть заменен частью оживала, а вершина конуса 6 может быть затуплена или конус 6 может быть замен первым усеченным конусом. В силовом корпусе 1 выполнена полость, в которой размещены балласт 7 (например, из свинца или сплава вольфрама, никеля и железа) и полезный груз 8. Средняя плотность балласта 7 превышает плотность силового корпуса 1 устройства (например, плотность полностью свинцового балласта составляет 11.3 г/см3, а плотность балласта, полностью состоящего из сплава вольфрама, никеля и железа - 16,8 г/см3, что больше плотности стального корпуса, равной 7,8 г/см3). Длина цилиндрической хвостовой части 2 составляет 8-15 ее диаметров. Центр масс установлен на расстоянии 0,4-0,5 длины устройства от вершины головной части.

Устройство для доставки полезного груза в массив грунта небесных тел по варианту 1 используется следующим образом. При заданных условиях полета отделяют устройство от носителя. При проникании происходит отрыв грунта от боковой поверхности конуса и формирование кавитационной полости. Устройство продолжает движение в инерционно расширяющемся массиве грунта по предсказуемой прямолинейной траектории, которая обеспечивается выполнением длины цилиндрической части 2 корпуса 1, равной 8-15 его диаметров, и установлением центра масс на расстоянии 0,4-0,5 длины силового корпуса, считая от вершины головной части. Локализация зоны высокого давления на корпусе 1, а также локализация отрыва среды проникания происходит, в частности, при выполнении угла наклона образующей другого усеченного конуса 4 головной части 3 равным 7-12°, диаметра цилиндра 5 равным 0,2-0,5 диаметра цилиндрической хвостовой части 2 корпуса 1, длины цилиндра 5 равной 0,1-2,0 его диаметра и угла раствора конуса 6 или первого усеченного конуса 90-120°.

На поверхность корпуса 1 может быть нанесено антифрикционное покрытие толщиной 0,01...3 мм, например, фторопластовое или на основе хрома, для снижения коэффициента трения, вызванного контактом поверхности корпуса 1 с инерционно расширяющейся средой проникания.

Устройство для доставки полезного груза в массив грунта небесных тел по варианту 2 содержит полый силовой корпус 1 (например, из высокопрочной стали), включающий в себя цилиндрическую хвостовую часть 2 и головную часть 3. В полости силового корпуса 1 размещены балласт 7 и полезный груз 8. На головной части 3 корпуса 1 выполнены отверстия 10, сообщающиеся с полостью корпуса. Весь балласт 7 или его часть 9 выполнены из материалов, способных под действием инерционных сил выдавливаться из полости через отверстия 10 во внешнюю среду (например, балласт может быть целиком выполнен из ртути или на четыре объемных части из сплава вольфрама, никеля и железа, а на одну объемную часть из смазки Криогель). Средняя плотность балласта превышает среднюю плотность корпуса 1 устройства (например, плотность полностью ртутного балласта составляет 13,5 г/см3, а плотность балласта, состоящего на четыре объемных части из сплава вольфрама, никеля и железа и на одну объемную часть из смазки Криогель - 12,8 г/см3, что больше плотности полностью стального корпуса, равной 7,8 г/см3). Длина цилиндрической хвостовой части 2 составляет 8-15 ее диаметров. Центр масс установлен на расстоянии 0,4-0,5 длины силового корпуса, считая от вершины головной части.

Устройство для доставки полезного груза в массив грунта небесных тел по варианту 2 используется следующим образом. При заданных условиях полета отделяют устройство от носителя. При встрече с грунтовым массивом на этапе погружения головной части и дальнейшем торможении устройства в грунте возникают перегрузки, под действием которых балласт 7 (или часть балласта 9) выдавливается из полости через отверстия 10 на границу контакта поверхности корпуса 1 устройства с грунтом, тем самым снижая коэффициент трения.

Устройство продолжает движение в инерционно расширяющемся массиве грунта по предсказуемой прямолинейной траектории, которая обеспечивается выполнением длины цилиндрической части 2 корпуса 1 равной 8-15 его диаметров и установлением центра масс на расстоянии 0,4-0,5 длины силового корпуса, считая от вершины головной части.

