Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к одноместным или двухместным саням для искусственных трасс и может быть использовано для других транспортных средств, подвергающихся воздействию вибраций.
Из патентной литературы известно устройство для поглощения энергии по патенту RU 2141584, кл. 6 F16F 7/08, которое не может быть применено на таком транспортном средстве, поскольку является одноразовым, не способным работать при перекосах, и содержащее довольно точно изготовленные из металла детали.
Известно также «Групповое защитное устройство» по патенту RU 2141065 С1 от 1998 г., которое требует очень точного расчета в зависимости от массы защищаемого объекта, его геометрии и знания конкретных частот колебаний.
Наиболее близкими из известных технических решений являются выбранные в качестве прототипа спортивные сани, состоящие из сиденья полозьев и двух опорных кронштейнов, закрепленных к сиденью и полозьям посредством упругих связей и крепежного элемента (а.с. SU 1209500 А, кл. В62В 13/06 от 1982 г.). Подобное исполнение недостаточно эффективно, поскольку резиновая втулка почти не поглощает энергию вибрации сиденья, а лишь смягчает пиковые нагрузки, достигающие больших значений на скоростных спусках. Отсутствие амортизации на задней части сиденья усугубляет ситуацию, подвергая спортсмена значительным перегрузкам.
Техническим результатом, на который направлено данное изобретение, является существенное снижение уровня вибраций при движении по трассе и, соответственно, нагрузок, воздействующих на спортсмена в широком диапазоне частот колебаний и массовых характеристик объекта «спортсмен-сани». Это достигается тем, что в спортивных санях, состоящих из сиденья, полозьев и двух опорных кронштейнов, закрепленных к сиденью и полозьям посредством упругих связей и крепежного элемента, упругая связь переднего опорного кронштейна с сиденьем снабжена коаксиально установленными относительно крепежного элемента центрирующей и упругой втулками и выполнена в виде двух расположенных по обе стороны от упомянутого кронштейна резиновых плоских элементов с одним или несколькими отверстиями, ориентированными вдоль действия нагрузки, и охватывающих их с внешних сторон металлических пластин с коническими или цилиндрическими выступами, по количеству и расположению совпадающими с отверстиями в резиновых элементах и установленными в них с натягом, а упругая связь заднего опорного кронштейна с сиденьем снабжена дополнительной рессорой, выполненной в виде W-образной скобы, и упругими прокладками, при этом рессора установлена между сиденьем и кронштейном через эти упругие прокладки.
Для иллюстрации предложенного устройства представлены чертежи, на которых изображено:
- на фиг.1: Общий вид саней (сбоку);
- на фиг.2: Сечение А-А по переднему кронштейну;
- на фиг.3: Сечение Б-Б по заднему кронштейну;
- на фиг.4: Выносной элемент В, связь переднего кронштейна с сиденьем;
- на фиг.5: Сечение Г-Г по демпфирующему элементу, расположение отверстий с внедренными в них выступами.
Спортивные сани состоят из полозьев 1, сиденья 2, и для обеспечения угловой подвижности (управляемости) в узле установлена упругая втулка 12.
Упругая связь заднего кронштейна 4 и сиденья 2 включает гибкие ремни 13 и W-образную металлическую рессору 14, во впадины которой вложены упругие прокладки 15.
При движении саней по трассе и воздействии вибрационных нагрузок сиденье 2 со спортсменом демпфируется деформацией резиновых элементов 5 и 6 и внедрением в них выступов 9, создающих силы трения, поглощающих часть энергии вибрации и способствующих затуханию колебаний.
В задней части саней (фиг.3, Б-Б) вертикальные взаимные перемещения сиденья и опорного кронштейна приводят к изгибу W-образной рессоры 14, поверхность которой трется по поверхности кронштейна и сиденья, также поглощая часть энергии вибрации. Упругие прокладки 15 служат дополнительным элементом амортизации. Благодаря такому выполнению достигается заявленный технический результат, а именно существенное снижение уровня вибраций при движении по трассе и, соответственно, нагрузок, воздействующих на спортсмена в широком диапазоне колебаний и массовых характеристик объекта «спортсмен-сани».
Спортивныесани,состоящиеизсиденья,полозьевидвухопорныхкронштейнов,закрепленныхксиденьюиполозьямпосредствомупругихсвязейикрепежногоэлемента,отличающиесятем,чтоупругаясвязьпереднегоопорногокронштейнассиденьемснабженакоаксиальноустановленнымиотносительнокрепежногоэлементацентрирующейиупругойвтулкамиивыполненаввидедвухрасположенныхпообестороныотупомянутогокронштейнарезиновыхплоскихэлементовсоднимилинесколькимиотверстиями,ориентированнымивдольдействиянагрузки,иохватывающихихсвнешнихсторонметаллическихпластинсконическимиилицилиндрическимивыступами,поколичествуирасположениюсовпадающимисотверстиямиврезиновыхэлементахиустановленнымивнихснатягом,аупругаясвязьзаднегоопорногокронштейнассиденьемснабженадополнительнойрессорой,выполненнойввидеW-образнойскобы,иупругимипрокладками,приэтомрессораустановленамеждусиденьемикронштейномчерезэтипрокладки.