×
13.04.2019
219.017.0c4a

Способ виброакустических испытаний ферм

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к неразрушающим динамическим испытаниям строительных конструкций, в частности к испытаниям элементов ферм. Способ заключается в возбуждении в стержне вынужденных упругих колебаний с изменяющейся частотой и регистрации значения частоты его резонансных колебаний. При этом в качестве возбуждаемого выбирают один из стержней верхнего пояса испытываемой фермы, соединяют узлы на концах данного стержня жесткой стяжкой регулируемой длины, повторно регистрируют его резонансную частоту. В случае резкого увеличения резонансной частоты стержень признают дефектным. Затем путем переноса и регулировки длины стяжки поочередно соединяют концы каждого из стержней нижнего пояса и решетки. Повторно для каждого соединения контролируют характер изменения резонансной частоты того же возбуждаемого стержня верхнего пояса и в случае ее заметного увеличения производят отбраковку и замену соответствующего стянутого труднодоступного стержня нижнего пояса или решетки. Далее выбирают в качестве возбуждаемых последовательно другие легкодоступные стержни верхнего пояса, а при необходимости и решетки, и для каждого из них аналогичным образом повторяют процесс испытаний граничных с ними труднодоступных стержней нижнего пояса и решетки. Технический результат – повышение эффективности и снижение трудоемкости испытаний. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к неразрушающим динамическим испытаниям конструкций и может быть использовано для своевременной диагностики повреждений и дефектов элементов ферм.

Широко известно, что скрытые механические повреждения элементов ферм /трещины и деформации в стержнях, растянутых и сжатых поясов, решеток, дефекты монтажных стыков, сварных швов и т.п./ обуславливают подавляющее большинство аварий инженерных сооружений, например: конвейерных транспортерных галерей /см. А.Н. Добромыслов. Диагностика повреждений зданий и инженерных сооружений. - М., Справочное пособие, 2007, стр. 125-130 [1]; Сахновский М.М. Уроки аварий строительных конструкций» Киев, 1969, стр. 33-35, 37-38 [2]/, транспортно-отвальных мостов/ [2], стр. 52-54/, мостов к доменным печам/ [2], стр. 43-44/, монтажных башенных кранов/ [2], стр. 73-77/, стропильных ферм/ [2], стр. 79/, обрушение стропильных ферм цеха /см. А.Н. Шкинёв. Аварии в строительстве, М., Стройиздат, 1984, стр. 124-136 [3]/, обрушение стальных ферм покрытия зрительного зала/ [3], стр. 186-187/, обрушение двух пролетов автодорожного моста/ [3], стр. 265-287/.

Известны способы статических испытаний конструкций ферм на стенде путем приложения нагрузки весовыми грузами /см. Долидзе Д.Е. Испытание конструкций и сооружений, М., 1975, стр. 140-141 [4]/, либо домкратами /см. Испытание сооружений. Справ. пособ. под ред. Ю.Д. Золотухина, Мн., 1992, стр. 168-172 [5]/, либо путем приложения усилий натяжными устройствами к узлам нижнего и вернего поясов и решетки фермы и измерения деформаций /см. Аронов Р.И. Испытание сооружений. М., 1974, стр. 73-75, 62-63 [6]/, либо с помощью эластичных герметичных камер нагружения, соединенных с источником давления /см. Аистов Н.Н., Испытание сооружений, Госстройиздат, 1960, с. 183 [7]/.

Недостатками известных способов является предельная сложность, громоздкость, низкая информативность.

Известны также динамические способы виброакустических испытаний конструкций, реализующие методы свободных и вынужденных колебаний, предусматривающие выделение локальных зон изделия, их последовательное перемещение вдоль конструкции с нагружением присоединенными массами и возбуждение колебаний в пределах данной зоны /см., например, а.с. СССР №1226303, G01N 29/04, 1986 [8]/, а.с. СССР №1396047, кл. G01N 29/04, 1988, [9]/,,

Однако, если известные способы с определенной натяжкой могут быть использованы для контроля дефектов в одиночных, легкодоступных для контакта по всей своей длине стержнях, то для динамических испытаний многопролетных ферм с труднодоступными стержнями нижних поясов и межпролетных решеток эти способы будут не просто представлять значительную сложность, но становятся практически нереализуемыми.

Наиболее близким способом того же назначения к заявленному изобретению по совокупности существенных признаков является способ виброакустических /резонансных/ испытаний изделий, заключающийся в том, что в контролируемом изделии возбуждают вынужденные упругие колебания с изменяющейся частотой, регистрируют значение частоты резонансных колебаний, по отклонению которого от заданного значения судят о наличие дефекта /см. а.с. СССР №690378, кл. G01N 29/04, 1977 [10]/, и принятый за прототип.

