×
18.05.2019
219.017.548f

СПОСОБ ОБРАБОТКИ МОНОКОЛЕС

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002247011
Дата охранного документа
27.02.2005
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области обработки металлов резанием, фрезерования концевыми фрезами лопаток моноколес газотурбинных двигателей на станках с ЧПУ. Способ обработки включает черновую обработку, при которой прорезают межлопаточные пазы одинаковой ширины в радиальном направлении, и чистовую обработку, при которой фрезеруют профиль пера лопатки по высоте, причем оба вида обработки выполняют за один установ. Для повышения точности обработки лопаток моноколес обработку ведут строками, глубину каждой строки выбирают больше толщины деформированного слоя заготовки от предыдущей обработки, при этом для каждой строки задают величину деформации обрабатываемой поверхности моноколеса, которая должна быть больше величины деформации обработанной поверхности после обработки i-той строки. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к обработке металлов резанием и может быть использовано при фрезеровании криволинейных поверхностей лопаток моноколес (открытых и полуоткрытых крыльчаток) газотурбинных двигателей (ГТД) на станках с числовым программным управлением.

Известен способ обработки лопаток открытых и полуоткрытых крыльчаток ГТД, включающий в себя следующие этапы:

1. Черновое фрезерование (прорезка впадин между лопатками), осуществляемое за 3... 4 операции различным инструментом на специальных станках.

2. Чистовое фрезерование профиля пера, осуществляемое строчечным методом на копировально-фрезерных станках с горизонтальным или вертикальным расположением шпинделей. [Евстигнеев М.И., Подзей А.В., Сулима А.М. “Технология производства двигателей летательных аппаратов” М: Машиностроение, 1982. 260 с.]

Недостатком данного способа является то, что деталь в процессе обработки многократно устанавливают в различные приспособления, что вносит погрешности при ее изготовлении, обусловленные погрешностью установки. В целом это приводит к снижению точности изготовления профилей лопаток моноколеса и к необходимости последующей ручной полировки (доводки) профиля лопаток.

Данные недостатки существенно снижаются при использовании многоцелевых обрабатывающих центров с числовыми программным управлением типа КМЦ-600-13; МИКРОН-710 (Швейцария); Штарраг-ZТ800/ ZT-1000 (Швейцария) и т.д. На этих станках моноколесо, в том числе и поверхности лопаток, обрабатывают за один установ заготовки, что исключает погрешности, вызванные установкой заготовки в различные приспособления.

Обработку осуществляют концевыми фрезами. Способ включает черновую обработку, при которой прорезают межлопаточные пазы одинаковой ширины в радиальном направлении, и чистовую обработку, при которой фрезеруют профиль пера лопатки по его высоте. Оба вида обработки выполняют за один установ. [А.М.Сулима, А.А.Носков, Г.З.Серебряков “Основы технологии производства газотурбинных двигателей” М.: Машиностроение 1996, 480 с., глава 17.3 Выполнение основных операций изготовления крыльчаток, с.364-368].

В описываемом способе обработки лопаток моноколеса не учитывается его деформация после снятия припуска в каждом межлопаточном пространстве, которая зависит от ширины обрабатываемой поверхности и глубины снимаемого припуска. То есть величины соотношений между глубинами фрезерования и размерами (шириной) обрабатываемых поверхностей специально не оговариваются. Такая произвольная схема снятия припуска нарушает равновесное состояние заготовки и в дальнейшем, что искажает обрабатываемую поверхность. Кроме того, произвольная очередность обработки лопаток моноколеса также влияет на равновесное состояние детали, что в целом снижает точность изготовления моноколеса.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение точности изготовления лопаток моноколес ГТД за счет назначения схемы снятия припуска, которая обеспечивает сохранение равновесного состояния заготовки в пределах задаваемой величины деформации каждого межлопаточного пространства моноколеса.

Поставленная техническая задача решается тем, что в предлагаемом способе обработку лопаток моноколеса осуществляют концевыми фрезами на станках с числовым программным управлением.

Сначала ведут черновую обработку, при которой прорезают межлопаточные пазы одинаковой ширины в радиальном направлении, а затем - чистовую обработку, при которой фрезеруют профиль пера лопатки по его высоте. Оба вида обработки выполняют за один установ.

Новым в предлагаемом способе является то, что обработку ведут строками с глубиной строки большей, чем толщина деформационного слоя заготовки от предыдущей обработки. При этом для каждой строки задают величину деформации обрабатываемой поверхности моноколеса Δ Bзад и соблюдают условие

Δ Взад&γτ;ΔВi,

где Δ Вi - величина деформации обработанной поверхности после выполнения i-той строки.

