×
18.05.2019
219.017.5750

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ РЕМОНТА ГРЕБЕШКОВ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано при восстановлении изношенных поверхностей гребешков лабиринтных уплотнений рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя. Способ ремонта гребешков лабиринтных уплотнений рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя включает подготовку поверхности лопатки к восстановлению, затем проводят предварительную механическую обработку поверхности бандажной полки лопатки. При этом осуществляют обработку одной из боковых поверхностей каждого гребешка лабиринтных уплотнений, которую выполняют с заглублением в бандажную полку на величину 0,05-0,2 мм с радиусом сопряжения 0,15-0,7 мм между поверхностью бандажной полки и гребешком лабиринтных уплотнений. Осуществляют сборку указанной полки лопатки с помощью конденсаторной точечной сварки с присоединяемым элементом, площадь которого больше площади восстанавливаемой поверхности. Наносят пастообразный припой и осуществляют высокотемпературную пайку присоединяемого элемента в вакуумной или в челночной печи до температуры плавления припоя. Пастообразный припой наносят в заглубление бандажной полки лопатки. Присоединяемый элемент выполняют в виде пластины толщиной 0,5-1,2 мм, с выемками на основании пластины, расположенными с шагом 3,5-4,5 мм, шириной 0,5-1,5 мм и высотой 0,2-0,4 мм, а поверхность пластины, предназначенную для контакта с боковой поверхностью гребешка бандажной полки лопатки, выполняют рельефной. После остывания весь комплект лопаток собирают в роторное приспособление и механически обрабатывают по высоте гребешков до чертежных размеров. В результате достигается повышение технологичности процесса и качество ремонта изношенных поверхностей. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано при восстановлении изношенных поверхностей гребешков лабиринтных уплотнений рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя.

Известен способ ремонта деталей машин, в частности восстановление гребешков лабиринтных уплотнений, методом наплавки присадочного материала электронным сканирующим лучом в вакууме (Патент РФ №2247014, В23Р 6/00, 29.08.2003 г.), по которому на подготовленную к восстановлению поверхность ремонтируемой детали перед наплавкой слоя присадочного материала монтируют его заготовку, выполненную в виде ленты. Осуществляют многослойную наплавку присадочного материала электронным сканирующим лучом в вакууме. Механическую обработку осуществляют после наплавки каждого слоя присадочного материала.

Недостаток данного способа заключается в том, что сплавы, использующиеся для изготовления рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя, склонны к образованию горячих и холодных трещин, чувствительны к перегреву и являются несвариваемым материалом. Кроме того, последующая механическая обработка наплавленных валиков до чертежных размеров гребешка является трудоемким и сложным процессом.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ ремонта лопаток соплового аппарата турбины газотурбинного двигателя (Патент РФ №2177862, В23Р 6/00, 26.02.2001 г.), включающий предварительную механическую обработку и гидропескоструйную обработку ремонтируемой поверхности лопатки и присоединяемой к ней пластины; сборку под пайку производят таким образом, что сначала на поверхность лопатки методом конденсаторной точечной сварки прикрепляют никелевую сетку, а затем с помощью ленточного хомута и той же точечной сварки закрепляют пластину с образованием уступа. В образованный угол наносят припой и производят трехступенчатый нагрев в вакуумной печи.

Данный способ производителен, не приводит к расплавлению материала лопаток, а наличие никелевой сетки между паяемыми деталями позволяет использовать пайку при ремонте относительно больших по площади поверхностей. Однако этот способ не может быть использован при ремонте изношенных поверхностей малых размеров и работающих в условиях высоких контактных и центробежных нагрузок, так как наличие сетки между пластиной и деталью значительно увеличивает толщину паяного шва и, как следствие, снижает его прочность. Кроме того, на малые поверхности довольно сложно закрепить сетку.

Техническим результатом данного изобретения является повышение технологичности процесса и качества ремонта изношенных поверхностей гребешков лабиринтных уплотнений рабочих лопаток турбины, работающих в условиях высоких контактных и центробежных нагрузок.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ ремонта гребешков лабиринтных уплотнений бандажной полки рабочей лопатки турбины газотурбинного двигателя включает подготовку поверхности лопатки к восстановлению, предварительную механическую обработку поверхности бандажной полки лопатки, сборку с помощью конденсаторной точечной сварки с присоединяемым элементом, площадь которого больше площади восстанавливаемой поверхности, нанесение пастообразного припоя, высокотемпературную пайку присоединяемого элемента в вакуумной или в челночной печи до температуры плавления припоя и окончательную механическую обработку поверхности бандажной полки лопатки после ее остывания, причем при предварительной механической обработке поверхности бандажной полки лопатки, осуществляют обработку одной из боковых поверхностей каждого гребешка лабиринтных уплотнений, которую выполняют с заглублением в бандажную полку на величину 0,05-0,2 мм, при обработке боковой поверхности гребешка лабиринтных уплотнений, заглубление в бандажную полку лопатки выполняют с радиусом сопряжения 0,15-0,7 мм между поверхностью бандажной полки и гребешком лабиринтных уплотнений, пастообразный припой наносят в заглубление бандажной полки лопатки, присоединяемый элемент выполняют в виде пластины толщиной 0,5-1,2 мм, с выемками на основании пластины, расположенными с шагом 3,5-4,5 мм, шириной 0,5-1,5 мм и высотой 0,2-0,4 мм, а поверхность пластины, предназначенную для контакта с боковой поверхностью гребешка бандажной полки лопатки, выполняют рельефной.

