×
09.05.2019
219.017.4da4

ВАКУУМНЫЙ ЩЕЛЕВОЙ КЛАПАН

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к запорной аппаратуре и предназначено для использования в многокамерных установках молекулярно-лучевой эпитаксии, напылительных установках и других технологических системах, где для обеспечения технологического цикла необходим перенос пластинчатых изделий или кассет с подложками из одного вакуумного объема в другой. Вакуумный щелевой клапан содержит корпус с проходными соосными отверстиями в виде щелей, запорный орган и шток. Шток приводится в движение органом управления. Запорный орган содержит запорный элемент, опорную пластину и средства поджатая. Запорный орган дополнительно содержит полую несущую балку. Несущая балка расположена между запорным элементом и опорной пластиной и соединена с ними. Внутри несущей балки равномерно по всей длине запорного элемента расположены средства поджатая. Шток содержит средства для взаимодействия со средствами поджатая и с полой несущей балкой. Изобретение позволяет повысить надежность работы устройства и уменьшить габариты клапана. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к запорной арматуре, а именно к щелевым клапанам, применяемым в вакуумной технике, и предназначено для использования в многокамерных установках молекулярно-лучевой эпитаксии, напылительных установках и других технологических системах, где для обеспечения технологического цикла необходим перенос пластинчатых изделий или кассет с подложками из одного вакуумного объема в другой, а перемещаемые изделия часто имеют большие линейные размеры.

Необходимость создания щелевых вакуумных клапанов больших габаритов обусловлена, в частности, решением задач энергосбережения в строительстве за счет внедрения стекол с теплоотражающими покрытиями, что связано с использованием крупногабаритных вакуумных установок. Для этих целей щелевой вакуумный клапан должен иметь проходные щелевые отверстия с соотношением сторон в пределах 1/20 до 1/40 и выше при максимальном размере длины щели около 2 метров.

Вакуумный шиберный клапан относится к прямопролетным клапанам, которые делятся по принципу управления на две группы.

Известны клапаны, относящиеся к первой группе, в которых перемещение и уплотнение запорного элемента осуществляются разными приводами (например, авт. св. СССР №1622690, кл. F16K 3/10; авт. св. СССР №1421947, кл. F16К 51/02; авт. св. СССР №1566156, кл. F16К 51/02, пат. США №4333631, кл. F16К 25/00, заявка США №2005178993, кл. F16К 3/14, пат. США №6095741, кл. F16К 3/18, заявка США №2002096656, кл. F16К 3/14).

Известны клапаны, относящиеся ко второй группе, в которых перемещение и уплотнение запорного элемента осуществляются одним приводным механизмом (например, авт.св. СССР №966373, кл. F16К 3/12, авт. св. СССР №767441, кл. F16К 3/06, авт. св. СССР №1074812, кл. F16К 3/02, авт. св. СССР №1464001, кл. F16К 3/10, пат. Яп. №10110834, кл. F16К 3/02, заявка Яп. №2004197769, кл. F16К 3/16).

Перемещение запорного элемента в щелевых клапанах осуществляется, как правило, в направлении малого размера щели. Функцию закрывания щели выполняют либо рычажный механизм, преобразующий качательное движение рычага в поступательное перемещение запорного элемента, как в пат. РФ №2059136, кл. F16К 3/10, либо винтовая пара, как в авт. св. СССР №1079812, кл. F16К 3/00, заявка США №2005178993, кл.F16К 3/10, пат. США №6095741, кл. F16К 3/18. В том и другом случае компенсатором перемещения служит сильфон.

Уплотнение запорного элемента в щелевых клапанах осуществляется многими способами: качанием запорного органа (заявка США №2002096656, кл. F16К 3/14, заявка США №2005178993, кл. F16К 3/10), параллельными рычагами (авт. св. СССР №966373, кл. F16К 3/12, пат. Яп. №10110834, кл. F16К 3/02), клиновым механизмом (авт. св. №1079812, кл. F16К 3/02), выкатыванием шариков из гнезд (авт. св. СССР №767441, кл. F16К 3/06), взаимодействием шариков с фигурными выступами (пат. РФ №2059136, кл. F16К 3/10).

Недостатком клапанов первой группы является использование двух механизмов управления, что влечет за собой необходимость решения задач синхронизации, а это усложняет обслуживание и снижает надежность работы устройства. В известных клапанах второй группы управление запорным органом осуществляется от одного приводного механизма, часто состоящего из винтовой пары и рычажно-шарнирной системы.