Удаление слоя металла одной и той же глубины в межлопаточном пространстве осуществляют поочередно в диаметрально противоположных частях колеса.

При черновой обработке деформацию межлопаточного пространства определяют из выражения

где В, Δ Bi - соответственно ширина паза и величина деформации обрабатываемой поверхности при i-той строке; σ i-1, δ i-1 - соответственно величина остаточных напряжений и толщина деформационного слоя заготовки моноколеса перед i-той строкой; ti - глубина фрезерования при i-той строке; h - высота заготовки моноколеса; Е - модуль упругости материала заготовки.

При чистовой обработке величину деформации обрабатываемой поверхности определяют из выражения

где σ t, δ t - величина остаточных напряжений и толщина деформационного слоя по дну межлопаточного пространства заготовки; Bi-1, t - ширина и глубина (высота) межлопаточного пространства перед i-той строкой; bi - глубина чистового фрезерования.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:

Фиг.1 - кинематическая схема обработки моноколеса концевой фрезой на многоцелевом обрабатывающем центре; фиг.2 - схема снятия припуска с моноколеса; фиг.3 - расчетная схема величины деформации обрабатываемой поверхности при черновой обработке (1 - строка); фиг.4 - то же, (i-строка); фиг.5 - расчетная схема величины деформации обрабатываемой поверхности при чистовой обработке (фрезеровании пера).

Способ осуществляется следующим образом.

Заготовку 1, например крыльчатку вентилятора ГТД, выполненную в виде кольца (тора), устанавливают на многоцелевом обрабатывающем центре, например пятикоординатном, фиг.1. Здесь ее размещают на столе 2, имеющем возможность поворота вокруг оси O1-O1 на 360° . Стол 2 установлен на качалке 3, имеющей возможность поворота вокруг оси O2-O2 например на ± 110° . Обработку проточной части крыльчатки осуществляют фрезой 4, которая, вращаясь вокруг собственной оси со скоростью резания, имеет возможность перемещений в трех осях: X, Y, Z. Суммарный припуск заготовки, равный сумме припусков в каждом межлопаточном пространстве, удаляют строками на этапах черновой и чистовой обработки (фиг.2).

Припуск на черновом этапе удаляют следующим образом.

1. В первой строке (на первом проходе фрезы) в каждом межлопаточном пространстве удаляют припуск глубиной ti и шириной В. Глубину первой строки ti и ее ширину В выбирают исходя из соотношения, устанавливающего связь между величиной деформации Δ В обрабатываемых поверхностей при образовании паза шириной В и коэффициентом ослабления сечения заготовки в месте образования пера к=(h-t1)/h. Это соотношение устанавливают на основе расчетной схемы, представленной на фиг.3.

Заготовка в виде кольца высотой h имеет в наружном поверхностном слое остаточные напряжения σ о, обусловленные предшествующей обработкой. Глубина их залегания (толщина деформируемого слоя) равна δ о. При фрезеровании в заготовке паза шириной В на глубину происходит перерезание слоя металла толщиной δ 0 с распределенными в нем остаточными напряжениями. При перерезании этого слоя нарушается уравновешенность сил в материале кольца (заготовки). Появляются силы F и моменты М, приложенные к границам паза глубиной t1 и шириной В. Это приводит к его деформации на величину Δ В. Исходя из этих представлений относительные величины деформации Δ В, ширина В и глубина t1 прорезаемого паза связаны соотношением вида

где Δ B1 - величина деформации обрабатываемой поверхности после прорезки первой строки шириной В; t1 - глубина первого прохода; h - высота заготовки; Е - модуль упругости материала моноколеса; δ 0, σ 0 - глубина залегания и величина остаточных напряжений, сформированных предшествующей обработкой.

Из данной зависимости следует, что с уменьшением коэффициента ослабления межлопаточного пространства моноколеса к=(h-t1)/h величина относительной деформации Δ B1/B увеличивается. При t1=0 и к=1 величина Δ B1/В=0. При к, стремящемся к нулю, величина Δ Вi/В стремится к своему максимальному значению. В этом случае необходимым условием обеспечения требуемой точности является назначение такой глубины резания t1, при котором величина Δ B1/B не превышает Δ Взад./В. Заданная величина деформации Δ Взад определяется величиной допуска на формируемый размер.