На поверхность корпуса 1 может быть нанесено антифрикционное покрытие толщиной 0,01...3 мм, например фторопластовое или на основе хрома, для дополнительного снижения коэффициента трения, вызванного контактом поверхности корпуса 1 с инерционно расширяющейся средой проникания.

Благодаря такому выполнению устройства для доставки полезного груза в массив грунта небесных тел достигается упомянутый технический результат, а именно увеличение глубины проникания, уменьшение зоны, контактирующей со средой, создание условий для инерционного расширения среды при формировании угла отрыва на малой поверхности головной части, обеспечение прямолинейности и предсказуемости траектории движения в среде и уменьшение коэффициента трения с контактирующей средой.

В таблице представлены результаты расчетов, подтверждающие преимущества предлагаемых изобретений по сравнению с прототипом. Расчеты проводились по экспериментально-теоретической методике МГТУ им. Н.Э.Баумана (см.: Велданов В.А. и др. Программа расчета на ПЭВМ параметров процесса взаимодействия ударника с преградой // Численные методы решения задач теории упругости и пластичности. Материалы XII Всесоюзной конференции. Новосибирск, 1992 г.).

Изобретение может быть практически реализовано несколько по-другому, чем конкретно описано, без отступления от сущности изобретения и в объеме заявленной формулы.

Таблица
Результаты расчета
ВариантПреградаМасса проникателя, кгДиаметр проникателя, мСкорость входа в преграду, м/сУгол атакиКоэфф. тренияГлубина проникания, м
1Грунт5600,196700±2°0,265
2Грунт5400,196700±2°0,075100
ПрототипГрунт5440,2541060±2°0,246

1.Устройстводлядоставкиполезногогрузавмассивгрунтанебесныхтел,содержащееполыйсиловойкорпус,выполненныйсголовнойицилиндрическойхвостовойчастями,вкоторомпоследовательноразмещеныбалластсосреднейплотностью,превышающейплотностьсиловогокорпуса,иполезныйгруз,отличающеесятем,чтоголовнаячасть,начинаясвершины,выполненаввидепервогоусеченногоконусаилипростоконуса,следующегозанимцилиндраиприлегающегобольшимоснованиемкцилиндрическойхвостовойчастидругогоусеченногоконуса,приэтомдлинацилиндрическойхвостовойчастисоставляет8-15еедиаметров,ацентрмассустановленнарасстоянии0,4-0,5длинысиловогокорпуса,начинаясвершиныголовнойчасти.12.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтоуголнаклонаобразующейдругогоусеченногоконусасоставляет7-12°,диаметрцилиндрасоставляет0,2-0,5диаметрацилиндрическойхвостовойчастикорпуса,длинацилиндрасоставляет0,1-2,0егодиаметра,ауголраствораконусаилипервогоусеченногоконусасоставляет90-120°.23.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтонакорпуснанесеноантифрикционноепокрытие.34.Устройстводлядоставкиполезногогрузавмассивгрунтанебесныхтел,содержащееполыйсиловойкорпус,выполненныйсголовнойицилиндрическойхвостовойчастями,вкоторомпоследовательноразмещеныбалластсосреднейплотностью,превышающейплотностьсиловогокорпуса,иполезныйгруз,отличающеесятем,чтодлинацилиндрическойхвостовойчастисоставляет8-15еедиаметров,центрмассустановленнарасстоянии0,4-0,5длинысиловогокорпуса,начинаяотвершиныголовнойчасти,вголовнойчастивыполненыотверстия,сообщающиесясполостьюсиловогокорпуса,вкоторойрасположеныупомянутыебалластиполезныйгруз,приэтомбалластиличастьбалластавыполненизматериалов,способныхподдействиеминерционныхсилвыдавливатьсяизполостичерезэтиотверстиявовнешнююсреду.45.Устройствопоп.4,отличающеесятем,чтонакорпуснанесеноантифрикционноепокрытие.5
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-1 of 1 item.
10.12.2013
№216.012.885b