Перемещение, а тем более уплотнение запорного элемента таких больших линейных размеров одной винтовой парой затруднительно. Равномерное перемещение и уплотнение запорного элемента в этом случае могут быть обеспечены наличием нескольких винтовых пар, распределенных по длине элемента. Недостатком такого запорного органа является необходимость применения дополнительных систем управления для обеспечения синхронизации работы, что усложняет конструкцию, снижает надежность функционирования устройства и увеличивает его габариты.

Рычажный механизм, преобразующий качательное движение рычага в поступательное движение запорного элемента для перекрывания протяженной проходной щели и уплотнения, должен иметь сложную кинематическую схему и содержать большое количество шарнирно соединенных элементов. Плечо рычага, приводящее в движение запорный орган, оказывается соизмеримым с размером запорного элемента, что требует больших усилий на рычаг в момент поджатия. Для уменьшения усилия на рычаг в момент поджатия ось поворота рычага должна находиться ближе к средней точке запорного элемента, а значит в полости корпуса клапана, что трудно выполнимо при необходимости наличия компенсатора перемещения (сильфона).

Известен высоковакуумный клапан по пат. РФ №2014535, кл. F16К 3/10 (прототип), содержащий корпус с горловиной и проходными соосными отверстиями в виде щелей и размещенный в полости корпуса запорный орган, уплотняющий при взаимодействии с корпусом. Запорный орган образован из ввода качательного движения, рычаг которого соединен с запорным элементом средствами поджатия, выполненными в виде передаточного механизма, преобразующего качательное движение рычага в поступательное перемещение запорного элемента при контакте запорного органа с корпусом. Средства поджатия выполнены в виде опорной пластины и параллельных пар серег, шарнирно соединяющих с рычагом ввода качательного движения опорную пластину и запорный элемент.

Недостатками высоковакуумного клапана являются:

наличие большего числа рычагов и их шарнирных соединений, что снижает надежность работы устройства;

необходимость наличия опоры в геометрическом центре сильфона, что ограничивает возможность снижения усилий, прилагаемых к рычагу при увеличении длины пролетной щели клапана;

наличие компенсатора угловых перемещений в виде сильфона, что снижает надежность устройства;

необходимость наличия дополнительного корпуса привода поворота для размещения рычага с опорой, винтовой пары и других элементов механизма запорного органа, соизмеримого по размерам с корпусом затвора, что существенно увеличивает габариты клапана.

Настоящим изобретением решается задача создания надежного и удобного в эксплуатации вакуумного щелевого клапана с соотношением сторон пролетной щели от 1/20 до 1/40 и менее.

Поставленная задача решается тем, что, как и известный, предлагаемый вакуумный щелевой клапан содержит корпус с проходными соосными отверстиями в виде щелей, запорный орган, содержащий запорный элемент, опорную пластину и средства поджатия.

Новым является то, что он дополнительно содержит шток, приводимый в движение органом управления, а запорный орган дополнительно содержит полую несущую балку, расположенную между запорным элементом и опорной пластиной и соединенную с ними, внутри которой равномерно по всей длине запорного элемента расположены средства поджатия, при этом шток содержит средства для взаимодействия его со средствами поджатия и с полой несущей балкой.

Предпочтительно запорный орган содержит n-ое количество средств поджатия, равное отношению длины щелевого отверстия к интервалу их расположения L=4b, где b - ширина щели, при этом средства поджатия выполнены в виде шариковых запорных механизмов.

Кроме того, на концах полой несущей балки расположены копиры, выполненные в виде пластин с направляющими пазами, имеющими наклонный участок и продольный, параллельный длинной стороне щели.

Кроме того, в качестве средств взаимодействия со средствами поджатия на штоке, приводимом в движение органом управления, например винтовой парой, установлены роликовые узлы, количество которых равно числу средств поджатия и взаимодействующие с ними при уплотнении, а на концах штока установлены поперечные балки, снабженные вращающимися в подшипниках пальцами, для взаимодействия с пазами копиров, расположенных на несущей балке.

Желательно, для равномерного поджатия запирающего элемента по длине щелевого отверстия средства поджатия дополнительно имеют регулировочные винты.

При этом соосные щелевые отверстия имеют отношение ширины к длине отверстия от 1/20 до 1/40 и менее.

