×
29.04.2019
219.017.3e5f

Результат интеллектуальной деятельности: СТЕНД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ С КОСОСРЕЗАННЫМ СОПЛОМ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002274764
Дата охранного документа
20.04.2006
Аннотация: Изобретение предназначено для определения параметров вектора тяги двигателей с кососрезанным соплом при наземных стендовых испытаниях. Такое выполнение стенда позволит повысить точность измерения вектора тяги двигателя, а именно его величину, направление и координату точки прохождения вектора относительно оси сопла. В стендовом устройстве обеспечивается при испытаниях фиксирование горизонтальной и вертикальной составляющих вектора тяги силоизмерителями с минимальным искажением за счет установки силоизмерителей на каретках, а также за счет использования пары силоизмерителей как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном для определения точки пересечения вектора тяги с осью сопла. 4 ил.

Настоящее техническое решение относится к вопросу конструирования стенда для отработки двигателей с кососрезанными соплами, используемыми в ракетной технике (например, тормозные двигатели маршевых ступеней ракет, двигатели отделения головного обтекателя ракеты).

Расчетные параметры этих двигателей требуют опытного подтверждения характеристик для обеспечения заданного уровня надежности.

Предлагаемое техническое решение позволяет в каждом единичном испытании двигателя определять вектор тяги, т.е. его величину, направление и точку, через которую проходит этот вектор, закоординированную относительно плоскости крепления двигателя или относительно оси сопла. Это позволяет сократить количество испытаний, тем самым существенно экономить материальную часть с обеспечением заданного уровня надежности.

Известна конструкция стенда для определения составляющих силы тяги ракетного двигателя (см., например, пат. Российской Федерации №2135976, F 02 K 9/96), которая включает опору, элементы крепления ракетного двигателя и систему контроля с 3-компонентным датчиком силы, которая выполнена в виде стакана с размещенным внутри него и установленным соосно на дне стакана выступающим упором, а 3-компонентный датчик силы выполнен составным из установленных соосно друг другу и взаимодействующих между собой однокомпонентного датчика силы и мембраны с тензорезисторами, наклеенными на ней в 2-х взаимно перпендикулярных плоскостях и объединенными в мостовую схему в каждой плоскости, закрепленной соосно по периметру на стакане и опирающейся через сферический шарнир на выступающий упор, который совмещен с однокомпонентным датчиком силы.

Недостаток такой конструкции состоит в следующем. Особенность двигателей с кососрезанным соплом заключается в том, что вектор тяги может отклоняться от оси сопла на значительный угол (до 10°). В приведенной выше конструкции стенда, в которой тензодатчики связаны мостовой схемой, методика определения вектора тяги довольно сложная и точку прохождения вектора тяги относительно оси сопла или плоскости крепления двигателя определить проблематично, так как не замеряется действующая в шарнире сила, а взаимное влияние упругих связей на показания силоизмерителей искажает истинную картину действия сил.

Суть технического предложения заключается в повышении точности измерения вектора тяги двигателя - его величины, направления и определения координат точки прохождения вектора относительно оси сопла.

Указанная цель достигается тем, что в стенде для испытаний двигателей с кососрезанным соплом, содержащем раму-обойму для крепления испытываемого двигателя соплом вверх и силоизмерителем вертикальной и горизонтальной составляющих вектора тяги, согласно изобретению силоизмерители вертикальной и горизонтальной составляющих вектора тяги установлены параллельно плоскости симметрии сопла или в плоскости симметрии сопла, а один или несколько силоизмерителей вертикальной составляющей вектора тяги расположены на основании испытательного бокса с возможностью горизонтального перемещения и контактируют с основанием рамы-обоймы, а два или более силоизмерителей горизонтальной составляющей вектора тяги размещены на двух разных уровнях на вертикальной каретке, установленной на вертикальной стойке, закрепленной на основании испытательного бокса, и контактируют с рамой-обоймой, причем вертикальная каретка опирается на дополнительный силоизмеритель вертикальной составляющей вектора тяги, установленный на основании испытательного бокса, при этом силоизмерители горизонтальной составляющей вектора тяги поджимаются пружинами, установленными с противоположной стороны между рамой-обоймой.

Предложенная конструкция стенда имеет две степени свободы. Конструкция стенда поясняется следующими рисунками.

На фиг.1 изображен общий вид стенда (фронтальная проекция без боковых вертикальных стоек).

На фиг.2 изображен вид стенда сверху.

На фиг.3 показана расчетная схема действующих сил при работе двигателя с горизонтальным срезом сопла.

На фиг.4 показана расчетная схема действующих сил при работе двигателя с вертикальном срезом сопла.

