×
09.05.2019
219.017.50ea

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПИТАНИЯ РАБОЧИМ ГАЗОМ ПОЛОСТЕЙ АГРЕГАТОВ И СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002148180
Дата охранного документа
27.04.2000
Аннотация: Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА), стартующим как из стационарных, так и из подвижных пусковых установок, в том числе из подводных лодок. Выработанным рабочим газом заполняют полости высокого давления с последующим открытием магистралей, ведущих к системам ЛА, при этом выработку рабочего газа и заполнение полостей производят одновременно. Начало выработки газа и заполнения полостей производят непосредственно перед стартом ЛА. В системе питания рабочим газом полостей и агрегатов и систем ЛА, содержащей источники рабочего газа высокого давления, соединенные магистралями с полостями агрегатов и систем ЛА, и блок управления стартом ЛА, источник рабочего газа выполнен в виде твердотопливного генератора холодного чистого азота с устройствами их запуска. Генераторы размещены на отделяемых элементах ЛА, а устройства их запуска соединены с блоком управления стартом ЛА. Использование изобретений позволит улучшить габаритно-массовые характеристики, повысить надежность и безопасность эксплуатации за счет исключения баллонов высокого давления в течение предстартового хранения и транспортирования ЛА, достигающего 15-25 лет. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА), стартующим как из стационарных, так и из подвижных пусковых установок, в том числе - из подводных лодок.

Известны способ и система питания указанных ЛА, осуществляющих заполнение агрегатов и систем от предварительно наддутых азотом баллонов высокого давления до 300-400 кг/см2 для системы ориентации ракетной системы "Аджена" и космических ЛА (см. "Космонавтика", изд. "Советская Энциклопедия", М., 1970 г., стр. 16, 143).

Известно также использование наддува азотом из баллонов высокого давления тонкостенных оболочек топливных баков для компенсации продольных сжимающих усилий и повышения их устойчивости (см. там же, стр. 310).

В указанных системах используются предварительно заправленные баллоны высокого давления, размещаемые на ЛА. В течение всего срока хранения и транспортирования ЛА (до 15-25 лет) необходимо производить периодические регламентные проверки с целью контроля высокого давления на борту ЛА. При обнаружении во время хранения падения давления ниже минимально допустимого, необходимо производить подкачку баллонов, используя для этого дополнительное наземное оборудование. Для подачи рабочего газа из баллонов высокого давления к агрегатам и системам ЛА, используют дополнительные понижающие редукторы и пусковые клапаны.

Кроме того, непосредственно в циклограмму старта ЛА также заводится дополнительная обратная связь по подтверждению заданного минимально допустимого уровня давления в баллоне. В случае невыдачи сигнала от датчика давления о выполнении этого требования старт отменяется.

Наиболее близким аналогом, принятым за прототип, является способ и система наддува сжатым воздухом кольцевого зазора между корпусом ракеты и стенками контейнера, с последующим выравниванием давления с забортным перед пуском ракеты с подводной лодки (ПЛ) (см. Советская военная энциклопедия. Т. 6. - М., 1978 г., стр. 379).

В данной системе наддув осуществляется от баллонов высокого давления воздуха, размещенных на носителе ПЛ, что требует увеличения его габаритов.

Кроме того, использование в качестве газа для наддува воздуха приводит к повышенной опасности при старте, в связи с наличием в нем кислорода и его возможным догоранием при смешивании с продуктами сгорания энергоустройств старта.

Техническая задача, на решение которой направлено данное изобретение, состоит в том, чтобы исключить наличие высокого давления рабочего газа на борту ракеты в процессе всего срока ее хранения и транспортирования до пуска, с одновременным исключением регламентных проверок.

Поставленную задачу решает предложенный способ и система питания рабочим газом агрегатов и систем ЛА. Выработанным газом заполняют полости высокого давления с последующим открытием магистралей, ведущих к агрегатам и системам ЛА. При этом выработку рабочего газа и заполнение полостей производят одновременно. Начало выработки газа и заполнения полостей производят непосредственно перед стартом ЛА. В системе питания рабочим газом полостей и агрегатов и систем ЛА, содержащей источники рабочего газа высокого давления, соединенные магистралями с полостями агрегатов и систем ЛА и блок управления стартом ЛА, источник рабочего газа выполнен в виде твердотопливных генераторов холодного чистого азота с устройствами их запуска.

Генераторы размещены на отделяемых элементах ЛА, а устройства их запуска соединены с блоком управления стартом ЛА.

На фиг. 1, 2, 3 представлена система предстартового наддува на базе твердотопливных генераторов холодного чистого азота.

Система включает в себя четыре однотипных азотогенератора 1, с устройствами запуска 2.

Первый азотогенератор осуществляет наддув тонкостенной твердотопливной маршевой ступени 3 ракеты 4, стартующей из контейнера 5 ПЛ, с помощью двигателя подводного хода (ДПХ) 6.

