Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, а именно к конструктивным особенностям пассажирских кресел.
Известно комфортное пассажирское кресло повышенной надежности (RU 2419577, МПК B64D 11/06, 27.05.2011), содержащее раму, опорное устройство, сиденье, привязную систему, отклоняемую спинку, включающую каркас, связанный с устройством фиксации спинки в любом ее положении, в том числе и вертикальном, снабженное механизмом фиксации спинки в вертикальном положении для обеспечения восприятия нагрузок, действующих в аварийных ситуациях, каркас спинки выполнен в своей нижней части с цапфами, а механизм фиксации спинки в вертикальном положении состоит из подпружиненных шарнирных стопоров, взаимодействующих с цапфами каркаса спинки кресла, и снабженных тросовым приводом расфиксации, стопоры выполнены с пазами для цапф каркаса и закреплены на валу, установленном в опорах рамы и снабженном рычагом, одним концом с помощью пружины связанным с рамой кресла, а другим концом, соединенным с тросом привода расфиксации и выполненным в виде шарнирного рычага, установленного в подлокотнике кресла.
Недостатком данного комфортного пассажирского кресла повышенной надежности является то, что при наезде на препятствие или при аварийном торможении возрастает вероятность повреждения позвоночника и шейных позвонков, что сказывается на безопасности перевозки пассажиров. Особенно это касается перевозки детей.
Известно пассажирское кресло (RU 2224689, МПК B64D 11/06, 27.02.2004), выбранное в качестве прототипа, содержит раму, на которой размещены сиденье с подлокотниками, спинка закреплена на раме посредством шарниров и снабжена устройством для плавного регулирования его положения, которое, размещено в полости подлокотника и включает шарнирно закрепленный на раме цилиндр с подпружиненным поршнем, который снабжен полым штоком, выступающим за пределы цилиндра, конец которого шарнирно соединен со спинкой, рама установлена на механизме перемещения в горизонтальной плоскости, который жестко соединен с механизмом поворота, который снабжен осесимметричной стойкой с нижним неподвижным основанием на ее нижнем конце, механизм поворота пассажирского состоит из верхнего подвижного основания, связанного посредством подшипника с нижним неподвижным основанием, механизм поворота включает кольцевой выступ с внутренним зубчатым венцом, взаимодействующим с закрепленными на оси осесимметричной стойки фиксаторами, на этой же оси установлен подпружиненный рычаг, соединенный посредством троса с рукояткой управления, установленной на подлокотнике.
Из-за того, что управление и осуществление поворота пассажирского кресла используется мускульная сила пассажира при лобовых столкновениях или при экстренном торможении своевременное достижение положения «спиной по ходу движения», которое безопасно, т.к. в этом случае шанс повреждения позвоночника и шейных позвонков минимален, невозможно. Данный факт характеризует низкую безопасность перевозки пассажиров.
Задача изобретения - повышение безопасности перевозки пассажиров за счет использования сил инерции и изменения положения пассажирского кресла.
Технический результат достигается следующим образом. В пассажирском кресле, содержащим раму, на которой размещены сиденье с подлокотниками, спинка закреплена на раме посредством шарниров и снабжена устройством для плавного регулирования его положения, которое, размещено в полости подлокотника и включает шарнирно
закрепленный на раме цилиндр с подпружиненным поршнем, который снабжен полым штоком, выступающим за пределы цилиндра, конец которого шарнирно соединен со спинкой, рама установлена на механизме перемещения в горизонтальной плоскости, к которому жестко прикреплено верхнее подвижное основание механизма поворота, связанное с осесимметричной стойкой посредством подшипника, на другой конец которой прикреплен к нижнему неподвижному основанию, внутри верхнего подвижного основания расположен кольцевой выступ с внутренним зубчатым венцом, взаимодействующим с расположенным на оси осесимметричной стойки фиксатором, на этой же оси установлен подпружиненный рычаг, соединенный посредством троса с рукояткой управления, установленной на подлокотнике, фиксатор выполнен в виде ферромагнитного якоря втягивающего электромагнита, жестко закрепленного во внутренней полости осесимметричной стойки, в боковой поверхности которой выполнено отверстие для прохождения ферромагнитного якоря, обмотка втягивающего электромагнита через датчик ускорения соединена с бортовой электрической сетью, на раме под спинкой жестко закреплен груз, расположение которого не совпадает с продольной осью кресла и осью осесимметричной стойки.
Заявляемое пассажирское кресло поясняется чертежами. На фиг. 1 схематично изображено пассажирское кресло, а на фиг. 2 приведен вид втягивающего электромагнита с ферромагнитного якоря, выполняющего роль фиксатора.
