29.04.2019
219.017.4309

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПУТЕМ АКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области образования. Видеопродукцию предъявляют в виде ряда кадров, содержащих учебную информацию. По крайней мере, одна совокупность кадров представляет собой управляющий вниманием блок, который включает три последовательно расположенные группы кадров. Вторая группа кадров каждого управляющего вниманием блока содержит информационные кадры, каждый из которых содержит, по крайней мере, часть конспективного изложения учебной информации, содержащейся в заданном количестве кадров учебной видеопродукции, предшествующих данному управляющему вниманием блоку. Длительность предъявления информационных кадров каждого управляющего вниманием блока превышает на 20-25% минимальное время их предъявления, требующееся для полного опознания их содержания. Первая и третья группы кадров содержат оповещающие кадры, предупреждающие соответственно о начале и завершении предъявления информационных кадров. В качестве видеопродукции используют видеофильм, видеолекцию, слайд-лекцию или компьютерную учебную программу. Техническим результатом изобретения является повышение активизации внимания обучаемого. 6 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области образования, а именно к способам обучения, в которых используют учебную видеопродукцию, и, прежде всего, к способам дистанционного обучения.

Поиск новых подходов к усовершенствованию процессов обучения реализуется, в частности, путем развития телевизионных и компьютерных средств дистанционного обучения. Все эти средства связаны с развитием способов личностно-ориентированного обучения, основанного на активном использовании индивидуальных способностей, мотиваций, типов мышления и внимания учащихся.

Современное состояние практического образовательного процесса в высшей школе имеет ряд проблем, связанных в том числе с тем, что мотивационная система человека, связанная с потребностью в получении новых знаний, является весьма хрупкой и имеет тенденцию легко «ломаться» при появлении непонимания, при ускользании смысла, при длительном существовании вопросов, не имеющих ответа преподавателя. При этом существенные начальные механизмы нарушения восприятия и усвоения учебного материала связаны с ослаблением внимания учащихся. Таким образом, проблема активизации внимания при оптимизации процесса обучения и передачи знаний, по крайней мере, в рамках высшей школы представляется весьма актуальной и назревшей.

При этом улучшение качества восприятия и усвоения материала учебной видеопродукции представляет собой актуальную задачу как для очного (дневного и вечернего), так и для различных видов дистанционного обучения. Наряду с применением в лекционных, семинарских и самостоятельных формах обучения видеолекции могут быть активно использованы при различных формах дистанционного обучения, в том числе проводимого в рамках Интернет/Интранет технологий. Отличительной специфической чертой учебной видеопродукции такого рода является возможность экспериментального подбора и закрепления в структуре видеолекции, слайд-лекции, учебного видеофильма условий восприятия, обеспечивающих оптимальный режим общения педагога и учащегося. Специфика, связанная с тщательно продуманной сценарной и режиссерской подготовкой, позволяет вносить в структуру видеопродукта ряд приемов, обеспечивающих повышение качества процесса обучения. Например, такая подготовка позволяет более внимательно относиться к изложению трудных для большинства учащихся мест и тем самым акцентировать эти места, используя такие приемы, как промежуточные выводы, конспективные повторы, схемы, иллюстрации. Ввиду специфики учебной видеопродукции особое значение при этом имеют методы и приемы, связанные с созданием своеобразных "контрапунктов" изложения, что может быть реализовано путем проведения соответствующего монтажа видео- и аудиорядов, формирования условий для привлечения и активизации внимания учащихся.

Аналогом заявляемого изобретения является известный способ обучения с использованием учебной видеопродукции, в котором предъявляют видеопродукцию в виде ряда кадров, часть из которых содержит учебную информацию (RU 2110095 С1, опубл. 27.04.1998). Реализация этого известного способа предполагает предварительное проведение психофизиологических тестов, после которых проводят сеанс информационной стимуляции, предназначенный для увеличения степени восприятия учебной информации, при котором на экране периодически предъявляют обучаемому учебную информацию на фоне его обычной работы, после чего выводят на экран маскирующее изображение, которое стирает с экрана учебную информацию. Причем визуальные сигналы учебной информации находятся в области физиологического порога восприятия информации.

