×
23.04.2019
219.017.3680

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям устройств, обеспечивающих управление дверями самолетов. Устройство содержит механизмы запирания/отпирания и стопорения двери, расположенные на ее внутренней стороне и установленные с возможностью взаимодействия посредством валов этих механизмов с поворотной рукояткой, установленной с возможностью принудительного поворота валов механизмов при перемещении рукоятки. Вал механизма запирания/отпирания снабжен кривошипными рычагами, в концевых шарнирах которых вращается вал механизма стопорения, скрепленный с поворотной рукояткой, которая выполнена с роликами, заключенными в профилированные пазы кулачков, скрепленных с дверью. Профилированный паз каждого кулачка выполнен с уступом для фиксации ролика рукоятки при застопоренном положении запертой двери, центр кривизны которого совпадает с осью вала механизма стопорения двери, и цилиндрическим участком с центром кривизны, совпадающим с осью вала механизма запирания/отпирания двери. Обеспечивается повышение надежности и упрощение конструкции. 6 з.п. ф-лы, 12 ил.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Изобретение относится к конструктивным элементам фюзеляжа самолета, относящимся к устройству управления дверью самолета для входа и выхода пассажиров и членов экипажа.

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Из предшествующего уровня техники известно устройство управления дверью самолетов типа А-320, которое содержит механизмы запирания/отпирания двери и ее стопорения в крайних положениях.

Устройство содержит поворотную рукоятку, установленную на внутренней стороне двери с возможностью управления механизмами.

RU 2470832 С2, 27.12.2012 описывает ручку (рукоятку) для управления двери самолета, которая содержит две секции ручки, управляющие механизмом стопорения и валом запирания двери, расположенные на внутренней стороне двери.

RU 2491399 С1, 27.05.2012 описывает устройство управления дверью самолета, содержащий запирающий механизм с замками двери и стопорящим механизмом.

RU 2476349 С2, 27.02.2013 описывает систему привода вентиляционной двери (механизма управления декомпрессионным клапаном), состоящей из вентиляционной двери, кулачка, имеющего канавку и движущего узла, содержащего ролик.

Заявленное изобретение направлено на упрощение конструкции устройства управления дверью самолета.

РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении надежности и упрощении конструкции устройства управления и достигается за счет уменьшения количества элементов механизмов запирания и механизма закрытия/открытия декомпрессионного клапана при выполнении функции запирания, стопорения двери самолета, управления декомпрессионным клапаном двери самолета, а также фиксации двери в поднятом положении относительно рычага навески при дальнейшем распахивании двери после открытия.

Заявленное устройство управления дверью самолета содержит механизмы запирания/отпирания и стопорения двери, которые расположены на ее внутренней стороне и установлены с возможностью взаимодействия посредством валов этих механизмов с поворотной рукояткой, установленной с возможностью принудительного поворота валов механизмов при перемещении рукоятки, при этом вал механизма запирания/отпирания снабжен кривошипными рычагами, в концевых шарнирах которых вращается вал механизма стопорения, установленный на поворотной рукоятке, которая выполнена с роликами, заключенными в профилированные пазы кулачков, скрепленных с дверью, где профилированный паз каждого кулачка выполнен с участком - уступом для фиксации ролика рукоятки при застопоренном положении запертой двери, центр кривизны которого совпадает с осью вращения вала механизма стопорения двери, и цилиндрическим участком, с центром кривизны, совпадающим с осью вращения вала механизма запирания/отпирания двери.

Механизм запирания/отпирания и стопорения двери может быть выполнен с возможностью фиксации двери в поднятом положении относительно рычага навески при распахивании двери за счет закрепленного на кривошипном рычаге вала запирания кулачка, взаимодействующего с роликом на рычаге подъема двери.

Устройство включает механизм закрытия/открытия декомпрессионного клапана двери, который состоит из приводного рычага с роликом, укрепленного на поворотной рукоятке, и поворотного кронштейна, шарнирно закрепленного на каркасе двери, несущего декомпрессионный клапан, с направляющей, которая выполнена с профилированным пазом под ролик приводного рычага.

