×
19.04.2019
219.017.3104

Результат интеллектуальной деятельности: БЕЗРЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ИСПОЛЬЗУЮЩЕЙ ЕГО ИСТОЧНИКИ ТЕПЛА СИСТЕМОЙ РЕКУПЕРАЦИИ ТЕПЛА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002412851
Дата охранного документа
27.02.2011
Аннотация: Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Безрельсовое транспортное средство содержит двигатель внутреннего сгорания, в системе выпуска отработавших газов которого расположен глушитель, и систему рекуперации тепла. В контуре циркуляции среды системы рекуперации расположены насос, испаритель, расширитель, конденсатор и предусмотрена возможность преобразования отходящего тепла двигателя и/или агрегатов двигателя, а также рабочих сред в повышающую мощность полезную энергию. Предусмотренный в контуре циркуляции среды системы рекуперации тепла испаритель либо интегрирован в глушитель и там встроен в концевую выхлопную трубу или же частично заменяет ее, либо установлен снаружи на глушителе, а концевая выхлопная труба проходит своим концевым участком за ним, либо интегрирован в отходящую от глушителя и проходящую вверх позади кабины водителя концевую выхлопную трубу и при этом встроен в нее или частично заменяет ее, либо интегрирован в глушитель, который встроен в проходящую вверх позади кабины водителя выхлопную трубу. Достигается улучшение компоновочных решений за счет размещения испарителя в глушителе транспортного средства. 9 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к безрельсовому транспортному средству хозяйственного назначения, в частности грузовому автомобилю, содержащему двигатель внутреннего сгорания и систему рекуперации тепла, а также другие признаки согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения.

В безрельсовых транспортных средствах хозяйственного назначения, в частности грузовых автомобилях, возникает на основе применения все более мощных двигателей внутреннего сгорания проблема осуществления охлаждения, поскольку необходимые, имеющие большой объем радиаторы едва можно размещать в автомобиле. Для исключения таких имеющих большой объем радиаторов уже известны различные предложения, которые все сводятся к отводу тепла из двигателя с помощью охлаждающей воды отличающимся от обычного охлаждения способом. Одним таким известным способом является использование источников тепла двигателя для рекуперации тепла, при этом из источников тепла, таких как охлаждающая вода или горячие агрегаты двигателя, отводится тепло, и это тепло используется с пользой. В соответствующем контуре циркуляции среды предусмотрены по меньшей мере один насос, один испаритель, один расширитель и один конденсатор. Все эти дополнительные агрегаты требуют определенного установочного пространства в автомобиле.

В основу изобретения положена задача, несмотря на ограниченно имеющееся в автомобиле конструктивное пространство, найти место для экономного размещения испарителя.

Эта задача решена согласно изобретению с помощью указанного в п.1 формулы изобретения вида размещения и выполнения испарителя в безрельсовом транспортном средстве.

Предпочтительные варианты выполнения и частные варианты решения согласно изобретению указаны в зависимых пунктах формулы изобретения.

За счет размещения согласно изобретению испарителя в или на глушителе или выхлопной трубе обеспечивается, что не создается помех для других частей автомобиля. Кроме того, с помощью таким образом размещенного испарителя обеспечивается возможность оптимального использования остаточного тепла отработавших газов для перевода жидкой циркулирующей среды в ее парообразное состояние, при этом парообразная среда предназначена затем, в свою очередь, для подачи в расширитель и превращения с помощью его в механическую энергию, отдаваемую в двигатель внутреннего сгорания для увеличения мощности.

Такая система рекуперации тепла имеет также другое преимущество, состоящее в том, что после привлечения также других источников тепла двигателя внутреннего сгорания, таких как охлаждающая вода и/или возвращаемые отработавшие газы, можно ограничивать образование тепла также мощными двигателями внутреннего сгорания и тем самым также необходимую охлаждающую способность радиаторов, а также их размеры.

Ниже приводится подробное пояснение изобретения на основе нескольких примеров выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых схематично изображено:

фиг.1 - седельный тягач с глушителем и интегрированным согласно изобретению испарителем;

фиг.2 - продольный разрез варианта выполнения глушителя, применяемого в автомобиле согласно фиг.1;

фиг.3 - поперечный разрез глушителя согласно фиг.2;

фиг.4 - седельный тягач с глушителем и другим по сравнению с фиг.1 размещением испарителя;

фиг.5 - поперечный разрез варианта выполнения глушителя, применяемого в автомобиле согласно фиг.4;

фиг.6 - продольный разрез глушителя согласно фиг.5;

фиг.7 - седельный тягач с глушителем с другим альтернативным размещением испарителя;

фиг.8 - относящаяся к изобретению часть автомобиля согласно фиг.7;

фиг.9 - седельный тягач с глушителем с другим альтернативным размещением испарителя;

фиг.10 - относящаяся к изобретению часть автомобиля согласно фиг.9;

фиг.11 - седельный тягач с глушителем с другим альтернативным размещением испарителя;

фиг.12 - относящаяся к изобретению часть автомобиля согласно фиг.11.

