×
19.04.2019
219.017.2d8d

Результат интеллектуальной деятельности: СМЕСИТЕЛЬНАЯ ГОЛОВКА КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02225947
Дата охранного документа
20.03.2004
Аннотация: Смесительная головка камеры жидкостного ракетного двигателя содержит корпус и огневое днище с форсунками, расположенными в нем по концентрическим окружностям и образующими ядро головки и периферийный ряд. Между огневым днищем и корпусом головки камеры установлен дефлектор, образующий совместно с корпусом головки питающий коллектор окислителя и тракт охлаждения огневого днища. Каждая форсунка представляет собой втулку с эксцентрично расположенными относительно ее оси каналами окислителя и горючего, заканчивающимися цилиндрическими соплами. Оси цилиндрических сопел пересекаются за огневым торцом форсунки. Оси сопел и каналов горючего форсунок ядра головки совпадают между собой и параллельны ее оси. Оси всех сопел и каналов окислителя и оси сопел и каналов горючего форсунок периферийного ряда расположены под углом друг к другу. Каналы окислителя снабжены радиальным трактом подвода окислителя и закрыты с противоположной соплу стороны заглушками. Форсунки размещены на огневом днище таким образом, что в каждом ряду форсунок ядра головки сопла каналов окислителя и горючего чередуются по окружности, при этом порядок чередования сопел каналов окислителя и горючего форсунок соседнего ряда изменен на противоположный. В форсунках периферийного ряда сопла каналов горючего расположены ближе к огневой стенке камеры. Изобретение позволит обеспечить максимально возможную полноту сгорания различных видов топлив, создать пристеночный слой продуктов сгорания, защищающий огневую стенку, и получить благодаря смесеобразованию различной интенсивности в отдельных концентрических рядах форсунок устойчивое горение в широком диапазоне изменения режимов работы двигателя. 4 ил.

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), применяемых в ракетной технике, оно также может быть использовано в авиационной технике и в агрегатах промышленной энергетики.

Известна смесительная головка камеры ЖРД со струйными форсунками, которые просверлены непосредственно в огневом днище головки. Каждая форсунка соединяет полость компонента топлива с зоной горения, а оси форсунок окислителя и горючего пересекаются вблизи огневого днища смесительной головки (М.В. Добровольский. Жидкостные ракетные двигатели, М.: Машиностроение, 1968, стр. 70, 74).

Известна также смесительная головка камеры американского ЖРД F-1, разработанного для первой ступени ракеты-носителя ″Сатурн-5″. Смесительная головка камеры - плоская с несколькими тысячами отверстий для впрыска окислителя и горючего. Расположенные по концентрическим окружностям отверстия образуют смесительные элементы со сталкиванием одноименных компонентов топлива (Космонавтика: Энциклопедия под ред. В.П. Глушко, М.: Советская энциклопедия, 1985, стр. 420).

Предлагаемые конструкции струйных форсунок существенно усложняют индивидуальную доводку гидравлических характеристик каждой пары форсунок и, следовательно, не позволяют осуществить селективный подбор по расходу каждой пары форсунок, что не обеспечивает получение максимальной полноты сгорания топлива. Кроме того, устойчивость процесса горения в камере с такой смесительной головкой оказывается недостаточно стабильной.

Целью настоящего изобретения является обеспечение максимально возможной полноты сгорания различных видов топлив при обеспечении экономичного пристеночного слоя продуктов сгорания, защищающего огневую стенку, и получение благодаря возможности организации различной дальнобойности топливных факелов каждой форсунки устойчивого горения в широком диапазоне изменения режимов работы двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что предлагается конструкция смесительной головки камеры жидкостного ракетного двигателя, содержащая корпус, огневое днище с форсунками, расположенными в нем по концентрическим окружностям и образующими ядро головки и периферийный ряд, между огневым днищем и корпусом головки камеры установлен дефлектор, образующий совместно с корпусом головки питающий коллектор окислителя и тракт охлаждения огневого днища, а каждая форсунка представляет собой втулку с эксцентрично расположенными относительно ее оси каналами окислителя и горючего, заканчивающимися цилиндрическими соплами, оси которых пересекаются за огневым торцом форсунки, причем оси сопел и каналов горючего форсунок ядра головки совпадают между собой и параллельны ее оси, а оси всех сопел и каналов окислителя и оси сопел и каналов горючего форсунок периферийного ряда расположены под углом друг к другу, каналы окислителя снабжены радиальным трактом подвода окислителя и закрыты с противоположенной соплу стороны заглушками, форсунки размещены на огневом днище таким образом, что в каждом ряду форсунок ядра головки сопла каналов окислителя и горючего чередуются по окружности, при этом порядок чередования сопел каналов окислителя и горючего форсунок соседнего ряда изменен на противоположный, а в форсунках периферийного ряда сопла каналов горючего расположены ближе к огневой стенке камеры. Такое расположение форсунок обеспечивает некоторый избыток горючего вблизи огневой стенки камеры.