Профилированный паз направляющей механизма закрытия/открытия декомпрессионного клапана может быть выполнен с участком для фиксации ролика приводного рычага при закрытом клапане, центр кривизны которого совпадает с осью вала механизма стопорения двери, участком перемещения ролика для открытия клапана и цилиндрическим участком для фиксации положения клапана в открытом положении, центр кривизны которого совпадает с осью поворота несущего кронштейна механизм закрытия/открытия декомпрессионного клапана.

В одном из вариантов изобретения, поворотная рукоятка устройства выполнена относительно оси вала механизма стопорения двери в виде двуплечего рычага и нагружена пружинными цилиндрами со стороны, противоположной этой оси, на удержание поворотной рукоятки в крайних положениях.

Каждый из пружинных цилиндров установлен так, что в интервале положений ролика поворотной рукоятки перед цилиндрическим участком профилированного паза кулачка ось упругой тяги расположена с одной стороны кривошипных рычагов, соединяющих валы, а в интервале положений того же ролика в цилиндрическом участке - с другой стороны кривошипных рычагов.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Заявленное изобретение поясняется при помощи чертежей, представленных на фиг. 1-12.

При этом на фиг. 1-12 представлено следующее:

Фиг. 1- вид на дверь самолета со стороны салона (изометрия) с

устройством управления дверью самолета

Фиг. 2- общий вид устройства управления дверью самолета

(изометрия), дверь условно не показана

Фиг. 3 - дверь в положении «Закрыто»

Фиг. 4, 5, 6 - дверь в промежуточном положении

Фиг. 7 - дверь в положении «Открыто и готово к распахиванию»

Фиг. 8 - механизмы двери в положении «Закрыто»

Фиг. 9, 10, 11 - механизмы двери в промежуточном положении

Фиг. 12- механизмы двери в положении «Открыто и готово к распахиванию».

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В дальнейшем изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи.

Как показано на Фиг. 1, устройство управления дверью самолета содержит механизмы запирания/отпирания и стопорения двери, управление которыми осуществляют поворотной рукояткой 1. Механизмы и рукоятка 1 установлены на внутренней стороне двери.

Как показано на Фиг. 2, рукоятка 1 жестко скреплена с валом 2 механизма стопорения двери (дверь условно не показана). Вал 3 запирания двери снабжен кривошипными рычагами 4 и 5, в концевых шарнирах которых установлен вал 2. Вал 3 снабжен также кривошипными рычагами 6 и 7. С рычагами 6 и 7 скреплены ролики 8, которые при закрытом положении двери размещены в условно прямолинейных направляющих 9 узлов запирания, которые установлены на проеме фюзеляжа самолета. Вал 3 установлен в подшипниках кронштейнов, которые скреплены с дверью и совмещены с кулачками 10 стопорения.

Рукоятка 1 снабжена выступающими роликами 11, предназначенными для преобразования поворота рукоятки во вращение валов 2 и 3. Для этого каждый кулачок 10 стопорения выполнен с профилированным пазом под ролик 11. Профилированный паз кулачка 10 имеет участок - уступ для фиксации ролика 11 в положении запертой и застопоренной двери, центр кривизны которого совпадает с осью вращения вала 2. Цилиндрический участок профилированного паза кулачка 10 выполнен с центром кривизны, совпадающим с осью вращения вала 3.

Поворотная рукоятка 1 выполнена относительно оси вала 2 в виде двуплечего рычага и нагружена пружинными цилиндрами 12 со стороны, противоположной этой оси, на удержание рукоятки 1 в крайних положениях. Каждый из пружинных цилиндров 12 установлен таким образом, что в интервале положений ролика 11 перед цилиндрическим участком профилированного паза кулачка 10 усилие пружинного цилиндра 12 направлено с одной стороны кривошипных рычагов 4 и 5, а в интервале положений ролика 11 в цилиндрическом участке профилированного паза - с другой стороны кривошипных рычагов 4 и 5.

Кривошипный рычаг 4, закрепленный на валу 3 запирания, включает в себя кулачок 13, взаимодействующий с поверхностью ролика 21, установленного на верхнем рычаге 20 подъема при открытом положении рукоятки 1 и таким образом передающий вес двери на рычаг навески 19.