В предлагаемом изобретении средства поджатия выполнены в виде шариковых механизмов и равномерно распределены по длине запорного элемента с интервалом L=4b, где b - ширина щелевого отверстия. Шариковый запорный механизм состоит из цилиндрического сепаратора, содержащего фланец, четыре паза шириной d, равной диаметру расположенных в них шариков, осевое цилиндрическое отверстие диаметром D=1.5d и рычага с квадратным пазом с размером сторон B=1.41d, с которым контактируют шарики, а плечо рычага оканчивается вилкой. Сепаратор фланцем укреплен на несущей балке, его цилиндрическая часть вместе с состоящим с ней в контакте рычагом находится внутри балки, а в центральном отверстии сепаратора по обе стороны от плоскости четырех шариков, находящихся в пазах, расположено по шарику диаметром D, причем один из них контактирует как с шариками d, так и с запорным элементом, а другой - с шариками d и регулировочным винтом, ввернутым в опорную пластину. Плечо рычага с вилкой выходит наружу через боковую прорезь в стенке балки и имеет возможность совершать качательное движение на угол 45°, при этом шарики d могут как сближаться до упора, распирая шарики D, когда против пазов сепаратора оказываются грани квадратного паза рычага, так и раскатываться по углам квадрата, позволяя шарикам D сближаться до контакта. В первом случае опорная пластина прижимается к корпусу (крышке) клапана, а запорный элемент, снабженный эластичной прокладкой, уплотняет щелевое отверстие, во втором случае опорная пластина и запорный элемент сближаются благодаря действию возвратных пружин и перестают контактировать со щелевым отверстием и крышкой клапана.

Управление запорным органом осуществляется винтовой парой, приводимой в движение электродвигателем с редуктором и взаимодействующей со штоком, а винт пары проходит через вакуумное уплотнение в патрубке на короткой стороне корпуса. Вдоль штока с интервалом L=4b расположены роликовые узлы, входящие в контакт с вилками рычагов при перемещении штока параллельно несущей балке, а поперечные балки на концах штоков снабжены вращающимися в подшипниках пальцами, взаимодействующими с пазами копиров. Копиры выполнены в виде пластин с направляющими пазами, имеющими наклонный участок и продольный, параллельный длинной стороне отверстия. Длина наклонного участка паза l=a/tgα, где α - угол наклона паза, а - величина поперечного смещения запорного элемента от закрытия до открытия щели.

Длина продольного участка паза равна величине хода штока, достаточного для поджатия запорного элемента.

Предлагаемая конструкция вакуумного щелевого клапана решает поставленную задачу и имеет ряд преимуществ:

использование равномерно распределенных вдоль запорного элемента средств поджатия позволяет уплотнять щелевое отверстие с соотношением сторон от 1/20 до 1/40 и выше;

применение шариковых запорных механизмов и копиров позволяет исключить использование большого числа рычагов и их шарнирных соединений при увеличении длины щелевого отверстия и этим повысить надежность работы устройства.

На фиг.1 изображен вакуумный щелевой клапан (без крышки); на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1 (с крышкой); на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - расположение шариков в положении «закрыто»; на фиг.5 - расположение шариков в положении «открыто».

Вакуумный щелевой клапан имеет корпус 1 с крышкой 2 (в которой выполнены соосные щелевые отверстия) и патрубком вакуумного ввода вращения 3, сквозь который проходит вал с резьбой 4. Вал 4 с гайкой 5, укрепленной в подвижном штоке 6, образует управляющий орган - винтовую пару. Запорный орган образован запорным элементом 7, опорной пластиной 8, несущей полой балкой 9 и средствами поджатия в виде шариковых запорных механизмов 10. Шариковые запорные механизмы 10 включают в себя цилиндрические сепараторы 11 (фиг.3), в четырех пазах которых расположены шарики (d) 12, рычаги 13, имеющие квадратные пазы, взаимодействующие с цилиндрической частью сепараторов. Плечи рычагов 13 оканчиваются вилками, с которыми в определенные моменты вступают во взаимодействие роликовые узлы 14, смонтированные на штоке 6. В центральной части сепаратора располагаются шарики (D) 15, находящиеся в контакте с шариками d. Несущая балка имеет на концах копиры 16, выполненные в виде пластин с направляющими пазами 17. Запорный орган имеет возможность перемещения поперек щелевого отверстия благодаря роликам 18, укрепленным на копирах.

Взаимная фиксация запорного элемента, опорной пластины и несущей балки выполняется стаканами 19, штифтами 20 и возвратными пружинами 21. Количество шариковых запорных механизмов 10, роликовых узлов 14 и стаканов 19 с возвратными пружинами 21 определяется отношением длины щелевого отверстия к интервалу расположения элементов L=4b, где b - ширина щелевого отверстия.