При выполнении заглубления механически удаляется поверхностный окисный, дефектный слой и создаются условия для более точной сборки под пайку пластины и гребешка, кроме того, пастообразный припой, после его расплавления, образует ванну припоя, ограниченную размерами заглубления.

Заглубление при предварительной механической обработке в бандажную полку на величину менее 0,05 мм в связи с неравномерным рельефом бандажной полки может привести к тому, что на ее поверхности может остаться окисный и дефектный (измененный) слой, который снижает качество пайки. Заглубление в бандажную полку на величину более 0,2 мм приведет к разупрочнению бандажной полки за счет ее утонения.

Выполнение радиуса сопряжения между основанием заглубления и боковой поверхности гребешка меньше 0,15 мм будет способствовать появлению нулевого зазора между пластиной и боковой поверхностью гребешка, что затрудняет затекание припоя между ними и снижает качество пайки. Кроме этого такое сопряжение способствует концентрации напряжений и вследствие этого станет местом зарождения трещин при эксплуатации. Выполнение радиуса сопряжения между основанием заглубления и боковой поверхностью гребешка больше 0,7 мм приведет к наклонному позиционированию паяемых пластин и значительному увеличению величины зазора в местах сопряжения, что приводит к появлению в них пористости.

Площадь пластины должна быть больше площади поверхности восстанавливаемого изношенного гребешка и восполнить его изношенный участок.

Выполнение пластины толщиной меньше 0,5 мм приведет к ее деформации при эксплуатации рабочей лопатки во время ее приработки в турбине, выполнение пластины толщиной больше 1,2 мм приведет к утолщению гребешка, что не соответствует технологическим требованиям.

Выполнение на основании пластины выемок способствует протеканию через них припоя в зазор между пластиной и рабочей лопаткой, а равномерное выполнение выемок вдоль основания пластины обеспечивает равномерное распределение припоя в зазоре между гребешком и припаиваемой пластиной.

Выполнение выемок с шагом меньше 3,5 мм приводит к уменьшению поверхности контакта основания пластины с основанием бандажной полки, что снижает прочность и качество паяного шва.

Выполнение выемок с шагом больше 4,5 мм приводит к неравномерному затеканию припоя в зазор между боковой поверхностью гребешка и припаиваемой пластиной и образованию пор и непропаев.

Выполнение выемок шириной меньше 0,5 мм приводит к затруднению затекания припоя в выемку.

Выполнение выемок шириной больше 1,5 мм приводит к уменьшению поверхности контакта основания пластины с основанием бандажной полки, что снижает прочность и качество паяного шва.

Выполнение выемок высотой меньше 0,2 мм приводит к затруднению затекания припоя в выемку.

Выполнение выемок высотой больше 0,4 мм приводит к уменьшению поверхности контакта основания пластины с основанием бандажной полки, что снижает прочность и качество паяного шва.

Для исключения непропая и повышения качества пайки поверхность пластины выполнена с рельефом на ее внутренней поверхности.

Паста припоя наносится в заглубление бандажной полки лопатки по всей ее длине. В процессе нагрева припой расплавляется, затекает в выемки, равномерно заполняет зазор между боковой поверхностью гребешка и пластиной, вытекает на поверхность гребешка и образует галтель. Качество пайки контролируется качеством образования галтели у основания пластины и на поверхности гребешка.

Техническое решение способа поясняется следующими чертежами, где на:

фиг.1 внешний вид восстановленных гребешков с пластиной, присоединенной к бандажной полке;

фиг.2 внешний вид боковой поверхности гребешка и поверхности основания после предварительной механической обработки;

фиг.3 внешний вид присоединяемой пластины;

фиг.4 внешний вид восстановленных гребешков лабиринтных уплотнений рабочих лопаток турбины 1 ступени.

Реализация способа рассмотрена на примере ремонта гребешков лабиринтных уплотнений рабочих лопаток турбины 1-й ступени из сплава ЖС6У газотурбинного двигателя. После эксплуатации износ гребешков 1 лабиринтных уплотнений составил величину 0,4-1,8 мм, кроме того, на некоторых гребешках 1 имелись трещины. После промывки лопаток все трещины были удалены режущим дисковым инструментом. Затем была проведена фрезерная обработка наружных боковых поверхностей гребешков 1 с заглублением 2 в бандажную полку 3 на величину 0,08 мм, причем боковая поверхность 4 гребешка 1 бандажной полки 3 и поверхность основания заглубления 2 были выполнены под прямым углом относительно друг друга с радиусом сопряжения 0,5 мм.

