×
17.04.2019
219.017.1542

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ДОСТАВКИ БОЕВОГО ЭЛЕМЕНТА ПРОТИВОТАНКОВОЙ ПРОТИВОКРЫШЕВОЙ МИНЫ К ЦЕЛИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к средствам поражения бронетехники, в частности, к противокрышевым минам. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют катапультирование боевого элемента вертикально вверх до заданной высоты, старт и полет боевого элемента в сторону цели с помощью ракетного двигателя и атаку цели ударным ядром в момент пролета над ней. Старт боевого элемента в сторону цели происходит на высоте, близкой к высоте цели из горизонтального положения при заданной скорости вертикально-поступательного движения вверх с последующим движением боевого элемента по настильной траектории в узком диапазоне высот с поражением цели по нормали к ее поверхности. Поражение цели осуществляют в диапазоне высот 0,5-1,5 м от ее поверхности. Реализация изобретения позволяет увеличить боевую эффективность мины. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к способам доставки поражающего боевого элемента (БЭ) к цели и может быть использовано в противотанковых минах, которые рассчитаны на поражение бронетанковой техники (БТ) в верхнюю, наиболее уязвимую, поверхность.

В настоящее время известны способы доставки БЭ к цели, например, способ, который используется в противокрышевой мине типа XM93WAM (Wide Area Mine) (www.systems.textron.com) (см. "Зарубежное военное обозрение", 1992, №1, стр.32). Этот способ, заключающийся в том, что БЭ, содержащий боевую часть (БЧ) со снарядоформирующим зарядом (СФЗ) и датчик цели, отстреливается в сторону цели под определенным углом к горизонту и движется по баллистической траектории, сканируя местность под собой в результате вращения относительно своей поперечной оси. При стрельбе на дальность 100 метров высота полета БЭ может достигать 40 метров. В момент обнаружения датчиком цели БТ происходит подрыв СФЗ, и цель поражается высокоскоростным ударным ядром (УЯ).

Указанный способ обладает существенными недостатками:

- низкая средняя скорость полета БЭ и, как следствие, большое время доставки БЭ к цели (3-4 с для дальности 100 м) позволяют БТ эффективно применять систему активной защиты типа AwiSS немецкой компании Diehl VA Systeme (http://www.diehl.com). По расчетам, для снижения эффективности такой системы до нуля полетное время БЭ не должно превышать 0,6 с;

- атака цели может происходить на наклонных дальностях до 40-60 метров и малых углах встречи с верхней поверхностью БТ, что приводит к потере кинетической энергии на 20-25% и даже к рикошету УЯ.

Также известен способ доставки БЭ противотанковой противокрышевой мины к цели, который является нашей разработкой и опубликован на сайте в Интернете, принадлежащем ФКП "ГкНИПАС" http://www.aha.ru/. Способ доставки БЭ к цели разбит на два участка: вертикальный и горизонтальный. Первый участок включает катапультирование боевого элемента вертикально вверх до заданной высоты, второй - полет БЭ в сторону цели с помощью ракетного двигателя. Поражение цели происходит ударным ядром в момент пролета над ней. Этот способ доставки БЭ к цели в сравнении с предыдущим способом лишен некоторых недостатков:

- увеличена скорость доставки БЭ за счет использования ракетного двигателя;

- атака цели происходит при больших углах встречи УЯ с поверхностью БТ за счет использования горизонтального старта.

Однако и этот способ обладает рядом недостатков:

- старт БЭ в сторону цели осуществляется из положения зависания, а последующий полет БЭ происходит с понижением траектории, обусловленным действием силы тяжести;

- для достижения необходимой дальности высота старта может достигать более 10 м, что увеличивает вероятность обнаружения;

- при старте на высоте 10 м расстояние до поверхности БТ на начальном участке полета БЭ может достигать 8 м, что сказывается на пробивной способности УЯ.

Технический результат применения настоящего изобретения - увеличение боевой эффективности противотанковой противокрышевой мины за счет оптимизации траектории полета БЭ. Оптимальная траектория БЭ - это траектория, которая в пределах заданной дальности лежит в узком диапазоне высот (настильная траектория) от 0,5 м до 1,5 м над поверхностью БТ и отклоняется от горизонтали на величину траекторного угла плюс-минус 1,5°. Увеличение диапазона высот в нижнем пределе влечет за собой увеличение вероятности лобового попадания БЭ в БТ, что в нашем случае недопустимо. Увеличение диапазона высот в верхнем пределе влечет за собой увеличение вероятности обнаружения БЭ системой защиты БТ и уменьшением пробивной способности УЯ. Увеличение диапазона траекторного угла увеличивает угол встречи УЯ с поверхностью БТ, что приводит к уменьшению вероятности поражения БТ.

