×
09.05.2019
219.017.4b2b

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА АВТОМОБИЛЬНОГО МОСТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки технического состояния строительных конструкций, а именно ресурса автомобильного моста. Оценку остаточного ресурса автомобильного моста проводят по параметрам экспериментальных амплитудно-частотных характеристик под воздействием нагрузки, измерения проводят в два этапа с интервалом между ними не менее 0,05 проектного ресурса моста. При этом определяют текущие значение скоростей или ускорений в крайних угловых точках верхней плиты ригеля моста под воздействием движущейся колонны транспортных средств из не менее 5 автомашин каждая весом 19-20 т, с интервалом 10-30 м, со скоростью 40, 50, 60 км/час. Проводят численное интегрирование, осуществляют вейвлет-преобразование, получают спектрограммы перемещений на всех режимах движения колонн. Определяют скорость изменения частоты зоны максимальных амплитуд за интервал времени Δt между контрольными испытаниями и остаточный ресурс Т. Технический результат заключается в снижении трудоемкости и повышении точности определения ресурса строительных конструкций. 2 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при оценке технического состояния строительных конструкций, а именно ресурса автомобильного моста.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ оценки остаточного ресурса строительных конструкций по параметрам экспериментальных амплитудно-частотных характеристик под воздействием механических нагрузок (см. Патент РФ № 2161788, опубл. 10.01.2001.)

Недостатком его является большая трудоемкость, недостаточная точность.

В изобретении решается задача снижения трудоемкости и повышения точности определения ресурса.

Решение указанной задачи достигается следующим образом. Оценку остаточного ресурса автомобильного моста проводят по параметрам экспериментальных амплитудно-частотных характеристик под воздействием нагрузки, измерения проводят в два этапа с интервалом между ними не менее 0,05 проектного ресурса моста, при этом определяют текущие значение скоростей или ускорений в крайних угловых точках верхней плиты ригеля моста под воздействием движущейся колонны транспортных средств из не менее 5 автомашин каждая весом 19-20 т, с интервалом 10-30 м, со скоростью 40, 50, 60 км/час, проводят численное интегрирование, осуществляют вейвлет-преобразование, получают спектрограммы перемещений на всех режимах движения колонн, определяют скорость изменения частоты зоны максимальных амплитуд за интервал времени Δt между контрольными испытаниями по формуле

а остаточный ресурс Т определяют по формуле

где fпр. - предельная частота потери упругости конструкции.

Отличительными признаками предлагаемого способа являются следующие:

измерения проводят в два этапа с интервалом между ними не менее 0,05 проектного ресурса моста, при этом определяют текущие значение скоростей или ускорений в крайних угловых точках верхней плиты ригеля моста под воздействием движущейся колонны транспортных средств из не менее 5 автомашин каждая весом 19-20 т, с интервалом 10-30 м, со скоростью 40, 50, 60 км/час, проводят численное интегрирование, осуществляют вейвлет-преобразование, получают спектрограммы перемещений на всех режимах движения колонн, определяют скорость изменения частоты зоны максимальных амплитуд за интервал времени Δ t между контрольными испытаниями по формуле

а остаточный ресурс Т определяют по формуле

где fпр. - предельная частота потери упругости конструкции.

Это позволяет снизить трудоемкость определения ресурса моста и повысить его точность.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема размещения датчиков на ригеле автомобильного моста, на фиг.2 - спектрограмма перемещений ригеля моста.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

Оценка остаточного ресурса автомобильного моста производится по параметрам экспериментальных амплитудно-частотных характеристик под воздействием нагрузки. Измерения проводят в два этапа с интервалом между ними не менее 0,05 проектного ресурса моста, при этом определяют текущие значение скоростей или ускорений в крайних угловых точках 1, 2, 3, 4 верхней плиты ригеля моста (см. фиг.1) под воздействием движущейся колонны транспортных средств из не менее 5 автомашин каждая весом 19-20 т, с интервалом 10-30 м, со скоростью 40, 50, 60 км/час по каждой полосе движения транспортных средств. С полученными значениями проводят численное интегрирование, осуществляют вейвлет-преобразование (Воробьев В.И., Грибунин В.Г. Теория и практика вейвлет-преобразования. СПб.: Изд-во ВУС, 1999, 208 с.), получают спектрограммы перемещений (см. фиг.2) на всех режимах движения колонн, определяют скорость изменения частоты зоны максимальных амплитуд за интервал времени Δt между контрольными испытаниями по формуле

а остаточный ресурс Т определяют по формуле

где fпр. - предельная частота потери упругости конструкции.