После определения соотношения между t, В и Δ В осуществляют прорезку всех пазов моноколеса, причем с целью уменьшения деформации удаление припуска в каждом межлопаточном пространстве осуществляют исходя из условий симметрии, то есть каждый новый паз прорезают в диаметрально противоположной части колеса по отношению к прорезанному изначально.

В результате обработки каждого межлопаточного пространства моноколеса на глубину t1 удаляют деформированный слой заготовки, характеризующийся величиной остаточных напряжений σ 0 и глубиной их залегания δ 0. При этом по дну межлопаточного пространства шириной В формируется новый деформационный слой, характеризующийся величиной остаточных напряжений σ 1 и глубиной залегания ti, фиг.4.

2. При выполнении следующей строки (на следующем проходе фрезы) удаляют припуск глубиной ti, такой же ширины, что и в первой строке, т.е. В. При этом, поскольку величина перерезается очередной деформированный слой, характеризующийся величиной остаточных напряжений σ i-1 При перерезании этого слоя вновь нарушается уравновешенность сил в поверхностном слое заготовки, сформированная при выполнении предыдущей строки. Возникающая при этом величина деформации обрабатываемой поверхности Δ В связана с шириной паза В и глубиной прорезаемого слоя ti соотношением (2), аналогичным выражению (1)

После установления из данного соотношения значения ti в зависимости от значения Δ Взад осуществляют прорезку всех остальных пазов колеса. Затем весь цикл повторяют до тех пор, пока суммарная глубина прорезаемого паза t не достигнет своего требуемого значения, получаемого в результате суммирования глубин всех выполненных строк при ширине паза В. В результате прорезки в каждом межлопаточном пространстве пазов шириной В заготовка моноколеса перед чистовой обработкой представляет собой кольцо с выступами и впадинами, по дну которых расположен деформационный слой, сформированный при черновом фрезеровании. Он характеризуется толщиной δ t и величиной остаточных напряжений σ t фиг.5.

3. При чистовой обработке профиля пера лопаток фрезерование ведется на всю высоту профиля t, величина которого определяет ширину строки. При этом на каждом проходе фрезы увеличивается ширина межлопаточного пространства В на величину 2b1, определяющую глубину снимаемого припуска со стороны спинки и корыта лопатки. При этом увеличивается ширина паза, то есть увеличивается длина деформационного слоя металла заготовки по дну впадины толщиной δ t и нарушается равновесное состояние заготовки. Возникающие при этом силы F и моменты М деформируют образующиеся межлопаточное пространство глубиной t и шириной B+2b1 на величину Δ в1. Соотношение между величиной деформации Δ В1 и шириной образующегося паза после выполнения первой строки, формирующей перо лопатки, определяется выражением вида

После установления величины припуска, снимаемого со стороны спинки и корыта лопаток b1, в зависимости от значения Δ Взад, осуществляют обработку каждого пера, в ходе которой формируются межлопаточные пространства глубиной t и шириной B1=(B+2b1), имеющие величины максимального отклонения в каждом сечении моноколеса, перпендикулярного его оси, равные величине деформации Δ B1. Затем весь цикл повторяется, то есть с пера снимается припуск bi и т.д., до тех пор, пока размеры межлопаточного пространства по своей ширине не достигнут требуемых значений.

Осуществление данной технологии обработки моноколес позволяет обеспечивать одинаковые условия деформирования заготовки при прорезании каждого межлопаточного пространства как при черновой обработке, так и при чистовой. Причем при осуществлении каждого нового цикла по равномерному удалению слоя металла с заготовки она принимает равновесное состояние, характеризующееся уравновешенностью ее внутреннего состояния. В конечном счете это существенно повышает точность изготовления моноколес, что позволяет на ряде деталей исключить операции отделочной обработки, связанные с размерной обработкой.