Траектория БЭ разбивается на два участка: вертикальный и горизонтальный. На первом вертикальном участке БЭ, снабженный СФЗ и датчиком цели, которые ориентированы вертикально вниз, из исходного горизонтального положения движется вертикально вверх, сохраняя горизонтальное положение. Это движение задается с помощью катапульты. Сущность изобретения заключается в том, что на заданной высоте, близкой к высоте БТ ≈2 м, имея определенную вертикальную скорость, БЭ горизонтально стартует в сторону цели с помощью ракетного двигателя (РД) и движется по второму горизонтальному участку траектории. Этот участок траектории лежит в узком диапазоне высот (настильная траектория) и отклоняется от горизонтали на величину траекторного угла плюс-минус 1,5°. Понижение траектории БЭ под действием силы тяжести компенсируется вертикальной скоростью, что обеспечивает полет БЭ по настильной траектории на заданной дальности.

Изложенную сущность изобретения поясняют фиг.1 и фиг.2, где изображено одно из возможных устройств, с помощью которого можно осуществить доставку БЭ 1 к цели по описанному способу.

Способ доставки БЭ 1 к цели осуществляется следующим образом: БЭ 1, содержащий БЧ 2 со снарядоформирующим зарядом и датчик цели 3, которые ориентированы вертикально вниз, катапультируется вертикально вверх, при помощи катапульты 4 с начальной скоростью V0 и на высоте Нy, имея вертикальную скорость Vy, с помощью ракетного двигателя 5 горизонтально стартует в сторону цели. При пролете над целью БЭ 1 обнаруживает ее датчиком цели 3 и поражает сверху УЯ. В качестве примера реализации заявленных возможностей предлагаемого способа на фиг.3 приведены результаты расчета траекторных параметров гипотетической мины с массой 15 кг, суммарным импульсом РД 2100Нс и временем работы 0,3 с. Начальная вертикальная скорость V0=8 м/с, высота и вертикальная скорость старта Нy=2 м и Vy=6 м/с соответственно.

Из приведенных данных видно, что полет БЭ происходит в определенном коридоре высот Y от 2 м до 3 м с углом тангажа ТЕТА плюс-минус 1,5°, что обеспечивает пролет над целью и поражение ее УЯ в верхнюю поверхность по нормали к этой поверхности.

1.Способдоставкибоевогоэлементапротивотанковойпротивокрышевойминыкцели,включающийкатапультированиебоевогоэлементавертикальновверхдозаданнойвысоты,стартиполетбоевогоэлементавсторонуцелиспомощьюракетногодвигателяиатакуцелиударнымядромвмоментпролетанадней,отличающийсятем,чтостартбоевогоэлементавсторонуцелипроисходитнавысоте,близкойквысотецели,изгоризонтальногоположенияпризаданнойскоростивертикально-поступательногодвижениявверхспоследующимдвижениембоевогоэлементапонастильнойтраекториивузкомдиапазоневысотспоражениемцелипонормалиприпролетенадней.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтопоражениецелиосуществляютсдиапазонавысотот0,5до1,5мотееповерхности.2
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-4 of 4 items.
20.04.2016
№216.015.3557

Способ идентификации поверхности морских течений по ко-поляризационным спутниковым радиолокационным изображениям

Изобретение относится к области океанографии и может быть использовано для определения характеристик поверхностных морских течений. Сущность: двухполяризационные радиолокационные изображения трансформируют в два новых изображения, которые несут информацию о спектре коротких Брэгговских...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581395
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.6d56

Способ измерения векторного поля скорости океанских и речных течений в космическом рса

Способ измерения векторного поля скорости протяженной поверхности относится к радиолокации поверхности Земли с космических аппаратов и может быть использован для одновременного формирования яркостных и векторно-скоростных портретов речных и океанских течений с необходимым пространственным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597148
Дата охранного документа: 10.09.2016
26.08.2017
№217.015.d97c

Установка для электролитно-плазменной обработки турбинных лопаток

Изобретение относится к области электрохимической обработки рабочих и направляющих турбинных лопаток. Установка содержит рабочую ванну и ванну коррекции электролита с нагревательным элементом, которые соединены между собой трубопроводом стока электролита с насосом для перекачки электролита,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623555
Дата охранного документа: 27.06.2017
03.10.2018
№218.016.8cd7

Способ предсказания и оценки аномально высоких волн, генерируемых движущимися погодными системами

Изобретение относится к области физической океанографии и может быть использовано для предсказания и оценки аномально высоких волн, генерируемых движущимися погодными системами. Сущность: для заданных значений радиального распределения скорости ветра и скорости перемещения циклона определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668337
Дата охранного документа: 28.09.2018
+ добавить свой РИД