Механизм закрытия/открытия декомпрессионного клапана 14 включает в себя приводной рычаг 15 с выступающим роликом 16 и кронштейн 17. Рычаг 15 укреплен на поворотной рукоятке 1. Кронштейн 17 скреплен с клапаном 14 и выполнен с направляющей 18 механизма. Направляющая 18 выполнена с профилированным пазом под ролик 16 приводного рычага 15. Профилированный паз направляющей 18 выполнен с участком для фиксации положения ролика 16 при закрытом клапане 14. Центр кривизны этого участка совпадает с осью вращения вала 2, с участком перемещения ролика 16 для полного открытия клапана 14 и с цилиндрическим участком перемещения ролика 16 для фиксации клапана 14 в открытом положении, центр кривизны которого совпадает с осью поворота несущего кронштейна 17.

Как показано на Фиг. 1, Фиг. 3 и Фиг. 4, дверь соединена с проемом фюзеляжа посредством рычага 19 навески. Рычаг 19 прикреплен к проему фюзеляжа шарнирно. С дверью рычаг навески 19 соединен рычагами 20 и 22. Рычаги 20 и 22, дверь и рычаг навески 19 образуют шарнирный четырехзвенник.

В полетном положении самолета дверь находится в проеме фюзеляжа, закрыта, заперта и застопорена, а декомпрессионный клапан 14 закрыт. При этом поворотная рукоятка 1 находится в крайнем нижнем положении, а упоры 23, установленные на двери, введены в контакт с упорами 24, установленными на проеме фюзеляжа. Вал запирания 3 в данном положении застопорен от случайного поворота за счет расположения ролика 11 в участке профилированного паза кулачка 10 с центром, соответствующим оси вращения вала стопорения 2. Декомпрессионный клапан 14 зафиксирован от возможного воздействия давления снаружи двери или нажатия человеком снаружи за счет расположения ролика 16 в участке профилированного паза направляющей 18 с центром, соответствующим оси вала стопорения 2.

Для открытия двери поворотную рукоятку 1 поворачивают из крайнего нижнего (Фиг. 1 и Фиг. 8) в крайнее верхнее (Фиг. 7 и Фиг. 12) положение. При этом элементы устройства последовательно осуществляют следующие действия.

При начальном повороте рукоятки 1 с преодолением сил пружинных цилиндров 12 ролик 11 перемещают из участка профилированного паза кулачка 10 с уступом, предназначенным для фиксации положения ролика 11, как показано на Фиг. 8. Поворотом рукоятки 1 из крайнего нижнего в положение, соответствующее границе перед перемещением ролика 11 в цилиндрический участок профилированного паза кулачка 10, поворачивают вал 2 механизма стопорения двери и приводной рычаг 15 механизма закрытия/открытия декомпрессионного клапана 14. Приводной рычаг 15 с роликом 16 перемещают из положения, соответствующего фиксации клапана 14 в закрытом положении, в положение, соответствующе границе участка для фиксации ролика 16 при закрытом клапане, и участка перемещения ролика для открытия клапана 14, как показано на Фиг. 9. В результате, дверь расстопоривается, а клапан 14 приоткрывается.

При дальнейшем повороте рукоятки 1 под действием сил пружинных цилиндров 12, как показано на Фиг. 11, ролик 11 перемещают в цилиндрическом участке профилированного паза кулачка 10, а ролик 16 приводного рычага 15 - в участке профилированного паза направляющей 18. В результате перемещения ролика 11 происходит поворот вала 2 относительно оси вала 3 и вращение последнего посредством кривошипных рычагов 4 и 5. В результате перемещения ролика 16 в направляющей 18, декомпрессионный клапан 14 открывается полностью.

Вследствие вращения вала 3 ролики 8 кривошипных рычагов 6 и 7 перемещают в направляющих узлов запирания 9, обеспечивая подъем двери относительно проема фюзеляжа самолета (плоскости пола 25) и расстыковку упоров 23 и 24.

По достижению контакта поверхности кулачка 13 с поверхностью ролика 21, установленного на верхнем рычаге подъема 20, усилие, приложенное к рукоятке 1, поднимает дверь относительно рычага навески 19 (плоскости пола 25) и обеспечивает зазор между роликами 8 и направляющими узлов запирания 9 до выхода роликов 8 за пределы направляющих 9.