Недостатком этого способа является то, что процесс обучения необходимо проводить на компьютере только одновременно с работой на нем, не связанной непосредственно с изучаемой учебной информацией, что повышает сложность осуществления способа и увеличивает длительность предъявления учебной информации, а следовательно, и длительность всего процесса обучения. Кроме того, стимулирующей степень восприятия информацией является сама учебная информация, которая в процессе обучения не предъявляется обучаемому в явном виде.

Другим аналогом заявляемого изобретения является способ обучения на основе интенсификации познавательной деятельности при использовании учебного материала, насыщенного информацией и вызывающего повышенный интерес (RU 2118849 С1, опубл. 10.09.1998). Основой изобретения являются сознательные действия учащихся по осмысленному анализу массивов информации путем действий типа подчеркивания, вписывания и выписыванию. Недостатки этого способа связаны с исключительной опорой на сознательное осмысление учебного материала без привлечения механизмов бессознательной, рефлекторной активизации внимания.

Еще одним аналогом заявляемого изобретения является способ эффективного усвоения учебного материала, отличающийся от традиционных лекций наличием дополнительных внешних аудиосигналов, типа шума, музыки, а также фото- и видеообразов (RU 2004125075 А1, опубл. 10.02.2006). Эффективная концентрация внимания в данном изобретении достигается за счет комплексного воздействия на восприятие через различные сенсорные системы.

Ближайшим аналогом (прототипом) заявляемого изобретения является способ повышения степени усвоения учебной информации, содержащейся в учебной видеопродукции (RU 2256234 С1, опубл. 10.07.2005), включающий предъявление видеопродукции в виде ряда кадров, содержащих учебную информацию, а так же по крайней мере одной совокупности кадров, представляющей собой управляющий вниманием блок («титровая строка»), который включает три последовательно расположенные группы кадров, вторая из которых содержит информацию в виде по крайней мере одной титровой строки, не являющуюся учебной, но обеспечивающую повышение внимания учащихся в условиях обеспечения строго дозированного времени предъявления, а первая и вторая группы кадров содержат маскирующие поля в виде по крайней мере одной титровой строки.

Данный способ основан на полученных нами экспериментальных результатах, показывающих возможность активизации внимания учащихся в условиях обеспечения строго дозированного времени предъявления особого рода вспомогательной информации - «титровой строки». При этом базовая идея основана на положении, что внимание человека активизируется в условиях определенного дефицита времени восприятия, что вызывает любопытство, ориентировочную реакцию и непроизвольное усиление внимания. Особенностью данного изобретения является также направленность на усиление активизации внимания учащихся вне зависимости от содержания учебного материала. Недостатком известного способа является то, что активирующая информация не является учебной и эффект улучшения восприятия и усвоения учебного материала вызывается опосредованно за счет дефицита опознания информации только «титровой строки» и переноса активизации внимания на основное содержание кадров учебного видеоматериала. Кроме того, осуществление способа требует введения сложных паттерновых маскирующих полей, предваряющих и следующих за информационным блоком, при этом активизация внимания проводится в постоянном режиме, т.е. управляющий вниманием блок («титровая строка») необходимо многократно вставлять в учебную информацию.