Недостатками способа-прототипа в случае его реализации для испытаний фермы является необходимость предварительного знания заданных /паспортных/ значений резонансных частот всех стержней фермы, а также обеспечения возможности легкого доступа к этим стержням для последовательного их возбуждения и регистрации в каждом из них резонансных колебаний, что предельно увеличивает трудоемкость процесса осуществления способа, делая его практически нереализуемым.

Сущность изобретения заключается в создании способа виброакустических испытаний ферм, обеспечивающего высокую эффективность при сравнительно низкой трудоемкости реализации за счет возможности нахождения скрытых дефектов и разрушений в труднодоступных стержнях нижнего пояса и решетки за счет использования влияния этих дефектов на характер динамических характеристик легкодоступных стержней вернего пояса и решетки фермы.

Технический результат - повышение эффективности испытаний и снижение трудоемкости процесса.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном способе виброакустических испытаний ферм, включающем возбуждение в стержне вынужденных упругих колебаний с изменяющейся частотой и регистрацию значения частоты его резонансных колебаний, особенность заключается в том, что в качестве возбуждаемого выбирают один из легкодоступных стержней верхнего пояса испытываемой фермы, соединяют узлы на концах данного стержня жесткой стяжкой регулируемой длины, повторно регистрируют вышеуказанным образом его резонансную частоту, считают в случае резкого увеличения резонансной частоты стержень дефектным и производят его замену, после чего путем переноса и регулировки длины данной стяжки поочередно соединяют в узлах концы каждого из труднодоступных стержней нижнего пояса и решетки, граничных с возбуждаемым стержнем при наличие общего с ним узла, повторно для каждого соединения контролируют характер изменения резонансной частоты того же возбуждаемого стержня верхнего пояса, а в случае ее заметного увеличения производят отбраковку и замену соответствующего стянутого труднодоступного стержня нижнего пояса или решетки, далее выбирают в качестве возбуждаемых последовательно другие легкодоступные стержни верхнего пояса, а при необходимости и решетки, и для каждого из них аналогичным образом повторяют процесс испытаний граничных с ними труднодоступных стержней нижнего пояса и решетки.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где схематично изображено устройство реализации способа для одного из пролетов фермы с изогнутым верхним, прямолинейным нижним стержневыми поясами и межпоясной стержневой решеткой, установленной на шарнирно неподвижной и шарнирно подвижной опорах.

Пролет фермы установлен на шарнирно неподвижной опоре А и шарнирно подвижной опоре В и состоит из стержней 1, 4, 8, 12 изогнутого верхнего пояса, стержней 2, 6, 10, 13 прямолинейного нижнего пояса и стержней 3, 5, 7, 9, 11 межпоясной решетки, закрепленных в узлах А, В, С, Д, Е, К, F, N. При этом механизм для реализации способа представляет собой жесткую криволинейную стяжку 14 с регулятором 15 ее длины, выполненную, например, в виде двух резьбовых частей с разнонаправленной резьбой, соединенных поворотной гайкой /на рисунке в качестве примера показано пунктирной линией стяжкой 14 узлов А и С по концам стержня 1 верхнего пояса фермы/, вибратор 16, подключенный к выходу генератора 17 электрических сигналов, прикрепленный к стержню 1 пьезоэлектрический измеритель перемещений 18, последовательно соединенный с измерительным усилителем 19.

Способ виброакустических испытаний осуществляется следующим образом.

