×
29.04.2019
219.017.3fa9

СИСТЕМА СУФЛИРОВАНИЯ МАСЛЯНОЙ ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002256810
Дата охранного документа
20.07.2005
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к смазке опор газотурбинных двигателей, в частности к системам суфлирования масляных опор ротора газотурбинного двигателя, и может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В систему суфлирования масляной опоры ротора газотурбинного двигателя с масляным насосом, содержащую сообщенную с полостью масляной опоры магистраль суфлирования, подсоединенную к суфлеру, согласно изобретению введен насос, откачивающий воздушно-масляную смесь, вход которого сообщен с масляной полостью опоры, а выход сообщен с магистралью суфлирования с эжекцией воздушно-масляной смеси из масляной полости опоры, при этом насосы имеют общий привод. Изобретение позволяет повысить надежность работы системы суфлирования. 3 з.п. ф-лы., 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к смазке опор газотурбинных двигателей, в частности к системам суфлирования масляных опор ротора газотурбинного двигателя, и может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники.

Известна система суфлирования масляной опоры ротора газотурбинного двигателя, содержащая расположенный в масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя откачивающий масляный насос, суфлер и сообщенную с последним магистраль суфлирования, при этом в магистрали суфлирования установлено запорное устройство двойного действия с клапанами, открывающими магистраль суфлирования при достижении в полости определенного избыточного давления, например 0,05-0,01 кгс/см2, и клапанами, открывающими магистраль суфлирования при достижении в ней определенного давления разрежения, например 0,4-0,1 кгс/см2 (см. патент РФ №2148177, кл. F 02 C 7/06, опубл. 27.04.2000).

Недостатки известной системы следующие. Наличие дополнительных клапанов в системе приводит к усложнению конструкции системы, так как необходимы дополнительное место под расположение клапанов и тщательная их настройка (тарировка и увязка в единую систему управления и перетекания). Система недостаточна надежна в работе, так как при выходе из строя одного из клапанов из работы выходит вся маслосистема двигателя. При перемещении воздушно-масляной смеси из зоны высоких температур (полости опор двигателя) с невысокой скоростью в магистралях суфлирования и опорах двигателя образуются коксовые отложения, ограничивающие проходимость смеси, что приводит к снижению надежности работы маслосистемы в целом.

Задача изобретения - повышение надежности работы системы суфлирования.

Указанная задача достигается тем, что в систему суфлирования масляной опоры ротора газотурбинного двигателя с масляным насосом, содержащую сообщенную с полостью масляной опоры магистраль суфлирования, подсоединенную к суфлеру, согласно изобретению в систему введен насос, откачивающий воздушно-масляную смесь, вход которого сообщен с масляной полостью опоры, а выход сообщен с магистралью суфлирования с эжекцией воздушно-масляной смеси из масляной полости опоры, при этом насосы имеют общий привод.

Для лучшей компоновки, уменьшения габаритов и веса насосы могут быть расположены в масляной полости опоры и заключены в общий корпус.

Для удобства замены, диагностики и контроля откачивающий насос может быть расположен вне полости масляной опоры.

Для уменьшения габаритов и веса один из насосов может быть выполнен центробежно-шестеренчатым.

Устройство поясняется следующими чертежами.

На фиг.1 изображена схема системы суфлирования;

на фиг.2 - вид А фиг.1;

на фиг.3 - вариант расположения насосов.

Система суфлирования опоры газотурбинного двигателя содержит магистраль 1 суфлирования, соединенную с центробежным суфлером 2 и с масляной полостью опоры 3, и маслобак 4, сообщенный с центробежным суфлером 2 магистралью 5. Масляный насос 6 соединен с маслобаком 4 при помощи откачивающей магистрали 7. Откачивающий насос 8 сообщен входом с масляной полостью опоры 3, а выходом - с магистралью 1 суфлирования по схеме эжектора, а именно: дополнительная магистраль 9 суфлирования сообщена с откачивающим насосом 8 и с магистралью 1 суфлирования и расположена под острым углом магистрали 1 суфлирования. Масло из суфлера 2 возвращается в маслобак 4 по магистрали 10, а воздух удаляется в атмосферу через патрубок 11. Насос 8 выполнен с заборниками 12, расположенными в верхней части масляной полости опоры 3, масляный насос 6 - с заборниками 13, расположенными в нижней части масляной полости опоры 3. Магистраль 1 суфлирования заключена в стойках 14 двигателя, а дополнительная магистраль 9 - в стойках 15 двигателя. В стойку 16 заключена магистраль 7. Насосы 6, 8 имеют общий привод, расположены в полости опоры 3 и заключены в общий корпус.