Задачей данного изобретения является повышение эффективности обучения за счет повышения степени усвоения информации, содержащейся в учебной видеопродукции. Достигаемый при этом технический результат заключается в активизации внимания обучаемого, обеспечивающей улучшение усвоения учебной информации, предъявляемой обучающемуся не только в процессе воздействия на уровень внимания обучающегося, но также и при восприятии всего учебного видеопродукта.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ повышения степени усвоения учебной информации, содержащейся в учебной видеопродукции, основан на эффекте повышения внимания путем дозирования времени предъявления части видеопродукта. Способ включает предъявление видеопродукции в виде ряда кадров, содержащих учебную информацию, а также предъявление, по крайней мере, одной совокупности кадров, представляющей собой управляющий вниманием блок, который включает три последовательно расположенные группы кадров, причем вторая группа кадров каждого управляющего вниманием блока содержит информационные кадры, каждый из которых содержит, по крайней мере, часть конспективного изложения учебной информации, содержащейся в заданном количестве кадров учебной видеопродукции, предшествующих данному управляющему вниманием блоку, а первая и третья группы кадров содержат оповещающие кадры, предупреждающие (сообщающие) соответственно о начале и завершении предъявления информационных кадров. Дозированию времени предъявления подвергаются части учебного материала, содержащие конспективное изложение основных положений учебного материала произвольного отрезка видеопродукта («конспект-окно»).

Причем длительность предъявления информационных кадров каждого управляющего вниманием блока превышает на 20-25% минимальное время их предъявления, требующееся для полного опознания их содержания.

При этом кадры информационного блока содержат данные в символьной и/или графической форме, представляющие собой, по крайней мере, часть конспективного изложения основных положений учебной информации, содержащейся в заданном отрезке учебного видеопродукта.

Кроме того, оповещающие кадры управляющего вниманием блока содержат элементы, представляющие собой знаки и/или символы, и/или графические изображения или их фрагменты, которые являются или не являются частью данных, содержащихся в информационных кадрах.

Помимо этого данные, содержащиеся в информационных кадрах, занимают большую часть или все поле каждого из информационных кадров в каждом из управляющих вниманием блоков. При этом элементы, содержащиеся в оповещающих кадрах, занимают по сравнению с учебной информацией в информационных кадрах того же управляющего вниманием блока большую или меньшую, или такую же часть поля кадра.

Причем количество управляющих вниманием блоков, содержащихся в учебной видеопродукции, определяется содержанием и объемом учебной информации. При этом подразумевается, что количество управляющих вниманием блоков определяется количеством частей, на которые можно разделить весь объем учебной информации и которые могут быть представлены в виде соответствующих конспектов, содержание каждого из которых полностью или частично размещают в информационных кадрах управляющего вниманием блока, расположенного после соответствующей части учебной информации. Таким образом, в предлагаемом способе в отличие от прототипа нет необходимости регулярно и часто вводить управляющие вниманием блоки в последовательность кадров видеопродукта. Наличие даже одного управляющего вниманием блока проводит к активизации внимания и улучшению усвоения информации. Однако оптимальное количество управляющих вниманием блоков может быть определено для каждого видеопродукта экспериментально.

При этом в качестве видеопродукции используют видеофильм или видеолекцию, или слайд-лекцию, или компьютерную учебную программу.

Предлагаемый способ основан на активизации внимания в результате дозированного по времени предъявления самой учебной информации, расположенной внутри управляющего вниманием блока, для обозначения которого для краткости используется также название «конспект-окно», в отличие от ближайшего аналога, в котором для обозначения управляющего вниманием блока используется название «титровая строка».

Заявляемое изобретение имеет ряд преимуществ относительно ближайшего аналога, которые связаны с повышением эффективности усвоения учебного материала за счет дополнительного усиления механизмов, основанных на принципе ориентировочной реакции, безусловного рефлекса любознательности, изучения новизны в условиях точно дозируемого дефицита информации.

Во-первых, в методике «титровой строки» активирующая информация, содержащаяся во второй группе кадров, не является учебной и располагается вне основного пространства кадра, тогда как в методике «конспект-окна» поле активирующей информации должно занимать все или почти все пространство кадра и содержать учебную информацию.