На фиг.1, 4, 7, 9 и 11 показан в качестве примера транспортного средства 1 хозяйственного назначения седельный тягач. Транспортное средство 1 имеет шасси 2 и установленную на нем кабину 3 водителя. Под кабиной 3 водителя расположен двигатель 4 внутреннего сгорания, который через имеющую сцепление и переключаемую коробку передач или автоматическую коробку передач трансмиссию 5 воздействует на приводные колеса 6 транспортного средства 1. Двигатель 4 внутреннего сгорания снабжен использующей его источники тепла системой рекуперации тепла, для которой ниже приводятся пояснения лишь тех частей, которые имеют отношение к решению согласно изобретению. Двигатель 4 внутреннего сгорания предпочтительно имеет охлаждаемую систему рециркуляции отработавших газов и одноступенчатый или многоступенчатый, работающий на отработавших газах турбонагнетатель. В системе 7 выпуска отработавших газов двигателя 4 внутреннего сгорания расположен глушитель 8. Двигатель 4 внутреннего сгорания снабжен в качестве части системы рекуперации тепла контуром циркуляции среды, предназначенным для превращения отходящего тепла двигателя 4 внутреннего сгорания и/или горячих агрегатов двигателя, таких как трубопроводы рециркуляции отработавших газов, турбонагнетатель и т.д., а также рабочих сред, таких как охлаждающая вода, воздух наддува, отработавшие газы и т.д., с помощью подходящих устройств в повышающую мощность полезную энергию. В контуре циркуляции среды предусмотрены по меньшей мере один насос, один испаритель 9, один расширитель и один конденсатор. Изобретение относится к месту и виду размещения, а также к выполнению компонентов для размещения испарителя 9. Для этого имеются многие возможности. Согласно первому варианту выполнения, согласно примеру выполнения, показанному на фиг.1-3, испаритель 9 интегрирован в глушитель 8. Там он либо встроен в концевую выхлопную трубу 10, либо частично заменяет концевую выхлопную трубу 10. Согласно второму варианту выполнения, согласно примеру выполнения, показанному на фиг.4-6, испаритель 9 установлен снаружи на глушителе 8, а именно сбоку снизу, и концевая выхлопная труба 10 продолжается после глушителя 9 в виде концевого участка 10b. Согласно третьему варианту выполнения, согласно примеру выполнения, показанному на фиг.7, 8, испаритель 9 также установлен снаружи глушителя 8, но сверху на нем. В этом случае концевая выхлопная труба 10 также продолжается после глушителя 9 в виде направленного вверх концевого участка 10b. Согласно четвертому варианту выполнения, согласно примеру выполнения, показанному на фиг.9 и 10, испаритель 9 либо встроен в отходящую от глушителя 8 и проходящую вверх позади кабины 3 водителя концевую выхлопную трубу 10, либо частично заменяет концевую выхлопную трубу 10. Согласно пятому варианту выполнения, согласно примеру выполнения, показанному на фиг.11 и 12, испаритель 9 интегрирован в глушитель 8, который встроен в проходящую вверх позади кабины 3 водителя выхлопную трубу 28.

Ниже приводится подробное пояснение этих предложенных изобретением расположений испарителя.