Система суфлирования работает следующим образом. При работе двигателя на режимах работы от минимального до максимального газа, в магистрали 1 (на участке после соединения магистралей 1, 9) происходит смешение (объединение) потоков воздушно-масляной смеси (т.е. смеси с содержанием воздуха большем, чем масла), а именно: потока, поступившего в магистраль 1 суфлирования из масляной полости опоры 3 пассивным (инерционным) способом, и потока, поступившего в магистраль суфлирования 1 из магистрали 9 суфлирования активным (принудительным) способом при помощи насоса 8, причем скорость перемещения смеси по магистрали 9 больше скорости смеси, перемещаемой инерционным способом. Кинетическая энергия объединенного потока смеси по сравнению с потоком смеси, перемещающимся инерционным способом по магистрали 1, увеличивается, соответственно увеличивается его скорость перемещения, повышая, тем самым, производительность подачи смеси в суфлер 2 и способствуя более быстрому ее удалению за счет эжекции из полости опоры 3. Объединенный поток воздушно-масляной смеси по магистрали 1 суфлирования поступает в центробежный суфлер 2, откуда после сепарации воздух сбрасывается через патрубок 11 в атмосферу, а масло поступает в маслобак 4 по магистрали 10. Из маслобака 4 масло (известным способом) подается к каждому подшипнику ротора (на чертеже не показаны), обеспечивая их работоспособность, а воздух, поступивший в маслобак по магистрали 5, сбрасывается в центробежный суфлер 2 через магистраль 1 суфлирования.

Одновременно насос 6 через заборники 13 откачивает масло из полости опоры 3 и подает его через полую стойку 16 по магистрали 7 в маслобак 4.

Таким образом, применение, так называемого, “активного, принудительного отвода”, позволит увеличить скорость смешанного (объединенного) потока воздушно-масляной смеси в магистрали 1 на участке после соединения потоков смеси, что уменьшит коксообразование на этом участке и обеспечит возможность быстрее откачивать воздушно-масляную смесь из масляной полости опоры, предотвращая тем самым перегрев опор двигателя.

На режимах работы двигателя на малом газу, например при остановке, запуске и выключенном горячем двигателе, отвод воздушно-масляной смеси из масляной полости опоры 3 в суфлер 2 осуществляют в большем объеме по магистрали 1 суфлирования, так как частота вращения насоса 8 уменьшается из-за снижения числа оборотов двигателя, что не позволяет в полном объеме перекачивать воздушно-масляную смесь в магистраль 1 по магистрали 9, вследствие чего продолжает работать только инерционная система.

Таким образом, инерционный отвод дублирует активный отвод, предотвращая, таким образом, возможность аварийной ситуации.

Работа системы суфлирования рассмотрена на примере одной из масляных опор ротора, при выполнении насосов центробежно-шестеренчатыми, при расположении их в полости опоры в едином корпусе. Очевидно, что для других опор, другой компоновки насосов и их конструктивного выполнения, работа системы суфлирования аналогична.

Необходимо отметить, что рассмотренная схема эжектора является одним из примеров конструктивного выполнения эжектора. При других конструкциях эжектора работа системы суфлирования осуществляется аналогичным образом.