Отличительными признаками предложенного устройства являются наличие дефлектора, использование двухкомпонентных струйных форсунок с пересекающимися струями окислителя и горючего и их расположение на огневом днище.

Дефлектор смесительной головки с ее корпусом и огневым днищем образуют питающий коллектор и тракт охлаждения огневого днища. Питающий коллектор обеспечивает равномерное распределение окислителя по внешнему периметру тракта охлаждения огневого днища. Дефлектор позволяет выдержать примерное постоянство скорости протока окислителя, охлаждающего огневое днище смесительной головки.

Каждая двухкомпонентная струйная форсунка формирует отдельный топливный факел с заданным соотношением компонентов топлива, что способствует интенсивному начальному смесеобразованию компонентов топлива при столкновении струй окислителя и горючего вблизи огневого днища головки до начала их распада. Для выполнения этого условия необходимо, чтобы длина сопла форсунки была больше или равна пяти ее диаметрам (lок ≥ 5dок, lгор ≥ 5dгор). Для обеспечения технологичности изготовления форсунок и снижения потерь давления по каналу форсунки необходимо выполнить условие d1 ≥ 1,5ок, a d2 ≥ 1,5dгор. Качество дробления струй компонентов и направление топливного факела зависят от взаимного силового соударения струи окислителя со струей горючего. Предлагаемая конструкция двухкомпонентной струйной форсунки позволяет осуществить:

- взаимное дробление струй окислителя и горючего вблизи огневого торца форсунки, а также изменением углов наклона сопел каналов окислителя и горючего относительно оси втулки α1 и α2 регулирование положения точки пересечения струй компонентов топлива, тем самым отдаляя или приближая фронт горения топлива, что положительно скажется на устойчивости процесса в камере сгорания и экономичной организации защитного пристеночного слоя продуктов сгорания периферийным рядом форсунок;

- индивидуальную доводку гидравлических характеристик трактов окислителя и горючего каждой форсунки перед ее установкой в смесительную головку;

- селективный подбор партии форсунок с одинаковыми гидравлическими характеристиками, предназначенной для укомплектования конкретного экземпляра смесительной головки.

Предлагаемое расположение форсунок на огневом днище позволяет интенсифицировать процесс перемешивания между цилиндрическими потоками топливной смеси, создаваемыми концентрическими рядами форсунок.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 представлен общий вид смесительной головки.

На фиг.2 представлена двухкомпонентная форсунка периферийного ряда.

На фиг.3 представлена двухкомпонентная форсунка ядра головки.

На фиг.4 представлена схема расположения форсунок на огневом днище смесительной головки.

Смесительная головка включает в себя корпус 1, огневое днище 2, дефлектор 3, форсунки периферийного ряда 4 и форсунки ядра головки 5. Форсунка каждого ряда состоит из корпуса 6, просверленного эксцентрично и параллельно оси его канала окислителя 7, заканчивающегося цилиндрическим соплом 8 и закрытого с противоположного конца заглушкой 9, подачу окислителя в канал осуществляют через радиальный тракт 10, и просверленного эксцентрично и параллельно оси его канала горючего 11, заканчивающегося цилиндрическим соплом 12. Форсунки периферийного ряда и форсунки ядра отличаются друг от друга наклоном цилиндрических сопел канала горючего. В форсунках 4 периферийного ряда оси сопел 8 и каналов 7 окислителя и сопел 12 и каналов 11 горючего расположены под углом друг к другу. В форсунках 5 ядра головки оси сопла 8 и канала 7 окислителя также наклонены друг к другу, а оси сопла 12 и канала горючего 11 совпадают между собой и параллельны оси форсунки. Струи окислителя и горючего как в форсунках периферийного ряда, так и в форсунках ядра пересекаются за ее огневым торцом 13.