Пассажирское кресло содержит раму 1, на которой размещены сиденье 2 с подлокотниками 3. Спинка 4 кресла закреплена на раме 1 посредством шарниров 5 и снабжена устройством для плавного регулирования его положения, которое, размещено в полости подлокотника и включает шарнирно закрепленный на раме 1 цилиндр 6 с подпружиненным поршнем 7, который снабжен полым штоком 8, выступающим за пределы цилиндра 6. Конец штока 8 шарнирно соединен
со спинкой 4. Рама 1 установлена на механизме перемещения в горизонтальной плоскости 9, к которому жестко прикреплено верхнее подвижное основание 10 механизма поворота, связанное с осесимметричной стойкой 11 посредством подшипника 12. Другой конец осесимметричной стойки 11 жестко прикреплен к нижнему неподвижному основанию 13. Внутри верхнего подвижного основания 10 расположен кольцевой выступ 14 с внутренним зубчатым венцом 15, взаимодействующим с расположенным на оси 16 осесимметричной стойки 11 фиксатором 17, на этой же оси установлен подпружиненный рычаг 18, соединенный посредством троса 19 (фиг.2) с рукояткой управления 20 (фиг.1), установленной на подлокотнике 3. Фиксатор 17 (фиг.2) выполнен в виде ферромагнитного якоря втягивающего электромагнита 21 (Любчик М.А. Силовые электромагниты аппаратов и устройств автоматики постоянного тока. М.: Энергия. 1968. С.37-38, жестко закрепленного во внутренней полости осесимметричной стойки 11. Обмотка 22 втягивающего электромагнита 21, например, типов SMT-1130 11 × 30.5, SMT-1312 13 × 12.1, SMT-1325 12.7 × 26.2 через датчик ускорения 23, например, MMA1211D, MMA2301D или MMA1212D, соединена с бортовой электрической сетью, на раме 1 под спинкой 4 жестко закреплен груз 24, в качестве которого может быть использован привод продольного перемещения кресла (на чертеже не показан). Расположение груза 24 не совпадает с продольной осью кресла и осью осесимметричной стойки 11.
Устройство работает следующим образом. При возникновении большого ускорения вследствие экстренного торможения срабатывает датчик ускорения 23 (фиг. 2) и на обмотку втягивающего электромагнита 21 поступает электрический ток, который создает магнитное поле, втягивающее фиксатор 17, в результате последний выходит из зацепления с внутренним зубчатым венцом 15, расположенным на кольцевой выступе 14.
Из-за ускорения и смещенного положения груза 24 относительно продольной оси кресла и оси осесимметричной стойки 11 возникает крутящийся момент, под действием которого рама 1, сиденье 2 с подлокотниками 3, спинка 4 поворачиваются таким образом, что пассажирское кресло осуществляет поворот на 180°. В результате этого пассажир оказывается спиной по ходу движения, что понижает шанс повреждения позвоночника и шейных позвонков.
Как можно заметить использование заявляемого пассажирского кресла приводит к повышению безопасности перевозки.
Пассажирское кресло, содержащее раму, на которой размещены сиденье с подлокотниками, спинка закреплена на раме посредством шарниров и снабжена устройством для плавного регулирования его положения, которое размещено в полости подлокотника и включает шарнирно закрепленный на раме цилиндр с подпружиненным поршнем, который снабжен полым штоком, выступающим за пределы цилиндра, конец которого шарнирно соединен со спинкой, рама установлена на механизме перемещения в горизонтальной плоскости, к которому жестко прикреплено верхнее подвижное основание механизма поворота, связанное с осесимметричной стойкой посредством подшипника, другой конец которой прикреплен к нижнему неподвижному основанию, внутри верхнего подвижного основания расположен кольцевой выступ с внутренним зубчатым венцом, взаимодействующим с расположенным на оси осесимметричной стойки фиксатором, на этой же оси установлен подпружиненный рычаг, соединенный посредством троса с рукояткой управления, установленной на подлокотнике, отличающееся тем, что фиксатор выполнен в виде ферромагнитного якоря втягивающего электромагнита, жестко закрепленного во внутренней полости осесимметричной стойки, в боковой поверхности которой выполнено отверстие для прохождения ферромагнитного якоря, обмотка втягивающего электромагнита через датчик ускорения соединена с бортовой электрической сетью, на раме под спинкой жестко закреплен груз, расположение которого не совпадает с продольной осью кресла и осью осесимметричной стойки.