1.Системасуфлированиямаслянойопорыроторагазотурбинногодвигателясмаслянымнасосом,содержащаясообщеннуюсполостьюмаслянойопорымагистральсуфлирования,подсоединеннуюксуфлеру,отличающаясятем,чтовсистемувведеннасос,откачивающийпотоквоздушно-маслянойсмеси,входкоторогосообщенсмаслянойполостьюопоры,авыходсообщенсмагистральюсуфлированиясэжекциейвоздушно-маслянойсмесиизмаслянойполостиопоры,приэтомнасосыимеютобщийпривод.12.Системасуфлированияпоп.1,отличающаясятем,чтонасосырасположенывмаслянойполостиопорыизаключенывобщийкорпус.23.Системасуфлированияпоп.1,отличающаясятем,чтооткачивающийнасосрасположенвнеполостимаслянойопоры.34.Системасуфлированияполюбомуизпп.1-3,отличающаясятем,чтоодинизнасосоввыполненцентробежно-шестеренчатым.4
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 15 items.
01.03.2019
№219.016.c914

Способ горячей штамповки полых изделий

Изобретение относится к области обработки металлов и может быть использовано при изготовлении изделий как с фланцами, так и без них из различных сплавов. Заготовку нагревают и подвергают деформированию в штампе. Отношение температуры заготовки к температуре штампа поддерживают в диапазоне от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262408
Дата охранного документа: 20.10.2005
01.03.2019
№219.016.ca70

Способ нанесения полимерного покрытия на заготовку

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам нанесения полимерных покрытий на заготовки. Способ нанесения полимерного покрытия на заготовку, включающий выполнение, по меньшей мере, одного углубления на поверхности заготовки, укладку в него припоя и пайку упругодемпфирующего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02235605
Дата охранного документа: 10.09.2004
01.03.2019
№219.016.caa2

Способ производства заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов

Изобретение относится к производству заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов, стойких к окислению при повышенных температурах и работающих в условиях тяжелого нагружения. Предложен способ производства спеченных заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224622
Дата охранного документа: 27.02.2004
19.04.2019
№219.017.2bc4

Выходное устройство воздушно-реактивного двигателя с управляемым вектором тяги

Изобретение относится к воздушно-реактивным двигателям, в частности к эжекторным выходным устройствам воздушно-реактивных двигателей с управляемым вектором тяги. Выходное устройство воздушно-реактивного двигателя содержит сопло и расположенный за соплом эжектор. Эжектор содержит камеру и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002276740
Дата охранного документа: 20.05.2006
27.04.2019
№219.017.3ddb

Способ изготовления изделия с антифрикционным покрытием (варианты)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению изделий с антифрикционными покрытиями. В способе по первому варианту изготовления изделия с антифрикционным покрытием на поверхности изделия выполняют канавки, разграниченные стенками, наносят на нее полимерное покрытие с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002253767
Дата охранного документа: 10.06.2005
27.04.2019
№219.017.3de0

Устройство для изотермического деформирования

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изотермическом деформировании. Устройство содержит штамповый блок, нагревательное устройство и теплоизолирующий блок. Штамповый блок состоит из верхней и нижней опорных плит со смонтированными на них верхним и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254197
Дата охранного документа: 20.06.2005
27.04.2019
№219.017.3de5

Ванна для гальванических производств

Изобретение относится к химическому оборудованию, применяемому в различных отраслях промышленности, а более конкретно к гальваническим ваннам. Ванна включает корпус из полимерных материалов с нагревательными элементами, при этом корпус выполнен многослойным из полимерных материалов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002252278
Дата охранного документа: 20.05.2005
27.04.2019
№219.017.3de8

Способ активного теплового неразрушающего контроля качества объекта

Изобретение относится к активному тепловому неразрушающему контролю качества изделий и может быть использовано для обнаружения внутренних дефектов в изделиях типа пластин, например, в лопатках авиационных газотурбинных двигателей. Способ включает проведение тепловизионной съемки поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02235993
Дата охранного документа: 10.09.2004
27.04.2019
№219.017.3ded

Смазка для обработки металлов давлением

Использование: при обработке металлов давлением, в частности при горячем выдавливании и холодной объемной штамповке. Смазка содержит в мас.%: графит коллоидный 18-22, металлический наполнитель 6-9, полиорганосилоксан остальное. Предпочтительно используют графит коллоидный с размерами частиц...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02232797
Дата охранного документа: 20.07.2004
27.04.2019
№219.017.3dee