Стенд состоит (см. фиг.1) из рамы-обоймы 1, в которой закреплен испытываемый двигатель 2 соплом вверх. Возможен вариант горизонтального положения среза сопла 3 и вертикального положения среза сопла 4. Рама-обойма 1 опирается на силоизмеритель 5 вертикальной составляющей вектора тяги, установленный на каретке 6 (силоизмерителей может быть пара, располагаемых по разные стороны от вертикальной плоскости симметрии сопла на линии, перпендикулярно и этой плоскости). Для обеспечения монтажа рамы-обоймы на каретке 6 имеются технологические регулируемые упоры 7, обеспечивающие горизонтальное положение основания 8 рамы-обоймы. (Во время работы двигателя упоры 7 с основанием 8 не соприкасаются). На вертикальной стойке 9,закрепленной на основании испытательного бокса 10, установлена вертикальная каретка 11 на колесно-подшипниковом ходу 12. На двух разных уровнях на вертикальной каретке 11 установлены силоизмерители 13 и 14, которые располагаются по разные стороны от вертикальной плоскости симметрии сопла. (Если устанавливаются по одному силоизмерителю, то их оси должны находиться в вертикальной плоскости симметрии сопла). Силоизмерители 13 и 14 используются для измерения горизонтальной составляющей вектора тяги двигателя. Каретка 11 нижним торцем опирается на дополнительный силоизмеритель 15 вертикальной составляющей вектора тяги, закрепленный на основании испытательного бокса 10. Для поджатия силоизмерителей 13 и 14 используются пружины 16 и 17, установленные на второй вертикальной стойке 18, закрепленной на основании испытательного бокса, и контактирующие с рамой-обоймой с противоположной стороны от силоизмерителей 13 и 14. Усилие пружин регулируется с помощью болта с гайкой 19. Рама-обойма 1 фиксируется от бокового перемещения с помощью шаровых опор 20 (см. фиг.2), размещенных на вертикальных дополнительных стойках 21, закрепленных на основании 10 испытательного бокса.

Методика определения вектора тяги состоит в следующем.

1. Для варианта двигателя с горизонтальным расположением среза сопла 3 (см. схему на фиг.3).

По суммарным показаниям силоизмерителей FГ1 и FГ2 определяется горизонтальная составляющая вектора тяги RГ. По показаниям силоизмерителей FВ1 и FВ2 (их сумме) определяется вертикальная составляющая вектора тяги RВ. Величина вектора находится из формулы

Координата "X" точки, через которую проходит вектор тяги R (расстояние от вертикальной оси силоизмерителя 5 (см. фиг.1) в горизонтальной плоскости контакта с основанием рамы-обоймы) определяется из уравнения равновесия моментов сил относительно силоизмерителя 5.

RВ·Х=FВ1·LГ, где LГ - расстояние между осями силоизмерителей 5 и 15. Тогда:

2. Для варианта двигателя с вертикальным расположением среза сопла 4 (см. схему на фиг.4).

По показаниям силоизмерителей аналогично определяется величина вектора тяги Р. Координата "У" точки, через которую проходит вектор тяги Р (расстояние от оси силоизмерителя 14 (см. фиг.1) в вертикальной плоскости контакта с рамой-обоймой), определяется из уравнения равновесия моментов сил относительно склоизмерителя 14 (см. фиг.1)

RГ·y=FГ2·LВ, , где LВ - расстояние между осями силоизмерителей 13 и 14.

Путем геометрических построений фактической схемы испытаний двигателя (наложения проекции двигателя на вычисленный вектор тяги) определяется положение вектора тяги относительно оси сопла (иле строятся на графике две линии: одна - ось сопла, другая - вектор тяги).

Для повышения точности определения вектора тяги необходимо использовать в расчетах вместо текущих значений показаний силоизмерителей - суммарную величину, т.е. импульс силы по каждому силоизмерителю.

Таким образом, схемное решение стенда, его конструктивное исполнение, использование стандартных первичных преобразователей (силоизмерителей) и несложность определения величины и положения вектора тяги ракетного двигателя с кососрезанным соплом позволяют значительно эффективнее проводить стендовую отработку двигателей, сократить количество испытаний и надежно подтверждать расчеты.

Предложенное техническое решение апробировано с положительным результатом.