Пластины 5 для пайки изготовили методом лазерной резки из фольги ВЖ-98, исследования показали, что материал пластин должен обладать более высокой жаростойкостью и горячей твердостью, чем материал лопатки. Пластину 5 изготовили толщиной 0,5 мм, причем пластина 5 выполнена с выемками 6 на основании пластины, расположенными с шагом 4 мм шириной 0,5 мм и высотой 0,3 мм, причем высота пластины 5, а следовательно, и ее площадь были больше по отношению к боковой поверхности 4 восстанавливаемого гребешка 1.

Затем, методом конденсаторной точечной сварки пластину 5 прикрепили к боковой поверхности гребешка 1. В образованный боковой поверхностью пластины 5 и основанием заглубления 2 бандажной полки 3 угол нанесли пасту припоя, состоящую их порошка ВПр-11-40Н и акриловой смолы. Применение самофлюсующихся припоев позволяет осуществить качественную пайку соединений литейного высокотемпературного сплава ЖС6У с материалом пластины. После просушки лопатки поместили в вакуумную печь в вертикальном положении пластинами 5 вверх и осуществили трехступенчатый нагрев с выдержками:

при Т1=450°С - 20 мин;

при Т2=950°С - 20 мин;

при Т3=1100°С - 25 мин.

После остывания весь комплект лопаток собрали в роторное приспособление и механически обработали по высоте гребешков 1 до чертежных размеров (фиг.4).

Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает полное восстановление геометрических характеристик гребешков лабиринтных уплотнений, упрощает технологический процесс ремонта, позволяет получить качественное формирование шва в зоне пайки.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 86 items.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Showing 1-10 of 46 items.
27.06.2013
№216.012.4fe0

Установка для электронно-лучевой сварки

Изобретение относится к установкам для электронно-лучевой сварки изделий. В вакуумной камере (1) размещены рабочая платформа для установки свариваемого изделия, вертикальные направляющие (9, 10), на которых с возможностью перемещения закреплена траверса (6) с установленной на ней поворотной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486041
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.11.2013
№216.012.7ce4

Способ изготовления щеточного уплотнения роторов

Изобретение может быть использовано в процессах изготовления щеточных уплотнений методами пайки с помощью электронного луча. Кольцевое основание и кольцевые опорные пластины собирают в кольцевую оправку, на которую наматывают проволоку и прижимают ее к оправке прижимными кольцевыми пластинами....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497645
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.02.2014
№216.012.a174

Способ изготовления сварной тонкостенной конической обечайки с продольными гофрами

Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано в процессах изготовления методами сварки тонкостенных обечаек с элементами жесткости в виде продольных гофр, используемых, например, в качестве теплового экрана сопла ГТД. Способ заключается в том, что производят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507047
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.04.2014
№216.012.afab

Способ изготовления сварных тонкостенных конических обечаек с ребрами жесткости

Способ предназначен для изготовления тонкостенных конических обечаек с ребрами жесткости методом сварки. Производят формирование сегментов обечайки. Отгибают продольные кромки сегментов для получения ребер жесткости, размещают сегменты на съемных опорных пластинах, установленных на основании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510686
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.ceca

Щеточное уплотнение роторов, способ и устройство для его изготовления

Группа изобретений относится к уплотнительной технике. Щеточное уплотнение роторов выполнено в виде прижимной щеки и последовательно состыкованных с ней элементов - кольцевой проволочной щетки и опорной щеки. Устройство снабжено технологическим кольцом. Прижимная щека выполнена с торцевым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518709
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.12.2015
№216.013.97c7

Способ оценки стойкости к образованию горячих трещин тонколистовых жаропрочных материалов

Изобретение относится к сварочному производству и может быть использовано для определения стойкости жаропрочных материалов к образованию горячих трещин при выборе сплава для сварных конструкций из тонколистовых материалов с толщиной менее 1,5 мм. Изготавливают образцы из исследуемых материалов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570475
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.06.2016
№216.015.46eb

Способ восстановления бандажных полок лопаток турбомашин из титановых сплавов

Изобретение может быть использовано при ремонте изношенных или поврежденных бандажных полок лопаток турбомашин, выполненных из титановых сплавов. С поврежденных участков удаляют покрытие и поверхностный слой металла, например, алмазным шлифованием. Осуществляют наплавку поврежденных участков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586191
Дата охранного документа: 10.06.2016
10.06.2016
№216.015.49b4

Высокотемпературное теплозащитное покрытие

Изобретение относится к областям порошковой металлургии, в частности к неорганическим покрытиям из многослойных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении для получения высокотемпературного теплозащитного покрытия (ТЗП) методом газотермического напыления, например...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586376
Дата охранного документа: 10.06.2016
26.08.2017
№217.015.e87d

Способ восстановления бандажных полок лопаток компрессора газотурбинных двигателей (гтд)

Изобретение относится к способу восстановления бандажных полок лопаток компрессора газотурбинных двигателей (ГТД). Определяют линии ремонтного среза бандажных полок. Удаляют по указанной линии их дефектные части. Изготавливают накладки из твердосплавного материала толщиной не более 0,9 мм со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627558
Дата охранного документа: 08.08.2017
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
+ добавить свой РИД