Способ упрочнения керамических стержней

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при литье лопаток ГТД. Керамические стержни выдерживают в растворе связующего, имеющего следующий состав, мас.%: органическая смола 8-60, отвердитель 1,2-12, ацетон - остальное. Затем стержни сушат при температуре 5-35°С в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02232664
Дата охранного документа: 20.07.2004
Showing 1-10 of 15 items.
01.03.2019
№219.016.caa2

Способ производства заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов

Изобретение относится к производству заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов, стойких к окислению при повышенных температурах и работающих в условиях тяжелого нагружения. Предложен способ производства спеченных заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224622
Дата охранного документа: 27.02.2004
27.04.2019
№219.017.3dda

Способ ремонта деталей машин

Изобретение относится к ремонту деталей машин, в частности к способам ремонта, может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники для восстановления трущихся поверхностей цилиндрических деталей. На подготовленную к восстановлению поверхность ремонтируемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247014
Дата охранного документа: 27.02.2005
27.04.2019
№219.017.3dde

Способ ремонта топливного коллектора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам ремонта деталей газотурбинных двигателей, в частности к способам ремонта топливных коллекторов газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, судостроении, энергетическом машиностроении и других отраслях промышленности. В способе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255285
Дата охранного документа: 27.06.2005
27.04.2019
№219.017.3de1

Способ изготовления осесимметричных деталей

Изобретение относится к области обработки металлов и сплавов давлением и может быть использовано при изготовлении крупногабаритных осесимметричных деталей ответственного назначения, например дисков для газотурбинных двигателей из многофазных жаропрочных сплавов, в том числе на основе никеля и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254195
Дата охранного документа: 20.06.2005
27.04.2019
№219.017.3de2

Способ защиты поверхности лопатки

Изобретение относится к химико-термической обработке преимущественно жаропрочных никелевых сплавов. Может использоваться при изготовлении и ремонте лопаток стационарных энергетических установок и авиационных газотурбинных двигателей. Способ защиты поверхности лопатки в процессе горячего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002252110
Дата охранного документа: 20.05.2005
27.04.2019
№219.017.3de3

Способ получения графитированного материала

Изобретение предназначено для металлургической, авиационной промышленности, энергетики, полупроводниковой техники и может быть использовано при изготовлении электродов, уплотнений авиационных двигателей и получении особо чистых изделий. Кокс сланцевый смоляной измельчают до фракционного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002252190
Дата охранного документа: 20.05.2005
27.04.2019
№219.017.3de7

Способ литья металла в вакууме и устройство для его осуществления

Изобретение может быть использовано для производства сплавов на основе Ni, Fe, Al, изготовления из них отливок точным литьем в вакууме и при выплавке шихтовых заготовок. В плавильной печи создают электромагнитное поле, посредством которого расплавляют и перемешивают металл в тигле в условиях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002250153
Дата охранного документа: 20.04.2005
18.05.2019
№219.017.5570

Способ защиты участков поверхности детали

Изобретение относится к химико-термической обработке деталей и может быть использовано в авиакосмической технике, энергомашиностроении, электротехнике и других отраслях промышленности. Предложен способ защиты участков поверхности детали перед нанесением на деталь покрытия, включающий нанесение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02232205
Дата охранного документа: 10.07.2004
18.05.2019
№219.017.55be

Способ нанесения покрытий на сплавы

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, для увеличения долговечности лопаток турбин газотурбинных двигателей или стационарных газовых турбин. Техническим результатом изобретения является повышение прочности покрытий и их стабильности. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213802
Дата охранного документа: 10.10.2003
18.05.2019
№219.017.55c0

Состав сплава для нанесения покрытий

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам, используемым для нанесения покрытий на изделия из металлов и сплавов, например жаропрочных сплавов, наносимых на лопатки турбин газотурбинных двигателей или стационарных газовых турбин. Техническим результатом изобретения является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213807
Дата охранного документа: 10.10.2003
+ добавить свой РИД