Использование интервала 0,05 проектного ресурса моста между экспериментами обеспечивает достаточно высокую точность определения ресурса. Использование для возбуждения колебаний груженых машин с весом 19-20 т позволяет приблизить условия испытаний к эксплуатационным и получить максимальные амплитуды виброперемещений. Режим движения автотранспорта 40, 50, 60 км/час по имеющимся в автомобилях спидометрам обеспечивает получение спектральных характеристик во всем диапазоне возможных скоростей автомобилей от 35 до 65 км/час. Осуществление вейвлет-преобразований позволяет точнее установить доминирующие частоты колебания моста.

Пример выполнения предлагаемого способа.

Эксперименты и определение ресурса было произведено для ригельного блока конструкции Камского автомобильного моста.

Сборный железобетонный мост через реку Каму был сдан в эксплуатацию в 1967 году.

В качестве первичных элементов для регистрации колебаний были использованы сейсмические датчики:

- СМ-4Б - датчик виброускорений (акселерометр) с рабочим диапазоном измеряемых частот 0,6-40 Гц;

- КВЭ-3Б - датчик виброскоростей (велосиметр) с рабочим диапазоном 0,01-10 Гц.

Датчики были установлены в концевых зонах внутри коробов ригельных блоков на специальных металлических горизонтальных площадках (фиг.1). В ходе экспериментов в 1991 г. регистрировались временные сигналы (в вольтах), являющиеся напряжением датчика и характеризующие вертикальные составляющие виброускорений (для аксерерометра СМ-4Б) или виброскоростей (для велосиметра КВЭ-3Б) в точке его расположения. Путем численного интегрирования виброускорения или виброскорости пересчитываются в виброперемещения. Для виброперемещений были осуществлены вейвлет-преобразования и получены спектральные характеристики (фиг.2).

Анализ спектральных характеристик ригельного блока для всех датчиков и всех режимов движения показал, что по спектру мощности доминирует частота 0,82 Гц. Повторное испытание в 1997 г. показало на снижение доминирующей частоты до 0,54 Гц. Предельная частота потери упругости конструкции (потеря жесткости) fпр.=0,2 Гц. Остаточный ресурс 6,07 лет.

Способоценкиостаточногоресурсаавтомобильногомостапопараметрамэкспериментальныхамплитудно-частотныххарактеристикподвоздействиемнагрузки,отличающийсятем,чтоизмеренияпроводятвдваэтапасинтерваломмеждуниминеменее0,05проектногоресурсамоста,приэтомопределяюттекущиезначенияскоростейилиускоренийвкрайнихугловыхточкахверхнейплитыригелямостаподвоздействиемдвижущейсяколоннытранспортныхсредствизнеменее5автомашин,каждаявесом19-20т,синтервалом10-30мсоскоростью40,50,60км/ч,проводятчисленноеинтегрирование,осуществляютвейвлет-преобразование,получаютспектрограммыперемещенийнавсехрежимахдвиженияколонн,определяютскоростьизменениячастотызонымаксимальныхамплитудзаинтервалвремениД1междуконтрольнымииспытаниямипоформуле112100000008.tiftifdrawing39аостаточныйресурсТопределяютпоформуле122100000009.tiftifdrawing41гдеf-предельнаячастотапотериупругостиконструкции.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-1 of 1 item.
08.03.2019
№219.016.d464