Стенддляиспытанийдвигателейскососрезаннымсоплом,содержащийраму-обоймудлякрепленияиспытываемогодвигателясопломвверхисилоизмерителивертикальнойигоризонтальнойсоставляющихвекторатяги,отличающийсятем,чтосилоизмерителивертикальнойигоризонтальнойсоставляющихвекторатягиустановленыпараллельноплоскостисимметриисоплаиливплоскостисимметриисопла,аодинилинесколькосилоизмерителейвертикальнойсоставляющейвекторатягирасположенынаоснованиииспытательногобоксасвозможностьюгоризонтальногоперемещенияиконтактируетсоснованиемрамы-обоймы,адваилиболеесилоизмерителейгоризонтальнойсоставляющейвекторатягиразмещенынадвухразныхуровняхнавертикальнойкаретке,установленнойнавертикальнойстойке,закрепленнойнаоснованиииспытательногобокса,иконтактируютсрамой-обоймой,причемвертикальнаякареткаопираетсянадополнительныйсилоизмерительвертикальнойсоставляющейвекторатяги,установленныйнаоснованиииспытательногобокса,приэтомсилоизмерителигоризонтальнойсоставляющейвекторатягиподжимаютсяпружинами,установленнымиспротивоположнойсторонымеждурамой-обоймойивторойвертикальнойстойкой,закрепленнойнаоснованиибокса.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 13 items.
08.03.2019
№219.016.d48b

Способ ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива и способ заполнения щелей отверждаемым водным гелем

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива (ТРТ), со сложной конфигурацией поверхности горения. При ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива, поверхность горения которого образована...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236642
Дата охранного документа: 20.09.2004
29.03.2019
№219.016.f2f4

Сверхзвуковая часть сопла ракетного двигателя

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкции облицовки сверхзвуковой части сопла ракетного двигателя, преимущественно твердотопливного. Сверхзвуковая часть сопла ракетного двигателя содержит каркас, а также эрозионностойкое и теплозащитное покрытия. Каркас выполнен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002379540
Дата охранного документа: 20.01.2010
10.04.2019
№219.017.034a

Сопло ракетного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на создание защитных устройств сопла ракетного двигателя. Устройство содержит защитную заглушку, установленную на срезе сопла и герметизирующую заглушку внутри сопла. Сопло ракетного двигателя изготовлено из эрозионностойкого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002389896
Дата охранного документа: 20.05.2010
10.04.2019
№219.017.07be

Клапан для регулирования горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для клапанов, работающих в условиях высоких температур до 2300К и давлений до 10 Мпа и используемых для управления летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания. Клапан для регулирования расхода горячего газа состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002408812
Дата охранного документа: 10.01.2011
19.04.2019
№219.017.2df3

Пиротехническое азотгенерирующее устройство

Изобретение относится к области создания автономных источников сжатого газа, а именно низкотемпературных твердотопливных газогенераторов. Пиротехническое азотгенерирующее устройство содержит корпус с крышкой, расположенную внутри корпуса камеру сгорания, заряд твердого источника азота,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002347979
Дата охранного документа: 27.02.2009
19.04.2019
№219.017.2e25

Способ прочностных испытаний кинематической цепи привод - регулирующий элемент сопловых регулируемых блоков и сопловой регулируемый блок для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для испытаний регулируемых сопловых блоков летательных аппаратов, которые работают на продуктах сгорания газа, имеющих температуру до 2500 К и давление до 10 МПа. Способ прочностных испытаний кинематической цепи привод -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002397470
Дата охранного документа: 20.08.2010
29.04.2019
№219.017.4071

Воспламенитель заряда твердотопливного газогенератора

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в конструкции воспламенителя заряда твердотопливного газогенератора. Воспламенитель заряда твердотопливного газогенератора содержит корпус в виде чашеобразного тела вращения с отбортовкой, размещенные в нем навеску...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002349786
Дата охранного документа: 20.03.2009
29.04.2019
№219.017.4077

Световозвращающий элемент для моделирования отражательных характеристик светового, в том числе лазерного, излучения

Изобретение относится к области оптического приборостроения, к области проектирования оптических систем и может быть использовано в оптико-механической промышленности для изготовления световозвращающих элементов лазерных локационных систем. В световозвращающем элементе, который выполнен в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002349940
Дата охранного документа: 20.03.2009
29.04.2019
№219.017.40de

Стенд для моделирования импульсного газотермодинамического воздействия высокотемпературного газа на элементы тепловой защиты конструкции

Стенд содержит состыкованные между собой твердотопливный газогенератор и газоход переменного сечения. Газоход включает переходный участок с нормированным профилем, мерный участок постоянного сечения с исследуемым материалом и установленными в нем термопарами и сопловой блок для выпуска газов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002399783
Дата охранного документа: 20.09.2010
09.05.2019
№219.017.4de9