Поворот рукоятки 1 в крайнее верхнее положение, ограниченное контактом выступа кулачка 13 с поверхностью ролика 21, сопровождается перемещением, как показано на Фиг. 12, ролика 11 до конца цилиндрического участка профилированного паза кулачка 10. При этом ролики 8 кривошипных рычагов 6 и 7 вала 3 выходят за пределы прямолинейных направляющих 9.

В результате изложенных действий дверь, как показано на Фиг. 12, находится в промежуточном положении, подготовленном для ее открытия за пределы проема.

Для установки двери в полетное положение самолета соответствующие действия с элементами устройства осуществляют последовательно в порядке, обратном порядку при открытии двери.

Уменьшение количества элементов механизмов запирания и механизма декомпрессионного клапана при выполнении функции запирания, стопорения двери самолета, управления декомпрессионным клапаном двери самолета, а также фиксирования двери в поднятом положении относительно рычага навески при распахивании позволяет упростить устройство управления дверью самолета, увеличить его надежность и простоту в производстве и эксплуатации.


УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬЮ САМОЛЁТА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
10.01.2016
№216.013.9fa6

Учебный самолет

Изобретение относится к авиации и касается винтомоторных монопланов, предназначенных для первоначальной подготовки летного состава и тренировки пилотов. Учебный самолет содержит тянущий воздушно-винтовой движитель, шасси, механизированное крыло и фюзеляж, включающий кабину экипажа, снабженную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572507
Дата охранного документа: 10.01.2016
27.03.2016
№216.014.c8e1

Система нейтрального газа пассажирского самолета

Система нейтрального газа пассажирского самолета содержит следующие подсистемы: генерирования нейтрального газа, распределения нейтрального газа, контроля и управления. Система генерирования нейтрального газа содержит перекрывной кран, фильтр тонкой очистки воздуха, конвертор озона, модуль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578901
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.05.2016
№216.015.3f54

Гидробак гидравлической системы управления самолёта

Изобретение относится к авиации, в частности к гидравлическим системам летательного аппарата. Гидробак гидравлической системы управления самолета содержит наддуваемую рабочую камеру без разделения рабочей жидкости и газа и противоперегрузочную камеру, разделенные перегородкой и сообщенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584754
Дата охранного документа: 20.05.2016
12.01.2017
№217.015.58af

Устройство крепления баллона

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам крепления систем самолета. Устройство крепления баллона содержит опоры и ленточные хомуты с замками. Опоры выполнены раздельными, левыми и правыми, относительно движения транспортного средства и имеют наклонные поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588356
Дата охранного документа: 27.06.2016
12.01.2017
№217.015.590d

Способ и устройство контроля выпуска и уборки шасси самолёта

Изобретение относится к авиации и касается средств контроля выпуска и уборки шасси самолета. Во время контроля выпуска и уборки шасси самолета осуществляют контроль открытия и закрытия створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, осуществляют контроль срабатывания датчиков открытого и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588357
Дата охранного документа: 27.06.2016
13.01.2017
№217.015.6540

Интегрированный комплекс бортового оборудования разнородной архитектуры

Комплекс бортового оборудования содержит бортовое радиоэлектронное оборудование, комплексный потолочный пульт, интегрированную систему сбора, контроля и регистрации полетной информации, систему управления общесамолетным оборудованием, систему управления комплексной системой управления,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592193
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.7edb

Способ активной защиты летательного аппарата и система для его осуществления (варианты)

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано на летательных аппаратах (ЛА) для их защиты от атакующих управляемых ракет класса «воздух-воздух» и «земля-воздух». Предлагаемый способ осуществляется системой активной защиты (САЗ), содержащей датчики обнаружения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601241
Дата охранного документа: 27.10.2016
25.08.2017
№217.015.b1f6

Способ изготовления сварных титановых труб

Способ изготовления сварных титановых труб может быть использован в области машиностроения и предназначен для повышения прочности и циклической долговечности сварных титановых труб за счет оптимального выбора термомеханических параметров обработки трубных заготовок. Получают трубную заготовку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613256
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b258