Установленный в транспортном средстве 1 согласно фиг.1 вблизи двигателя 4 внутреннего сгорания и закрепленный на раме шасси 2 глушитель 8 может быть выполнен, как показано на фиг.2 и 3. При этом этот глушитель 8 выполнен в виде бочки и имеет переднее дно 11 и заднее дно 12, соединяющую оба дна 11, 12 выполненную в виде полого цилиндра наружную окружную стенку 12, внутри отделенное промежуточной стенкой от выпускного пространства 15 впускное пространство 16, входящую во впускное пространство 16 впускную трубу 17 и концевую выхлопную трубу 10. Концевая выхлопная труба 10 расположена своим входным участком 10а в выпускном пространстве 15 и после испарителя 9 выходит своим выходным участком 10b в зоне ограничивающего выпускное пространство 15 дна 12 либо через него, либо через наружную окружную стенку 13 из глушителя 8. При этом испаритель 9 встроен либо во входной участок 10а концевой выхлопной трубы 10, либо заменяет часть концевой выхлопной трубы 10 между ее входным участком 10а и выходным участком 10b. В последнем случае испаритель 9 закреплен на дне 12 глушителя 8. Кроме того, в показанном глушителе 8 расположено несколько модулей 18 обработки отработавших газов, которые удерживаются там с помощью газонепроницаемой промежуточной стенки 14, а также расположенной на расстоянии от нее проницаемой для газа несущей стенки 19. Каждый из этих модулей 18 обработки отработавших газов содержит встроенные в корпус, например, отделитель или фильтр частиц и/или по меньшей мере один катализатор. Как показано на фиг.2 и 3, в этом варианте выполнения испаритель 9 закреплен внутри на ограничивающем выпускное пространство 15 дне 12 глушителя 8.

На испарителе 9 предусмотрен снизу соединительный патрубок 20 для ввода жидкой циркулирующей среды и сверху соединительный патрубок 21 для отвода переведенной в парообразное агрегатное состояние циркулирующей среды. Оба соединительных патрубка 20, 21 выходят из испарителя 9 через смежное дно 12 или смежную зону наружной окружной стенки 13 глушителя 8 и соединены снаружи с обозначенным стрелкой 22 подводящим трубопроводом для жидкой циркулирующей среды или, соответственно, с обозначенным стрелкой 23 отводящим трубопроводом для парообразной циркулирующей среды. На фиг.1 положение испарителя 9 на безрельсовом транспортном средстве 1 показано с помощью зачерненного поля в зоне глушителя 8.

В случае автомобиля, показанного на фиг.4, предпочтительно применяется глушитель 8, который, как показано на фиг.5 и 6, максимально соответствует глушителю, показанному на фиг.2 и 3, но имеет испаритель 9 в другом месте, а именно снаружи сбоку внизу. Поэтому на фиг.5 и 6 одинаковые или соответствующие друг другу части обозначены одинаковыми с фиг.2 и 3 позициями. В этом примере, как показано на фиг.5, испаритель 9 интегрирован в корпус 9', который закреплен в зоне ограничивающего выпускное пространство 15 дна 12 сбоку снаружи внизу на наружной окружной стенке 13 глушителя 8. В этой зоне наружная окружная стенка 13 глушителя 8 имеет проход. Концевая выхлопная труба 10 своим расположенным внутри выпускного пространства 15 входным участком 10а проходит до испарителя 9 и продолжается снаружи глушителя 8 на выходе испарителя 9 в зоне выходного отверстия 9” корпуса 9' своим выходным участком 10b. В этом примере выполнения испаритель 9 также имеет нижний соединительный патрубок 20, который соединен с подводящим трубопроводом 22 для жидкой циркулирующей среды, и верхний соединительный патрубок 21, который соединен с отводящим трубопроводом 23 для парообразной среды. На фиг.4 расположение этого испарителя 9 в транспортном средстве 1 также обозначено с помощью зачерненного поля на глушителе 8.

В случае автомобиля, показанного на фиг.7, предпочтительно применяется глушитель 8, который соответствует глушителю, показанному на фиг.5 и 6, но имеет испаритель 9 в другом месте, а именно снаружи вверху. Поэтому на фиг.7 и 8 одинаковые или соответствующие друг другу части обозначены одинаковыми позициями. В этом примере, как показано на фиг.8, испаритель 9 установлен своим корпусом на наружной окружной стенке 13 глушителя 8. В этой зоне наружная окружная стенка 13 глушителя 8 имеет проход. Концевая выхлопная труба 10 своим расположенным внутри выпускного пространства 15 в зоне ограничивающего его дна 12 входным участком 10а проходит до испарителя 9 и продолжается снаружи глушителя 8 на выходе испарителя 9 своим расположенным, по существу, вертикально позади кабины 3 водителя выходным участком 10b. Он стабилизирован относительно глушителя 8 с помощью нескольких держателей и распорок 10с, служащих в качестве опоры.

В случае транспортного средства 1 согласно фиг.9 применяется тот же или аналогичный глушитель 8, что и в автомобиле, согласно фиг.4, однако здесь испаритель 9 не установлен на глушителе 8, а интегрирован в концевой участок 10b проходящей вверх позади кабины 3 водителя концевой выхлопной трубы 10, при этом концевой участок 10b, как показано на фиг.10, примыкает к выходу глушителя 8. При этом испаритель 9 либо встроен в этот участок 10b концевой выхлопной трубы, а именно предпочтительно вблизи глушителя 8 или на небольшом расстоянии от него, либо заменяет частично участок 10b концевой выхлопной трубы. При этом концевая выхлопная труба 10 стабилизирована также здесь относительно глушителя 8 с помощью специальных держателей/распорок 10с.