Модуль подводной станции для эвакуации на поверхность воды

Модуль подводной станции для эвакуации на поверхность воды содержит цилиндрический корпус с кольцевым крылом в хвостовой части корпуса и систему управления. Перед кольцевым крылом на наружной поверхности модуля по периметру установлено несколько щитков, связанных с модулем через оси вращения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002300481
Дата охранного документа: 10.06.2007
Showing 1-10 of 12 items.
10.09.2013
№216.012.6892

Твердотопливная ракета

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Твердотопливная ракета содержит стартовый двигатель I ступени с пороховым аккумулятором давления разделения ступеней, прямоточный ракетный двигатель II ступени с соплом и воздуховодом, в камере дожигания которого размещен последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492417
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.02.2016
№216.014.c4c0

Способ подтверждения внутрибаллистических и энергетических характеристик твердотопливного заряда ракетного двигателя и стендовое устройство

При подтверждении внутрибаллистических и энергетических характеристик твердотопливного заряда ракетного двигателя сжигают серию зарядов с различной скоростью горения в камере-имитаторе с расходным круглым отверстием критического сечения с замером давления в камере-имитаторе. Перед сжиганием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574778
Дата охранного документа: 10.02.2016
13.01.2017
№217.015.8cdb

Твердотопливный импульсный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании твердотопливных импульсных двигателей, к которым предъявляются повышенные требования разноимпульсности при работе в паре или в целой связке. Твердотопливный импульсный двигатель содержит камеру сгорания с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604772
Дата охранного документа: 10.12.2016
20.01.2018
№218.016.1158

Ракетный двигатель твердого топлива с однократно изменяемым вектором тяги

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано при проектировании двигателей твердого топлива для корректировки траектории полета управляемых ракет и корректировки полета отделяемых элементов от ракеты-носителя. Ракетный двигатель твердого топлива с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633973
Дата охранного документа: 20.10.2017
06.07.2018
№218.016.6ca1

Способ охлаждения внутренней поверхности транспортно-пускового контейнера (тпк) при воздействии на нее продуктов сгорания стартового порохового аккумулятора давления (пад) при минометном старте твердотопливной ракеты и тпк для его осуществления

Группа изобретений относится к средствам запуска твердотопливной ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК). В способе охлаждения внутренней поверхности ТПК при воздействии на нее продуктов сгорания стартового порохового аккумулятора давления (ПАД) при минометном старте твердотопливной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660111
Дата охранного документа: 04.07.2018
02.02.2019
№219.016.b643

Пороховой аккумулятор давления для минометной схемы разделения ступеней ракеты в полете

Изобретение относится к конструкции порохового аккумулятора давления (ПАД) для минометной схемы разделения ступеней ракеты в полете. ПАД содержит корпус, осевое расходное критическое отверстие которого находится внутри полости цилиндрического стакана с боковыми отверстиями, многошашечный заряд...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678726
Дата охранного документа: 31.01.2019
10.04.2019
№219.017.0385

Импульсный микродвигатель ракетного снаряда

Импульсный микродвигатель ракетного снаряда содержит камеру с выпуклым дном, цилиндрическую канальную шашку из твердого топлива, установленную в опорах, закрепленных в камере, газоходы, соединенные с камерой, и крышку с установленными в ней пиропатроном и форсажной трубкой, проходящей в канале...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002382222
Дата охранного документа: 20.02.2010
19.04.2019
№219.017.2df3

Пиротехническое азотгенерирующее устройство

Изобретение относится к области создания автономных источников сжатого газа, а именно низкотемпературных твердотопливных газогенераторов. Пиротехническое азотгенерирующее устройство содержит корпус с крышкой, расположенную внутри корпуса камеру сгорания, заряд твердого источника азота,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002347979
Дата охранного документа: 27.02.2009
29.04.2019
№219.017.4071

Воспламенитель заряда твердотопливного газогенератора

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в конструкции воспламенителя заряда твердотопливного газогенератора. Воспламенитель заряда твердотопливного газогенератора содержит корпус в виде чашеобразного тела вращения с отбортовкой, размещенные в нем навеску...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002349786
Дата охранного документа: 20.03.2009
29.04.2019
№219.017.40de

Стенд для моделирования импульсного газотермодинамического воздействия высокотемпературного газа на элементы тепловой защиты конструкции

Стенд содержит состыкованные между собой твердотопливный газогенератор и газоход переменного сечения. Газоход включает переходный участок с нормированным профилем, мерный участок постоянного сечения с исследуемым материалом и установленными в нем термопарами и сопловой блок для выпуска газов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002399783
Дата охранного документа: 20.09.2010
+ добавить свой РИД