Многоступенчатая ракета-носитель пакетной схемы

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Многоступенчатая ракета-носитель пакетной схемы состоит из многоразовой первой ступени, оснащенной крылом и вертикальным оперением, одноразовой второй ступени, передней и задней силовых конструкций с замками, связывающими ступени воедино. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500589
Дата охранного документа: 10.12.2013
Showing 1-10 of 11 items.
20.04.2013
№216.012.365e

Устройство отвода коммуникаций с разъемными соединениями

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для отвода коммуникаций с разъемными соединениями от борта ракеты. Устройство содержит основание, шарнирно закрепленную на основании стрелу с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, две шарнирно установленные рамы на конце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479471
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.08.2013
№216.012.656a

Автоматизированная система управления подготовкой и пуском ракет-носителей

Изобретение относится к изделиям автоматики и вычислительной техники и может быть применено при автоматизации объектов управления в ракетно-космической отрасли. Технический результат - оперативный контроль факта начала подъема ракеты от стартового стола и синхронизация завершающей фазы старта....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491599
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.09.2013
№216.012.676b

Комбинированный способ управления расходованием топлива ракетной двигательной установки с многократным включением и комбинированная система управления расходованием топлива

Группа изобретений относится к ракетной технике и предназначена для формирования управляющих команд на средства регулирования секундного расхода компонентов топлива в процессе полета разгонного блока. Способ заключается в поддержании заданного соотношения секундных расходов компонентов топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492122
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.04.2014
№216.012.bb20

Способ контроля уровня расположения поверхности жидких компонентов топлива в баках ракет-носителей и система для его осуществления

Изобретения относятся к области ракетно-космической техники и могут найти применение при осуществлении контроля уровня расположения поверхности жидких компонентов топлива в баках ракет-носителей. Технический результат - повышение точности контроля уровня заправки и энергетических характеристик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513632
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.06.2015
№216.013.57b0

Установка для сушки изоляции обмотки тяговых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте тяговых электрических машин. Анализ статистических данных о надежности узлов и деталей оборудования электровозов в условиях эксплуатации показал, что большая доля отказов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553978
Дата охранного документа: 20.06.2015
16.02.2019
№219.016.bb65

Баллистический модуль и способ проводной электрической связи для регистрации параметров функционирования метаемого измерительного зонда в полном баллистическом цикле

Заявляемые технические решения относятся к области техники и технологий исследования процессов баллистики метаемых тел на всех этапах баллистического цикла, а именно: на этапе внутренней баллистики, в процессах разгона метаемого тела внутри ствола от казенной его части до дульного среза; на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679946
Дата охранного документа: 14.02.2019
01.03.2019
№219.016.cc22

Адаптер в виде сетчатой оболочки вращения конической формы из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к области машиностроения в частности к оболочечным конструкциям из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано при создании корпусов или отсеков-адаптеров летательных аппаратов, применяемых в ракетной и авиационной технике. Техническим результатом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002350818
Дата охранного документа: 27.03.2009
29.03.2019
№219.016.ef03

Композиция для терморегулирующего покрытия класса "солнечные отражатели"

Изобретение относится к области космического материаловедения и оптической техники и может быть использовано в системе пассивного терморегулирования космических аппаратов для изготовления покрытия холодной сушки класса «солнечные отражатели», которые наносят на внешние поверхности космических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002283332
Дата охранного документа: 10.09.2006
04.04.2019
№219.016.fc03

Сосуд давления, способ сварки его металлической оболочки и способ получения заданного сечения корневой части сварного соединения его металлической оболочки

Изобретение относится к сварке металлов и может быть использовано для создания высоконагруженных емкостных конструкций. Сосуд давления состоит из внешней неметаллической оболочки и герметичной внутренней металлической оболочки, корневая часть сварного соединения которой выполнена в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002344337
Дата охранного документа: 20.01.2009
13.06.2019
№219.017.81dc

Терморегулирующее покрытие

Изобретение относится к терморегулирующим покрытиям, наносимым на наружную поверхность для поддержания определенного теплового режима космического аппарата. Описано терморегулирующее покрытие, выполненное из композиции, содержащей в качестве связующего амидосодержащую акриловую смолу в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315794
Дата охранного документа: 27.01.2008
+ добавить свой РИД