Во-вторых, особенностью способа «конспект-окна», отличающей его от серии предыдущих исследований с использованием методики «титровой строки», является повышение внимания в условиях прямого, непосредственного воздействия дозированного дефицита времени предъявления учебного материала «конспект-окна». В методе «титровой строки» [RU 2 256 234 С2] рост внимания и усвоения учебной информации вызывается опосредованно за счет дефицита опознания информации только «титровой строки». Дефицит опознания «титровой строки» вызывает ориентировочную реакцию и тем самым опосредованно активирует внимание при восприятии учебной информации, содержащейся кадре.

В-третьих, способ «конспект-окна» в отличие от способа «титровой строки» не требует введения паттерновых маскирующих полей, предваряющих и следующих за информационным блоком. Вместо введения сложных маскирующих полей в способе «конспект-окна» используются просто устроенные «оповещающие» поля, роль которых (в соответствии с названием) состоит в оповещении учащихся о начале и окончании предъявления информационных кадров управляющего вниманием блока «конспект-окна».

В-четвертых, отличие способа «конспект-окна» от «титровой строки» заключается в подборе параметров длительности информационного блока. В методе «титровой строки» длительность информационного блока должна составлять до 85% от минимальной длительности показа, необходимой для опознания информации «титровой строки». В способе «конспект-окна» длительность информационного блока должна превышать на 20-25% минимальное (пороговое) время его предъявления, требующееся для полного опознания содержимого «конспект-окна».

Кроме того, в отличие от метода «титровой строки», при применении метода «конспект-окна» активизация внимания проводится не в постоянном режиме, а только в ключевых местах, определяемых как места конспектного изложения материала.

Активацию внимания и увеличение степени усвоения учебного материала, содержащегося в «конспект-окне», а также увеличение степени усвоения учебного материала предшествующего и/или следующего за «конспект-окном» определяют параметры информационных и оповещающих кадров «конспект-окна». В качестве содержания оповещающих кадров возможно использование той или иной формы предупреждения, оповещающего учащихся о появлении важной информации (например, фраза «Приготовьтесь к восприятию важной информации!»), а также изображений типа «opart» («visart»), активирующий эффект которых был ранее проверен в психофизиологических экспериментах.

Содержание информационных кадров «конспект-окна» может варьироваться в определенных, весьма широких пределах, в частности это могут быть несколько ключевых слов, одна или несколько фраз-резюме, итоговая схема и т.д. При этом в отличие от метода «титровой строки» в информационных кадрах информация может занимать как часть кадра, так и весь кадр.

Сущность изобретения иллюстрируется следующими графическими материалами.

На фиг.1 представлено семейство кривых, показывающих зависимость количества опознанных знаков от порогового времени их предъявления, необходимого для их опознания, и объема информации в информационных кадрах управляющего вниманием блока («конспект-окна»).

На фиг.2 представлена схема включения структуры управляющего вниманием блока («конспект-окна») в учебный видеопродукт.

Далее более подробно раскрываются теоретические и экспериментальные обоснования предлагаемого изобретения.

Базовая идея основана на положении, что внимание человека активизируется в условиях определенного дефицита времени восприятия, что вызывает любопытство, ориентировочную реакцию и непроизвольное усиление внимания. Психофизиологической основой является активное использование эндогенных эмоциональных и мотивационных основ восприятия информации, т.е. активация внимания в условиях повышенной эмоциональной и мотивационной настройки. Данная постановка проблемы дополняет традиционные способы активизации внимания, связанные с сознательными методами.

Потенциал исследовательской активности (любопытства, любознательности) возникает при нехватке информации и не требует, как известно, никакого подкрепления со стороны других систем мотиваций. Этот потенциал связан с тем, что недостаточная изученность, новизна стимула активизирует нейроэндокринную систему гипофиза, что, в частности, ведет к выработке гормонов группы эндорфинов, т.е. эндогенных (внутренних) морфинов. Таким образом, для воздействия на механизмы активизации внимания полезно иметь инструмент для точного дозирования подачи управляющей информации на разные уровни подсознательного и сознательного восприятия. В результате проведенных экспериментов было установлено, что в качестве такого инструмента может быть использовано дозированное по времени предъявление конспекта учебной информации, содержащейся в информационных кадрах управляющего вниманием блока («конспект-окна»).