Сначала в качестве возбуждаемого выбирают легкодоступный сверху стержень 1 верхнего пояса фермы, с помощью вибратора 16, подключенного к выходу генератора 17, возбуждают в данном стержне вынужденные упругие колебания с плавно возрастающей частотой, с помощью пьезоэлемента 18, закрепляемого на противоположном конце стержня 1, с измерительным усилителем 19 фиксируют низшую резонансную частоту стержня 1 из спектра его собственных частот по моменту резкого возрастания амплитудыколебаний, фиксируемой пьезоэлементом 18. Далее жесткой стяжкой 14 регулируемой длины соединяют узлы А и С по концам данного стержня 1 и повторно регистрируют вышеуказанным образом его указанную резонансную частоту. Очевидно, что в случае выполнения стержнем 1 своих заданных функций, то есть его жесткого работоспособного состояния стяжка 14 практически не увеличивает жесткость параллельного механического соединения элементов 1 и 14, то есть увеличение резонансной частоты будет минимальным в случае же реальных дефектов в стержне 1 или зонах его крепления /трещин, нарушения сварочных швов и т.п/, резко уменьшающих его жесткость, новая жесткость системы 1, 14 будет практически определяться жесткостью стяжки 14, то есть резко возрастет, что, естественно, приведет к резкому скачкообразному увеличению повторно измеренной резонансной частоты. В последнем случае стержень 1 признают дефектным и заменяют, и процесс испытаний продолжается далее. Для этого сохраняют в качестве возбуждаемого стержень 1 и, соответственно, зоны действия элементов 16, 18 схемы измерения, а стяжку 14, изменяя ее длину, переносят в узлы А и Д на концах труднодоступного стержня 2 нижнего пояса фермы. Опять вышеуказанным образом контролируют характер изменения резонансной частоты стержня 1. При этом в случае признания стержня 1 в предыдущей серии измерений качественным его резонансная частота до введения стяжки 14 уже известна, в случае же брака в стержне 1 и его замены новым стержнем определение его резонансной частоты до зажатия стержня 2 стяжкой 14 проводят повторно /исходная частота нового, замененного стержня 1 будет отличаться от первоначального дефектрного/. Так как стержни 1 и 2 граничат с наличием общего узла А, то из статического расчета фермы очевидно, что наличие дефекта в стержне 2, ослабляющего его жесткость, приводит к снижению жесткости крепления стержня 1 в узле А, и, соответственно, снижает его резонансную частоту. Также очевидно, что введение стяжки 14, зажимающей стержень 2, ослабляет указанный эффект снижения жесткости стержня 1, и приводит при повторном измерении к заметному увеличению резонансной частоты стержня 1. Конечно, здесь в отличие от первой серии измерений при зажатии стяжкой 14 стержня 1 увеличение резонансной частоты нельзя назвать резким скачкообразным, так как увеличение жесткости стержня 1 при зажатии стержня 2 идет не напрямую, как в первом случае, а через сравнительно легко вычисляемый коэффициент взаимного влияния, однако увеличение резонансной частоты стержня 1 будет, как мы говорим "заметным" и легко практически фиксируемым. При наличие брака стержень 2 опять заменяют и продолжают процесс испытаний. При этом последовательно переносят стяжку 14 в узлы С и Д и узлы С и К соответственно, труднодоступных стержней 3 и 5 решетки, продолжая выполнять одно измерение измененной резонансной частоты стержня 1 в случае качественности стержня 2, или опять по два измерения в случае его замены новым стержнем /замена стержня 2 новым опять приведет к некоторому смещению исходной резонансной частоты стержня 1/. В случае обнаружения дефектов стержни 3 и 5 заменяются. Далее, выбирают в качестве возбуждаемого другой легкодоступный стержень 4 верхнего пояса, переносят на этот стержень 4 элементы 16 и 18 измерительной схемы, закрепляют стяжку 14 в узлах С и Е, контролируют вышеописанным образом качество стержня 4 и, перенося стяжку 14 в узлы ЕК - качество стержня 7. Далее, аналогично контролируют стержень 8, и при его возбуждении - стержни 9 и 11, после чего возбуждают и контролируют стержень 12 и при его возбуждении - стержень 13. В результате остались непроконтролированными труднодоступные стержни 6 и 10 нижнего пояса. Поэтому, возникает необходимость использовать в качестве возбуждаемого сравнительно доступный стержень 7 межпоясной стержневой решетки, перенося на его концы элементы 16 и 18 измерительной схемы и стяжку 14 в узлы Е и К. А уже далее при возбуждении стержня 7 проверять последовательно качество стержней 6 и 10, соединяя стяжкой 14 сначала узлы Д и К, а потом узлы К и N нижнего пояса. Следует отметить, что в принципе предлагаемый способ позволяет еще более снизить трудоемкость процесса испытаний, проводя, например, для заданного примера фермы измерения резонансных частот только для двух стержней 1 и 12 верхнего пояса, последовательно зажимая узлы крепления всех остальных стержней, в том числе и не граничащих со стержнями 1 и 12, стяжкой 14. В идеале при проведении испытаний для возбуждения с измерением резонансных частот можно использовать только один наиболее доступный для контакта стержень верхнего пояса, а остальные стержни последовательно фиксировать стяжкой 14, установка которой возможна практически на любой труднодоступный стержень, пусть и с некоторыми неудобствами. Однако, реализация последних вариантов требует предварительного серьезного расчета коэффициентов влияния жесткости всех остальных стержней на характер изменения жесткости, и, соответственно, и низшей резонансной частоты одного выбранного возбуждаемого и наиболее доступного стержня, верхнего пояса, а кроме того - предъявляет более серьезные требования по точности и разрешающей способности к элементам 18 и 19 измерительной схемы устройства вследствие необходимости выявления ими в процессе измерения значительно менее резких флуктуаций резонансных частот возбуждаемых стержней.