Второй азотогенератор 1 обеспечивает работу системы ориентации ракеты в полете, путем подачи азота высокого давления в сопла управления по тангажу 7, курсу 8 и крену 9.

Третий и четвертый азотогенераторы 1 через единый коллектор 10 обеспечивают предстартовый наддув полости 11 кольцевого зазора между ракетой и контейнером.

Для уменьшения массы маршевой ступени первый азотогенератор установлен на переднем днище отделяемого ДПХ6, а второй, третий и четвертый - на отделяемом носовом обтекателе 12.

Сопловая заглушка 13 твердотопливной маршевой ступени 3 снабжена прорывной мембраной 14, перекрывающей наддуваемую полость 15. На ЛА установлен блок управления стартом 16.

Работа системы осуществляется следующим образом.

Непосредственно перед стартом (за 5-10 сек) с блока управления стартом 16 подается электрическая команда на задействование устройств запуска 2 азотогенераторов 1. В результате возгорания твердотопливных зарядов азотогенераторов выделяется азот высокой температуры (450- 500oC), который, проходя через критическое сечение азотогенераторов, поступает в их блоки охлаждения, где его температура падает до 60oC, и фильтруется от конденсированной фазы. Степень чистоты получаемого азота - 99,9%.

В результате работы первого азотогенератора 1 повышается давление азота в полости между передним днищем ДПХ 6 и задним днищем маршевой ступени 3. Непрерывно возрастающее давление азота прорывает мембрану 14 сопловой заглушки 13, и азот начинает поступать и наддувать тонкостенную твердотопливную маршевую ступень.

В результате работы второго азотогенератора 1 высокое давление по магистрали 17 через разъемное соединение 18 и нормально открытый пироклапан 19 подается к соплам управления по тангажу 7, курсу 8 и крену 9. Эти сопла снабжены электропневмоклапанами, открываемыми и закрываемыми по командам системы управления ЛА. Перед отделением носового обтекателя подается команда на закрытие пироклапана 19, и в системе ориентации остается высокое давление азота, достаточное для обеспечения стабилизации и управления ЛА.

В результате работы третьего и четвертого азотогенератора 1 через коллектор 10 осуществляется наддув полости 11 кольцевого зазора между ЛА и контейнером. Наддув всех указанных выше полостей осуществляется одновременно, после чего ЛА готов к старту.

Предлагаемый способ и система питания рабочим газом полостей ЛА позволяет улучшить габаритно-массовые характеристики, повысить надежность и безопасность эксплуатации за счет исключения баллонов высокого давления в течение предстартового хранения и транспортирования ЛА, достигающего 15-25 лет.

Использование генераторов холодного чистого азота с температурой ≤ 60oC и степенью чистоты 99,9% позволяет осуществлять предстартовый наддув твердотопливных ступеней и систем ориентации ЛА.

Данная система может быть также использована для предстартового наддува баллонов топливной и гидравлической систем ЛА, в том числе и для наддува полости кольцевого зазора между ЛА и контейнером при старте с подводной лодки.

В народном хозяйстве данное изобретение может быть использовано для наддува аварийных спасательных мешков автомобилей, понтонов, поплавковых шасси, а также - в системах пожаротушения.

1.Способпитаниярабочимгазомполостейагрегатовисистемлетательныхаппаратов(ЛА),заключающийсяввыработкерабочегогаза,взаполненииполостейвысокогодавленияаппаратаспоследующимоткрытиеммагистралей,ведущихкагрегатамисистемамЛАприпуске,отличающийсятем,чтовыработкурабочегогазаизаполнениеполостейпроизводятодновременно,приэтомначаловыработкигазаизаполненияполостейпроизводятнепосредственнопередстартомЛА.12.СистемапитаниярабочимгазомполостейагрегатовисистемЛА,содержащаяисточникирабочегогазавысокогодавления,соединенныемагистралямисполостямиагрегатовисистемЛА,атакжеблокуправлениястартомЛА,отличающаясятем,чтоисточникирабочегогазавысокогодавлениявыполненыввидетвердотопливныхгенераторовхолодногочистогоазотасустройствамиихзапускаиразмещенынаотделяемыхэлементахЛА,приэтомустройствазапускатвердотопливныхгенераторовсоединенысблокомуправлениястартомЛА.2
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-5 of 5 items.
20.03.2019
№219.016.ea32

Многоцелевая солнечная батарея

Изобретение относится к солнечным батареям (СБ) с прямым преобразованием солнечной энергии в электрическую с помощью фотоэлектрических преобразователей (ФЭП), а именно к солнечным батареям с охлаждаемыми модулями. Сущность: солнечная батарея, содержащая ФЭП, выполнена многомодульной, ФЭП...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002164722
Дата охранного документа: 27.03.2001
20.03.2019
№219.016.ea33

Охлаждаемый модуль солнечной батареи

Изобретение относится к солнечным батареям на основе прямого преобразования солнечной энергии в электрическую с помощью фотоэлектрических преобразователей (ФЭП), а именно к охлаждаемому модулю, входящему в их состав. Сущность: неметаллическая прозрачная подложка модуля, на которой закреплены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002164721
Дата охранного документа: 27.03.2001
10.04.2019
№219.017.0a63