Далее приводятся сведения, подтверждающие возможность осуществления заявленного изобретения и реализации указанного назначения, а именно повышения степени усвоения данных, содержащихся в учебной видеопродукции.

В ходе первой серии экспериментов, в которой использовалась методика компьютерной тахистоскопии, прежде всего, было установлено, что между количеством усвоенного (опознанного) материала и временем его предъявления существует зависимость, которая и была определена при проведении экспериментов. В ходе экспериментов определялось количество воспринимаемых испытуемыми знаков осмысленного текста в условиях напряжения внимания, вызванного ограничением времени предъявления. Практически при постепенно увеличивающемся времени предъявления информации, содержащейся в информационных кадрах «конспект-окна», измерялось количество опознанных знаков. Минимальный шаг, с которым можно было увеличивать время предъявления «конспект-окна», равнялся периоду кадровой развертки монитора, в нашем случае - 16,7 мс. Практически в экспериментах использовался шаг, равный пяти кадрам, то есть 16,7×5≈84 мс. В отличие от методики «титровой строки» в экспериментах не использовались маскирующие пред- и постэкспозиционные изображения. Непосредственно перед экспозицией испытуемым предъявлялась предупреждающая надпись «Внимание! Это важно!»).

В экспериментах данной серии участвовал 21 испытуемый, с каждым из которых были проведены четыре группы измерений. Отличие групп состояло в следующем: в первой группе испытуемым предъявлялись информационные кадры, содержащие фразу из 21 знака - «В экономике важны модели»; во второй группе - фразу из 49 знаков «Обратная связь означает цикличность повторения сигнала»; в третьей группе - фразу из 75 знаков - «Определяйте значения слов, тем Вы избавите мир от половины его заблуждений. Рене Декарт»; в четвертой группе - фразу из 125 знаков - «Я не видел еще ни одной проблемы, какой бы сложной она ни была, чтобы при правильном взгляде на нее она не становилась еще более сложной. Поль Элдестон».

На фиг.1 изображено семейство кривых, характеризующих сводные результаты экспериментов. Каждая кривая показывает зависимость количества опознанных знаков от порогового времени их предъявления, необходимого для их опознания, и характеризует зависимость степени восприятия от длительности предъявления и объема информации в информационных кадрах управляющего вниманием блока («конспект-окна»). При этом под пороговым временем понимается минимальное время предъявления, необходимое для опознания данного количества знаков. Параметром кривых является полное количество знаков в «конспект-окне».

Все полученные зависимости на исследованных интервалах хорошо аппроксимируются функциями, имеющими линейный участок и зону насыщения. При этом область перехода от линейного участка к зоне насыщения (зона перегиба кривой) определяет минимальное время предъявления «конспект-окна», требующееся для полного опознания его содержания в условиях напряженного внимания, вызванного ограничением времени, предоставленным для опознания предъявляемой информации. Полученные результаты показали, что минимальное время предъявления осмысленной информации, необходимое для ее опознания в условиях напряженного внимания, имеет порядок от 15-20 мс до 35-40 мс на знак. При этом следует отметить, что в стандартной учебной видеопродукции время предъявления информации имеет порядок 119±3.47 мс на знак.

Анализ особенностей восприятия испытуемых показал, что в зоне насыщения имеет место эффект «повышения уверенности» испытуемых в правильности опознанной информации. Длительность зоны насыщения, измеряемая по факту наличия данного эффекта, в 1.5-2.0 раза превышает значение точки окончания линейного участка зависимости «количество опознанных знаков - время показа». В пределах зоны насыщения, с ростом времени предъявления данных «конспект-окна» на 30-50% относительно зоны перегиба регистрируется потребность испытуемых прочесть еще раз данные «конспект-окна» и иметь какой-то запас времени после прочтения для осмысления и появления внутренней уверенности в правильности полученной информации. Таким образом, эксперименты показали, что в зоне насыщения наряду с активацией внимания имеет место активация процессов осмысления данных «конспект-окна».