Устройство для определения уровня расплавленного металла

Изобретение относится к устройствам измерения уровня расплавленного металла и может быть использовано в системах управления технологическими процессами в металлургической промышленности, например, в аппаратах магниотермического восстановления титана. Сущность: устройство содержит обмотки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287782
Дата охранного документа: 20.11.2006
Showing 1-10 of 13 items.
10.02.2013
№216.012.2444

Индуктивный датчик перемещений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения взаимных перемещений различных объектов, в том числе отдельных участков деформируемых тел. Сущность: индуктивный датчик содержит индукционную катушку, ферромагнитный сердечник, генератор прямоугольных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474786
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.05.2013
№216.012.41eb

Устройство контроля состояния конструкции здания или инженерно-строительного сооружения

Изобретение относится к области неразрушающего контроля, а именно к диагностике и мониторингу состояния конструкции зданий или других инженерно-строительных сооружений в процессе строительства и эксплуатации. Устройство содержит пункт контроля, компьютер, измерительные преобразователи,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482445
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.02.2015
№216.013.298b

Эндопротез межфалангового сустава

Изобретение относится к медицине. Эндопротез содержит центральную часть, выполненную из эластичного материала с внутренней полостью, и внутрикостные фиксаторы, выполненные из пористого инертного материала. Внутренняя полость центральной части заполнена закрыто-пористым эластичным материалом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542092
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.04.2015
№216.013.435d

Эндопротез сустава пальца кисти

Изобретение относится к медицине. Эндопротез содержит центральную часть, выполненную из эластичного материала с внутренней полостью, и внутрикостные фиксаторы, выполненные из пористого инертного материала. Поверхность эластичной центральной части и внутренняя полость имеют покрытие из слоя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548743
Дата охранного документа: 20.04.2015
20.03.2016
№216.014.caac

Пястно-фаланговый эндопротез с промежуточным слоем из углеродных нанотрубок

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии для эндопротезирования межфаланговых и пястно-фаланговых суставов. Эндопротез межфалангового сустава содержит центральную часть, выполненную из эластичного материала с внутренней полостью, и внутрикостные фиксаторы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577452
Дата охранного документа: 20.03.2016
13.01.2017
№217.015.789d

Эндопротез межфалангового сустава с углеродным покрытием

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии для эндопротезирования межфаланговых и пястно-фаланговых суставов. Эндопротез содержит центральную часть, выполненную из эластичного материала с внутренней полостью, и внутрикостные фиксаторы, выполненные из пористого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599351
Дата охранного документа: 10.10.2016
11.03.2019
№219.016.d8bb

Способ мониторинга автомобильного моста

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при мониторинге технического состояния строительных конструкций, а именно автомобильного моста. Техническим результатом является снижение трудоемкости и повышение точности определения ресурса. Для достижения этого технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317534
Дата охранного документа: 20.02.2008
11.03.2019
№219.016.da33

Способ выявления структуры на поверхности материала изделия

Изобретение относится к технике подготовки исследуемого материала, к изучению его микроструктуры с использованием оптики, и может быть использовано как способ послойного контроля структурного состояния металлов и сплавов, стекол, строительного материала после получения изделий, в процессе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002331864
Дата охранного документа: 20.08.2008
20.03.2019
№219.016.e68a

Способ исследования анизотропии материала

Изобретение относится к области исследований структурных изменений материалов, в частности полимеров, и может быть использовано для определения структурной анизотропии и анизотропии механических свойств таких полимеров, как полиэтилентерефталат, для послойного изучения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002330260
Дата охранного документа: 27.07.2008
29.03.2019
№219.016.ed3c

Способ импедансной спирографии для изучения динамики дыхательной функции человека и аппаратно-программный комплекс для его осуществления

Группа изобретений относится к биофизике, медицинской технике. Используется для измерения импеданса и фазового угла сдвига тока и напряжения биологических жидкостей при проведении спирографии. Измерения проводят на частоте в диапазоне 10-30000 герц с использованием датчика и скоростного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682936
Дата охранного документа: 22.03.2019
+ добавить свой РИД