Клапан работает следующим образом.

В состоянии «открыто» шток 6 находится в верхнем крайнем положении, пальцы 22 - в начале наклонных участков направляющих пазов копиров, рычаги 13 благодаря пружине 23 отклонены на 45° (фиг.5), запорный орган смещен влево, щелевое отверстие открыто. При вращении вала с резьбой 4 шток 6 перемещается вдоль оси, пальцы 22 прокатываются по наклонным участкам направляющих пазов и через копиры 16 смещают запорный орган в направлении щелевого отверстия. В момент достижения пальцами продольных участков направляющих пазов движение запорного органа прекращается, а запорный элемент оказывается напротив щелевого отверстия клапана, роликовые узлы 14 входят в контакт с вилками рычагов 13. При дальнейшем движении штока роликовые узлы 14 поворачивают рычаги 13 на 45°, шарики d запорных механизмов сближаются до упора, распирая шарики D (фиг.4). Опорная пластина 8 прижимается к крышке 2, а запорный элемент 7 уплотняет щелевое отверстие. При этом возвратные пружины 21 сжимаются.

Открывание клапана происходит в обратном порядке. Шток 6, приводимый в движение винтовой парой, движется вверх, пальцы 22 катятся по продольному участку направляющего паза, роликовые узлы 14 поворачивают рычаги 13, шарики D запорных механизмов сближаются до упора (фиг.5), позволяя возвратным пружинам 21 вывести запорный элемент 7 и опорную пластину 8 из контакта с щелевым отверстием и крышкой клапана соответственно. В этот момент пальцы 22 переходят на наклонный участок паза и перемещают запорный орган в сторону от щелевого отверстия.

Возможная неравномерность уплотнения по длине щелевого отверстия устраняется регулировочными винтами 24 при наладке клапана.

Управление запорным органом винтовой парой, взаимодействующей со штоком, применение шаровых запорных механизмов и копиров упрощает кинематическую схему уплотнения, повышает надежность работы устройства, исключает необходимость в дополнительном корпусе привода и позволяет уменьшить габариты клапана в целом, что особенно важно для соблюдения требований технической эстетики при модульном исполнении многокамерных технологических установок, снижает металлоемкость устройства и повышает производительность за счет сокращения откачиваемого объема.

1.Вакуумныйщелевойклапан,содержащийкорпусспроходнымисооснымиотверстиямиввидещелей,запорныйорган,содержащийзапорныйэлемент,опорнуюпластинуисредстваподжатия,отличающийсятем,чтоондополнительносодержитшток,приводимыйвдвижениеорганомуправления,азапорныйоргандополнительносодержитполуюнесущуюбалку,расположеннуюмеждузапорнымэлементомиопорнойпластинойисоединеннуюсними,внутрикоторойравномерноповсейдлинезапорногоэлементарасположенысредстваподжатия,приэтомштоксодержитсредствадлявзаимодействияегососредствамиподжатияисполойнесущейбалкой.12.Клапанпоп.1,отличающийсятем,чтозапорныйоргансодержитn-еколичествосредствподжатия,равноеотношениюдлиныщелевогоотверстиякинтервалуихрасположения:L=4b,гдеb-ширинащели,приэтомсредстваподжатиявыполненыввидешариковыхзапорныхмеханизмов.23.Клапанпоп.1,отличающийсятем,чтонаконцахполойнесущейбалкирасположеныкопиры,выполненныеввидепластинснаправляющимипазами,имеющиминаклонныйипродольныйучасток,параллельныйдлиннойсторонещели.34.Клапанполюбомуизпп.1,или2,или3,отличающийсятем,чтовкачествесредстввзаимодействиясосредствамиподжатиянаштоке,приводимомвдвижениеорганомуправления,напримервинтовойпарой,установленыроликовыеузлы,количествокоторыхравночислусредствподжатияивзаимодействующиеснимиприуплотнении,анаконцахштокаустановленыпоперечныебалки,снабженныевращающимисявподшипникахпальцами,длявзаимодействияспазамикопиров,расположенныхнанесущейбалке.45.Клапанпоп.1,отличающийсятем,чтодляравномерногоподжатиязапирающегоэлементаподлинещелевогоотверстиясредстваподжатиядополнительноимеютрегулировочныевинты.56.Клапанпоп.1,отличающийсятем,чтоотношениешириныкдлинещелевогоотверстиясоставляетот1/20до1/40именее.6
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-2 of 2 items.
10.04.2019
№219.016.ffd3