Полученные результаты выявляют характеристики восприятия осмысленной информации в условиях напряжения непроизвольного внимания и тем самым представляют основу для проведения экспериментальных работ с использованием реальных слайд-лекций или видеофильмов.

Во второй серии экспериментов участвовали две группы испытуемых: 41 человек в основной и 42 человека в контрольной группах. В основных и контрольных экспериментах предъявлялась фраза из 125 знаков (см. серию 1). В экспериментах испытуемым предъявлялась непрерывная последовательность из 10-15 сцен, содержащих схемы, изображения и тексты. Данная последовательность моделировала «тело» видеопродукта, причем длительность каждого из ее сцен, как и в обычных слайд-лекциях, существенно превышала минимальное время показа, необходимое для 100% опознания содержания сцены.

Как показано на фиг.2, структура «конспект-окна» содержала «оповещающие» и информационные кадры и вставлялась внутрь последовательности видеопродукта. Информационные кадры «конспект-окна» содержали фразу из 125 знаков (не считая пробелы) - «Я не видел еще ни одной проблемы, какой бы сложной она ни была, чтобы при правильном взгляде на нее она не становилась еще более сложной. Поль Элдестон».

В экспериментах с основной группой использовали «конспект-окна» с оптимизированными параметрами: длительность предъявления информационных кадров «конспект-окна» находилась в пределах зоны насыщения. Точнее диапазон длительностей группы информационных кадров «конспект-окна» определялся на основании результатов первой серии экспериментов (экспериментов по «контекстному» восприятию) и равнялся времени, на 10-35% превышавшему минимальное время предъявления, требовавшееся для 100% восприятия данной фразы.

В экспериментах с контрольной группой проводились просмотры видеопродуктов при использовании «конспект-окна» с неоптимизированными параметрами: длительность предъявления группы информационных кадров «конспект-окна» была такой же, как длительность предъявления информации в «теле» видеопродукта. При проведении экспериментов в этом случае предъявлялись те же последовательности сцен. Отличие состояло в отсутствии «оповещающих» полей, а также в том, что длительность предъявления информационных кадров «конспект-окна» существенно (в 2,5-3 раза) превышала минимальное время, необходимое для 100% опознания его содержания.

В ходе экспериментов для обеих групп испытуемые заполняли протоколы, в которых ими фиксировалось время предъявления и записывались любые узнанные знаки. При обработке результатов проводилось усреднение количества правильно узнанных знаков при каждом времени предъявления по всем испытуемым группы.

Как показали результаты экспериментов, оптимальная длительность предъявления блока (группы) информационных кадров «конспект-окна» составляла величину на 20-25% большую, чем минимальная длительность блока информационных кадров «конспект-окна», требуемая для полного узнавания информации «конспект-окна». При таких длительностях блока информационных кадров «конспект-окна» повышение степени усвоения информации, содержащейся в информационных кадрах в основной группе относительно контрольной группы, составило 36%, как это показано в таблице 1. Причина такого эффекта в основном была связана с уменьшением количества ошибок и повышением надежности опознания информации.

Таблица 1
Сравнение результатов экспериментов серии 2 с основной и контрольной группами
Основная группа Контрольная группа
количество узнанных знаков число испытуемых с данным результатом количество узнанных знаков число испытуемых с данным результатом
125 16 86 4
124 15 87 5
123 4 88 5
122 3 90 4
121 1 91 6
120 1 92 7
119 1 93 4
95 3
97 4
Среднее 123.9±0.56 (знаков/исп.) Среднее 90.81±1.27 (знаков/исп.)