145900000009-DOC.tiftifdrawing50гдеВ,ΔB-соответственноширинаивеличинадеформацииобработаннойповерхности;σ,δ-соответственновеличинаостаточныхнапряженийитолщинадеформированногослоязаготовкипередi-йстрокой;t-глубинафрезерованияпривыполненииi-йстрокифрезы;h-высотазаготовкимоноколеса;Е-модульупругостиматериалазаготовки.146700000010-DOC.tiftifdrawing57гдеσ,δ-соответственновеличинаостаточныхнапряженийитолщинадеформированногослояподнумежлопаточногопространствазаготовки;b-глубинафрезерованияпрофиляпера;B,t-ширинаиглубина(высота)межлопаточногопространствазаготовкипередвыполнениемi-йстроки.1.Способобработкимоноколесаконцевымифрезаминастанкахсчисловымпрограммнымуправлением,включающийчерновуюобработку,прикоторойпрорезаютмежлопаточныепазыодинаковойшириныврадиальномнаправлении,ичистовуюобработку,прикоторойфрезеруютпрофильпералопаткиповысоте,причемобавидаобработкивыполняютзаодинустанов,отличающийсятем,чтообработкуведутстроками,глубинукаждойстрокивыбираютбольшетолщиныдеформированногоотпредыдущейобработкислоязаготовки,приэтомдлякаждойстрокизадаютвеличинудеформацииобрабатываемойповерхностимоноколесаисоблюдаютусловиеΔВ&γτ;ΔB,гдеΔB-величинадеформацииобработаннойповерхностипослеобработкиi-йстроки.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтопричерновойичистовойобработкесъемметаллаведутпоочередновдиаметральнопротивоположныхчастяхколеса.23.Способпоп.1или2,отличающийсятем,чтовеличинудеформацииобработаннойповерхностипричерновойобработкеопределяютизвыражения34.Способпоп.1или2,отличающийсятем,чтовеличинудеформацииобработаннойповерхностипричистовыхпроходахопределяютизвыражения4
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 97 items.
10.01.2013
№216.012.17d7

Электролит для электрохимической обработки

Изобретение относится к электрохимическим и электрофизическим способам обработки материалов, а именно - к электролитам для электрохимической обработки острых кромок после слесарной зачистки в изделиях, преимущественно из нержавеющих и жаропрочных сплавов. Электролит для электрохимической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471595
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2456

Способ доводки двигателя

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474804
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.284a

Способ обеспечения вибрационной прочности деталей

Изобретение относится к способам обеспечения вибрационной прочности деталей сложной геометрической формы. Техническим результатом является корректировка вибрационных характеристик детали путем изменения геометрии конкретного места на детали для обеспечения ее вибрационной прочности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475834
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.3fe6

Способ изготовления электрода-инструмента при объемной электрохимической обработке (эхо)

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки. При изготовлении электрода-инструмента для объемной электрохимической обработки к его двум деталям подключают положительный полюс источника постоянного импульсно-циклического тока и источник импульсного тока с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481928
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4748

Приспособление для поддержки заклепок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройству для клепки крупногабаритных деталей цилиндрическими заклепками. Приспособление содержит упор и рукоятку. Также содержит зафиксированный на основании посредством ребер жесткости стержень с вмонтированной в него при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483828
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.57db

Способ рентгеноструктурного контроля детали

Использование: для рентгеноструктурного контроля детали. Сущность: заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали, выполняют определение параметра, зависящего от наработки детали, при этом снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488099
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.7208

Способ изготовления направляющего аппарата

Изобретение относится к способу изготовления направляющего аппарата газотурбинного двигателя, представляющего собой кольцевые наборы неподвижных или поворотных профилированных лопаток, образующих расширяющиеся каналы, и может быть использовано в авиастроении, машиностроении и других областях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494849
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.81b7

Способ изготовления лопатки компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве лопаток газотурбинных двигателей. Способ включает фрезерование пера лопатки на пятикоординатном станке с числовым программным управлением. Вращающейся фрезе сообщают перемещение и периодическую подачу на строчку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498883
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.01.2014
№216.012.9c9d

Способ оценки технического состояния деталей

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля и может быть использовано для оценки технического состояния деталей авиационной техники. Способ включает снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505799
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.03.2014
№216.012.aeea

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов элементов газотурбинного двигателя при его испытаниях и может найти применение при его доводке, а также для создания систем диагностики двигателя. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510493
Дата охранного документа: 27.03.2014
Showing 1-3 of 3 items.
29.03.2019
№219.016.efd7

Устройство для подачи смазочно-охлаждающей жидкости

Изобретение относится к области машиностроения, устройствам для охлаждения режущего инструмента. Устройство содержит дисковую фрезу, в корпусе которой выполнена кольцевая проточка, сообщенная радиальными каналами с зубьями фрезы, две заслонки, перекрывающие проточку, и два диска, установленных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02203165
Дата охранного документа: 27.04.2003
18.05.2019
№219.017.5513

Устройство для вращения шпинделя

Изобретение относится к области машиностроения, станкостроения, станкам для круглого фрезерования деталей, например коленчатых и распределительных валов, ободьев колес и валов-шестерен. Устройство содержит промежуточный вал, установленный в корпусе шпиндельной бабки, тормозное кольцо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02203161
Дата охранного документа: 27.04.2003
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000216270
Дата охранного документа: 28.01.1976
+ добавить свой РИД