Предложенная смесительная головка работает следующим образом. Горючее и окислитель подводятся в соответствующие полости, обозначенные на фиг.1. Окислитель, предварительно охлаждая огневое днище 2, подается в камеру через канал 7 окислителя и сопло 8, где встречается со струей горючего, поданного в камеру через канал горючего 11 и сопло 12. При встрече струи окислителя и горючего образуют топливный факел, в котором обеспечивается заданное соотношение компонентов топлива, что позволяет с помощью таких форсунок сформировать пристеночный слой и ядро продуктов сгорания заданных составов.

Геометрические размеры такой форсунки должны быть рассчитаны из следующих начальных условий:

- взаимное дробление струй окислителя и горючего достигается при их соударении при одинаковых перепадах давления на форсунках;

- результирующая общего факела топлива, образованного соударением струй окислителя и горючего одной двухкомпонентной форсунки периферийного ряда, должна быть параллельна оси камеры.

Это условие выполняется при равенстве радиальных составляющих количества движения окислителя и горючего на выходе из форсунки, определяемое формулой

(mw)окSinα1=(mw)горSinα2,

где mок и mгор - массовые расходы окислителя и горючего соответственно;

wок и wгор - скорости подачи окислителя и горючего соответственно.

При такой организации интенсивного смесеобразования получается факел равномерно перемешанной топливной смеси, что в свою очередь обеспечивает максимальную полноту сгорания топлива при соотношении компонентов, на которое рассчитана данная форсунка.

Применение таких форсунок позволяет организовать экономичный пристеночный слой продуктов сгорания с пониженным соотношением компонентов топлива в нем благодаря их малым внешним размерам. Устойчивый рабочий процесс при применении таких двухкомпонентных форсунок будет обеспечен благодаря организации разной дальнобойности топливных факелов в различных рядах форсунок и противоположного движения топливной смеси в соседних концентрических рядах форсунок ядра головки. Противоположное движение топливной смеси в соседних концентрических рядах форсунок ядра головки благоприятно скажется на экономичности камеры.

В центре Келдыша имеется положительный экспериментальный опыт по применению таких форсунок в количестве 127 штук на смесительной головке модельной кислородно-водородной камеры тягой 20 кН, работающей на восстановительном генераторном газе и жидком кислороде. На этой модельной камере при устойчивом процессе в ней получена высокая полнота сгорания топлива, характеризуемая величиной ее коэффициента ϕк=0,990.

Смесительнаяголовкакамерыжидкостногоракетногодвигателя,содержащаякорпус,огневоеднищесфорсунками,расположеннымивнемпоконцентрическимокружностямиобразующимиядроголовкиипериферийныйряд,отличающаясятем,чтомеждуогневымднищемикорпусомголовкикамерыустановлендефлектор,образующийсовместноскорпусомголовкипитающийколлекторокислителяитрактохлажденияогневогоднища,акаждаяфорсункапредставляетсобойвтулкусэксцентричнорасположеннымиотносительноееосиканаламиокислителяигорючего,заканчивающимисяцилиндрическимисоплами,осикоторыхпересекаютсязаогневымторцемфорсунки,причемосисопеликаналовгорючегофорсунокядраголовкисовпадаютмеждусобойипараллельныееоси,аосивсехсопеликаналовокислителяиосисопеликаналовгорючегофорсунокпериферийногорядарасположеныподугломдругкдругу,каналыокислителяснабженырадиальнымтрактомподводаокислителяизакрытыспротивоположнойсоплусторонызаглушками,форсункиразмещенынаогневомднищетакимобразом,чтовкаждомрядуфорсунокядраголовкисоплаканаловокислителяигорючегочередуютсяпоокружности,приэтомпорядокчередованиясопелканаловокислителяигорючегофорсуноксоседнегорядаизмененнапротивоположный,авфорсункахпериферийногорядасоплаканаловгорючегорасположеныближекогневойстенкекамеры.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 10 items.
20.02.2019
№219.016.c0dc

Тепловой аккумулятор для нагрева рабочего тела

Тепловой аккумулятор предназначен для нагрева газового потока с использованием аккумулирования тепловой энергии и может быть использован в энергодвигательных установках космических летательных аппаратов для периодического накопления тепловой энергии с последующим нагревом протекающего через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002366865
Дата охранного документа: 10.09.2009
01.03.2019
№219.016.c923