Таким образом, в ходе экспериментов второй серии было подтверждено, что при использовании предлагаемого управляющего вниманием блока («конспект-окна») у испытуемых повышается внимание, по крайней мере, при восприятии информации, содержащейся в информационных кадрах «конспект-окна», и при этом повышается степень усвоения информации, содержащейся в информационных кадрах.

В третьей серии проводились эксперименты, направленные на выяснение степени улучшения усвоения реального учебного материала, как содержащегося в информационных кадрах «конспект-окна», так и предшествующего и следующего за «конспект-окном». Структура «конспект-окна» содержала «оповещающие» и информационные кадры и вставлялась внутрь последовательности кадров видеопродукта. В основной и контрольной группах испытуемых участвовали по 33 человека. В данной серии испытуемые должны были отвечать на вопросы анкет и тем самым давать возможность оценивать степень правильности восприятия и усвоения данных, содержащихся в отрезках видеоматериала вообще и «конспект-окон» в частности. Перед началом экспериментов испытуемые получали следующую инструкцию: «Вам будет показана последовательность видеосцен, среди которых будут предъявлены сцены следующего вида: испытуемым показывали примеры «оповещающих» и информационных кадров «конспект-окна». После просмотра последовательности Вы должны по возможности точно ответить на вопросы, содержащиеся в анкете и касающиеся информации, содержащейся во всей предъявляемой последовательности видеосцен».

Для основной группы в экспериментах использовали «конспект-окна» с оптимизированными параметрами: длительность предъявления блока информационных кадров «конспект-окна» равнялась времени, на 10-35% превышавшему минимальное время предъявления, требовавшееся для 100% восприятия данной фразы в условиях напряжения внимания. В контрольной группе проводились эксперименты с использованием «конспект-окна» с неоптимизированными параметрами: длительность предъявления блока информационных кадров «конспект-окна» была такой же, как длительность предъявления информации в «теле» видеопродукта, т.е. в последовательности кадров самого видеопродукта. При проведении экспериментов с контрольной группой предъявлялись те же последовательности сцен. Отличие состояло в отсутствии «оповещающих» полей, а также в том, что длительность блока информационных кадров «конспект-окна» существенно (в 2,5-3 раза) превышала минимальное время, необходимое для 100% опознания его содержания.

Обсчет полученных результатов состоял в суммировании показателей, набранных испытуемыми в основной и контрольной группах. Далее по каждой группе вычисляли средние значения и их разброс. В качестве показателей использовали количество правильных ответов на вопросы анкеты. Проводилась стандартная статистическая обработка, в ходе которой оценивались средние значения по контрольной и основной группам измерений и степень разброса среднего при уровне значимости Р=95%.

Результаты экспериментов, представленные в таблице 2, показали, что по сравнению с контрольной группой использование предлагаемого управляющего вниманием блока («конспект-окна») привело к улучшению усвоения в среднем на 35,3%. Использование t-критерия Стьюдента показало достоверность разницы между средними величинами для основной и контрольной групп при 1% уровне значимости.

Таблица 2
Сравнение результатов усвоения учебного материала для основной и контрольной групп
Основная серия Контрольная серия
Количество испытуемых (N) 33 33
Количество вопросов в анкете 9 9
Средний балл/чел 7,79±0,44 5,75±0,35
Степень улучшения восприятия (основная группа относительно контрольной) 35,3%

На основании проведенных экспериментов было установлено, что использование при демонстрации учебного видеоматериала предлагаемого управляющего вниманием блока обеспечивает повышение внимания и улучшение усвоения изучаемого материала.

Таким образом, предлагаемый способ повышения степени усвоения данных, содержащихся в учебной видеопродукции, обеспечивает повышение эффективности обучения при использовании его в учебных видеоматериалах, что особенно важно при дистанционном обучении.

Источник поступления информации: Роспатент

Всего документов: 3
Всего документов: 11

Похожие РИД в системе