Стенд для испытаний крупногабаритных изделий на многократные ударные нагрузки

Изобретение относится к испытательной технике, к оборудованию для проверки в лабораторных условиях стойкости изделий к многократным ударным нагрузкам. Стенд для испытаний изделий на многократные ударные нагрузки выполнен в виде ряда соединенных общим валом ударных модулей, число которых по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002160890
Дата охранного документа: 20.12.2000
10.04.2019
№219.017.0a91

Коммуникационная система многоэтажного здания

Изобретение относится к области техники, занимающейся разработкой масштабных интегрированных информационных систем, размещенных в многоэтажном здании или в группе близрасположенных зданий. Техническим результатом является повышение эффективности системы путем сокращения аппаратного состава с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002144743
Дата охранного документа: 20.01.2000
17.04.2019
№219.017.1656

Пистолет горячего воздуха

Изобретение предназначено для нагрева и подачи нагретого воздуха в рабочую зону при выполнении таких работ, как сварка, пайка, сушка, склеивание и т.п. Сущность изобретения состоит в том, что термовыключатель, разрывающий цепь питания пистолета, установлен в воздушном канале между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002167371
Дата охранного документа: 20.05.2001
Showing 1-9 of 9 items.
20.03.2019
№219.016.ea32

Многоцелевая солнечная батарея

Изобретение относится к солнечным батареям (СБ) с прямым преобразованием солнечной энергии в электрическую с помощью фотоэлектрических преобразователей (ФЭП), а именно к солнечным батареям с охлаждаемыми модулями. Сущность: солнечная батарея, содержащая ФЭП, выполнена многомодульной, ФЭП...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002164722
Дата охранного документа: 27.03.2001
20.03.2019
№219.016.ea33

Охлаждаемый модуль солнечной батареи

Изобретение относится к солнечным батареям на основе прямого преобразования солнечной энергии в электрическую с помощью фотоэлектрических преобразователей (ФЭП), а именно к охлаждаемому модулю, входящему в их состав. Сущность: неметаллическая прозрачная подложка модуля, на которой закреплены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002164721
Дата охранного документа: 27.03.2001
29.03.2019
№219.016.ef73

Способ тепловакуумных испытаний космического аппарата

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано, в частности, при наземной отработке систем терморегулирования космических аппаратов. Предлагаемый способ включает в себя разделение аппарата на фрагменты, испытание фрагментов и создание по результатам испытаний адекватных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002243135
Дата охранного документа: 27.12.2004
29.03.2019
№219.016.ef8e

Устройство для управления применением летательных аппаратов

Настоящее изобретение относится к области техники, занимающейся разработкой систем, обеспечивающих автоматизированную подготовку к применению летательных аппаратов различных видов базирования и назначения (противотанковых, противовоздушных, противокорабельных и др.). Техническим результатом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002241948
Дата охранного документа: 10.12.2004
10.04.2019
№219.017.0a91

Коммуникационная система многоэтажного здания

Изобретение относится к области техники, занимающейся разработкой масштабных интегрированных информационных систем, размещенных в многоэтажном здании или в группе близрасположенных зданий. Техническим результатом является повышение эффективности системы путем сокращения аппаратного состава с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002144743
Дата охранного документа: 20.01.2000
19.04.2019
№219.017.34b5

Солнечный опреснитель

Техническое решение относится к гелиотехнике, в частности к гелиоустановкам, преобразующим солнечную энергию в тепловую для опреснения минерализованной (морской, соленой) воды. Целью изобретения является повышение производительности опреснителя. Солнечный опреснитель содержит корпус со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002185327
Дата охранного документа: 20.07.2002
19.06.2019
№219.017.84c6

Способ размещения подземного объекта

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при размещении ракет в подземных сооружениях. Сущность изобретения заключается в том, что предполагаемое место расположения объекта накрывают съемным технологическим укрытием, обеспечивающим маскировку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002240484
Дата охранного документа: 20.11.2004
19.06.2019
№219.017.85a2

Крылатая ракета в транспортно-пусковом контейнере

Изобретение относится к военной технике и может найти применение при изготовлении ракет, в том числе, подводного старта. Ракета содержит осесимметричный фюзеляж, оборудованный воздухозаборником воздушно-реактивного двигателя ракеты, снабженный складывающимися крыльями и оперением....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002215981
Дата охранного документа: 10.11.2003
29.06.2019
№219.017.9bc9

Корпус ракетного двигателя твёрдого топлива

Корпус ракетного двигателя твердого топлива имеет центрирующе-силовой пояс с башмаками (или с аэродинамическими стабилизаторами), расположенный на его цилиндрической части. Башмаки (или аэродинамические стабилизаторы) механически закреплены на шпангоуте, образованном приматываемым к корпусу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02211357
Дата охранного документа: 27.08.2003
+ добавить свой РИД