По мнению заявителей, предлагаемый способ испытаний ферм позволяет внести новый подход при динамических испытаниях стержневых инженерных конструкций, а также разнообразие в исследованиях динамики стержневых систем за счет тщательного подхода к теоретическому определению и практическим исследованиям коэффициентов взаимного динамического влияния стержней фермы.

Способ виброакустических испытаний ферм, включающий возбуждение в стержне вынужденных упругих колебаний с изменяющейся частотой и регистрацию значения частоты его резонансных колебаний, отличающийся тем, что в качестве возбуждаемого выбирают один из легкодоступных стержней верхнего пояса испытываемой фермы, соединяют узлы на концах данного стержня жесткой стяжкой регулируемой длины, повторно регистрируют вышеуказанным образом его резонансную частоту, считают в случае резкого увеличения резонансной частоты стержень дефектным и производят его замену, после чего путем переноса и регулировки длины данной стяжки поочередно соединяют в узлах концы каждого из труднодоступных стержней нижнего пояса и решетки, граничных с возбуждаемым стержнем при наличие общего с ним узла, повторно для каждого соединения контролируют характер изменения резонансной частоты того же возбуждаемого стержня верхнего пояса и в случае ее заметного увеличения производят отбраковку и замену соответствующего стянутого труднодоступного стержня нижнего пояса или решетки, далее выбирают в качестве возбуждаемых последовательно другие легкодоступные стержни верхнего пояса, а при необходимости и решетки, и для каждого из них аналогичным образом повторяют процесс испытаний граничных с ними труднодоступных стержней нижнего пояса и решетки.
Способ виброакустических испытаний ферм
Способ виброакустических испытаний ферм
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 216 items.
25.08.2017
№217.015.cbd0

Способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента

Изобретение относится к способу нанесения износостойкого покрытия на режущий инструмент и может быть использовано в металлообработке. Проводят вакуумно-плазменное нанесение многослойного покрытия. Сначала наносят нижний слой из нитрида циркония. Затем наносят верхний слой из нитрида соединения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620529
Дата охранного документа: 26.05.2017
25.08.2017
№217.015.cbf7

Способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента

Изобретение относится к способам нанесения износостойких покрытий на режущий инструмент и может быть использовано в металлообработке. Проводят вакуумно-плазменное нанесение многослойного покрытия. Сначала наносят нижний слой из нитрида титана. Затем наносят верхний слой из нитрида соединения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620528
Дата охранного документа: 26.05.2017
25.08.2017
№217.015.cbf9

Способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента

Изобретение относится к способам нанесения износостойких покрытий на режущий инструмент и может быть использовано в металлообработке. Проводят вакуумно-плазменное нанесение многослойного покрытия. Сначала наносят нижний слой из нитрида хрома. Затем наносят верхний слой из нитрида соединения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620532
Дата охранного документа: 26.05.2017
25.08.2017
№217.015.cc62

Способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента

Изобретение относится к способам нанесения износостойких покрытий на режущий инструмент и может быть использовано в металлообработке. Проводят вакуумно-плазменное нанесение многослойного покрытия, при котором сначала наносят нижний слой из нитрида хрома, затем наносят верхний слой из нитрида...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620531
Дата охранного документа: 26.05.2017
25.08.2017
№217.015.cc8e

Способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента

Изобретение относится к способам нанесения износостойких покрытий на режущий инструмент и может быть использовано в металлообработке. Проводят вакуумно-плазменное нанесение многослойного покрытия. Сначала наносят нижний слой из нитрида ниобия. Затем наносят верхний слой из нитрида соединения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620530
Дата охранного документа: 26.05.2017
25.08.2017
№217.015.cca6

Способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам нанесения износостойких покрытий на режущий инструмент, и может быть использовано в металлообработке. Проводят вакуумно-плазменное нанесение многослойного покрытия. Сначала наносят нижний слой из нитрида титана. Затем наносят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620527
Дата охранного документа: 26.05.2017
26.08.2017
№217.015.d7c6

Способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам нанесения износостойких покрытий на режущий инструмент, и может быть использовано в металлообработке. Проводят вакуумно-плазменное нанесение многослойного покрытия. Наносят нижний слой из нитрида циркония. Затем наносят верхний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622533
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.d7d2

Способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента

Изобретение относится к способам нанесения износостойких покрытий на режущий инструмент и может быть использовано в металлообработке. Проводят вакуумно-плазменное нанесение многослойного покрытия. Сначала наносят нижний слой из нитрида циркония. Затем наносят верхний слой из нитрида соединения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622531
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.d7d6

Способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента

Изобретение относится к способу нанесения износостойкого покрытия на режущий инструмент и может быть использовано в металлообработке. Проводят вакуумно-плазменное нанесение многослойного покрытия. Сначала наносят нижний слой из нитрида циркония. Затем наносят верхний слой из нитрида соединения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622537
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.d7ee

Способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам нанесения износостойких покрытий на режущий инструмент, и может быть использовано в металлообработке. Проводят вакуумно-плазменное нанесение многослойного покрытия. Сначала наносят нижний слой из нитрида ниобия. Затем наносят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622543
Дата охранного документа: 16.06.2017
Showing 1-10 of 99 items.
10.11.2014
№216.013.041c

Устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия

Изобретение относится к устройству для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Устройство содержит установленную между кузовом и передним бампером автотранспортного средства структуру, разделяющуюся в процессе совершения ДТП на отдельные элементы. Элементы содержат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532450
Дата охранного документа: 10.11.2014
20.11.2014
№216.013.063e

Устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия

Изобретение относится к устройству для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия. Устройство содержит установленную между кузовом и передним бампером автотранспортного средства металлическую трубку, прикрепленную к кузову кронштейном. Открытые концы трубки обращены к обочинам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532999
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.11.2014
№216.013.093c

Бампер транспортного средства

Бампер транспортного средства относится к устройствам для гашения кинетической энергии при ударных столкновениях транспортного средства с препятствием. Бампер содержит смонтированные на кузове (1) внешнюю подвижную (2) и внутреннюю опорную (3) рамы, соединенные упругими энергопоглощающими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533765
Дата охранного документа: 20.11.2014
10.01.2015
№216.013.1906

Ворота с повышенной противотаранной прочностью

Ворота с повышенной противотаранной прочностью относятся к устройствам, предназначенным для защиты неподвижных и подвижных объектов от воздействия ударных нагрузок. Ворота содержат две плоские створки 1, 2, размещенные внутри прямоугольной стальной рамы 3, жестко прикрепленной по контуру к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537834
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.01.2015
№216.013.1ce0

Устройство для отвода от автомобиля энергии встречного удара

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство для отвода от автомобиля энергии встречного удара содержит установленную в передней части автомобиля ударную поверхность, шарнирно соединенную с металлическими продольными упорами. Упоры снабжены по концам элементами для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538820
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.01.2015
№216.013.1ce2

Бампер транспортного средства

Бампер транспортного средства относится к устройствам для гашения энергии удара при столкновениях транспортных средств с препятствиями. Бампер содержит смонтированные на кузове (1) наружную подвижную (2) и внутреннюю неподвижную (3) рамы, соединенные цилиндрическими винтовыми пружинами (4). На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538822
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.01.2015
№216.013.1ce6

Энергопоглощающий бампер транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Энергопоглощающий бампер транспортного средства содержит ударный брус, упруго укрепленный на кузове с помощью боковых направляющих и промежуточных деформирующих элементов. Промежуточные деформирующиеся элементы выполнены в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538826
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.01.2015
№216.013.1ce7

Защитный буфер транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Защитный буфер транспортного средства содержит установленные по периметру его кузова или на его отдельных, наиболее уязвимых, участках защитные элементы, образующие выступающую по периферии транспортного средства подвижную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538827
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.02.2015
№216.013.2d95

Бампер транспортного средства

Бампер транспортного средства относится к устройствам для активного гашения скорости и энергии удара при столкновении транспортного средства с препятствием. Бампер содержит прикрепленный к передней части корпуса (1) транспортного средства ударный брус (2), соединенный внутренней поверхностью с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543137
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2df1

Устройство для задержания автомобиля

Устройство для задержания автомобиля может быть использовано на охраняемых объектах. Устройство содержит установленный вдоль проезжей части дороги плоский инерционный элемент - тяжелую платформу, и расположенные с обеих сторон от дороги стойки, снабженные механизмом вертикального перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543229
Дата охранного документа: 27.02.2015
+ добавить свой РИД