Устройство крепления крыла летательного аппарата

Изобретение относится к конструктивным элементам летательных аппаратов. Устройство крепления крыла летательного аппарата содержит узлы присоединения передних и задних лонжеронов консолей крыла к шпангоутам центральной части фюзеляжа. Узел присоединения переднего лонжерона консолей крыла к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613551
Дата охранного документа: 17.03.2017
26.08.2017
№217.015.e73a

Устройство обнаружения и предотвращения перекоса закрылка

Изобретение относится к системам перемещения закрылков. Устройство обнаружения и предотвращения перекоса закрылка (1) содержит закрепленную на крыле (4) балку (2), снабженную направляющими элементами (3), и каретку (5). На балке (2) жестко закреплен толкающий механизм (7) и шарнирно установлено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627259
Дата охранного документа: 04.08.2017
Showing 1-10 of 19 items.
10.09.2014
№216.012.f33e

Интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для реализации на борту самолета функций аудио- и видеонаблюдения, автоматического сбора данных и регистрации путем записи речевой, звуковой, видео- и параметрической информации в защищенных бортовых накопителях. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528092
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.09.2014
№216.012.f361

Система управления общесамолетным оборудованием

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в управлении летательными аппаратами, в том числе пассажирскими самолетами. Система управления общесамолетным оборудованием содержит панели управления, систему связи, компьютеры, блоки защиты и коммутации постоянного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528127
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.09.2014
№216.012.f7b3

Пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Пассажирский самолет содержит двухконтурную систему управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами, включающую основные и резервные блоки вычислителей-концентраторов, блоки преобразования сигналов, блоки коммутации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529248
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f7f0

Дозвуковой пассажирский самолет

Дозвуковой пассажирский самолет содержит низко расположенное механизированное стреловидное крыло с удлинением λ≥11,5. Стреловидность крыла по линии четверти хорд выполнена в диапазоне от χ=25° до χ=30°. Установочные углы стапельной крутки сверхкритических опорных профилей крыла выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529309
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.10.2014
№216.012.fd56

Система управления общесамолетным оборудованием

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в управлении летательными аппаратами, в том числе пассажирскими самолетами. Техническим результатом является повышение надежности и улучшение контролепригодности. Система управления общесамолетным оборудованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530700
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.10.2014
№216.012.fd57

Интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для реализации на борту самолета функций аудио- и видеонаблюдения, автоматического сбора данных и регистрации. Техническим результатом является повышение надежности и улучшение контролепригодности. Система дополнительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530701
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.07.2015
№216.013.6097

Стык консоли крыла с центропланом самолета

Группа изобретений относится к области авиастроения. В первом варианте стык консоли крыла с центропланом самолета, в котором консоль крыла выполнена с верхними и нижними панелями. Центроплан выполнен в виде коробчатой конструкции, содержит стенки бортовых нервюр, верхнюю и нижнюю панели,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556268
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.07.2015
№216.013.65e5

Крыло самолета

Изобретение относится к области авиастроения. Крыло состоит из центроплана, левой и правой консоли крыла, носовой части, хвостовой части, предкрылка, элерона, интерцептора, закрылка, воздушного тормоза. Верхняя и нижняя панели центроплана выполнены за одно целое со стрингерами. Передний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557638
Дата охранного документа: 27.07.2015
20.08.2015
№216.013.6fe5

Комплексная система кондиционирования воздуха пассажирского магистрального самолета

Комплексная система кондиционирования воздуха пассажирского магистрального самолета содержит агрегаты, блоки управления, трубопроводы, элементы крепления к каркасу самолета, систему отбора воздуха, систему кондиционирования воздуха, подсистему подготовки воздуха для системы нейтрального газа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560215
Дата охранного документа: 20.08.2015
27.03.2016
№216.014.c8e1

Система нейтрального газа пассажирского самолета

Система нейтрального газа пассажирского самолета содержит следующие подсистемы: генерирования нейтрального газа, распределения нейтрального газа, контроля и управления. Система генерирования нейтрального газа содержит перекрывной кран, фильтр тонкой очистки воздуха, конвертор озона, модуль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578901
Дата охранного документа: 27.03.2016
+ добавить свой РИД