В примерах согласно фиг.7, 8 и 9, 10 испаритель 9 также имеет нижний соединительный патрубок 20, который соединен с подводящим трубопроводом 22 для жидкой циркулирующей среды, и верхний соединительный патрубок 21, который соединен с отводящим трубопроводом 23 для парообразной среды. Положение этого испарителя 9 в транспортном средстве согласно фиг.9 показано также с помощью зачерненного поля.

В случае транспортного средства 1 согласно фиг.11 применяется другой по сравнению с указанными выше вариантами выполнения глушитель 8. При этом глушитель 8 образован расположенным, по существу, вертикально позади кабины 3 водителя полым цилиндром 25, который сверху и снизу закрыт дном 26 или соответственно 27. Этот глушитель 6, как показано на фиг.12, соединен через свое дно 26 с подводящим участком 28/1 и через свое дно 27 с отводящим участком 28/2 проходящей вверх за кабиной 3 водителя выхлопной трубы 28. В этот глушитель 8 интегрированы служащие для обработки отработавших газов катализаторы и/или фильтры (не изображены), а также испаритель 9. Этот испаритель 9 имеет также нижний соединительный патрубок 20 и верхний соединительный патрубок 21, которые проходят через полую цилиндрическую стенку 25 глушителя 8 наружу и там соединяются с подводящим трубопроводом (22) для жидкой циркулирующей среды или соответственно с отводящим трубопроводом 23 для парообразной циркулирующей среды. В этом примере выхлопная труба 28 с глушителем 8 фиксирована относительно входной части ветви 7 отработавших газов и относительно шасси 2 с помощью распорок 29. На фиг.11 положение испарителя 9 на транспортном средстве 1 также обозначено зачерненным полем на глушителе 8.

Испаритель 9 имеет конструкцию, которая обеспечивает возможность перевода подаваемой через трубопровод 22 жидкой циркулирующей среды при ее прохождении с помощью использования остаточного тепла проходящих отработавших газов в ее парообразное агрегатное состояние. Подводимая жидкая циркулирующая среда может быть, но не обязательно, уже предварительно подогрета за счет предшествующего теплообмена в контуре рекуперации тепла. Переведенная с помощью испарителя 9 в свое парообразное агрегатное состояние циркулирующая среда подводится через отводящий трубопровод 23 в контуре рекуперации тепла в расширитель, который преобразует паровую энергию в механическую энергию, которая воздействует на коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания 4 в качестве дополнительной приводной мощности.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-5 of 5 items.
20.03.2019
№219.016.e5ed

Сиденье для грузового автомобиля с переворачиваемой поверхностью для сидения

Изобретение касается сиденья, в частности, для грузового автомобиля, снабженного на верхней стороне подушкой. Сиденье (1), в частности, грузового автомобиля, прилегающее к основанию (2) сиденья и снабженное на верхней стороне подушкой, посредством механизма откидывания и вращения выполнено с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002357877
Дата охранного документа: 10.06.2009
10.04.2019
№219.017.043a

Блок переключения передач для грузового автомобиля

Изобретение относится к блоку переключения передач грузового автомобиля с откидывающейся кабиной для выбора передачи в многоступенчатой коробке передач. Блок переключения передач содержит один переключающий элемент (2), а также полость (14), частично окруженную сильфонообразным изоляционным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002371331
Дата охранного документа: 27.10.2009
29.04.2019
№219.017.4276

Двигатель внутреннего сгорания с наддувом

Двигатель содержит картер с верхней и нижней частями, охладитель наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель. Охладитель наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель интегрирован в примыкающую к верхней части картера поперечную плиту или опорную плиту или закреплен на поперечной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002333375
Дата охранного документа: 10.09.2008
09.05.2019
№219.017.4e6e

Двигательная установка с двигателем внутреннего сгорания и не требующей регулирования автоматически запускаемой поршневой машиной

Изобретение касается двигательной установки с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), который находится в кинематическом соединении с поршневой расширительной машиной. Двигательная установка с ДВС (18) находится в соединении с валом отбора мощности. Поршневая расширительная машина (19) находится...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002417327
Дата охранного документа: 27.04.2011
10.07.2019
№219.017.aa2c