Магнетронное распылительное устройство

Изобретение относится к области плазменной техники, а именно к магнетронным распылительным системам, и может быть использовано для осаждения покрытий на поверхности протяженных листовых материалов, в частности для создания покрытий на стекле архитектурного назначения. Магнетронное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002280097
Дата охранного документа: 20.07.2006
24.05.2019
№219.017.5ff2

Способ получения материала с ультрамелкозернистой или субмикрокристаллической структурой деформированием с обеспечением интенсивной пластической деформации (варианты)

Изобретения относятся к обработке давлением и могут быть использованы при изготовлении изделий из полуфабрикатов, полученных термомеханической обработкой. Производят последовательное по этапам сжатие заготовки в сквозном прямоугольном канале матрицы. Разность между размерами сторон канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002334582
Дата охранного документа: 27.09.2008
Showing 1-10 of 18 items.
27.04.2013
№216.012.3bb0

Способ регистрации нарушений правил дорожного движения

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта, а именно к способам регистрации с использованием видеокамер нарушений правил дорожного движения (ПДД) конкретными транспортными средствами (ТС). Сначала средствами видеофиксации производят захват изображения заданного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480841
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.07.2013
№216.012.5823

Способ контроля движения транспортных средств

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта, а именно к способам регистрации нарушений правил дорожного движения (ПДД) с использованием видеокамер. Изобретение может быть использовано для контроля соблюдения ПДД и выявления и регистрации нарушений ПДД конкретными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488171
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.07.2013
№216.012.5add

Способ идентификации личности человека

Изобретение относится к области распознавания образов, а именно к способам идентификации личности человека с помощью двух и более разнесенных видеокамер с заранее известным их расположением с применением трехмерной реконструкции лица человека. Техническим результатом является повышении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488882
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.08.2013
№216.012.5da6

Тяговый модуль постоянного детонационного горения паровоздушной топливной смеси

Тяговый модуль постоянного детонационного горения паровоздушной топливной смеси состоит из полусферического резонатора, продольного трубчатого газодинамического резонатора, кругового сопла, трех радиальных щелевых сопел плоского истечения подогретой паровоздушной топливной смеси под давлением и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489595
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.659a

Способ контроля движения транспортных средств

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта, а именно к способам регистрации нарушений правил дорожного движения (ПДД) с использованием видеокамер. Изобретение может быть использовано для контроля соблюдения ПДД в пределах одного поста и выявления и регистрации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491647
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.09.2013
№216.012.68fd

Способ определения типа транспортных средств

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта и предназначено для использования при реализации опознавания транспортных средств (ТС) в процессе определения состава транспортного потока. С помощью видеокамеры производят регистрацию сигналов от ТС. Тип ТС определяют с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492524
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6d31

Способ регистрации нарушений правил дорожного движения

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта и предназначено для использования при осуществлении контроля соблюдения Правил дорожного движения, выявления и регистрации нарушений Правил конкретными транспортными средствами (ТС). В качестве средства видеофиксации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493604
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.07.2014
№216.012.e5b1

Гиперзвуковой, воздушно реактивный двигатель с детонационно-пульсирующей камерой сгорания, с совмещением гиперзвукового реактивного потока со сверхзвуковым прямоточным "один в другом"

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям реактивным авиационным, ракетным, камера детонационно-пульсирующего сгорания которого способна развивать гиперзвуковые скорости распространения пламени с условным ростом в сторону бесконечного увеличения. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524591
Дата охранного документа: 27.07.2014
10.03.2015
№216.013.3135

Колесо транспортного средства

Изобретение относится к колесам с пневматическими шинами, предназначенными для колесных тракторов, комбайнов, экскаваторов и других транспортных средств с безрессорными подвесками. Колесо содержит обод и пневматическую шину, в полости которой установлена с кольцевым зазором эластичная оболочка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544065
Дата охранного документа: 10.03.2015
20.04.2016
№216.015.3546

Способ производства мясосодержащих рубленых полуфабрикатов из свинины, завернутых в растительный лист

Изобретение относится к пищевой промышленности, в частности к производству полуфабрикатов из свинины, завернутых в растительный лист. Способ включает измельчение мясного сырья, составление фарша с введением пассерованной на растительном масле смеси из лука репчатого, перца сладкого и приправы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581242
Дата охранного документа: 20.04.2016
+ добавить свой РИД