Смесительный элемент для форсуночной головки камеры жрд

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), применяемых в ракетной технике, оно также может быть использовано в агрегатах промышленной энергетики. Смесительный элемент состоит из внешней, средней и внутренней втулок, образующих кольцевые полости для подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265748
Дата охранного документа: 10.12.2005
01.03.2019
№219.016.d18d

Способ создания светящихся искусственных образований в околоземном космическом пространстве

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, а именно к способам создания в околоземном космическом пространстве долгоживущих светящихся образований, может быть использовано в рекламных и эстетических целях, например, при проведении космических шоу. Техническим результатом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02150798
Дата охранного документа: 10.06.2000
10.04.2019
№219.017.0068

Многополостной баллон высокого давления

Изобретение относится к области хранения газов. Многополостной баллон высокого давления, содержит оболочки преимущественно цилиндрической или сферической формы, установленные с зазорами одна в другую для размещения газа в образующихся полостях между ними, и заправочное устройство для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002291343
Дата охранного документа: 10.01.2007
29.04.2019
№219.017.3f13

Капельный холодильник-излучатель

Изобретение относится к системам терморегулирования космических аппаратов и может быть использовано для отвода низкопотенциального тепла от бортовых систем аппаратов. Предлагаемый капельный холодильник-излучатель (КХИ) содержит систему хранения и подачи теплоносителя, генератор капель с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247064
Дата охранного документа: 27.02.2005
29.04.2019
№219.017.3ffc

Тепловой аккумулятор для нагрева рабочего тела

Изобретение относится к устройствам для нагрева рабочего тела и может быть использовано в энергодвигательных установках космических летательных аппаратов, в составе которых требуется специальное устройство для периодического накопления тепловой энергии с последующим нагревом рабочего тела,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224187
Дата охранного документа: 20.02.2004
18.05.2019
№219.017.5bb1

Тепловой аккумулятор для нагрева газа

Изобретение относится к тепловой энергетике и может быть использовано в космической технике для нагрева газов и компонентов топлива ракетных двигателей, а также в других отраслях промышленности. Корпус аккумулятора состоит из соединенных между собой внутреннего герметичного и наружного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02176767
Дата охранного документа: 10.12.2001
18.05.2019
№219.017.5bda

Установка для испытаний образцов материалов и элементов конструкций в среде жидкого или газообразного кислорода с моделированием натурных условий эксплуатации

Изобретение относится к испытательной технике. Преимущественная область применения - техника для испытания образцов материалов и элементов конструкций в среде жидкого или газообразного кислорода с моделированием натурных условий эксплуатации. Установка содержит камеру высокого давления с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02166187
Дата охранного документа: 27.04.2001
18.05.2019
№219.017.5be2

Управляющая двигательная установка космических аппаратов и станций с ракетными двигателями малой тяги (варианты)

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для защиты космических объектов от жидких контаминантов. Согласно изобретению каждое защитное устройство снабжено механизмом его поворота и/или осевого перемещения. Механизм отводит данное устройство в положение, в котором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02148538
Дата охранного документа: 10.05.2000
19.06.2019
№219.017.8526

Камера с увеличенной поверхностью теплообмена жидкостного ракетного двигателя

Камера с увеличенной поверхностью теплообмена жидкостного ракетного двигателя с охлаждаемой горючим камерой сгорания содержит кольцевую смесительную головку и внешний и внутренний, коаксиально расположенные охлаждаемые цилиндры. Торец каждого цилиндра соединен с кольцевой смесительной головкой....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254490
Дата охранного документа: 20.06.2005
Showing 1-2 of 2 items.
01.03.2019
№219.016.c923

Смесительный элемент для форсуночной головки камеры жрд

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), применяемых в ракетной технике, оно также может быть использовано в агрегатах промышленной энергетики. Смесительный элемент состоит из внешней, средней и внутренней втулок, образующих кольцевые полости для подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265748
Дата охранного документа: 10.12.2005
19.06.2019
№219.017.8526

Камера с увеличенной поверхностью теплообмена жидкостного ракетного двигателя

Камера с увеличенной поверхностью теплообмена жидкостного ракетного двигателя с охлаждаемой горючим камерой сгорания содержит кольцевую смесительную головку и внешний и внутренний, коаксиально расположенные охлаждаемые цилиндры. Торец каждого цилиндра соединен с кольцевой смесительной головкой....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254490
Дата охранного документа: 20.06.2005
+ добавить свой РИД