Универсальный лежак для применения внутри и вне автомобиля

Универсальный лежак с одноместной поверхностью для лежания, образующий поверхность для лежания, свертываемый материал и имеющий разборную раму, содержащую две перекладины, каждая из которых размещена с возможностью извлечения в приемном устройстве на продольных кромках материала поверхности для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002275830
Дата охранного документа: 10.05.2006
Showing 1-10 of 15 items.
10.01.2013
№216.012.1982

Способ торможения двигателем

Изобретение относится к способу торможения работающим преимущественно по принципу Дизеля двигателем. Двигатель содержит, по меньшей мере, один нагружаемый потоком отработавших газов (ОГ) турбонагнетатель с работающей на (ОГ) турбиной и компрессором наддувочного воздуха, расположенными на общем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472022
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.07.2013
№216.012.5782

Способ торможения двигателем

Изобретения относятся к области автомобилестроения. Способ заключается в создании возрастания давления в отработавших газах (ОГ), а также осуществлении измерения встречного давления ОГ и давления наддувочного воздуха. Затем на основе измерения встречного давления ОГ и давления наддувочного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488010
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.12.2015
№216.013.9c89

Способ и устройство для эксплуатации парового цикла со смазываемым детандером

Изобретение относится к способу эксплуатации парового цикла, осуществляемому в предложенном устройстве, содержащем испаритель или парогенератор для испарения жидкого рабочего тела (А) и смазываемый смазочным средством детандер для совершения механической работы. Способ включает в себя следующие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571698
Дата охранного документа: 20.12.2015
25.08.2017
№217.015.c72c

Способ и устройство для регенерации тепла и его преобразования в механическую мощность в системе привода транспортных средств

Изобретение относится к способу и устройству для регенерации тепла и его преобразования в механическую мощность в системе привода транспортных средств. Проходящее в циркуляционном контуре рабочее средство испаряют с помощью по меньшей мере одного интегрированного в циркуляционный контур...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618803
Дата охранного документа: 11.05.2017
26.08.2017
№217.015.e2c2

Автомобиль с функциональным модулем для установки на имеющем турбонаддув двигателе внутреннего сгорания автомобиля

Изобретение относится к автомобилям с функциональным модулем для двигателей с турбонаддувом. Автомобиль с функциональным модулем (1) для установки на имеющем турбонаддув двигателе внутреннего сгорания автомобиля, причем функциональный модуль (1) имеет по меньшей мере один работающий на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626030
Дата охранного документа: 21.07.2017
26.08.2017
№217.015.ea0d

Способ и устройство для управления режимом торможения двигателем в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к способу управления режимом торможения двигателем в двигателях внутреннего сгорания для автомобилей. Причем двигатель (1) эксплуатируется с прямым впрыском топлива, а в системе отвода отработавших газов предусмотрен тормозной клапан (6) для подпора отработавших газов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628137
Дата охранного документа: 15.08.2017
29.12.2017
№217.015.f10f

Способ регулирования системы утилизации тепла в транспортном средстве

Изобретение относится к регулированию системы утилизации тепла в транспортном средстве с двигателем внутреннего сгорания. Регулирование системы утилизации тепла в автомобиле с контуром (1) утилизации тепла в качестве рабочего контура, который содержит накопительный резервуар (VR) с рабочей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638890
Дата охранного документа: 18.12.2017
13.02.2018
№218.016.21d2

Система использования отработавших газов, в частности для автомобиля, содержащая питающий насос

Изобретение относится к системе использования отработавших газов для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, причем эта система использования отработавших газов содержит питающий насос. Согласно изобретению в системе использования отработавших газов установлен по меньшей мере один...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641809
Дата охранного документа: 22.01.2018
13.01.2019
№219.016.af06

Устройство для подачи сжатого воздуха к пневмоустройствам в автомобилях

Группа изобретений относится к области автомобилестроения, в частности к устройству для подачи сжатого воздуха к пневмоустройствам в автомобилях, в частности тормозным устройствам в автомобилях, в которых сжатый воздух отбирается из камеры сгорания цилиндра двигателя внутреннего сгорания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676928
Дата охранного документа: 11.01.2019
11.03.2019
№219.016.db88

Блок привода с рекуперацией тепла

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Описывается блок привода автомобиля, включающий двигатель (10) внутреннего сгорания, компрессор (11) низкого давления, компрессор (12) высокого давления и устройство подачи наддувочного воздуха с блоком (13, 14) охлаждения наддувочного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002420666
Дата охранного документа: 10.06.2011
+ добавить свой РИД